Программа по проектной деятельности для младших школьников «Учусь создавать проект»
рабочая программа на тему
Программа по проектной деятельности для младших школьников «Учусь создавать проект»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_proektnoy_deyatelnosti.docx | 70.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Администрация Октябрьского района
Управление образования и молодежной политики
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
Тип учебного учреждения: Общеобразовательное учреждение
Вид учебного учреждения: Средняя общеобразовательная школа
Класс обучающихся: 1-3 класс
Название программы: Программа внеурочной
деятельности по проектной деятельности для младших школьников
«Учусь создавать проект»
Название образовательной
области: общеинтеллектуальная
Вид образовательной
программы: Программа внеурочной
деятельности
Ступень образования: I (первая) ступени
с.Перегребное
Рекомендовано Научно-методическим советом Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1» Октябрьского района, Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, Тюменской области, Протокол № __________от _______. 201___ г.
Составитель:
Насилевская С.П. учитель начальных классов первой категории МКОУ «Перегребинской общеобразовательная школа №1», Октябрьского района, Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, Тюменской области
Рецензент:
ориентирована на работу по учебникам: А. А. Плешакова, Л. Ф. Климановой, М. И. Моро, В. П. Канакиной, Шумакова Н. Б. и рабочим тетрадям «Учусь создавать проект» Р. И. Сизова, Р. Ф. Силимова по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» для учащихся 3 класса общеобразовательной школы – 2014 г.
Учебная программа по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» предназначена для учащихся 1- 3 классов, с целью формирования проектной деятельности
Цель курса: формирование проектно-исследовательской деятельности обучающихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………………...4
1. Учебный план…………………………………………………………………………………...7
2. Учебно-тематический план…………………………………………………………………...8
3. Содержание программы……………………………………………………………………....11
4. Планируемые результаты обучения………………………………………………………… 11
5. Формы контроля и система оценивания……………………..………………………………12
6. Методическое обеспечение учебного процесса……………………………………………..14
7. Используемая литература………………………………………………………………….…..14
8. Литература для учителя по методике преподавания…………………………………………14
9. Литература для учащихся…………………………………………………………………......14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа кружка по проектной деятельности «Учусь создавать проект» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - Стандарт), ориентирована на работу по учебникам: А. А. Плешакова, Л. Ф. Климановой, М. И. Моро, В. П. Канакиной, Шумакова Н. Б. и рабочим тетрадям «Учусь создавать проект» Р. И. Сизова, Р. Ф. Силимова. Курс является пропедевтическим и рассчитан на изучение обучающихся 3 класса из расчета 1 час в неделю.
Обучение путем развития творческих способностей в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Педагогика ориентируется на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе исследовательских проектов предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию в практике. В образовательной практике необязательно добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Современный учитель все чаще стремиться предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены, поэтому выполнение творческих проектов ребенком интенсивно развивается в сфере дополнительного образования.
Актуальность программы
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических ценностей, норм и традиций к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности учащегося, направленной на создание им образовательных продуктов. Необходимость такого перехода обусловлена экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному приходит информационное общество. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную информацию, становится жизненно важным для современных школьников. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель программы – формирование проектно-исследовательской деятельности обучающихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Программа предназначена для обучающихся, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для способных учащихся. Она направлена на формирование следующих качеств учащихся:
- способность осознания целей проектной деятельности; умение поставить цель и организовать ее достижение;
- коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Задачи программы:
- Развивать познавательные способности и формировать исследовательский поиск у младших школьников;
- Развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);
- Содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.
Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т. п.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
- Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
- Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
- Ценность информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
- Ценность коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.
Принципы реализации программы
В работе с детьми мы руководствуемся следующими принципами:
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
3. Принцип наглядности – демонстрация упражнений, схем, конструкторов, презентаций.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей среднего дошкольного возраста.
6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
Согласовано: Утверждаю: Заместитель директора по УР Директор школы
«____»___________ 201..г. « »________201..г.
