Проект урока русский язык
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Проект урока с ууд

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

средняя общеобразовательная школа с.Таремское.

Номинация « Разработка урока».

Проект урока.

Предмет:         Русский язык

Класс:               2 класс

Тема:                «Знакомство с именем прилагательным как

                        частью  речи»

Программа:     УМК «Школа России» авторы: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.

Учебник:         Русский язык. Учебник для  2 класса, часть 2,

                          Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. М.: Просвещение, 2009 г.

Тип урока:        Открытие новых знаний.

                         

                                                                                         Конкурсная  работа

                                                                                         учителя начальных классов

                                                                                         МБОУ СОШ  с.Таремское

                                                                                         Колосковой Надежды Львовны.

                                                                                         Первая квалификационная категория.

                                                                                         Стаж работы по специальности – 20 лет.

 2012 г.

Краткая аннотация.

Предмет: русский язык, класс 2.

Настоящая программа составлена  в соответствии с требованиями государственного образовательного   стандарта (обязательный минимум) на основании авторской программы под редакцией   Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой. Настоящая программа составлена на 170 часов в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 5ч в неделю. Программа построена с учетом принципов системности, доступности, преемственности, научности  и перспективности между различными разделами курса.

Преподавание ведется по учебнику « Русский язык.» Учебник для  2 класса. Авторы:Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. М.: Просвещение, 2009 г.

Урок объяснения нового материала. Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является первым в изучении новой темы «Знакомство с именем прилагательным как частью речи». Урок построен с учётом дидактических принципов и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из основных принципов дидактической системы – работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по выведению общего  понятия о прилагательном  как части речи,  которая называет признаки предмета.

Урок тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие.

На уроке решались задачи по формированию предметных и метапредметных умений.        

В классе 20 учеников, учебные возможности детей различны. Диагностика, проведённая в классе, позволила распределить учеников по уровням овладения учебным  материалом. На основе выявленных уровней и с учётом видов восприятия, были скомплектованы микро-группы учащихся, состав групп меняется в зависимости от учебной дисциплины.

 Выбранная структура урока (организационный момент, включающий эмоциональный         настрой, мотивирование  на результат, минутка чистописания, подводящая к теме и задачам урока, « добывание» знаний путём практических действий, обобщение, рефлексия) была рациональна для решения задач. Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны. Было выбрано такое сочетание методов и приёмов:

           

Методы

Приемы

Частично-поисковые

  1. создание проблемной ситуации,
  1. организация обсуждения, разрешение  проблемы,
  2. подтверждение правильности выбора,
  3. проблемный диалог

Наглядные (метод демонстрации)

  1. показ с помощью технической установки

Практические

  1. определение задания,
  2. построение алгоритма его выполнения,
  3. анализ итогов

Индуктивные и дедуктивные

  1. приемы учебного анализа, синтеза, сравнения, аналогии
  2. выявление причинно-следственных связей

    Формы организации деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Планируемые результаты: ученик должен знать / понимать:

- термин, лексическое значение и основные грамматичес кие признаки (вопрос) имени прилагательного;

- употребление в предложении имени прилагательного.

Все поставленные задачи удалось реализовать.

Описание исходного уровня знаний,

умений и навыков учащихся.

К моменту проведения данного урока учащиеся знают: части речи

  1. Имя существительное. Лексическое значение. Граммати ческие признаки имени существительного. Вопросы кто? что? Изменение существительных по числам. Имя собственное.
  2. Глагол. Лексическое значение. Грамматические признаки глагола. Вопросы что делать? что сделать? Изменение глаголов по числам.

Место урока в разделе школьной программы

по русскому языку:

Имя существительное.

Единственное и множественное число имён существительных.

Урок чистописания.

Имена существительные, отвечающие на вопросы Кто? Что?

Сочинение на тему «Описание животного».

Имя собственное.

Урок чистописания.

Правописание имён собственных.

Знакомство с глаголом как частью речи.

