"Устная речь" урок русского языка в 1 классе
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Урок русского языка в 1 классе
Цели и задачи:
1) Дать понятие «речь». Ознакомить детей с «устной речью». Рассказать как она возникла, для чего она необходима. Дать понятия «монолог» и «диалог», «научная» и «художественная» речь.
2) Развить умение различать научную и художественную речь, пользоваться монологической и диалогической речью.
3) Воспитать уважение к пожилым людям. Повторить правила поведения на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnaya_rech_urok_v_1_klasse.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 1 классе
Тема: Устная речь.
Цели и задачи:
- Дать понятие «речь». Ознакомить детей с «устной речью». Рассказать как она возникла, для чего она необходима. Дать понятия «монолог» и «диалог», «научная» и «художественная» речь.
- Развить умение различать научную и художественную речь, пользоваться монологической и диалогической речью.
- Воспитать уважение к пожилым людям. Повторить правила поведения на уроке.
Ход урока
- Орг.момент.
- Изучение нового материала.
- Необходимость возникновения речи.
(Слайд 2: картинка с изображением первобытных людей)
- Дети, посмотрите на экран. Кто изображён на картинке?
- А что это за люди?
- Правильно, это первобытные люди, которые являются нашими предками, это наши пра- пра – пра – пра- … дедушки и бабушки.
- Что вы знаете о том периоде, когда жили эти люди?
- А как они общались между собой?
- Всегда ли люди могли разговаривать?
- А всегда ли вы умели говорить?
- Вот так и люди научились говорить не сразу. Сначала люди общались с помощью мимики и жестов. Сейчас мы поиграем в первобытных людей.
а) Игра «Первобытные люди».(Слайд 3)
- Представьте себе, что вы первобытные люди и можете общаться только с помощью мимики и жестов.
- Покажите, что вы хотите есть, что вы очень рады; ловите рыбу (дети показывают)
- Покажите, что вам очень больно. (Дети показывают и издают звуки, характерные для плача).
- Вы заплакали и получились звуки. Так и первобытным людям стало не хватать для общения мимики и жестов, и они начали издавать отдельные звуки.
- Поиграем в этих людей.
б) Игра. (Слайд 4)
- Произнесите, как вы удивляетесь (О-о-о.).
- А как нужно кричать, когда вы заблудились в лесу? (Ау – ау!)
- А теперь представьте себе, что вы хотите передать другому человеку, с помощью мимики и жестов и отдельных звуков, фразу «Небо голубое».
(Учащиеся пытаются показать, но у них ничего не получается.)
- Не получается? Иногда жестов, мимики и отдельных звуков не достаточно для передачи информации. Поэтому люди из звуков начали составлять слова. Каждому жесту, предмету, действию люди стали давать названия, и теперь мы можем общаться при помощи слов.
- Всегда ли вы могли разговаривать?
- А сейчас вы общаетесь при помощи чего?
- Когда мы общаемся или разговариваем, мы используем речь. Умение говорить называется речью.
- А что нам помогает говорить? (Нам помогает говорить рот.)
- Я должна открыть вам маленькую тайну. Раньше в древнерусском языке не было слова «рот». Вместо него использовали слово «уста» . Поэтому речь, которая произносится с помощью рта, или уст, называется устной речью.
- Мы умеем говорить, следовательно, чем мы пользуемся?
- Какой речью?
- Виды речи (диалог, монолог).
- Ребята, послушайте стихотворение В. Орлова (Слайд 5) «Что написано в тетрадке?»:
- А я уже
Могу писать!
Могу тетрадку
Показать
И даже полистать!
- Ого!
Да ты учёным стал!
Скажи,
О чём ты написал?
- А мне откуда
Это знать?
Я сам хотел бы знать!
Ведь я сказал –
Могу
Писать!
Писать,
А не читать!
- Вам понравилось стихотворение?
- О ком оно?
- А сколько героев в этом стихотворении?
- Чем они занимаются?
- С помощью чего они общаются?
- Правильно! Молодцы! Они пользуются устной речью. Если в разговоре участвует два человека, то эта речь называется диалогом.
- Слово «диалог» пришло в русский язык из греческого языка, в котором «диа» означает «два», а «лог» - «говорить». Поэтому при переводе на русский язык получается «двое говорящих».(Слайд 6)
- Как называется разговор нескольких человек?
