Система упражнений по теме «Имя числительное»
статья по русскому языку по теме
Цель этих упражнений, как и изучения темы «Имя числительное»: правильно писать и произносить имена числительные, то есть соблюдать орфографические и орфоэпические нормы русского языка.
Система специальных упражнений должна дать учащимся следующие знания:
- основные понятия об имени числительном;
- классификацию числительных по строению и разрядам;
- случаи употребления ь в числительных;
- особенности склонения отдельных числительных.
Также она призвана развить творческие способности учащихся, быстроту реакции, ассоциативность мышления, речь, зрительную память; и воспитать уважение и любовь к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_uprazhneniy_po_teme_imya_chislitelnoe.doc | 823.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система упражнений по теме «Имя числительное»
Всю работу над именем числительным можно разделить на три этапа: пропедевтический (подготовительный), основной и заключительный.
I. Подготовительный (пропедевтический) этап заключается в том, что учащиеся знакомятся с именами числительными практически, т.е. они узнают, что в русском языке существуют слова, которые обозначают числа и выраженные в числах количества, счёта. Этот этап начинается ещё с периода обучения грамоте, т.к. учащиеся используют в своей речи числительные, произнося цифры и числа, на уроках математики уже с первого класса; а заканчивается к концу 3 – началу 4 класса.
На данном этапе школьникам предлагается ряд упражнений, цель которых – научить детей слышать числительные в звучащей речи, правильно произносить трудные формы числительных.
На пропедевтическом этапе активно используются наглядный и дидактический материал, способствующий активизации внимания учащихся, повышению интереса к предмету изучения, а тем самым способствующему и лучшему усвоению материала на практическом уровне.
Используемые упражнения на данном этапе изучения:
1. Разгадайте ребусы:
(Ответы: 1. Дмитрий. 2. Стрижи. 3. Шесть. 4. Семья. 5. Восемь. 6. Трио. 7. Трибуна. 8. Трикотаж. 9. Подвал.) [6; 226]
2. Отгадайте загадки:
Отгадайте-ка, ребятки, У него – два колеса
Что за цифра – акробатка? И седло на раме.
Если на голову встанет, Две педали есть внизу.
Ровно на три больше станет. Крутят их ногами.
(Шесть) (Велосипед.)
Танцует крошка, На пальце на одном
А всего одна ножка. Ведерко вверх дном.
(Волчок, юла) (Наперсток)
Говорит она беззвучно, Есть, друзья, такая птица:
Но понятно и не скучно. Если сядет на страницу,
Ты беседуй чаще с ней – Очень рад бываю я,
Станешь вчетверо умней. А со мною вся семья.
(Книга) («Пять»)
Я так мила, я так кругла, Отгадайте-ка, ребятки,
Я состою из двух кружочков Что за цифра – акробатка?
Как рада я, что я нашла Если на голову встанет,
Себе таких, как вы дружочков. Ровно на три меньше станет?
(Восемь) (Девять)
У кого одна нога, Пять ступенек – лесенка,
Да и то без башмака? На ступеньках – песенка.
(Гриб) (Ноты)
Две плетенки, две сестренки Всегда шагаем мы вдвоем,
Из овечьей пряжи тонкой. Похожие как братья.
Как гулять, так надевать, Мы за обедом – под столом,
Чтоб не мерзли пять да пять. А ночью – под кроватью.
(Варежки) (Пара обуви)
Одна подружка Под крышей четыре ножки,
Пролезла другой в ушко. А на крыше суп да ложки.
(Нитка с иголкой) (Стол)
У него глаза цветные, Пятерка братьев неразлучна,
Не глаза, а три огня. Им вместе никогда не скучно.
Он по очереди ими Они работают пером,
Сверху смотрит на меня. Пилою, ложкой, топором.
(Светофор) (Пальцы)
В школе есть такая птица: Ежегодно приходят к нам в гости:
Если сядет на страницу, Один седой, другой молодой,
То с поникшей головой Третий скачет,
Возвращаюсь я домой. А четвертый плачет.
(Два) (Времена года)
Братцев этих ровно семь Ты со мною не знаком?
Вам они известны всем. Я живу на дне морском.
Каждую неделю кругом Голова и восемь ног,
Ходят братцы друг за другом Вот и весь я - …(осьминог).
Попрощается последний –
Появляется передний. Весь от ливней полосатый
(Дни недели) Месяц движется девятый,
Мы домой бежим по лужам,
Проживают в трудной книжке Зонтик старенький промок,
Хитроумные братишки. Мы с тобою крепко дружим,
Десять их, но братья эти Вместе сядем за урок…
Сосчитают все на свете. (Сентябрь)
(Цифры)
3. Вспомните как можно больше пословиц и поговорок, связанных с числами.
а) Один задириха, другой – неуступиха.
Один в поле не воин.
Одна пчела немного меду натаскает.
Один в море не рыбак.
Одна мудрая голова ста голов стоит.
Одно сегодня лучше двух завтра.
Одному ехать и дорога длинна.
Один раз солгал – навек лгуном стал.
б) Скупой платит дважды.
Два сапога – пара.
Как две капли воды.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Одна голова – хорошо, а две лучше.
Убить двух зайцев.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Уплетать за обе щеки.
Хромать на обе ноги.
Палка о двух концах.
Сидеть меж двух стульев.
От горшка два вершка.
Не может связать двух слов.
Ум хорошо, а два лучше.
в) Заблудиться в трёх соснах.
Обещанного три года ждут.
Плакать в три ручья.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года. Чтобы научиться лени – только три дня.
Не узнай друга в три дня – узнавай в три года.
г) Без четырех углов изба не рубится.
Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.
На все четыре стороны.
Жить в четырех стенах.
