Проект урока русский язык
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Таремское.
Номинация « Разработка урока».
Проект урока.
Предмет: Русский язык
Класс: 2 класс
Тема: «Знакомство с именем прилагательным как
частью речи»
Программа: УМК «Школа России» авторы: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.
Учебник: Русский язык. Учебник для 2 класса, часть 2,
Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. М.: Просвещение, 2009 г.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Конкурсная работа
учителя начальных классов
МБОУ СОШ с.Таремское
Колосковой Надежды Львовны.
Первая квалификационная категория.
Стаж работы по специальности – 20 лет.
2012 г.
Краткая аннотация.
Предмет: русский язык, класс 2.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (обязательный минимум) на основании авторской программы под редакцией Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой. Настоящая программа составлена на 170 часов в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 5ч в неделю. Программа построена с учетом принципов системности, доступности, преемственности, научности и перспективности между различными разделами курса.
Преподавание ведется по учебнику « Русский язык.» Учебник для 2 класса. Авторы:Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. М.: Просвещение, 2009 г.
Урок объяснения нового материала. Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является первым в изучении новой темы «Знакомство с именем прилагательным как частью речи». Урок построен с учётом дидактических принципов и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из основных принципов дидактической системы – работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по выведению общего понятия о прилагательном как части речи, которая называет признаки предмета.
Урок тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие.
На уроке решались задачи по формированию предметных и метапредметных умений.
В классе 20 учеников, учебные возможности детей различны. Диагностика, проведённая в классе, позволила распределить учеников по уровням овладения учебным материалом. На основе выявленных уровней и с учётом видов восприятия, были скомплектованы микро-группы учащихся, состав групп меняется в зависимости от учебной дисциплины.
Выбранная структура урока (организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат, минутка чистописания, подводящая к теме и задачам урока, « добывание» знаний путём практических действий, обобщение, рефлексия) была рациональна для решения задач. Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны. Было выбрано такое сочетание методов и приёмов:
Методы | Приемы |
Частично-поисковые |
|
Наглядные (метод демонстрации) |
|
Практические |
|
Индуктивные и дедуктивные |
|
Формы организации деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная
Планируемые результаты: ученик должен знать / понимать:
- термин, лексическое значение и основные грамматичес кие признаки (вопрос) имени прилагательного;
- употребление в предложении имени прилагательного.
Все поставленные задачи удалось реализовать.
Описание исходного уровня знаний,
умений и навыков учащихся.
К моменту проведения данного урока учащиеся знают: части речи
- Имя существительное. Лексическое значение. Граммати ческие признаки имени существительного. Вопросы кто? что? Изменение существительных по числам. Имя собственное.
- Глагол. Лексическое значение. Грамматические признаки глагола. Вопросы что делать? что сделать? Изменение глаголов по числам.
Место урока в разделе школьной программы
по русскому языку:
Имя существительное. | ||
Единственное и множественное число имён существительных. | ||
Урок чистописания. | ||
Имена существительные, отвечающие на вопросы Кто? Что? | ||
Сочинение на тему «Описание животного». | ||
Имя собственное. | ||
Урок чистописания. | ||
Правописание имён собственных. | ||
Знакомство с глаголом как частью речи. | ||
Урок чистописания. | ||
Сочинение на тему «Подарок маме». | ||
Упражнения в постановке вопросов к глаголам. | ||
Изменение глаголов по числам. | ||
Урок чистописания. | ||
Изменение глаголов по числам. | ||
Контрольный диктант. | ||
Работа над ошибками. | ||
Знакомство с именем прилагательным как частью речи. |
Цель урока:
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: организация деятельности учащихся по выведению общего понятия о прилагательном как части речи, которая называет признаки предмета.
Задачи:
1. Формирование предметных умений:
- находить имена прилагательные ;
- ставить вопросы к именам прилагательным;
- использовать имена прилагательные в речи.
2. Формирование метапредметных умений:
личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
познавательные умения:
- ориентироваться в раздаточном материале;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в группе, в парах.