- А сейчас послушайте стихотворение А. Барто (Слайд 7):
***
Я на уроке в первый раз,
Теперь я – ученица.
Вошла учительница в класс.
Вставать или садиться?
Мне говорят «Иди к доске».
Я руку поднимаю.
А ручку как держать в руке,
Совсем не понимаю.
Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
За партой правильно сижу,
Хотя мне не сидится.
- О ком говорится в стихотворении?
- А о чём ещё в нём ведётся речь? (Слайд 8) (О правилах поведения на уроке)
- Так что же нужно делать, когда в класс входит учитель, вставать или садиться?
- Сколько человек говорит в стихотворении? (Один.)
- Когда говорит один человек – это монолог (Слайд 9). В греческом языке «моно» означает «один». Что означает «лог»? («говорить»). Поэтому при переводе на русский язык получается «говорит один».
- А теперь проведём небольшую физминутку (Слайд 10):
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть
- А сейчас я попрошу вас тихонечко посидеть и внимательно меня послушать. Кроме монологической и диалогической речи существуют и другие виды речи, а какие именно, узнать это нам помогут следующие небольшие рассказы. (Слайд 11)
- Для начала послушайте отрывок из повести Н. Турблани «Орлиные гнёзда»: «Июнь шёл по садам, утопавшим в белом пахучем море, по лугам, покрытым зелёными коврами трав, по лесам, где в тени зацветали ландыши, по рекам и прудам, где по ночам по утрам плескалась, ловя мошек, рыба. В солнечные дни вылетали разрисованные нежными красками мотыльки, гудели пчёлы, облетая первые цветы, а по вечерам до самого утра в кустах сирени пели соловьи.»
- О каком времени года говорится в тексте?
- Как автор описывает лето?
- Правильно, писатель показывает нам лето живо, ярко, красочно и выразительно. Точно так же, как художник рисует картину красками, писатель рисует свой рассказ, но только уже при помощи слов. Поэтому речь, которой написан такой текст называется художественной. В ней, как правило, используются интересные, ласковые, красочные слова.
- Какой речью написан рассказ? (Художественной)
- Послушайте другой текст о лете и сравните его с первым.
«Лето – это самое жаркое время года следующее за весной. Июнь, июль, август – летние месяцы.»
- Чем отличается этот текст от предыдущего?
- В нём используются чёткие, точные, конкретные слова, нет ласковых слов. Этот текст написан учёным, который занимается наукой, поэтому такая речь называется научной.
- Чем же научная речь отличается от художественной?
- Закрепление изученного.
Учитель вызывает к доске двух учеников и просит их поговорить о любимой игрушке одного из них.
- Что используют ребята при разговоре?
- А если говорят два человека, то как называется такая речь?
- Какую речь использует учёный, когда читает лекцию своим ученикам?
- Какого вида эта речь: научного или художественного?
- Почему вы так считаете?
- Подведение итогов.
- С чем мы сегодня познакомились?
- Что нового вы узнали о речи?
- Домашнее задание.
- Попробуйте дома составить монолог о своём любимом животном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по русскому языку 1 класс ПНШ УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «РАЗЛИЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ»
презентация по русскому языку 1 класс ПНШ УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «РАЗЛИЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ»...
Технологическая карта урока русского языка, 3 класс, система Л.В. Занкова. Тема "Разбор словосочетаний: письменный и устный анализ строения словосочетания".
В разработке урока указаны планируемые результаты (УУД), система работы на уроке детей и учителя (виды деятельности), показаны этапы урока над новой темой, различные формы работы учащихся....
устное сочинение о маме по учебнику Г.С.Базыра Русский язык 2 класс
Конспект урока разработан для оказания методической помощи молодым учителям. Тип урока: Урок развития речи. Цели поставлены в соответствии с требованиями новых стандартов,расписаны метапредметные резу...
Конспект урока по русскому языку 3 класс " Устное сочинение " Шишкин Дубовая роща
Конспект урока по русскому языку 3 класс " Устное сочинение " Шишкин Дубовая роща...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Устное изложение и устное сочинение по картине"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Устное изложение и устное сочинение по картинеЦель урока: познакомить учащихся с картиной И.И. Шишкина «Лес» учить составлять текст по картине о природе.План...
Русский язык 1 класс. Устная и письменная речь
Устная и письменная речь...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Особенности устной и письменной речи"
Конспект урока по русскому языку на тему: " Особенности устной и письменной речи" 1 класс...