д) Как свои пять пальцев.
С пятого на десятое.
Пятое колесо в телеге.
е) Семеро с ложкой – один с плошкой.
Лук от семи недуг.
За семью морями (печатями).
В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнет.
Семи пядей во лбу.
Семимильными шагами.
Седьмая вода на киселе.
До седьмого пота.
Семь верст до небес.
На седьмом небе.
Семь бед – один ответ.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
У семи нянек дитя без глаза.
Семь чудес света.
ж) Весна да осень – на дню погод восемь.
Восьмое чудо света.
з) Девятый вал.
За тридевять земель, в тридевятом (тридесятом) царстве.
и) Дело десятое.
Не трусливого десятка.
С пятое на десятое.
4. Скороговорки. Вспомните скороговорки, связанные с числами.
В один клин, Клим, колоти.
Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.
Пара птиц порхала, порхала да и выпорхнула.
В пруду у Поликарпа – три карася, три карпа.
Летели три вороны, черны, пестроголовы.
Летели три пичужки через три пустых избушки.
Мимо речек, мимо сел На дворе трава,
Шел и трех овечек вел, На траве дрова.
Вел с кочевья трех овечек Раз дрова, два дрова,
Один серенький козел. Три дрова.
Около кола три хвои вьются.
Три вороны на воротах.
Три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Три сороки – тараторки
Тараторили на горке
Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня, три – вчера,
Три – ещё позавчера!
Трое трубачей трубили в трубы.
У четырёх черепах по четыре черепашонка.
Четыре чёрненьких чумазеньких чертенка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.
Пошел Ипат лопаты покупать.
Купил Ипат пять лопат.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть,
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Неделю Емеле
Прясть короб кудели,
А Емелиной дочке –
Прясть одну ночку.
Сидели, свистели семь свиристелей.
В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.
В семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Восемь сцепщиков сцепляют цистерны.
У Степана есть сметана, простокваша и творог, семь копеек – туесок.
У Антипа росла одна липа.
А Филипп посадил семь лип.
(А сколько всего росло лип?)
5. В названиях, каких сказок встречаются числа?
«Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Три медведя», «Три сестрицы», «Сто и одна ночь», «Два Ивана – солдатских сына», «Семь Симеонов», «Сказка о двух сестрах» и т.д.
6. Продолжите предложения – пословицы, запишите их в тетради, выделите слова, которые обозначают числа:
Один ум хорошо, а …
Не имей сто рублей, а… .
Семьдесят одёжек, а… .
… раз примерь, … раз отрежь.
За … зайцами погонишься – ни … не поймаешь.
Два сапога - … .
От горшка … вершка.
И т.д.
7. Прочитай правильно и выразительно предложения:
Количество ворон в стае, которая может собираться зимой на ночлег где-нибудь на лесной поляне, может достигать 200 – 300 тысяч.
Великаном среди деревьев считается эвкалипт, отдельные экземпляры которого могут достигать 150 – 160 метров.
В книге было 480 страниц. Она была иллюстрирована 34 рисунками и снабжена 29 чертежами.
Теплоход с 468 пассажирами отошёл от пристани.
Если из 976 вычесть 382, то останется 594.
И т.д.
8. Составьте и запишите предложение (текст), в котором употребите число … .
9. Из данных слов выпишите слова, обозначающие порядок чисел при счёте:
Первый, весенний, пятничный, семидесятый, семидневный, годовой, сороковой, шестичасовой, пятнадцатый, одиннадцатое, квартальный и т.д.
10. Разделите слова на две группы и запишите в столбики:
Пять, двадцать, четырнадцатый, семь, десятый, пятнадцатый, тридцать, восьмидесятый, семнадцать, двенадцатый и т.д. (количественные и порядковые числительные).
11. Разделите слова на три группы и запишите в столбики:
Два, десять, двадцать пять, тринадцать, восемьдесят, шестьдесят шесть, пять, одиннадцать, семьдесят восемь, один, четыре, сорок семь и т.д. (простые, сложные и составные числительные).
II. Основной этап
Цель основного этапа – познакомить учащихся с именем числительным (не только на практическом уровне, но и на теоретическом), как с частью речи, её грамматическими признаками, разрядами по значению; закрепить первоначальное умение распознавать имя числительное среди других частей речи; обогатить лексику учащихся словами со значением числа; показать сферу употребления этих слов в считалках, загадках, пословицах; показать важность умения правильно строить речевое высказывание с использованием в нём числительных.
При знакомстве с числительными, как частью речи целесообразно проводить беседы об их значении и этимологии некоторых слов числительных.
1. Б е с е д а о б и м е н и ч и с л и т е л ь н о м
Имена числительные называют количество людей, животных, растений, предметов и явлений действительности, а также их порядок при счете.
Числительные чаще всего употребляются при счёте. Как и другие имена, числительные склоняются (изменяются по падежам).
Чисел в русском языке бесконечное множество. А вот «счетных слов» не так уж много. Как же в таком случае нам удается обозначить каждое число словами? Оказывается, это возможно потому, что от одного числительного образуется множество.
Вот, например, числительное шестнадцать. Оно образовано от простого числительного шесть. От этого же слова образовались сложные числительные шестьдесят и шестьсот. А из простых и сложных числительных можно образовать сколько угодно составных: шесть миллионов шестьсот шестьдесят шесть тысяч шестьсот шестнадцать.
Так что считай себе да считай, числительных для любых чисел хватит. Но ни в коем случае нельзя забывать, что частое обращение к числам в жизни требует их упорядоченного использования, правильного, грамотного употребления падежей в том или ином варианте, например: Библиотека пополнилась одной тысячей (существительное в творительном падеже) новых книг (в книжной речи); Забросали нас тысячью (числительное) пустяковых вопросов (в разговорной речи). Грамотно прозвучит: два ученика, двое учеников, две ученицы, двое суток, четверо молодых людей, нас (вас, их) трое; но совершенно безграмотно говорить: двое учениц, трое учительниц и т.д.