Урок чистописания.

Сочинение на тему «Подарок маме».

Упражнения в постановке вопросов к глаголам.

Изменение глаголов по числам.

Урок чистописания.

Изменение глаголов по числам.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками.

Знакомство с именем прилагательным как частью речи.

Цель урока: 

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: организация деятельности учащихся по выведению общего  понятия о прилагательном как части речи,  которая называет признаки предмета.

Задачи:  

1. Формирование предметных умений:

- находить имена прилагательные ;

- ставить вопросы к именам прилагательным;

- использовать имена прилагательные в речи.

 2. Формирование  метапредметных  умений:

   личностные умения:           

- принимать и осваивать социальную роль ученика;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

- устанавливать связь между целью деятельности и  ее результатом;

- осознавать роль языка и речи  в жизни людей;

  регулятивные умения:      

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

 познавательные умения:    

- ориентироваться в раздаточном материале;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

коммуникативные умения: 

-  донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в группе, в парах.  

Оборудование:

- мешочки с сюрпризом;

- раздаточный материал для работы в парах (приложение №1);

- раздаточный материал для работы в группе (приложение № 2,3);

- карточка «Рефлексия» (приложение №4);

- условные обозначения этапов урока (приложение №5)

- презентация в  Power Point (приложение №6)

План урока с хронометражем:

1. Орг.момент

1 мин.

2. Постановка учебной задачи.

1 мин.

3. Чистописание.

5 мин.

4. Орфографическая минутка. Работа в парах.

5мин.

5. Физкультминутка.

1 мин.

6. Работа в группах. Постановка проблемы. Открытие  нового.

19 мин.

7. Первичное закрепление. Работа в группах.

7 мин.

8. Итог урока.

2 мин.

9.Рефлексия.

3 мин.

10.Домашнее задание.

1 мин.

Итого:

45 мин.

Конспект урока с обоснованием

Ход урока

Предполагаемые результаты со стороны учащихся

1.Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?  ( Ярко  светит солнышко.  Что-то интересное ждёт впереди. И т.д.)

(Слайды 2-3)Да, всё, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А ещё у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке русского языка.

2. Постановка учебной задачи.

Цель: активизация знаний учащихся.

В мире много интересного,                        

 Нам порою неизвестного.                      

 Миру знаний нет предела,                      

 Так скорей, друзья, за дело!                          

 - О каком деле идёт речь? (Об открытии нового знания.)                                                 - Как же вы « открываете» всё новое? ( Мы должны сами понять, что мы ещё не знаем, и самим постараться открыть это новое.)  

-Посмотрите на план  урока. Что же нам сегодня предстоит сделать на уроке?

3.Чистописание.

Цель: Мобилизация мозговой активности; синтез различных определений, знаний.  Повышение степени осмысления изучаемого материала.

- Сегодня в чистописании мы будем писать букву, а вот какую вы определите сами, выполнив задание.

(Слайд 4)  В каждом слове вставьте пропущенную  букву. Объясните правописание пропущенных букв.

- Что можете рассказать о букве «Б». ( слайд 5)  

- Вспомним, как пишется заглавная и строчная буква «Б».

( слайды 6 - 7).

- Запишите эти буквы, соблюдая нормы каллиграфии.

-На формирование  какого умения была направлена эта работа? (Каллиграфии)

- А теперь прочитаем слоги с этой буквой.(слайд 8)  Какой слог может быть здесь лишним? Почему?

- Запишите слова, которые имеют вначале эти слоги. 1 и 2 слово – глаголы, 3 и 4 – существительные. Что вы знаете об этих частях речи?

4. Орфографическая минутка. Работа в парах.( слайд 9)

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности.

- Какие еще умения мы развиваем на уроках русского языка? (Орфографическую зоркость, грамотность,  и т. д.)

- А сейчас мы будем работать в парах – на парте лежит карточка №1, а на ней задание. Внимательно прочитайте слова и распределите их на группы. Запишите орфограмму.

