Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Части слова. Понятие об окончании и основе»
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Третьякова Татьяна Андреевна

 

Цели:

  • Дать понятие об окончании как части слова и его своеобразии по сравнению с приставкой и суффиксом; познакомить с понятием «основа слова»; учить выделять окончания в словах;
  • Способствовать развитию мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы;
  • Воспитывать интерес к работе с информацией, организованность в работе, самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     «Средняя общеобразовательная школа №12»

г. Ноябрьска

Конспект урока по русскому языку

в 3 классе
«Части  слова.  Понятие об окончании и  основе»

подготовила

учитель начальных классов

Третьякова Татьяна Андреевна

г. Ноябрьск

2012

Тема: Части  слова.  Понятие об окончании и  основе.

Цели:

  1. Дать понятие об окончании как части слова и его своеобразии по сравнению с приставкой и суффиксом; познакомить с понятием «основа слова»; учить выделять окончания в словах;
  2. Способствовать развитию мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы;
  3. Воспитывать интерес к работе с информацией, организованность в работе, самостоятельность.

 

Ход урока.

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

 Слайд №1. «Воля и труд дивные всходы дают»

– Прочитайте девиз урока.

    - Как понимаете слова?

    - Вы готовы приложить свою волю в работе на уроке?

II.  Актуализация знаний.

  1. Индивидуальная работа у доски.  

–  записать ряд однокоренных слов:

1 ученик – снег

2 ученик – мороз

3 ученик – зима

  1. Чистописание.

Об очк  под ушк  ов

- Что заметили?

- Что такое приставка? Суффикс?

     3. Словарно – орфографическая  работа.   

   Абзац, балкон, закон, сосед.

  Рассказ, класс, Анна, касса.

- Что заметили?

- Как определить корень в слове?

4. Проверка индивидуальной работы.

Дополнительные вопросы:

     - Что такое корень?

 - Как найти корень в слове?

     -  Какие слова называются однокоренными?

  1. III. Постановка проблемы.

  1. Возникновение проблемной ситуации, осознание ее противоречий, формирование проблемы.
  1. Прочитайте тему раздела.
  2. Какие части слова мы изучали? (Корень, приставку, суффикс )
  3. Вы не забыли о предлоге? (Нет. Это «ловушка». Предлог – это служебное слово, а не часть слова. Он служит для связи слов в предложении.)
  4. Над чем задумался Афанасий? Какие вопросы возникли у вас?
  5. В ходе дискуссии появляется алгоритм, в котором использованы опорные слова: это, стоит, служит. Слайд № 2.

(Учитель вывешивает листочки на доску).

  1. Белые

березу

укрылась

снега

принакрылась

накрылась

        

  1. Что у нас получилось?
  2. Хорошее ли у нас получилось предложение?
  3. Понятен ли смысл каждого слова?

 

3. Постановка проблемы (поиск решений).

- Для связи слов в предложении служит предлог. Пригласим его.

Какой предлог тут можно употребить? Обсудите в группах.

(Вывод: предлог не нужен, а надо изменить конец некоторых слов.)

  1. Изменим конец указанных слов. Прочитайте предложение.

«Белая береза укрылась снегом.»

  1. Все ли хорошо в этом предложении?
  2. Нет.
  3. У поэта Сергея Есенина в стихотворении «Береза» употреблено слово – «принакрылась». Слайд №3.

4. Комментированная запись данного предложения.

Белая береза принакрылась снегом.

  1. Что мы изменяем в словах? Какую часть слова?
  2. Окончание.
  3. Почему эта часть слова так называется?
  4. Для чего служит окончание?

  1. Окончание
  1. это… (часть слова)
  2. стоит … (в конце слова)
  3. служит… (для связи слов в предложении)

Что мы  составили? Прочитаем его. Слайд №4.

5. Работа с учебником.

- Откройте учебник на с.122

  1. Прочитайте, совпадает ли ваше определение с текстом учебника.
  2. Что такое основа слова?  Слайд №5. Стишок.
  3. Исследуем это, выполнив упр. № 176, с.122. Прочитайте.  

- Как ты думаешь это одно и тоже слово с разным окончанием или три разных слова?

- Объясните свою точку зрения.

- Выполнение упражнения № 177.

- Прочитайте, что написано в каждой строке: одно и тоже слово или разные слова?

- Ответьте на вопросы на с. 123. (учебники закрыты)

- Могут ли с помощью окончания образоваться новые слова?

- Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?

- Как найти в слове окончание? Прочитаем определение с. 123.

Физминутка: Если услышите слово с окончанием а, похлопайте в ладоши над головой. Если услышите другое окончание – похлопайте перед собой.

     Река, озеро, пила, утро, звезды, роса, мячи, ворота, орехи, школа, дерево. Руки, сады.

IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  1. С комментированием слова: снежинка, Снегурочка.
  2.  Работа в паре  Слайд №6.

На доске написаны слова, каждая пара выберет себе слово и будет с ним работать.  

школа, парта, доска, книга

-  измените  форму слова, используя предлоги у, про, о   и выделите окончание и основу.

Проверка.

    3.Самостоятельная работа.

 (карточки) – Изменить форму слова.

Пришла осень. Старые (дерево) уже облетели. Медведь нашёл себе (яма) под (дерево). Там много сухих (листья).. Медведь  сделал себе (берлога) и лёг там. Запушил снег (дерево), покрыл (земля) и (берлога).

- выделите окончания.

(Проверка на слайде № 7.)

Сильные:

Составить и записать рассказ по опорным словам.

Забота о птицах.

Птичьи, домики, снег, мороз, холод, кормушки, зернышки, крошки, птички, ребята, заботятся.

 (Проверка)

V. Подведение итогов.

 

Ответьте кратко: «да» или «нет»:  

- Окончание – часть слова ?

-Окончание - изменяемая часть слова ?

- Окончание – часть основы?

- Окончание – служит для связи слов в предложении?

 -У одного и того же слова могут быть разные окончания?

- С помощью окончания образуются новые слова? (проверка на слайде №8.)

-Что такое основа слова? Приведите примеры.

VI. Выставление оценок за работу.

VII. Рефлексия.

 

   На ваших столах листочки, на которых изображены две вертикальные шкалы. Отметьте на них, насколько хорошо вы поняли тему урока, и насколько она вам была интересна?

 

12

3

4

5


Список использованной литературы

1. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации для учителя – М: «Баласс», 2010.

2. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку – М: «Аквариум», 2009.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. bibliotekar.ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числе" 2 урок

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числеЦель урока: формировать навык написания безударных падежных окончаний существительны...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Самостоятельная работа «Правописание окончаний существительных 1,2,3 склонения»

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Самостоятельная работа «Правописание окончаний существительных 1,2,3 склонения»Цель урока: обобщить знания учащихся правописания безударных окончаний имён су...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении»

Конспект урока по русскому языку по теме «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении» + презентация...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Основа слова и его окончание. Нулевое окончание», УМК «Перспективная начальная школа»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Основа слова и его окончание. Нулевое окончание» Цели деятельности учителя: введение понятия «основа слова», формирование умения выд...

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме дательного падежа"

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме дательного падежа"...