Конспект урока.Тема "Мягкий знак после шипящих".
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме
Дается конспект урока. Мягкий знак после щипящих в разных частях речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_dlya_4_klassa.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе «Правописание мягкого знака после щипящих.»
Цели:
- Образовательная: повторение правописания ь после шипящих в окончаниях имен существительных 3 склонения, глаголов и кратких имен прилагательных.
- Развивающая: обогащение словаря детей, внимание, развитие речи.
- Воспитательная: расширение кругозора учащихся, уважение друг к другу, умение радоваться за другого человека.
- Валеологические задачи:
1. Увеличение двигательной активности учащихся на уроке.
2. Предупреждение близорукости и нарушения осанки.
Оборудование: таблицы с правилами, иллюстрации, карты путешествия, сигнальные карточки.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.
Вид урока: урок-путешествие (нетрадиционный тип урока).
Формы работы на уроке:
- самопроверка;
- взаимопроверка;
- словарная работа;
- выборочный диктант;
- сравнение с образцом на доске;
- самоанализ;
- работа в парах.
Ход урока:
- Организационный момент. Мотивация учащихся
-Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. От ваших улыбок выглянуло солнышко и будет с нами весь урок. Жители города «Мягкий знак» пригласили нас в гости, чтобы мы побольше узнали о них. Сегодня мы отправляемся путешествовать в страну «Языкознание» город «Мягкий знак», в котором есть улица Существительных, улица Прилагательных, переулок Кратких Прилагательных и улица Глаголов.
- Определение темы урока
-Для того чтобы добраться, нужно определить, какое слово здесь лишнее.
(На доске на карточках слова)
помощь идёшь могуч беречь пруд ночь
-Какое слово лишнее? (пруд)
-Почему? (так как слово с другой орфограммой-парной согласной, а остальные слова – с шипящей на конце слова).
-Вот мы и добрались до города «Мягкий знак».
-На какие группы можно разделить оставшиеся слова? (Ь после шипящих в сущ.жен.рода, Ь в глаголах, в кратких прилагат.)
Сущ.жен.рода с Ь | Глагол | Краткие прилагательные |
помощь ночь | идёшь беречь | могуч |
-Определите, на каких улицах живут все эти слова?
-Ребята, как вы считаете, как будет называться тема урока?(отгадывают и я открываю ленту)
-Правильно. Сегодня будем работать над орфограммой «ь после шипящих в разых частях речи».
-Как нам не ошибиться в написании этой орфограммы? (знать части речи и особенности правописания Ь после шипящих в них).
- Целеполагания (на доске)
-А кто сможет определить цели нашего урока?
У - учиться ….Чему мы сегодня будем учиться? – учиться правильно писать Ь после шипящих и в кратких прил.
Р- развивать ….Что будем развивать? -будем развивать внимание и орфографическую зоркость
О- объяснить …..Что будем объяснить?-написание слов
К- контролировать…..Что будем контролировать?-ответы товарищей
-Для того, чтобы ориентироваться в городе, у нас есть карта путешественника.
- Словарная работа
-Но одному путешествовать не интересно, а с товарищем весело.-вывешиваю на доску
-Посмотрите внимательно на это слово. Какая здесь орфограмма? (сущ. муж.рода на шипящий муж.рода)
-А что мы знаем о сущ.-х, оканчивающихся на шипящую в мужском роде?(что Ь не пишется)
- Поставьте ударение-товарищ (первый слог – безударный)
-Какая орфограмма спряталась в этом слове? (безударный гласный)
-Ребята, а как называем слово с безударным гласным, который нельзя проверить? (словарное слово или непроверяемое)
-Как же нам проверить словарное слово? (никак)
-А я знаю секрет, как можно легко проверить словарное слово? Хотите, подскажу? (Да)
-У вас на столах словари. Откройте розовую закладку. Розовым маркером выделено слово. Прочитайте.
-Что мы видим? (от от древ.рус товарь – значит военный стан).
-Вы знаете, что раньше на Руси в военном лагере все назывались товарищами, потому что рядом жили и помогали друг другу. Вот и мы сегодня будем друг другу помогать.
-Следовательно, словарное слово «товарищ» можно проверить словом «товарь»?
-на доску вывешиваю проверочное слово.
-А ведь таким способом можно проверить все словарные слова.
-Интересно? А почему?(потому что словарное слово можно проверить)
-Составьте с этим словом предложение. (мой товарищ лучше всех)
-Ребята, как же нам не ошибиться в правописании безударной гласной в словарном слове? (либо заучить либо подобрать проверочное слово по этимологическому словарю)
-А что интереснее и познавательнее?(по словарю)
-Товарищей мы взяли и отправляемся в путешествие.
- Задание №1. Выборочный диктант
-Вот мы попадаем в сказочный город «Мягкий знак»
-На дверях города записаны красивые стихи. Они есть в вашей карте путешественника.
-Прочитайте с выражением-один реб. другой реб
Утренний мороз колюч Накрывает леса глушь Прячутся зверятки, Чтоб не морозить пятки | С удочкой зимой сидишь-другой реб. Рыбку поджидаешь А на речке –гладь и тишь Может, что поймаешь. |
-А каком времени года говорится в этом стихотворении?(о зиме)
-Любите ли вы зиму?
-Обратили ли вы внимание, как красива природа зимой?
-Ребята! В вашей карте путешественника есть таблица №1.
-Поработайте сейчас с этими четверостишиями, заполните таблицу словами, которые соответствуют теме нашего урока.