А теперь еще одна важная вещь, связанная с правописанием мягкого знака в числительных. Учащиеся часто делают здесь ошибки, В чем же секрет мягкого знака?
Шестнадцать, шестЬдесят , шестЬсот... Есть он и в других числительных, образованных таким же способом. Везде!
«Да, но в одних случаях в серединке, а в других – в конце. Так ведь и перепутать недолго!» подумаете вы.
Секрет, между тем, очень прост: в каждом из числительных всего один (!) мягкий знак. Прислушивайтесь, как звучит конец числительного. Если там есть мягкий знак, то он всегда заметен. Значит, в середине его уже не может быть. Вот и весь секрет!
А теперь послушайте, откуда произошли названия некоторых числительных.
Начиная с одиннадцати и кончая тридцатью девятью, числительные включают необычное образование – дцать. Обратимся к истории. Все мы знаем числительные первого десятка. Числительные второго десятка создавались уже на основе имеющихся. Наши предки считали: «один на десяте», «два на десяте», то есть один плюс к десяти, два над десятью Постепенно слияния трёх слов в одно дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать. Числительные один, два, три и другие хорошо сохранились в них, а десять (находившееся в заударном положении) подверглось фонетическому изменению. Так и возникло необычное сочетание –дцать, входящее теперь вместе с бывшим предлогом на в суффикс: один + на + дцать =одиннадцать; три + на + дцать = тринадцать…
Теперь о происхождении числительного миллион. Это слово придумал знаменитый итальянский путешественник Марко Поло. Посетив в XIII веке Китай, он не мог найти слов, чтобы выразить свое восхищение богатствами этой страны. Вот он и образовал от итальянского милли (что означало «тысяча») и частицы –оне (соответствующей увеличительному суффиксу –ищ) новое слово. Таким образом, слово миллион дословно переводится как «тысячища». [6; 218]
И з и с т о р и и с л о в
Первая часть сложных слов, образованная от числительного три, может быть четырех вариантов: 1. Трех – (трехдневный, трехколесный, трёхъярусный), 2. Трое – (троеборье, троекратный), 3. Три – (трилистник – растение с тройчатыми листьями, триединый – единый в трех проявлениях) и 4. Тре – Последняя составная часть сложных слов обозначает не только наличие чего-либо в тройном размере (треножник, треугольник, треуголка), но и высшую степень качества: трезвон (большой звон, шум, переполох), треволнение (сильное волнение, беспокойство), треклятый (просторечное слово, нечто большее, чем проклятый).
В словах трио (музыкальное произведение для трех инструментов или голосов и также три исполнителя такого произведения), трилогия (художественное произведение, состоящее из трех частей, объединенных общим содержанием), триптих (строфа из трёх стихов, три картины, объединенные единым замыслом) составной элемент три – нерусского происхождения. Эти слова родом из итальянского, греческого и латинского языков. Но это не случайное совпадение: у них общий древний прародитель. Так называемая группа индоевропейских языков (в которую входят русский, итальянский, греческий, латинский, английский, немецкий) поэтому имеет сходства некоторых слов.
Слово сорок первоначально было существительным и обозначало мешок, куда помещалось 40 штук соболей, т.е. собольих шкурок, бывших в то время денежной единицей. Этого же корня и сорочка, представлявшая собой вначале примитивный «мешок» с разрезами для головы и рук. След прежнего склонения числительного сорок сохранился, между прочим, в старинном выражении сорок сороков (Москва – город сорока сороков церквей).
Числительное девяносто произошло, очевидно, из словосочетания «девять до ста».
Буква и в числительном двести объясняется тем, что происходит оно из так называемого двойственного числа сто – две сьтъ. Звук ъ (ять) превратился в современное и. [6; 219]
2. Целесообразно также использовать грамматические сказки, которые очень доступно и понятно объясняют значение имени числительного.
Г р а м м а т и ч е с к и е с к а з к и
Кто подсчитает?
Числительные счет любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи эта – самая молодая.
А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.
- Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал Председатель. – Существительное, подсчитайте количество голосов.
Кто-то крикнул: «Много!», и Существительное подхватило:
- Много!
- Вы же не считали! Или вы не хотите считать?
- Товарищ Председатель, - вступился Глагол. Существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.
- Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился председатель.
- Числительное!!! – хором выдохнул зал.
Вот оказывается, какая важная часть речи это Числительное.
Тысяча
Когда Тысяча явилась в предложение, все места были заняты. Тысяча потопталась в нерешительности, а потом подошла к самому большому Слову, предполагая, что оно-то и есть самое главное.
- Миллион извинений, - сказала Тысяча. – Я отниму у вас не больше одной минуты.
- Пожалуйста, - любезно ответило Слово. – Слушаю вас.
- Помогите мне устроиться в предложении, - попросила Тысяча. – Мне нужно немного, самую малость, только бы приткнуться где-нибудь с краешку.
- Чем же я могу вам помочь?
- О, ведь вы здесь – самое большое слово, самый главный член предложения!
- К сожалению, я не главный член, - сказало Слово с действительным сожалением. – Я всего лишь Деепричастие… Так сложились обстоятельства, ничего не поделаешь.
- А ваша величина? Неужели с ней никто не считается?
- Что величина? Вот видите самое короткое слово? А ведь это Подлежащее!
- Так вот оно какое, Подлежащее! – протянула Тысяча, сразу теряя интерес к своему собеседнику. И направилось к Подлежащему.