Оборудование:
- мешочки с сюрпризом;
- раздаточный материал для работы в парах (приложение №1);
- раздаточный материал для работы в группе (приложение № 2,3);
- карточка «Рефлексия» (приложение №4);
- условные обозначения этапов урока (приложение №5)
- презентация в Power Point (приложение №6)
План урока с хронометражем:
1. Орг.момент | 1 мин. |
2. Постановка учебной задачи. | 1 мин. |
3. Чистописание. | 5 мин. |
4. Орфографическая минутка. Работа в парах. | 5мин. |
5. Физкультминутка. | 1 мин. |
6. Работа в группах. Постановка проблемы. Открытие нового. | 19 мин. |
7. Первичное закрепление. Работа в группах. | 7 мин. |
8. Итог урока. | 2 мин. |
9.Рефлексия. | 3 мин. |
10.Домашнее задание. | 1 мин. |
Итого: | 45 мин. |
Конспект урока с обоснованием
Ход урока | Предполагаемые результаты со стороны учащихся |
1.Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности. Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. - Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? ( Ярко светит солнышко. Что-то интересное ждёт впереди. И т.д.) (Слайды 2-3)Да, всё, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А ещё у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке русского языка. 2. Постановка учебной задачи. Цель: активизация знаний учащихся. В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело! - О каком деле идёт речь? (Об открытии нового знания.) - Как же вы « открываете» всё новое? ( Мы должны сами понять, что мы ещё не знаем, и самим постараться открыть это новое.) -Посмотрите на план урока. Что же нам сегодня предстоит сделать на уроке? 3.Чистописание. Цель: Мобилизация мозговой активности; синтез различных определений, знаний. Повышение степени осмысления изучаемого материала. - Сегодня в чистописании мы будем писать букву, а вот какую вы определите сами, выполнив задание. (Слайд 4) В каждом слове вставьте пропущенную букву. Объясните правописание пропущенных букв. - Что можете рассказать о букве «Б». ( слайд 5) - Вспомним, как пишется заглавная и строчная буква «Б». ( слайды 6 - 7). - Запишите эти буквы, соблюдая нормы каллиграфии. -На формирование какого умения была направлена эта работа? (Каллиграфии) - А теперь прочитаем слоги с этой буквой.(слайд 8) Какой слог может быть здесь лишним? Почему? - Запишите слова, которые имеют вначале эти слоги. 1 и 2 слово – глаголы, 3 и 4 – существительные. Что вы знаете об этих частях речи? 4. Орфографическая минутка. Работа в парах.( слайд 9) Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности. - Какие еще умения мы развиваем на уроках русского языка? (Орфографическую зоркость, грамотность, и т. д.) - А сейчас мы будем работать в парах – на парте лежит карточка №1, а на ней задание. Внимательно прочитайте слова и распределите их на группы. Запишите орфограмму. - Проверим. Прочитайте группу слов, назовите орфограмму. ( слайд10) - У кого нет ошибок? У кого есть ошибки в выполнении задания? В чём они? 5.Физкультминутка для глаз. ( слайд 11) Цель: повысить или удержать умственную работоспособность детей. 6. Работа в группах. Постановка проблемы. Открытие нового. Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. -А сейчас мы поработаем в группах. Но сначала вспомним правила работы в группах. ( Слайды 12-13) - У вас па партах есть вопросы и слова. Вам необходимо распределить слова на группы по вопросам. ( Если группа готова и у них не возникло затруднения – они поднимают руки вверх; если возникло затруднение – руки вниз) - Проверим. Вы показали, что у вас возникли затруднения. ( слайд 14) - По какому принципу разделили слова? - Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? что? - Для чего нужны имена существительные? - Как называются слова, отвечающие на вопрос что делать? - Для чего нужны глаголы? - Обратите внимание на оставшиеся слова. Выявление места и причины затруднения. Создание проблемной ситуации. Построение проекта выхода из затруднения. Фиксация темы урока. - Какую цель поставите себе на этот урок? (Познакомиться с другими словами) - А для чего? Что мы должны узнать об этих словах, чтобы с ними познакомиться? (Дети формулируют задачи урока) - На какой вопрос отвечают оставшиеся слова? (слайд 15) - Сегодня мы остановим свое внимание именно на них. - Что мы должны будем выяснить об этих словах на уроке? (Что обозначают, для чего служат, на какие вопросы отвечают). - Итак, мы с вами сегодня познакомимся с новой частью речи. Тема нашего урока « Имя прилагательное». (слайд 16) - Что мы уже смогли узнать об этой части речи? (слайд 17) - А вот что эта часть речи обозначает, мы сейчас выясним. - Угадай, кто это?( слайд 18) Что нужно, чтобы узнать кто это? А не помогут ли нам слова, которые у нас остались? ( слайд 19). - Что же за слова нам помогли? Что они обозначают? Давайте сделаем вывод. (Слайд 20) - Зачем нужны имена прилагательные? ( слайд 21) 7. Первичное закрепление. Работа в группах. Цель: формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Реализация построенного проекта. - Если правильно описать предмет, то можно узнать его, даже не видя. Вот сейчас мы это и проверим. - Я предлагаю поработать вам в группах. Вас ожидает «мешочек с сюрпризом». ( слайды 22-23) Возьмите карточку №3. Прочитайте внимательно задание, затем проверим выполнение с помощью мешочка. Первичное закрепление во внешней речи. - Проверьте ваше «открытие».( Слайд 24). - Всё ли сделали правильно? - Справились ли вы с затруднением? - Давайте посмотрим, какие слова у нас получились? - Что вы о них можете рассказать? Какое слово здесь могло бы быть лишним? Почему? (слайд 25). - В русском языке существуют словари, в которых можно получить информацию о словах. Вот и мы обратимся к словарю Владимира Даля: «Прилагательное имя, грамматическое качественное, прилагаемое к существительному, для означенья свойств или качеств его». (В.