________ Педан М.В. _________ Ткач Е.Н.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ЗАНЯТИЙ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«Учусь создавать проект»
Цель программы: формирование проектно-исследовательской деятельности обучающихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Категория слушателей: учащиеся 1 - 3 классы
Срок обучения: 3 года
Режим занятий: 1 час в неделю с октября месяца в 1 классе, 1 час в неделя с сентября месяца во 2 классе, 1 час в неделя с сентября месяца в 3 классе в течение учебного года.
1 класс:
Наименование разделов программы | Всего часов | В том числе | Формы контроля | |||
Теор. | Практ. | |||||
1. | Мир вокруг нас. (Наблюдение за природой, событиями и т.п.). | 2 | 2 | 0 | Личные наблюдения учителя, дневники достижений,, ответы на вопросы | |
2. | Проект. Что это? | 2 | 1 | 1 | Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы, результативность решения задач | |
3 | Творческие учебные проекты | 5 | 3 | 2 | Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы, результативность решения задач | |
4 | Главное и второстепенное. Практические задания типа «что сначала, что потом…». | 2 | 2 | 0 | Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы, результативность решения задач | |
5 | Рисунок, схема, график. | 2 | 2 | 0 | Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы, результативность решения задач | |
6 | Творческие учебные проекты | 5 | 2 | 3 | Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы, результативность решения задач | |
7 | Классификация | 2 | 2 | 0 | Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы, результативность решения задач | |
8 | Как работать с книгой. Научные книги. Разные источники | 2 | 2 | 0 | Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы, результативность решения задач | |
9 | Представление результатов деятельности | 7 | 1 | 6 | Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы, результативность решения задач | |
Всего | 29 | 17 | 12 |
2 класс:
Наименование разделов программы | Всего часов | В том числе | Формы контроля | |||
Теор. | Практ. | |||||
1. | Мир вокруг нас. (Наблюдение за природой, событиями и т.п.). | 2 | 2 | 0 | Личные наблюдения учителя, дневники достижений,, ответы на вопросы | |
2. | Что такое проект ? | 14 | 11 | 3 | Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы, результативность решения задач | |
3 | Знакомство с компьютером | 4 | 3 | 1 | Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы, результативность решения задач | |
4 | Создаем проекты | 14 | 10 | 4 | Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы, результативность решения задач | |
Всего | 34 | 26 | 8 |
3 класс:
Наименование разделов программы | Всего часов | В том числе | Формы контроля | |||
Теор. | Практ. | |||||
1. | Работа над этапами проекта | 13 | 7 | 6 | Личные наблюдения учителя, дневники достижений,, ответы на вопросы | |
2 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе | 7 | 3 | 4 | Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы, результативность решения задач | |
2. | Изучение и освоение возможностей программы МРР. | 7 | 4 | 3 | Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы, результативность решения задач | |
3 | Работа с фотографиями | 7 | 2 | 5 | Личные наблюдения учителя, дневники достижений, ответы на вопросы, результативность решения задач | |
Всего: | 34ч. | 16 | 18 |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
Согласовано Утверждаю Заместитель директора по УР Директор школы
«____»___________ 201..г. « »________201..г.
________ Педан М.В. _________ Ткач Е.Н.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗАНЯТИЙ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«Учусь создавать проект»
Цель программы: формирование проектно-исследовательской деятельности обучающихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Категория слушателей: учащиеся 1 – 3 классов
Срок обучения: 29 часов в 1 классе, 34 часа во 2 классе, 34 часа в 3 классе.