Подлежащее было занято срочной работой и поэтому не тратило лишних слов.
- Существительное, коротко представилось оно Тысяче. – А ваше имя?
- Числительное, - сказала Тысяча и тут же добавила: Можете называть меня просто Тысяча. Так меня называют все знакомые.
И Тысяча изложила свою просьбу.
- Право, не знаю, как вам помочь, - сказало Существительное. – Все вакансии у нас заняты… Разве что зачислить вас на должность служебного слова?
Тысяча поморщилась.
- Нет, для этого дела я вряд ли подойду, - сказала она и, немного подумав, предложила: - А что, если меня зачислить вместо Деепричастия? Я займу гораздо меньше места…
- Дело не в месте, - сказало Существительное. – Деепричастие прекрасно справляется с работой, а справляетесь ли вы, я не уверено. Ведь я даже не знаю ваших качеств…
- Зачем вам качества? – прервала его Тысяча, - у меня есть количество – и этого достаточно.
- Количество? – переспросило Существительное. – Что ж, количество – это тоже неплохо. Знаете что? Я оставлю вас при себе. Это будет для вас самое подходящее место.
И Тысяча осталось при Существительном.
Сначала оно пробовало давать ей разные мелкие поручения, но это ни к чему не привело. Тысяча не только не подчинялось Существительному, но даже не хотела с ним согласовываться.
Понемногу она начала управлять Существительным, а затем и вовсе заняла его место, став первой частью подлежащего и оттеснив Существительное на второй план.
А Существительное даже не сопротивлялось. Больше того, оно уступило Тысяче свой именительный падеж, а само удовлетворилось родительным.
Так оно склонилось перед её количеством. [6; 219]
3. В е с ё л ы е р и ф м ы, стихотворения, в которых сочетания букв, схожих с названием числительного, заменяется на число, развивают речь учащихся.
Прочитайте стихотворение. (Спишите стихотворение в тетрадь, заменяя цифры соответствующими числительными.)
3 – три
Есть у нас 3 сес3цы, У одной, что в С3жове,
Вы не знаете их? Над окошком жил с3ж.
Как бы мне ухи3ться С3чь она мастерица -
Рассказать о троих? Приходи к ней, малыш!
У другой, что в Ус3цах, А у третьей, в Быс3це,
Никаких ус3ц нет, Быс3на на реке,
Но зато осе3ну И резвятся 3тоны
Подают на обед. По ночам на песке.
2 гнома
Ночью шум стоял в по2ле,
Там 2 гнома побывали.
Залезали на весы,
Часто морщили носы,
Но без гирь они е2ли
На весах свой вес узнали!
100 – сто
У про100го 100рожа – Вме100 двух не про100
Непро100рный дом: Вычистить все 100,
Ча100 в нем 100ножка Сразу 100лько обуви
Бродит под 100лом. Не носил никто!
Дорожит 100ножка У про100й 100ножки
Чи100тою ног 100ит по100ять
И 100личной ваксой И у той 100ножки
Чистит 100 сапог. Опыт перенять!!!
(пер. с польск. Л. Кондратенко)
[3; 47]
4. Д и д а к т и ч е с к и е и г р ы, у п р а ж н е н и я, г о л о в о л о м к и.
- Угадайте слова.
- Я знаю два удивительных русских слова, - сказал Буратино. – В одном – семь одинаковых гласных, а в другом – сорок.
- О, мудрейший из юношей! – воскликнул Хоттабыч. – Ты не можешь быть мудрее меня, старого волшебника и мага. Я отыскал в русском языке четыре слова более удивительных: в каждом по сто одинаковых согласных, а в одном слове два «л».
(Ответ: семь-я, сорок-а, сто-н, сто-г, сто-л, сто-п, по-два-л.) [5; 56]
2. Вспомните как можно больше пословиц и поговорок (загадок, скороговорок, фразеологизмов, считалок), в которых употреблены имена числительные.
3. Многоногая загадка.
Две ноги на трех ногах, Закричали две ноги,
А четвертая в зубах. Закричали на весь дом,-
Вдруг четыре прибежали Да тремя по четырём!
И с одною убежали. Но четыре завизжали
Подскочили две ноги, И с одною убежали.
Ухватили три ноги, (К. Чуковский)
(Ответ: две ноги – человек, три ноги – табуретка, четыре ноги – собака, одна нога – куриная.)
4. Цепочка
Игру можно проводить и во внеклассной работе. Дети садятся полукругом. Ведущий произносит сочетание количественного числительного с существительным в косвенном падеже (например, двумя руками), после чего участники игры передают это слово «по цепочке», беря следующее по порядку числительное и подбирая новое существительное (тремя днями, четырьмя стульями и т.д.).
5. Грамматические задачи
а) В каких сложных словах вместо трех пишется тре-? (Треглавый, трегубый, трезубец, тренога, треножник, треугольник, треух и др.)
б) Как употреблять в речи существительные часы, ножницы, сутки с числительными два, три, четыре? (Двое (трое, четверо) часов, ножниц, суток.)
в) Какое порядковое числительное изменяется (склоняется) особо, отлично от остальных? (Третий как лисий.)
6. Кто больше?
За условленное время надо записать наибольшее количество пословиц, поговорок, строк из известных песен и стихотворений, содержащих в себе количественные числительные. (Один в поле не воин. Два сапога – пара. Плакать в три ручья и т.д.)
7. Будь внимателен!
Учитель записывает на доске указанные ниже имена числительные с существительными в скобках. Задача учащихся – написать числительные прописью, согласовывая их с существительными и употребляя, где можно, собирательные числительные.