Даль) (слайд 26) 8.Итог урока. Цель: фиксирование нового содержания, изученного на уроке. Соотнесение цели и результата деятельности. - Какова была цель сегодняшнего урока? - Достигли ли цели? Докажите. ( слайд 27). - Так какую же роль выполняют имена прилагательные? ( слайд 28) - Но это ещё не всё. У имени прилагательного есть ещё секреты, которые мы узнаем на следующих уроках. (слайд 28) 9.Рефлексия. Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. - А сейчас оцените свою работу и наш урок. Вставьте подходящие прилагательные в данные предложения. (слайд 29). 10.Домашнее задание. Цель: применение способов действий, повторение и закрепление изученного на уроке. - Сегодня домашнее задание будет необычным. Вам нужно описать предметы, которые есть в вашей комнате. Вы можете составить словосочетания, а можете написать небольшой текст – описание комнаты. - Какие части речи помогут вам? - Молодцы. Спасибо за урок. | Создание у детей хорошего настроения, их включение в совместную деятельность. Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому (коммуникативные и личностные УУД). Психологическая установка на работу, эмоциональный настрой, снятие напряжения. Ситуация успеха на предстоящую работу. Личностные УУД: действие смыслообразования, установление обучающимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Развитие оперативного компонента учебной деятельности, формирование внутреннего плана действий с помощью планирования работы на уроке. Регулятивные УУД – принимать и сохранять учебную задачу; - выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме; Познавательные УУД – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - строить рассуждения; Коммуникативные УУД – учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Развитие операционного компонента учебной деятельности. Коммуникативные УУД (умение работать в паре, слушать собеседника, вступать с ним в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации). Познавательные УУД (умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия). Развитие регулирующей части учебной деятельности – итогового самоконтроля. Изменение вида деятельности детей – релаксация. В результате релаксации активизируется эмоциональный настрой и познавательная активность. Учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны:
Регулятивные УУД: - волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные УУД: Логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные УУД: Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Развитие операционного компонента учебной деятельности. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. Личностные УУД: -смыслообразование . Познавательные УУД: -анализ, синтез, сравнение построение логической цепи рассуждений. Регулятивные УУД: -познавательная инициатива. Коммуникативные УУД: -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Учащиеся называют цели, которые ставились в начале урока. Обсуждение того, чего достигли на уроке. Развитие регулирующего компонента учебной деятельности итогового самоконтроля Коммуникативные, познавательные и личностные УУД. Учатся давать оценку своей работы, рассуждать, осмысливать ответы друг друга. Познавательные УУД: -рефлексия способов и условий действия; -контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные УУД: -самооценка на основе критерия успешности. Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества Дифференцированное д/з по степени творчества, ситуация выбора. Формируются личностные, регулятивные, познавательные УДД |
Список использованной литературы.
- Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова Учебник «Русский язык» 2 класс, часть 2, М, Просвещение 2009г.
- Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова Рабочая тетрадь 2 класс М, Просвещение 2011.
- Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова Дидактический материал, 2 класс М, Просвещение 2011.
- О.Е. Жиренко, А.А. Обухова Поурочные разработки по русскому языку 2 класс, М. ВАКО, 2009.
- Асмолов А.Г. Пособие для учителей «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». – М. 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока русского языка
Представлена таблица с проектом урока русскогоязыка во 2-ом классе по теме "Упражнение в написании слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. Развитие орфографических умений"...
Проект урока русского языка Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»
Данный урок – вводный. Основные задачи этого урока – формирование умения узнавать междометия в тексте, построение предложений с использованием междометий, понимани...
ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)
На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...
Проект урока русского языка в 4 классе Тема урока: «Однородные члены предложения»
Цели: Создать условия для: освоения детьми понятия однородных членов предложения; их особенностей а) одинаковой синтаксической роли в предложении; б) зависимости от одного и того же слова....
Проект урока русского языка в 4 классе (по ФГОС) Автор: Дубоделова Нина Ивановна, учитель начальных классов, МКОУ "Волчихинская СОШ №2. Тема урока: Сочинение по репродукции картины И. Грабаря «Февральская лазурь».
Сочинение по репродукции И.Грабаря "Февральска лазурь"...
Проект урока русского языка русский язык 2 класс
Урок русского языка 2 класс по теме "Слог"...
Проект урока русского языка в 1 классе по теме «Слог как минимальная произносительная единица» (по курсу «Русский язык», автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
Представлен проект урока русского языка с использованием электронного приложения к уроку.....
Комментарии
Проект урока русский язык