Учимся создавать текст-описание (младшие школьники)
статья по русскому языку (1 класс) по теме
Важной работой по развитию речи младших школьников является обучение работе с различными текстами. Работа эта начинается еще в детском саду и продолжается в начальной школе. Тексты-описания могут быть различных жанров. В чем разница, а в чем их сходство. Какие общие линии. Об этом рассказывается в статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по созданию текста-описания требует от ребенка больших умений и навыков (умение сравнивать, делать выводы и сопоставлять, обобщать и т.д.).
Описание – это изображение предмета, какого-либо явления, его признаков.
Подготовительный этап:
Начинается задолго до знакомства с понятием «имя прилагательное». И так как в основе описания лежит перечисление признаков или качеств чего-либо, то и работа ведется по обучению эти качества выделять. Примером работы на данном этапе может послужить обучение описанию предмета по иллюстрации.
Детям показывают картинки. Просят выделить один – два существенных признаков. К каждой карточке придумывают слова, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое?
Можно составлять описание по предложенной схеме. Про фрукты или овощи предлагается последовательно ответить на следующие вопросы:
- Какое это по форме;
- Какое это по цвету;
- Какое это по плотности;
- Какое это по размеру;
- Какое это по вкусу.
Например, про яблоко дети могут рассказать. Это круглое, желтое/красное/зеленое, твердое, маленькое и сладкое.
Отличным видом работы является отгадывание или придумывание загадок. На первых порах стоит использовать признаки в прямом значении. Яблоко, к примеру, можно описать по приведенной выше схеме. Или:
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
( Яблоко)
Далее присоединяются открытые или закрытые сравнения.
Второй этап:
Начинается после знакомства с понятием «имя прилагательное».
Прочитайте детям один и тот же текст-описание, только во второй раз исключите все прилагательные. Проанализируйте, в каком случае текст более точный, яркий, красочный. Возможно, что без прилагательных вообще будет трудно понять, о чем идет речь. Так дети наглядно поймут роль прилагательных в нашей речи.
Полезны упражнения на сравнение двух предметов. Например, предлагается вписать подходящие по смыслу слова:
Мел ….., а уголь……
Тыква ……, а яблоко…….
Также полезно находить признаки одушевленных и неодушевленных предметов (по 2-3 признака).
Полезно проводить устные описания иллюстраций по предложенным заранее схемам.
Пример плана:
- Представление объекта описания.
- Признаки объекта описания.
- Заключения, выводы.
Тексты-описания могут быть следующих жанров: разговорный, деловой, научный, публицистический и художественный.
Чаще в описании нет сюжета или действующих лиц. В таких текстах очень много имен прилагательных. Временной план текста-описания может быть любым. Чаще художественное описание представлено прошедшим временем, а научное – настоящим. Но нельзя смешивать прошедшее или настоящее время с будущим!
Бывает очень трудно отличить текст-описание от текста-повествования. Научите детей такой хитрости. Если после прочтения можно изобразить наш текст в одном рисунке, то это описание. Также к такому тексту можно задать вопрос: «Какой предмет?». Если же необходимо два или более рисунков, тогда перед нами текст-повествование. Это поможет сделать правильный выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи на тему: «Учимся составлять текст-описание» 1 класс
В данном материале представлен конспект урока по обучению тексту-описанию. Условно обучение описанию можно разделить на 2 периода. Первый - это до введения понятия "имя прилагательное". Второй - это п...
Пояснительная записка к обучающему и развивающему курсу для младших школьников "Учусь создавать проект". Развитие познавательных способностей
Пояснительная записка включает общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмет...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/04/picture-235888-1365065138.jpg)
Формирование умения создавать сравнительный текст-описание.
Учебно – методическое пособие по развитию речи....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/26/picture-54837-1380204406.jpg)
Формирование умения создавать сравнительный текст-описание (серия уроков)
Учебно – методическое пособие по развитию речи. (Серия уроков)....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/20/picture-69991-1461164127.jpg)
Программа по проектной деятельности для младших школьников «Учусь создавать проект»
Программа по проектной деятельности для младших школьников «Учусь создавать проект»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/06/picture-237131-1365251048.jpg)
Статья «Учимся разрешать конфликты у младших школьников». Теория и практика.
Начальная школа, являясь социальным институтом, испытывает прямое влияние обострения противоречий в обществе. Поскольку в ней пересекаются учебная, трудовая и семейная деятельность людей, в школьные к...
Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Урок "Учимся составлять текст-описание". "Школа России".
В помощь учителю начальных классов. Конспект урока по русскому языку в 1 классе. Тема "Учимся составлять текст-описание". Программа "Школа России"....