Режим занятий: 1 час в неделю с октября месяца в 1 классе, 1 час в неделю с сентября во 2 классе и 1 час в неделю с сентября в 3 классе, в течение учебного год
1 класс:
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Раздел I. Мир вокруг нас. Наблюдение за природой, событиями – 2часа | |||||
1 | Мир вокруг нас. Наблюдение за природой, событиями | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
2 | Мир вокруг нас. Наблюдение за природой, событиями | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
Раздел 2 : Проект. Что это? – 2 часа | |||||
3 | Проект. Что это? | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
4 | Проект. Что это? | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
Раздел 3: Творческие учебные проекты - 5часов | |||||
5 | Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы, видеть проблему. | 1 | 1 | 1 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
6 | Творческие учебные проекты. Проект «Радуга – дуга» | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
7 | Проект «Радуга – дуга» (защита) | 1 | 0 | 1 | Проект «Радуга – дуга» |
8 | Творческие учебные проекты . «Новогодний карнавал сказочных героев» | 1 | 0 | 1 | Проектный рисунок «Новогодний карнавал сказочных героев» |
9 | «Новогодний карнавал сказочных героев» (защита) | 1 | 0 | 1 | Проект «Новогодний карнавал сказочных героев» |
Раздел 4: Главное и второстепенное. Практические задания типа «что сначала, что потом…» 2 часа | |||||
10 | - Главное и второстепенное. Практическое занятие типа «что сначала, что потом …» | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
11 | Главное и второстепенное. Практическое занятие типа «что сначала, что потом …» | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
Раздел 5: Рисунок, схема, график. - 2часа | |||||
12 | Рисунки, схемы, графики. | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
13 | Рисунки, схемы, графики. | 1 | 0 | 1 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
Тема 6 раздела: Творческие учебные проекты - 5часов | |||||
14 | Творческие учебные проекты. « Люди и их знания» | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
15 | Проект «Люди и их знания» (защита) | 1 | 0 | 1 | Проект «Люди и их знания» |
16 | Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы, видеть проблему. | 1 | 0 | 1 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
17 | Творческие учебные проекты. « Растения» | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
18 | Проект «Растения» (защита) | 1 | 0 | 1 | Проект «Растения» |
Раздел 7: Классификация - 2часа | |||||
19 | Классификация | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
20 | Классификация Животные (защита) | 1 | 0 | 1 | |
Раздел 8: Как работать с книгой. Научные книги. Разные источники - 2часа | |||||
21 | Проект «Загадки, считалки, скороговорки, ребусы» | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
22 | Как работать с книгой. Научные книги. Разные источники. | 1 | 1 | 0 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
Раздел 9: Представление результатов деятельности - 5часов | |||||
23 | Проект «Симметрия» (защита) | 1 | 0 | 1 | Проект «Симметрия» |
24 | Проект «Волшебное оригами» (защита) | 1 | 0 | 1 | Проект «Волшебное оригами» (защита |
25 | Проект «Сказки» | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
26 | Проект «Сказки» | 1 | 0 | 1 | Проектный рисунок по сказке |
27 | Проект «Сказки» (защита) | 1 | 0 | 1 | Проект «Сказки» (защита) |
28 | Коллаж «Лесная поляна» | 1 | 0 | 1 | Коллаж «Лесная поляна» |
29 | Коллаж «В гостях у сказки» | 1 | 0 | 1 | Коллаж «В гостях у сказки» |
2 класс:
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Раздел I. Мир вокруг нас. Наблюдение за природой, событиями – 2часа | |||||
1 | Круг твоих интересов | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
2 | Мир вокруг нас. Наблюдение за природой, событиями | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
Раздел 2 : Что такое проект ? – 14 ч. | |||||
3 | Выбор темы твоего проекта. Ты проектант. | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
4 | Выбор помощников в работе над проектом | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
5 | Этапы работы над проектом. | 1 | 1 | 0 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
6 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность». | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
7 | Проблема. Решение проблемы. | 1 | 1 | 0 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
8 | Выработка гипотезы- предложения | 1 | 1 | 0 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
9 | Цель проекта. | 1 | 1 | 0 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
10 | Задачи проекта | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
11 | Сбор информации для проекта. Исследование: Мой любимый детский журнал | 1 | 0 | 1 | Работа со справочниками |
12 | Отборка информации. Отбор значимой информации. | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
13 | Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятие «макет», «поделка». | 1 | 1 | 0 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
14 | Тест. «Чему ты научился» Исследовательская работа «Родословная» | 1 | 0 | 1 | Проверка знаний. Исследовательская работа «Родословная» |
15 | Практическое занятие. Мини- проект «Грибная поляна» | 1 | 0 | 1 | Практическая работа. Мини- проект «Грибная поляна» |
16 | Практическое занятие. Мини- проект «Грибная поляна» (защита) | 1 | 1 | 0 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
Тема 3 раздела: Знакомство с компьютером.- 4 ч | |||||
17 | Значимость компьютера в создании проекта. | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
18 | Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
