Разработки уроков
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Соловьёва Елена Александровна

Уроки , проведенные мною в разное время во 2, 4 классах с использованием разных форм обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок природоведения по программе А.Плешакова в 4 классе

Учитель Соловьева Е.А.

Тема: Охрана водного сообщества

Цели урока:

  1. Рассмотреть примеры нарушений в сообществе водоема, вызванных человеком; сформировать правила, направленные на охрану обитателей водоемов; формировать навык правильного поведения в природе.
  2. Развивать умение выделять главное, классифицировать, мыслить логически, видеть последствия воздействия человека на природу; развивать умение преодолевать трудности, решая проблемные ситуации, познавательный интерес.
  3. Способствовать формированию идеи целостного восприятия мира, взаимосвязанности его компонентов. Показать, что природа – это хрупкая инстанция, где человек его лишь малая  часть.

Ход урока.

1. Минутка календаря.

А) Учитель читает текст сочинения ученика (Иванова П. «Картины весны»)

-О каком времени года писал Паша?

-Какова главная мысль текста?

Б) Какие изменения происходят в природе с приходом весны? (Наблюдения ребят), тетр. Стр.38 №85

-Что вы дополнили? А что еще заметили?

В) Календарь погоды (Ответственный ученик)

-Какой день был самым теплым? Его температура?

-Какой был самым холодным? Его температура?

ВЫВОД: Хотя уже и середина весны, но по утрам еще бывает очень холодно. Дни стали длиннее, а ночи короче.

2. Повторение,/беседа/.

1) Тема: Природное сообщество водоема, его охрана.

-Почему тема так названа?

-Что значит сообщество?

-Какие группы организмов взаимодействуют в любом сообществе?

Природное сообщество

Животные                          растения                                    микроорганизмы

звери(какие?)                     водоросли (какие?)

птицы (?)                            травы (?)

земноводные (?)                покажите на таблице рогоз, камыш, тростник

рыбы (?)

насекомые (?)

моллюски (?)

-Какое из растений, обитающих в пресных водоемах, не прикрепляется ко дну и свободно передвигается по поверхности? (ряска)

-Нужны ли растения в водоеме, для чего? (пища, кислород, убежище)

-Какие животные способны стремительно передвигаться по поверхности воды? (клопы-водомерки) Почему они не тонут?

-Каких моллюсков вы знаете? (катушки, прудовики, беззубки)

-Каково их значение для водоема?

-Что вы узнали о раках?

-Какова роль микроорганизмов?

2) Проверка письменного задания.

Тетрадь стр.43 № 98. Чтение текста. Исправление ошибок. Объяснение.

-стр.43 № 99 – 2 человека у доски, остальные устно называют цепи питания.

-Проверка работы у доски.

2. Основная часть.

Решение проблемы:

-А если в вашей цепи произойдет разрыв, исчезнет один элемент, то к чему это может привести? (рассуждения детей)

-Гибель растений, животных часто происходит по вине человека. Согласны?

(Работа в группах по карточкам: Какого элемента не хватает? Что произойдет при его потере?)

-Как же люди могут нарушить природное равновесие в водоеме?

1. Загрязнение (знаки).

2. Срывают красивые растения.

3. Ловят и убивают насекомых.

4. Трогают раков, моллюсков и выбрасывают их на берег.

-Тетрадь стр. 43 №100. Работа в парах.

Вместе формулируете правила поведения у водоема.

        Работа с учебником стр. 147.

-Что вы можете сделать для охраны обитателей водоемов?

-Чем можете им помочь? (Работа в группах)

        стр.147 – чтение материала про себя, затем вслух.

-Вы когда-нибудь принимали участие в такой работе?

Вывод: Должен ли человек  вмешиваться в жизнь водоемов? В каком случае? (Когда нужна помощь).

4. ИТОГ: стр.148 – чтение вывода.

5. Домашнее задание: учебник стр. 146-147, 149-150

Тетрадь стр. 44 № 101

Открытый урок математики в 4 классе

по программе Л.Г.Петерсон

учитель Соловьева Е.А., 21.04.08.

Тема: Величина угла.

Цели:

  1. Научить находить величину угла, состоящего из нескольких углов. Продолжить формирование умения различать виды углов, называя их основной признак (величину по сравнению с прямым углом); умение работать с транспортиром, измерять углы.
  2. Развивать у ребят умение логически излагать свои мысли, сравнивать и классифицировать, делать выводы, умение преодолевать трудности; самостоятельность.
  3. Воспитывать стремление узнать больше, желание учиться, быть точным в измерениях.