- Проверим. Прочитайте группу слов, назовите орфограмму.

( слайд10)

-  У кого нет ошибок? У кого есть ошибки в выполнении задания? В чём они?

5.Физкультминутка для глаз. ( слайд 11)

Цель: повысить или удержать умственную работоспособность детей.

6. Работа в группах. Постановка проблемы. Открытие  нового.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

-А сейчас мы поработаем в группах. Но сначала вспомним правила работы в группах.  ( Слайды 12-13)

- У вас па партах есть вопросы и слова. Вам необходимо распределить слова на группы по вопросам. ( Если группа готова и у них не возникло затруднения – они поднимают руки вверх; если возникло затруднение – руки вниз)

- Проверим. Вы показали, что у вас возникли затруднения.       ( слайд 14)

- По какому принципу разделили слова?

- Как называются слова, отвечающие на вопрос кто?  что?

- Для чего нужны имена существительные?

- Как называются слова, отвечающие на вопрос  что делать?

- Для чего нужны глаголы?

- Обратите внимание на оставшиеся слова.

Выявление места и причины затруднения. Создание проблемной ситуации. Построение проекта выхода из затруднения. Фиксация темы урока.                                                        

- Какую цель поставите себе на этот урок?  (Познакомиться с другими словами)

- А для чего? Что мы должны узнать об этих словах, чтобы с ними познакомиться? (Дети формулируют задачи урока)

- На какой вопрос отвечают оставшиеся слова? (слайд 15)

- Сегодня мы остановим свое внимание именно на них.

- Что мы должны будем выяснить об этих словах на уроке? (Что обозначают, для чего служат, на какие вопросы отвечают).

- Итак, мы с вами сегодня познакомимся с новой частью речи. Тема нашего урока « Имя прилагательное». (слайд 16)

- Что мы уже смогли узнать об этой части речи?  (слайд 17)

- А вот что эта часть речи обозначает, мы сейчас выясним.

- Угадай, кто это?( слайд 18) Что нужно, чтобы узнать кто это? А не помогут ли нам слова, которые у нас остались?

( слайд 19).

- Что же за слова нам помогли? Что они обозначают?  Давайте сделаем вывод.  (Слайд 20)

- Зачем нужны имена прилагательные?  ( слайд 21)

7. Первичное закрепление. Работа в группах.

Цель: формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Реализация построенного проекта.

- Если правильно описать предмет, то можно узнать его, даже не видя. Вот сейчас мы это и проверим.

- Я предлагаю поработать вам в группах. Вас ожидает «мешочек с сюрпризом».  ( слайды 22-23) Возьмите карточку №3. Прочитайте внимательно задание, затем проверим выполнение с помощью мешочка.

Первичное закрепление во внешней речи.                                                                   

- Проверьте ваше «открытие».( Слайд 24).

- Всё ли сделали правильно?

- Справились ли вы с затруднением?

- Давайте посмотрим, какие слова у нас получились?

- Что вы о них можете рассказать? Какое слово здесь могло бы быть лишним? Почему? (слайд 25).

- В русском языке существуют словари, в которых можно получить информацию о словах. Вот и мы обратимся к словарю Владимира Даля: «Прилагательное имя, грамматическое качественное, прилагаемое к существительному, для означенья свойств или качеств его».  (В.Даль) (слайд 26)

8.Итог урока.

Цель: фиксирование нового содержания, изученного на уроке. Соотнесение  цели и результата деятельности.

- Какова была цель сегодняшнего урока?

- Достигли ли цели? Докажите. ( слайд 27).

- Так какую же роль выполняют имена прилагательные?

( слайд 28)

- Но это ещё не всё. У имени прилагательного есть ещё секреты, которые мы узнаем на следующих уроках. (слайд 28)

9.Рефлексия.

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

- А сейчас оцените свою работу и наш урок. Вставьте подходящие прилагательные в данные предложения.