19 | Творческая работа. Презентация «Деревенский двор» | 1 | 0 | 1 | Презентация «Деревенский двор» |
20 | Творческая работа. Презентация «Деревенский двор» (защита) | 1 | 1 | 0 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
Тема 4 раздела: Создаем проекты – 14 ч. | |||||
21 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
22 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | 1 | 1 | 0 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
23 | Тест «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина» | 1 | 1 | 0 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
24 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | 1 | 1 | 0 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
25 | Проект «Аквариум» | 1 | 0 | 1 | Проект «Аквариум» |
26 | Проект «Аквариум»(защита) | 1 | 1 | 0 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
27 | Играем в ученых. Мини- проект «Страны мира» | 1 | 0 | 1 | Мини- проект «Страны мира» |
28 | Проект «Люблю природу русскую» | 1 | 0 | 1 | Проект «Люблю природу русскую» |
29 | Проект «Люблю природу русскую» (защита) | 1 | 1 | 0 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
30 | Проект «Мой любимый писатель сказочник» | 1 | 0 | 1 | Проект «Мой любимый писатель сказочник» |
31 | Проект «Мой любимый писатель сказочник» (защита) | 1 | 1 | 0 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
32 | Самоанализ – рефлексия после выступления | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
33 | Благодарственные рисунки – отклики. Пожелание будущим проектантам | 1 | 1 | 0 | Рефлексия |
34 | Советы на лето от Мудрого Дельфина | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
3 класс:
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Раздел I. Работа над этапами проекта – 13ч. | |||||
1 | Круг твоих интересов | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
2 | Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
3 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение задачи | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
4 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение задачи | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
5 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение задачи | 1 | 1 | 0 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
6 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение задачи | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
7 | Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации | 1 | 1 | 0 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
8 | Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации | 1 | 1 | 0 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
9 | Работа над проектом «Что такое хорошо»Выбор темы проекта. Актуальность. Источники информации | 1 | 1 | 0 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
10 | Работа над проектом «Что такое хорошо»Выбор темы проекта. Актуальность. Источники информации | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
11 | Карта и эмблема проекта. План работы над проектом | 1 | 0 | 1 | Работа со справочниками |
12 | Карта и эмблема проекта. План работы над проектом | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
13 | Подготовка паспорта проекта. Защита проекта | 1 | 1 | 0 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
Тема 2 раздела: Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе – 7ч | |||||
14 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта | 1 | 0 | 1 |
|
15 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта | 1 | 0 | 1 | |
16 | Требование к составлению анкет для проекта. Анкетирование | 1 | 1 | 0 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
17 | Памятки. Составление памяток по теме проекта | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
18 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
19 | Практическая работа. Создание мини-постера | 1 | 0 | 1 | |
20 | Практическая работа. Создание мини-постера | 1 | 1 | 0 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
Тема 3 раздела: Изучение и освоение возможностей программы МРР- 7ч. | |||||
21 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
22 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | 1 | 1 | 0 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
23 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | 1 | 1 | 0 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
24 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | 1 | 1 | 0 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
25 | Программа МРР. Дизайн | 1 | 0 | 1 | |
26 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | 1 | 1 | 0 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
27 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | 1 | 0 | 1 | |
Тема 3 раздела: Работа с фотографиями – 7ч | |||||
28 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями | 1 | 0 | 1 | |
29 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями | 1 | 1 | 0 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
30 | Требования к компьютерной презентации. Power Point | 1 | 0 | 1 | |
31 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту | 1 | 1 | 0 | Ответы на вопросы, результативность решения задач |
32 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
33 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | 1 | 1 | 0 | Рефлексия |
34 | Советы на лето от Мудрого Дельфина | 1 | 1 | 0 | Визуальное наблюдение |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В курсе 1 класса выделяются следующие разделы:
Тренинговые задания (12 часов), в них входят разделы:
Мир вокруг нас. (Наблюдение за природой, событиями и т.п.). – 2ч. Проект. Что это? – 2ч. Главное и второстепенное. Практические задания типа «что сначала, что потом…». – 2ч. Рисунок, схема, график. – 2ч. Классификация. 2ч.