2 (друг), 5 (перо), 3 (сутки), 6 (весло), 2 (вилы), 5 (метла), 4 (грабли), 7 (петля), 9 (сосна), 4 (девушка), 8 (доска), 6 (дочь), 10 (грамм), 12 (апельсин), 7 (скатерть), 9 (орден), 11 (черешня), 13 (деревня), 15 (гектар), 12 (килограмм).
8. Головоломки
9. Ребусы
1. 2. 3.
_
4. 5.
Ответы: 1. Десять, 2.Восемнадцать, 3. Одиннадцать, 4. Семнадцать, 5. Пятно.
10. Выборочный диктант (1)
Учащиеся определяют, что это за предложения: загадка, скороговорка; отгадывают загадку; находят в предложении словосочетание: числительное + существительное, записывают в тетрадь, подчеркивают числительные.
- Опять пять ребят нашли пять опят.
- Шесть мышат в камыше шуршат.
- Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
- Есть семь братьев, годами равные, именами разные. (Дни недели)
- И т.п.
11. Цифровой диктант
Учитель показывает карточки, на которых написаны числа, учащиеся должны назвать и записать эти числа. (11, 8, 12, 16, 10…)
12. Прочитайте ребусы, используя синонимичные названия одной и той же цифры:
1очка (одиночка), 1бор (разбор), ш1ла (школа), 1ос (колос)
по2л (подвал), 2д (парад), с3ж (стриж), 3ко (трико), па3от (патриот),
40а (сорока), 100лб (столб) и т.п.
13. На доске записаны числа: 10, 1, 2, 27, 5
Учитель даёт задания:
1) Запишите первое числительное в творительном падеже (десятью);
2) Запишите третье с конца числительное, как порядковое (второй);
3)Сколько числительных имеют в предложном падеже в окончании букву м? (об одном);
4) Запишите числительные только с одним слогом (два, пять);
5) Составьте число из третьей и первой цифры (21) и запишите его в родительном и творительном падежах (двадцати одного, двадцатью одним);
6) Сложите все числа, полученную сумму запишите (сорок пять):
- есть ли здесь числительное с ь? Выделите орфограмму.
- каковы особенности склонения числительного сорок? Какие числительные склоняются так же (девяносто, сто).
- в какую великую дату прошлого столетия входит число 45? (1945).
- составьте с ней предложение. (В 1945 году закончилась Вторая мировая война).
14. Найдите «третье лишнее»:
а) семьдесят (сложное) б) шестичасовой (прилагательное)
пятьдесят три (составное) двенадцатый (числительное)
шестнадцать (сложное) сто пятьдесят первый (числительное)
Придумайте и запишите свои варианты.
15. Выборочный диктант (2)
Учитель диктует предложения, учащиеся записывают только числительные в нужной форме, выделяя окончания.
1. За несколько дней на спортивных соревнованиях побывало свыше 570 тысяч зрителей. 2. Если к 289 прибавить 311,то получится ровно 600. 3. Если из 2 791 вычесть 1 457, то останется 1 334.
16. «Весёлая разминка»
Задание 1. Ответьте на вопросы (про себя) и запишите числительные в нужной форме:
1) К какому склонению относится слово мама? (К первому)
2) Сколько братьев было у Ниф-Нифа (два или двое)
3) Какой по счету в году месяц ноябрь (одиннадцатый)
4) Сколько лет в одном веке? (Сто)
5) Сколько лиц в названии главного города страны? (Столица)
6) Какое числительное при прибавлении к нему буквы л бывает обеденным (стол); буквы г - кучей сена (стог); буквы н – звуками издаваемыми от боли (стон); буквы п – командой «остановись» (стоп)?
7) Какого числа не стоит начинать серьезного дела? (Тринадцатого)
8) Назовите волшебное число многих сказок (Три).
9) Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке А.С. Пушкина? (Тридцать три).
Задание 2. Теперь поработаем с теми словами, которые вы записали:
1) Проверка.
2) Сколько из записанных вами числительных являются порядковыми? (Три)
3) Сколько слов с удвоенной н? (Одно)
4) В скольких числительных только 3 буквы? (два, сто, три)
5) В какой цифре количество знаков совпадает с количеством букв в числительном? (сто – 100)
17. Определите, есть ли в стихотворении числительные, сколько их, к каким разрядам относятся.
Вот неделя. В ней – семь дней,
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется понедельник.
Вторник – это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка – среда –
Третьим днём была всегда.
А четверг – четвертый день –
Шапку носит набекрень.
Пятый – пятница – сестрица –
Очень модная девица.
А в субботу – день шестой –
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний – воскресенье –
Назначаем для веселья.
(М. Погарский)
18. Продолжите предложения – пословицы, запишите их в тетради, выделите числительные.
Один ум хорошо, а …
Не имей сто рублей, а… .
Семьдесят одёжек, а… .
… раз примерь, … раз отрежь.
За … зайцами погонишься – ни … не поймаешь.
Два сапога - … .
От горшка … вершка.
И т.д.
19. Определите, к какой части речи относятся слова:
Три, третий, тройка, тройной, трое, утроить, троица и т.п.
20. Назовите все числительные, зашифрованные в предложении:
Прежде чем вся семья сядет за стол, предварительно вытри клеёнку.
21. Запишите как можно больше слов, в которых спрятались числительные (трибуна, стог, тритон и т.д.).
22. Перепишите, выбирая нужные числительные.
У кузницы стояло (два, двое) сан.. и (три, трое) телег.. .
(Два, двое) сут.. продолжалась метель.
(Четыре, четверо) друз.. отправились в туристический поход.
(Шесть, шестеро) девушек поступили на курсы секретарей.
Нас было (три, трое). Их оказалось (пять, пятеро).
23. Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах.
464 конверта (р., тв.), 98 велосипедов (д., тв.), 757 кастрюль (р., пр.), 557 мотоциклистов (д., пр.).
24. Определите роль числительных в предложении:
Дважды два – четыре. (подлежащее и сказуемое)
Семеро одного не ждут. (подлежащее и дополнение)
Первый блин комом. (определение)
Пушкин родился в тысяча семьсот девяносто девятом году. (обстоятельство)
25. Разделите данные количественные числительные на три группы и запишите в три столбика:
Семьдесят пять, девяносто, четыреста, восемь, одиннадцать, сорок восемь, шесть, пятьсот сорок пять, три, десять и т.д.
26. Спешите, заменив словами число. Обозначьте условия выбора ь в середине числительных.
Прочитал 59 страниц. Выучил 87 иностранных слов. Жители села выписывают 540 экземпляров газет и 88 экземпляров журналов. В домашней библиотеке имеется 798 книг.
27. Прочитайте арифметические примеры, правильно выговаривая окончания. Запишите эти примеры словами.
Образец: К восьми целым двум пятым прибавить четыре пятых.
8- + - ; 4- + 2; 1- + - ; 7,9 + 0,033; 50,7 + 9.
28. Перепишите числительные в таком порядке: 1) количественные, 2) порядковые, 3) собирательные, 4) дробные:
Пять, сто, одиннадцатый, двое, пятеро, семь, шесть целых три десятых, десять, пятнадцатый, семидесятый, тысяча девятьсот восемьдесят восемь, три пятых, один, триста пятьдесят седьмой, сорок и т.д.
29. Просклоняйте:
354 табуретки, 464 конверта, 757 кастрюль, 557 мотоциклов, полтораста метров, полтора килограмма, полторы минуты и т.п.
30. Составьте словосочетания «числительное + существительное». Поставьте числительные и существительные в творительном падеже.
Оба, обе; две, двое (школьница, сирота, шестиклассник, сутки, здание). Три, трое (костюм, школьник, шестиклассница, сани). И т.п.
III. Заключительный этап
На заключительном этапе работы над именем числительным учащимся предлагаются упражнения на закрепление полученного материала и проверку знаний о данной части речи. Основной и заключительный этапы разграничены условно. На заключительном этапе школьникам даются задания, с видами которых они познакомились на основном этапе, отличие заключается лишь в том, что на данном этапе учащиеся выполняют упражнения самостоятельно, без помощи учителя.
Этот этап позволяет определить эффективность проведенной работы на основном этапе, выявить учащихся, которыми материал был понят не в совершенстве. На заключительном этапе продолжается работа по тренировке и развитию зрительной памяти, ассоциативного мышления, быстроты реакции, так же идет большая работа по развитию речи. К концу 4 класса учащиеся учащимися усваиваются следующие сведения о числительных:
- общее понятие об именах числительных;
- их деление по функциям на количественные, порядковые, собирательные и дробные;
- сходство количественных с именами существительными, а порядковых с именами прилагательными;
- деление числительных по составу на простые, сложные и составные;
- склонение простых числительных и некоторых сложных.
- в процессе выделения числительных один и два из речи, учащиеся убеждаются, что они могут изменяться по родам как прилагательные. А один даже по числам.
На заключительном этапе предлагались следующие виды упражнений:
1. Грамматические задачи
а) Назовите числительные, которые пишутся с удвоенными согласными. (Одиннадцать, миллион, миллиард.)
б) Какие числительные в одном из косвенных падежей пишутся с двумя и даже с тремя ь? (Восьмью, восьмьюдесятью.)
в) Назовите порядковые числительные с двумя удвоениями согласных. (Миллионный.)
г) Какие числительные обладают родовыми различиями? (Один, два, а также все порядковые.)
д) Какие порядковые числительные не являются родственными соответствующим им количественным числительным? (Первый, второй.)
2. Головоломки
3. Шарады
Числительное плюс гласный – Число – часть первая шарады,
Ансамбль в музыке прекрасной. Вторая часть – одна из нот,
(Три-о) А к ним прибавить букву надо,
Первая цифра стоит в середине, Ответ любой из вас найдет:
Буква с начала и буква с конца. Он – мастер, может сделать вам
А в целом – леса, города и равнины, Буфет, скамейку, шкаф, диван.
К целому полны любовью сердца (Сто-ля-р)
(Р-один-а)
4. Кроссворды
5. Кто больше?
За условленное время нужно подобрать и записать побольше имен существительных и прилагательных, в состав которых входят числительные (Перворазрядник, шестиклассники, семицветный и т.п.)
6. Цепочка
Игру можно проводить и во внеклассной работе. Дети садятся полукругом. Ведущий произносит сочетание количественного числительного с существительным в косвенном падеже (например, двумя руками), после чего участники игры передают это слово «по цепочке», беря следующее по порядку числительное и подбирая новое существительное (тремя днями, четырьмя стульями и т.д.).
7. Спешите, ставя слова, данные в скобках, в нужном падеже. Составьте 2 – 3 побудительных предложения с любыми словосочетаниями.
Д..ржать (оба, обе) руками; пр..крепить к (оба, обе) ботинкам; д..ржаться за (оба, обе) конца; прил..жить к (оба, обе) ушам.
8. Чайнворд
9. Спишите. Над количественными числительными надпишите букву к., над порядковыми – букву п. Подчеркните выделенные слова как члены предложения.
1. Входят семь богатырей, семь румяных усачей. 2. С первого щелка прыгнул поп до потолка; со второго щелка лишился поп языка, а с третьего щелка вышибло ум у старика. 3. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. 4. В третий раз закинул он невод, пришел невод с одной рыбкой. (А. Пушкин.) 5. Три – нечётное число. 6. Семь и четыре – одиннадцать.