(слайд 29).

10.Домашнее задание.

Цель: применение способов действий, повторение и закрепление изученного на уроке.

- Сегодня домашнее задание будет необычным. Вам нужно описать предметы, которые есть в вашей комнате. Вы можете составить словосочетания, а можете написать небольшой текст – описание комнаты.

- Какие части речи помогут вам?

- Молодцы. Спасибо за урок.

Создание у детей хорошего настроения, их включение в совместную деятельность.

Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому (коммуникативные и личностные УУД).

Психологическая установка на работу, эмоциональный настрой, снятие напряжения. Ситуация успеха на предстоящую работу.

Личностные  УУД:  действие смыслообразования, установление обучающимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:  оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Развитие оперативного компонента учебной деятельности,  формирование внутреннего плана действий с помощью планирования работы на уроке.

Регулятивные   УУД – принимать и сохранять учебную задачу;

 - выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме;

Познавательные  УУД – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

 - строить рассуждения;

Коммуникативные УУД – учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение.

Развитие операционного компонента учебной деятельности.

Коммуникативные УУД (умение работать в паре, слушать собеседника, вступать с ним в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации).

Познавательные УУД (умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия).

Развитие регулирующей части учебной деятельности – итогового самоконтроля.

Изменение вида деятельности детей – релаксация. В результате релаксации активизируется эмоциональный настрой и познавательная активность.

Учащиеся выявляют место и причину затруднения.

Для этого они должны:

  1. восстановить выполненные операции и зафиксировать место, где возникло затруднение;
  2. соотнести свои действия с используемым способом действий, и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаёт для решения исходной задачи.

Регулятивные УУД:

- волевая  саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД:

Логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Развитие операционного компонента учебной деятельности.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

Личностные УУД:

-смыслообразование .

Познавательные УУД:

-анализ, синтез, сравнение

построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные УУД:

-познавательная инициатива.

Коммуникативные УУД:

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Учащиеся называют  цели, которые ставились в начале урока. Обсуждение того, чего достигли на уроке.

Развитие регулирующего компонента учебной деятельности итогового самоконтроля

Коммуникативные, познавательные и личностные УУД.

Учатся давать оценку своей работы, рассуждать, осмысливать ответы друг друга.

Познавательные УУД:

-рефлексия способов и условий действия;

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД:

-самооценка на основе критерия успешности.

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества

Дифференцированное д/з по степени творчества, ситуация выбора.

Формируются личностные, регулятивные, познавательные УДД

 

Список использованной литературы.

  1. Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова  Учебник «Русский язык» 2 класс, часть 2, М, Просвещение 2009г.
  2. Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова  Рабочая тетрадь 2 класс М, Просвещение 2011.
  3. Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова  Дидактический материал, 2 класс М, Просвещение 2011.
  4. О.Е. Жиренко, А.А. Обухова Поурочные разработки по русскому языку 2 класс, М. ВАКО, 2009.
  5. Асмолов А.Г. Пособие для учителей «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». – М. 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка

Представлена таблица с проектом урока русскогоязыка во 2-ом классе по теме "Упражнение в написании слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. Развитие орфографических умений"...

Проект урока русского языка Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»

Данный урок – вводный. Основные задачи этого урока – формирование умения узнавать междометия в тексте, построение предложений с использованием междометий, понимани...

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

Проект урока русского языка в 4 классе Тема урока: «Однородные члены предложения»

Цели: Создать условия для: освоения детьми понятия однородных членов предложения; их особенностей а) одинаковой синтаксической роли в предложении; б) зависимости от одного и того же слова....

Проект урока русского языка русский язык 2 класс

Урок русского языка 2 класс по теме "Слог"...


 

Комментарии

Дорожкина Оксана Борисовна

Огромное спасибо Вам! Очень интересный и полезный материал. Обязательно воспользуюсь им в своей работе.