Как работать с книгой. Научные книги. Разные источники. – 2ч.
Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: наблюдение, умение задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, объяснять и защищать свои идеи.
Раздел 3, 6. Творческие учебные проекты (10 часов) Знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты. Знакомство с основными доступными нам методами создания проектов (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и др.). Чем проект отличается от исследования Выполнение практической части, заданий (практические задания типа «что сначала, что потом..»). Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график. Практические задания по созданию схем, графиков. Высказывание суждений. Знакомство с классификацией. Знакомство с умозаключениями. Как правильно делать умозаключения. Работа с книгой. Какие книги считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т.п. Как сделать сообщения о своем проекте. План своего выступления.
Представление результатов деятельности (7 часов) Мини-конференции в классе. Представление своих проектов. Умение задавать вопрос.
В курсе 2 класса выделяются разделы:
1 раздел: Мир вокруг нас. (Наблюдение за природой, событиями и т.п.). - 2ч.
Мир вокруг нас. (Наблюдение за природой, событиями и т.п.). 1ч. Круг твоих интересов – 1ч. Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: наблюдение, умение задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, объяснять и защищать свои идеи
2 раздел: Что такое проект ? – 14 ч.
Знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты. Знакомство с основными доступными нам методами создания проектов (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и др.). Чем проект отличается от исследования . Знакомство с этапами проекта: актуальность, проблема, гипотеза, цели и задачи проекта.
3 раздел: Знакомство с компьютером.- 4 ч
Показать в чем значимость компьютера в создании проекта.
4 раздел: Создаем проекты – 14 ч.
Мини-конференции в классе. Представление своих проектов. Умение задавать вопросы по проекту, изготовлять визитки, правильно составлять титульный лист визитки, делать самоанализ.
3 класс:
1 раздел: Работа над этапами проекта – 12ч.
Выбор темы проекта. Актуальность. Источники информации. Общая цель и личная цель (цели) в работе над проектом. Составление общего и личного планов работы над проектом. Создание собственных творческих замыслов, воплощение их в творческом продукте.
2 раздел: Изучение и освоение возможностей программы МРР – 8 ч.
Знакомство с понятием «презентация проекта» .Индивидуальная помощь детям по созданию презентации на бумаге.
Требования к составлению компьютерной презентации. Нахождение ошибок в готовой презентации и исправление их. Работа с командами «Обрезка» и «Границы рисунка».
3 раздел: Работа с фотографиями – 7 ч.
Изучение и осваивание возможности программы Microsoft Power Point.
4 раздел: Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе - 6ч.
Составление паспорта проекта под руководством учителя. Обработка информации. Интервью. Визитка. Составление устных рекомендательных писем будущим проектантам. Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году.
5 раздел: Советы на лето от Мудрого Дельфина – 1ч.
Творческая работа . Составление и оформление рекомендательных писем будущим проектантам.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Планируемые результаты освоения обучающимися программы дополнительного образования проектной деятельности «Учусь создавать проект»
В результате прохождения программного материала обучающийся научатся давать определение проекту, ставить цель проекта;
Будут иметь возможность научиться составить краткий план проекта, ставить вопросы, выдвигать гипотезу .
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
предметные: ставить исследовательские вопросы, формулировать цель, составлять план проекта, вести наблюдения.
личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
метапредметные:
- регулятивные универсальные учебные действия:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
- познавательные универсальные учебные действия:
извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта (выполнять анализ, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
- коммуникативные универсальные учебные действия:
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка достижения учащимися начальной школы связана во первых , с выполнением специально сконструированных диагностических заданий, а вторых с выполнением проверочных заданий по предметам, такие как :
- формулировать исследовательские вопросы (например, задание «Задай вопросы»);
- формулировать гипотезы и обосновывать их (например, задание «Удивительные насекомые», «Зебровый ландшафт»);
- находить в тексте факты для подтверждения гипотезы (например, задание «Птицы — распространители семян»);
- находить и выделять в тексте факты для ответа на поставленный вопрос (например, задание «Для чего нужен снег?»);
- формулировать заключение на основе имеющихся фактов (например, задание «Поведение птиц зимой»);
- выдвигать разные варианты решения проблемы (например, задание «Поведение птиц зимой»);
- находить в тексте факты для подтверждения гипотезы (например, задание «Птицы — распространители семян»);
- устанавливать последовательность событий на основе выделенных в тексте фактов (например, задание «Куда текут реки.»).