10. Перепишите, заменяя числа словами, ставя слова в нужном падеже.
11 (апельсины, мандарины и лимоны), 10 (яблоки), 6 пар (сапоги, валенки и ботинки), 4 пары (чулки и носки), 500 (граммы) вермишели, 8 банок (баклажаны, томаты), площадь в 890 (гектары).
11. Перепишите, выбирая нужные числительные.
По (оба, обе) сторонам улицы устроены газоны. Город расположен на (оба, обе) берегах реки. У (оба, обе) сестёр были одинаковые платья.
12. Перепишите словосочетания, раскрывая скобки, заменяя числа словами.
(Сорок) летний мужчина; (семьдесят пять) летний юбилей; (тридцать) градусные морозы; (восемьсот тридцать пять) километровый переход; (2-) тысячный коллектив; (пятьсот) миллионный посетитель.
13. Дополните каждый ряд данными ниже словами.
Имя существительное (кто? что?) Двойник, двойка, _ _.
Имя прилагательное (какой?) Двойной, семидневный, _ _.
Имя числительное (сколько? какой?) Два, _ _.
Второй, _ _.
Глагол (что сделать? что делать?) Удвоить, _ _.
«Тройка» (за ответ), три (товарища), трёхместный (корабль «Восток»), утроить (усилия); сотый (по списку), сто (деревьев), столетний (дуб); (новенький) пятак, (стал) пятиклассником, (громадная) пятерня, пять (секунд), пятый (день), пятиэтажный (дом).
14. Какие сочетания слов указывают на точное количество предметов, а какие – на приблизительное? Определите падежи числительных.
Десять дней – дней десять – около десяти дней. Сто двадцать шагов – шагов сто двадцать. Пять тысяч – тысяч пять – около пяти тысяч. Шестьсот тонн – тонн шестьсот – около шестисот тонн. Два года – года два – около двух лет.
15. Прочитайте арифметические примеры, правильно выговаривая окончания. Запишите эти примеры словами.
Образец: К восьми целым двум пятым прибавить четыре пятых.
10- + - ; 9- +12; 13- + - ; 27,9 + 0,033; 89,7 + 19.
16. Цифровой диктант
Учитель показывает карточки, на которых написаны числа, учащиеся должны назвать и записать эти числа. (11, 8, 12, 16, 10…)
17. Выборочный диктант
Учащиеся определяют, что это за предложения: загадка, скороговорка; отгадывают загадку; находят в предложении словосочетание: числительное + существительное, записывают в тетрадь, подчеркивают числительные.
- Опять пять ребят нашли пять опят.
- Шесть мышат в камыше шуршат.
- Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
- Есть семь братьев, годами равные, именами разные. (Дни недели)
- И т.п.
18. Найдите «третье лишнее»:
а) восемьдесят (сложное) б) восьмимильный (прилагательное)
двадцать три (составное) пятнадцатый (числительное)
девятнадцать (сложное) сто сорок первый (числительное)
Придумайте и запишите свои варианты.
19. Определите, есть ли в стихотворении числительные, сколько их, к каким разрядам относятся.
Из сказки Жуковского «Спящая царевна»
И на пир весёлый тот
Царь одиннадцать зовёт
Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их,
Но двенадцатой одной,
Хромоного, старой, злой,
Царя на праздник не позвал.
Отчего ж так оплошал
Наш разумный царь Матвей?...
20. Прочитай правильно и выразительно предложения:
В середине семнадцатого века население земного шара составляло всего лишь 545 миллионов человек. Ровно через сто лет оно увеличилось до 725 миллионов. Ещё через столетие население Земли перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду 171 миллиону человек.
В середине двадцатого века оно достигло 2 миллиардов 517 миллионов.
По прогнозу учёных, к 2000 году население Земли достигнет 6 – 7 миллиардов человек.
21. Продолжите предложения – пословицы, запишите их в тетради, выделите числительные.
Один ум хорошо, а …
Не имей сто рублей, а… .
Семьдесят одёжек, а… .
… раз примерь, … раз отрежь.
За … зайцами погонишься – ни … не поймаешь.
Два сапога - … .
От горшка … вершка.
И т.д.
22. . Определите, к какой части речи относятся слова:
Сотый, сто, столетний, двойной, пятак, пятиэтажный, утроить, пятерня, двойник, семидневный, второй и т.п.
23. Запишите как можно больше слов, в которых спрятались числительные (трибуна, стог, тритон и т.д.).
24. Спешите, заменив словами число. Обозначьте условия выбора ь в середине числительных.
Прочитал 87 страниц. Выучил 630 иностранных слов. Жители села выписывают 915 экземпляров газет и 69 экземпляров журналов. В домашней библиотеке имеется 937 книг.
25. Перепишите числительные в таком порядке: 1) количественные, 2) порядковые, 3) собирательные, 4) дробные:
Пять, сто, одиннадцатый, двое, пятеро, семь, шесть целых три десятых, десять, пятнадцатый, семидесятый, тысяча девятьсот восемьдесят восемь, три пятых, один, триста пятьдесят седьмой, сорок и т.д.
26. Разделите данные количественные числительные на три группы и запишите в три столбика:
Семьдесят девять, сто, триста, пятьдесят восемь, девятнадцать, сто шестьдесят восемь, шесть, пятьсот сорок пять, три, десять и т.д.
27. Замените цифры словами, употребляя, где это возможно, собирательные числительные. Подчеркните их.
1. По дороге в лицей я встретил 2 мужчин и 2 женщин. 2. Буря бушевала уже 4 суток. 3. Я дружу с 3 мальчиками и 3 девочками. 4. Охотник из лесу принёс 5 волчат.