Ход урока

1.  Проверка д/з.

Учебник стр.25, №14(а)

-Название каких двух азиатских рек вы получили?

2. Повторение.  Разминка.

С                                                       Д

А                     О                              В

<АОС=       <СОД=      <ДОВ=     <АОД=       <СОВ=

-Назовите и покажите все: острые углы, тупые углы, прямые, развернутые, смежные. Постройте прямой угол.

Вывод: -Какие углы мы называем острыми? Тупыми?

-Чему равен прямой угол?

-Какова величина развернутого угла?

3. Объявление темы.

Сегодня мы должны научиться находить величину угла, состоящего из нескольких углов.

-С помощью чего мы измеряем величину угла?

-Как приложить транспортир? (Рассказ)

4. Практическая часть.

Работа у доски: измерить величину всех острых углов. Записать.

-Коллективная проверка.

Работа по карточкам: измерить все углы, записать их величину.

-Проверка по «ключу», самооценка.

5. Постановка проблемы.

-Как найти величину угла АОД не используя транспортир?

6. Решение проблемы.

<АОД= <АОС + <СОД=35° + 45°=80°

<СОВ=?

Вывод: Чтобы найти величину угла, состоящего из двух других углов, надо их величины сложить.

6. Закрепление.

Стр. 22 учебника, № 1 – сам.работа, проверка

                               № 2 -  сам.работа, проверка

                               № 3 – устно

-Будет ли эта закономерность выполняться для любой пары смежных углов?

Проверьте, №4, стр. 22

7. Итог.

-Что нового о величине углов вы узнали?

8. Домашнее задание.

Стр. 25, № 14(б).

Открытый урок математики в 1 классе

по программе Л.Г.Петерсон

учитель Соловьева Е.А.

Тема: Компоненты сложения и вычитания.

Цели:

  1. Закрепить знания о взаимосвязях между результатами и компонентами  действия сложения и вычитания; закреплять значения состава чисел, навыки счета в пределах 9, умения находить взаимосвязь между частью и целым, навыки сложения и вычитания на числовом отрезке.
  2. Развивать память, внимание, мышление и речь.
  3. Воспитывать в детях собранность, организованность;

                           

Оборудование: Цифры 8, 6, 4, 2. Наборное полотно, магнитная доска (цифры), чертеж, мяч, таблицы с названиями результатов и компонентов действия + и  – .

Ход урока.

  1. Организационное начало.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Ну-ка, проверь-ка дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

  1. Актуализация опорных знаний.

А) Счет до 20 в прямом и обратном порядке.

    (Эстафета с мячом)

Б) Ориентирование по числовому ряду (фронтально)

-Какое число стоит между 4 и 6? 8 и 10?

-Назовите соседей числа 4, 8.

-Какое число стоит перед 5, 9, 15?

          - Какое число стоит за 3, 8, 17?

          - Какое число на 1 больше чем 5?

          - Какое число на 1 меньше чем 8?

В) Восстанови ряд чисел в порядке убывания (индивидуально)

-Какова закономерность?

-Какое число будет следующим в этом ряду?

Г) Угадай пример (коллективно).

9= □ + □

9= □ + □

Составьте задачу по данному выражению (работа в парах). Выслушать 1-2 задачи.

Д) Объявление темы урока.

  1. Закрепление изученного.

А) Запись выражения в тетрадь. Составление числовых равенств:

        7 + 2 = 9                         9 – 7 = 2

     2 + 7 = 9                         9 – 2 = 7

-Прочитай первое выражение.

-Какие названия имеют числа при сложении?

-Как прочитать его по-другому?

-Назовите целое и части.

Б) Составьте выражение по чертежу.

               

                           9

  1. ?

-Назовите целое? Что такое 3?

-Что неизвестно?

-Как найти неизвестную часть? Ч = Ц – Ч

-Какое выражение мы составим?

        9 – 3 = 6

-Прочитай по-разному.

-Назови компоненты.

*Повторение правил нахождения части и целого.

        Отгадайте-ка, ребятки,

        Что за цифра-акробатка?

        Если на голову встанет,

        Ровно на три меньше станет.

В) Запись чисел в тетради (1 человек у доски).

        6   9   69 и т.д.