Нам нужно вписать слова в три столика и обосновать свой выбор:
Сущ. 3 скл. Жен.рода | Ь в глаголах | Краткие прилагательные |
глушь тишь | сидишь поджидаешь поймаешь | колюч |
-проверьте себя на улице существительных, кратких прилагательных, глаголов.
5.Проверка
-Возьмите зелёную пасту и проверьте себя.
-на улице Существительных какие слова живут? Обоснуйте.(Глушь, тишь)
- на улице Глаголов какие слова живут?Докажите(Сидишь, поджидаешь, поймаешь)
-в переулке Кратких Прилагательных какие слова живут? Докажите (колюч)
- если ошибок нет -поднимите зелёную карточку , если ошибки есть – то красную.
Микроитог:
-Ребята, в каких случаях пишется Ь, а в каких нет?
- Динамическая пауза
-Путешествуя по городу «Мяг.знак» мы так устали. Давайте отдохнем и поиграем.
-Я называю слово, если Ь пишется, то подпрыгните и хлопните в ладоши, если не пишется – то присядьте, если орфограмма е соответстует теме-стойте.
Например: сидишь-подпрыгнуть, матч-присесть, рожь, мышь, жгуч, ложь, могуч, скрипуч, ласковый, жечь, стеречь, хорош, глушь.
- Задание №2.
-Мы с вами все лучше и лучше узнаем город Мягкий знак. А на сколько хорошо мы узнали этот город, сейчас проверим.
-В картах таблица №2.
-Замени выражение одним словом на изученную орфограмму по нашей теме и запиши (2 чел. на закрытой доске)
-человек, который выступает в цирке (циркач)
-маленькая, серая, в норке живет (мышь)
-очень сильный человек (силач)
-житель Москвы (москвич)
-время суток, когда люди спят (ночь)
-крупное морское северное животное с усатой мордой (морж)
-Обменяйтесь листами и проверьте товарища.
(взаимопроверка- сравнение с образцом на доске)
-Проверьте своих товарищей, работавших у доски. Так ли вы сделали?
- если в вашей работе ошибок нет – поднимите зелёную карточку , если ошибки есть – то красную.
-Микроитог: в каких случаях пишется Ь, а в каких нет?
Оказывается, сколько слов у нас в этом городе!
- Задание №3 Творческое задание.
-Составьте со словами, которые мы записали, распространенное предложение на тему «Зима» и запишите их в карту путешественника.
- Подведение итогов урока. Рефлексия. Дидактическая игра «Да - нет»
-Жители города «Мягкий знак» хотят проверить, как вы ориентируетесь на их улицах. Они приготовили для вас вопросы. Вы найдете их в карте путешественника в таблице №3.
Прием «Верные, неверные утверждения». (Один чел. выходит к доске –если согласен-пишет-плюс, если нет-то минус)
Правда ли:
В словах стричь, беречь, стеречь, жечь нужно писать Ь, т.к. это глаголы-инфинитивы | Да, нужно |
В словах хорош, свеж, горяч, пригож не нужно писать Ь, т.к. это краткие прилагательные | Да не нежно, это крат. прил. |
у сущ. мужского рода пишется Ь после шипящих | Нет (луч, матч) |
-Открываем и проверяем у себя.
- если ошибок нет -поднимите зелёную карточку , если ошибки есть – то красную.
-Солнышко, которое вышло к нам вначале урока, приготовило вам вопрос.
-Солнышко спрашивает у вас, когда пишется Ь после шипящих, а когда не пишется?
-А еще оно спрашивает, понравилась ли вам словарная работа?
-Что вы ему ответите?
- Что мы сегодня узнали про словарные слова? (что их можно проверить по этимологическому словарю)
-Я уверена, что до окончания вами средней школы, вы не раз возвратитесь в этот прекрасный город и будете радовать солнышко багажом своих знаний.
10.Домашнее задание.
-Найдите и запишите пословицы, в которых есть орфограммы из города «Мягкий знак». Например: Что посеешь, то и пожнешь. Хорошо, если эти пословицы будут на тему «Зима».
-А кто захочет-может ещё составить предложение или текст на тему «Зима».
- Оценка учащихся:
-Ребята! Вы отлично работали, мне было с вами легко и интересно. Я очень довольна вашей работой. Похлопаем друг другу.
- Рефлексия.
Сложите ваш маршрутный лист пополам. Если вам понравился урок, и вы уходите с него с хорошим настроением, поднимите, пожалуйста, солнышко, если урок вам не понравился или оставил равнодушными, то поднимите тучу.
-Спасибо нашим гостям. Урок окончен.
Задание (резерв): там, где Ь необходим-вставьте его, где он не нужен-поставьте прочерк.
- стричь
- дочь
- хорош-
- тишь
- крепыш-
- знаешь
- дрожь
- трубач-
- горяч-
- кирпич-
- карандаш-
- чертишь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка на тему: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"
Данный урок разрабртан по УМК "Начальная школа 21 века"....
Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих"
Мягкий знак после ш...
Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".
Конспект урока-сказки по русскому языку для 4 класса по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода". Злюка-Зюзюка перессорила всех хителей страны Имя существительное. Ребят...
Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих"
Урок разработан для учащихся 3 класса, изучение материала построенно в виде сказки....
План-конспект урока. МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
Тема урока: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.»Тип урока: открытие новых знаний....
План-конспект урока. МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»...
Конспект урока "Мягкий знак после шипящих в глаголах"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Мягкий знак после шипящих в глаголах". УМК "Начальная школа XXI века", автор С. В. Иванов....