28. Составьте словосочетания, используя в них порядковые числительные в родительном и предложном падежах.
360 (сантиметр), 1830 (килограмм), 78 (миллиметр), 2000 (литр), 783 (грамм), 444 (центнер), 8000 (гектар), 3000 000 (километр), 2 000 000 000 (километр).
Список использованной литературы
1. Баринова, Е.А. Методика русского языка / Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев. – М.: Изд. Центр «Академия», 1998.- 312с.
2. Блягоз, З.У. Двуязычие и культура речи/ З.У. Блягоз. – Майкоп, 1977.
3. Бетенькова, Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных/ Н.М. Бетенькова. – М.: Просвещение, 1995. – 249с.
4. Бондаренко, А. Где прячутся ошибки?/ А. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1999.- 423с.
5. Бурлака, Е.Г. Занимательная грамматика/ Е.Г. Бурлака, И.Н. Прокопенко. – М.: Просвещение, 1997. – 345с.
6. Валгина, Н.С. , Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык/ Под ред. Н.С. Валгиной: Учебник для вузов. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2001. – 528с.
7. Виноградов, В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове): [Учеб. пособие для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.»]. – 3-е изд., испр./ В.В. Виноградов. – М.: Высшая школа, 1986. – 639с.
8. Волина, В.В. Весёлая грамматика/ В.В. Волина. – М.: Знание, 1995. -336с.
9. Гвоздев, А.Н. Современный русский язык/ А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 1973. - 432с.
10. Гвоздев, А.Н. Современный русский литературный язык [Учеб. пособие для фак. рус. яз. и литературы пед. ин - тов]. Изд. 3-е/ А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 1967 – 1968. – 446с.
11. Голанов, И.Г. Морфология современного русского языка. [Учебник для пед. ин -тов]. Изд. 3-е./ И.Г. Голанов. – М.: Высшая школа, 1967. – 347с.
12. Гужва, Ф.К. Современный русский литературный язык (Словообразование. Морфология). [Учеб. пособие для общенауч. фак. и заоч. отд-ний пед. ин-тов по специальности «Рус. яз. и литература»]/ Ф.К. Гужва.- Киев, «Рад. школа», 1967. – 324с.
13. Катарушкина, Л.А. Имя числительное. Разряд числительных. Материалы к уроку. III класс (система Л.В. Занкова)./Л.А. Катарушкина // Журнал «Начальная Школа». – 2006. -№ 2. – С. 71 -72.
14. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 464с.
15. Львов, М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка/ М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1988. - 459с.
16. Методика преподавания русского языка/ Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – 462с.
17. Никольская ,И.А. Гимнастика ума/ И.А. Никольская, Л.И. Тигранова. – М.: Просвещение, 1997. – 256с.
18. Основы методики начального обучения русскому языку// Под ред. И.С. Рождественского, - М.: Высшая школа, 1965. – 397с.
19. Палей, И.Р. Очерки по методике русского языка/ И.Р. Палей.- М.: Высшая школа, 1965. – 437с.
20. Поздняков, И.С. Методика преподавания русского языка/ И.С. Поздняков. – М.: Высшая школа, 1955. – 320с.
21. Полякова, А.В. Русский язык. 4 класс. Методические указания. – М.: Академия, 1996. – 198с.
22. Программно – методические материалы. Русский язык. Начальная школа/ Сост. Л.А. Вохмянина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 320с.
23. Радзиховская, В.К. Морфология современного русского языка. Вводный курс: Учебное пособие/ В.К. Радзиховская. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 120с.
24. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М.С. Соловейчика.- М.: Академия, 1993. – 178с.
25. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис/ В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; Под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 704с.
26. Современный русский язык. Часть II (Морфология. Синтаксис) Под ред. проф. Е.М. Галкиной – Федорук. – М.: Московский университет, 1964. - 639с.
27. Современный русский язык: Учеб. пособие для студентов пед. ин – тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Моловицкий, А.К. Федоров. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 464с.
28. Современный русский язык/ Под ред. Д.Э. Розенталя. – М.: Просвещение, 1976. – 512с.
29. Барановская, И.А. Я иду на урок [Электронный ресурс] – Режим доступа: http//www.rus.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.
В докладе приведена система упражнений, которые можно использовать на уроках для формирования навыка чтения целыми словами....
Система упражнений по введению новой лексики по теме «Colours»
Мастер-класс по использованию информационных технологий на начальном этапе обучения иностранному языку. Считаю целесообразным использование данных технологий, т.к. это дает возможнос...
Система упражнений по теме "Синонимы"
Предлагаем систему упражнений, игр и творческих заданий для начальной школы, которая используется в ходе эксперимента, а также на уроках русского языка и развития речи с целью формирования у младших ш...
ОТЧЕТ на МО учителей начальных классов по теме самообразования: «Преодоление аграмматической дисграфии путем использования системы упражнений, направленных на уточнение и расширение словаря детей, развитие и упорядочение грамматичес
«Преодоление аграмматической дисграфии путем использования системы упражнений, направленных на уточнение и расширение словаря...
Реферат на тему: «Система упражнений, направленных на формирование исследовательских и проектных умений младших школьников»
Реферат на тему: «Система упражнений, направленных на формирование исследовательских и проектных умений младших школьников»...
Система упражнений по теме "Спряжение глагола".
Спряжение глагола. упражнения. 4 класс....
Тренировочные упражнения по теме "Количественные и порядковые числительные"
Цель данной работы - формирование умения различать количественные и порядковые числительные; называть порядковые числительные; называть даты. Обучающиеся, выполняя задания, повторяют названия месяцев,...