-Что больше 6 или 9? На сколько?

Г) Ритмический счет через 6.

2. Работа в учебнике: стр. 28-29, № 3 – объясните, что надо сделать.

Самостоятельная работа.

-Проверка: Прочитайте выражения с ответом 5, 4, 3, 2. Используйте слова «разность», «сумма».

-«Рыбку» раскрасите дома.

3. Физкультминутка. «Змейка», «Слоник».

4. Работа по учебнику, стр. 29.

-Прочитайте слово (кинотеатр).

-Что это значит? Придумайте предложение с этим словом.

-Сколько букв в слове кинотеатр?

-Сколько букв вычеркнули? Сколько осталось?

-Какие? Какое выражение можно составить и записать?

        9 – 5 = 4 и т.д.

-Назовите уменьшаемое, вычитаемое, разность.

*Дополнительный материал: Поиск закономерности и графический рисунок (д/з)

  1. Итог:

 Сегодня на уроке мы повторили…….(состав чисел; название компонентов действий при сложении и вычитании).

Самооценка учащихся: «Я собой доволен».

                                         «Я собой доволен, но не совсем».

                                          «Я собой не доволен».

        



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе.

Тема. Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.

Комбинированный урок (урок-практикум).Технология ПДО.

( Учебник Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и О.В.Прониной)

Цели и задачи:

  1. Знать правила постановки запятой в предложениях с однородными членами.
  2. Знать отличительные особенности простого предложения.
  3. Уметь применять теоретические знания о простом предложении с однородными членами.
  4. «Читать» схемы и расставлять знаки препинания в простом предложении с однородными членами.
  5. Уметь выполнять синтаксический разбор простого предложения с однородными членами.
  6. Развивать в детях творческие способности, наблюдательность.
  7. Воспитание любви к родному языку и желание быть грамотным.

Ход урока:

  1. Повторение.
  1. Мы изучаем с вами большую по объему тему, которая называется…

- Какими бывают предложения? ( «Аукцион»)

-Как отличить предложение распространенное от нераспространенного? Побудительное от повествовательного и вопросительного? Простое от сложного?

- Чем бывают осложнены простые предложения?

  1. Закончи предложение. Учебник с. 55 №1 ( фронтально).
  1. Упражнения для повторения. (Работа в группах).

Расставь, где нужно знаки препинания в схемах:

Учебник с. 55 №2(каждая группа работает у доски, затем садится на свое место, выслушивает объяснение другой группы, оценивает ее работу с помощью карточек).

Общий вопрос: Какую схему вы бы назвали лишней и почему?

3.Поиск решения учебной проблемы.

-Близнецы Оля и Игорь очень любят читать. Однажды они зачитались стихотворением Исаковского «Ветер». Прочитайте это стихотворение.

-Кто главный герой этого стихотворения?

Вопрос с карточки.

-Каждый из них  провел синтаксический разбор данного предложения и выдвинул свою гипотезу .Возник спор. Кто прав? (Работа в группах)

4.Тренировочные упражнения.

Учебник с. 56 №3. (каждая группа работает на своем месте, выписывает схему на доску, выслушивает объяснение другой группы, оценивает ее работу с помощью карточек).

5. Синтаксический разбор предложения.

1 группа – 1 предложение

2 группа – 2 предложение (Выписать их на доску)

6. Домашнее задание.

Подготовка к проверочной работе. С.55-56 № 1 – 4

7.Итог.

- Расскажите, когда в предложениях с однородными членами  запятая ставится, а когда нет? (Вопрос задается группам)

Приложение 1.

Ветер.

Осторожно ветер из калитки вышел,

Постучал в окошко, пробежал по крыше,

Поиграл немного ветками черемух,

Пожурил за что-то воробьев знакомых

И, расправив бодро молодые крылья,

Полетел куда-то вперегонку с пылью.

(М. Исаковский)

1. Какой прием использует автор для того чтобы мы с вами представили образ главного героя?

2. Решите, какая из выдвинутых гипотез правильна:

Гипотеза №1. Это простое, повествовательное ,невосклицательное , распространенное предложение с однородными членами.  

 [―O, O, O, O, O и O].

 Гипотеза №2. Это  повествовательное ,невосклицательное ,сложное предложение, состоит из шести частей, соединенных союзом и.

 [―=], [=―],[=―],[=―],[=―]и[=―].

Обоснуйте свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...