- - задания с развёрнутым ответом, в связи с этим после каждого задания приводятся возможные критерии для оценивания и комментарии к ним.
Задания с выдвижением гипотез, важно изобразить «облачка» для вписывания детьми своих предположений представить незаполненную схему «подтверждение идеи фактами, а в заданиях на нахождении фактов для ответа – пустые окошечки. Задание на использование проектных рисунков, мини-проектов, викторин, загадок.
В течении года создание коллективных проектов в классе, участие в школьной конференции «Шаг в будущее», участие в районной исследовательской конференции «Юный изыскатель». В конце года отчетный концерт по проектной деятельности.
Перечень учебно-методического обеспечения, список литературы
(основной и дополнительной)
Список литературы для обучающих
Учебники | Дидактические материалы | Материалы для контроля |
1. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина «Литературное чтение» 3 класс. В 2х ч. 4-е изд. - М.: Просвещение, 2013 2. А.А. Плешаков 3 класс «Окружающий мир» Ч. 1, 2. М.: Просвещение, 2013, допущен Министерством образования Российской Федерации.. 2.Рабочая тетрадь к учебнику, А.А. Плешаков М. «Просвещение» 2014 год 3. Н.И. Роговцева, Богданова Н.В., Добромыслова «Технология» 3 класс. М.: Просвещение, 2014 |
| Защита проектов и участие в конкурсах |
Список пособий для учителя
Учебники | Методические материалы | Дидактические материалы | Интернет-ресурсы | |
1. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина «Литературное чтение» 3 класс. В 2х ч. 4-е изд. - М.: Просвещение, 2013 2. А.А. Плешаков 3 класс «Окружающий мир» Ч. 1, 2. М.: Просвещение, 2011, допущен Министерством образования Российской Федерации.. 2.Рабочая тетрадь к учебнику, А.А. Плешаков М. «Просвещение» 2014 год 3. Н.И. Роговцева, Богданова Н.В.,Добромыслова «Технология» 3 класс. М.: Просвещение, 2014 | Н. Б. Шумакова Развитие исследовательских умений младших школьников.- М.: Просвещение, 2011- 157с. | 1 Волина, В.В. Веселая грамматика /. - М.: АРТ-ПРЕСС, 2006. 2.Волина, В.В. Учимся играя: занимательное азбуковедение, веселая грамматика, в гостях у слова / - М. : АРТ -ПРЕСС, 2006. | Интернет-ресурсы.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для проведения родительского собрания на тему: "Развитие памяти младшего школьника. Учим стихи наизусть".
Как помочь ребенку выучить стихи наизусть? В данном материале представлены методы заучивания стихов наизусть в зависимости от ведущего типа памяти ребенка....
Пояснительная записка к обучающему и развивающему курсу для младших школьников "Учусь создавать проект". Развитие познавательных способностей
Пояснительная записка включает общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмет...
Как научить младшего школьника учиться
Рекомендации для учителей начальной школы....
Доклад на экологическое воспитание младших школьников «Учим детей любить природу»
Актуальность темы состоит в том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Че...
Как научить младшего школьника учиться
Обучение в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физическом плане. Чтобы сохранить у ребенка естественное стремление к знаниям...
Как научить младшего школьника учиться
Обучение в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане.Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к...
Коррекционное занятие для младших школьников "Учимся вырезать снежинки"
Конспект коррекционно-развивающего занятия, направленного на исправление мелкомоторной неловкости у обучающихся начальной школы по адаптированной общеобразовательной программе.Цель занятия:...