урок русского языка для 1 класса по теме: "Корень слова". Программа Школа 2100
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме

Лакиза Светлана Викторовна

Тема: Повторяем корень слова.

Цель:

– развитие умения находить корень слова, подбирать и группировать однокоренные слова;

развитие умения составлять устный рассказ по картинке.

Применяется групповая форма работы.

карточки для групповой работы прилагаются, рисунки солнышка и тучки, алгоритм работы над словарными словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_19_povtoryaem_koren_slova._vosstanovlen.docx444.54 КБ
Файл 1_gruppa.docx10.81 КБ
Файл 2_gruppa.docx10.06 КБ
Файл 3_gruppa.docx10.06 КБ
Файл solnce.docx35.02 КБ
Файл tuchi.docx35.92 КБ
Файл cvet.docx10.13 КБ
Файл chitayu_slovo.docx11.29 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Урок 19.

Тема: Повторяем корень слова.

Цель:

– развитие умения находить корень слова, подбирать и группировать однокоренные слова;

развитие умения составлять устный рассказ по картинке.

Символы:

          

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний. Повторение.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

 

– Откройте рабочую тетрадь на с. 22.

– Поставьте точку на верхней строке. Запишем дату.

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Обведите слова «Классная работа».

- Какой вид работы нам предстоит выполнить? (чистописание)

- Составьте примерный план работы на этом этапе урока.

(письмо элементов и заглавных букв Щ и Ц, чтение и запись предложения, поиск опасных мест в словах работа со словарными словами)

 Ι. Чистописание. 1  3  4  3

1. – Каких животных вы видите на рисунке?

– Как вы напишете названия животных?

– А их клички?

– Прочитайте предложение.

– Всегда ли дружно живут собаки и кошки? (Нет. Существует даже поговорка: жить как кошка с собакой.) Объясните её значение.

– Рассмотрите портрет собаки. Чего не хватает у неё на мордочке? (Усов.)

– Для чего усы нужны собаке?

– Нарисуйте их.

2. Письмо элементов и заглавных букв Ц и Щ.

– Что общего в написании заглавных букв Щ и Ц? Чем эти буквы отличаются в написании от букв Ш и И? (Петлёй.)

Ученики пишут элементы букв. Затем пишут по три буквы Ц и Щ, сравнивают с образцом. (Самооценка. Найдите две лучшие буквы и подарите их котёнку и собачке)

3. Чтение и запись предложения.

– Прочитайте предложение.

–Найдите в словах места, в которых можно допустить ошибки. Объясните написание этих слов.

– Запишите предложение, диктуя слова себе по слогам.

– Проверьте написанное. Подчеркните опасные места в словах.

– Что мы сейчас делали?

– Чему учились?

– Какие знания повторили?

II. Словарная работа.  1

– Прочитайте слова: муравей, комар, стрекоза.

– Как можно назвать эту тематическую группу слов? (прокомментируйте эти слова, используя алгоритм работы со словарными словами. 1. Читаю слово. 2.Ставлю знак ударения.3. Называю безударную гласную. 4. Подчёркиваю, запоминаю.) Самооценка. (Какой вид работы выполнял? Работал со словарными словами. ты справился с заданием сам или с чье-то помощью? Оцени свою работу кружком.)

– В каждом слове спряталось какое-то слово. Найдите его, подчеркнув буквы нового слова. (Муравей, комар, стрекоза.)

Формулирование темы и цели урока. 3

1. Учитель рассказывает сказку.

Встретились однажды корень куста и корень слова.

– Здравствуй, – говорит один, – я корень, а ты кто?

– Я тоже корень, – отвечает другой.

– Я в земле живу, – сказал первый. – А ты где живёшь?

– А я живу в словах, – ответил второй.

– Ну, какой же корень может жить в словах! – усмехнулся первый. – Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки, вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?

– Ребята, а вы знаете, что «вырастает» из корня слова? (Новые слова.)

– Какова будет тема урока? (Повторяем корень слова.)

2. – Составим план урока.

План (примерный).

1) Что такое корень слова?

2) Что такое однокоренные слова?

3) Как найти корень в слове?

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

- Что будем делать сейчас?    (Будем выделять корень в словах)

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

. VI. Поиск решения проблемы.

Назовите два признака однокоренных слов.

1. Близкие  по значению.

2. Общая часть – корень.

-Задание получит каждая группа.(Внимание! Задание получает 1 гр.

Контролер читает задание: Выбрать однокоренные слова и выделить в них корень.

  цвет

цвиток

цветочек

 Задание получает 2 гр.

Контролер читает задание

2.Подобрать к слову лист однокоренные слова и выделить корень.

Задание получает 3 гр.

Контролер читает задание

3. Выбрать однокоренные слова и выделить в них корень.

лес

лесок

лис

лесник

Задание получает 4 группа.

4. Выбрать однокоренные слова и выделить в них корень.

Вада

Подводный

Водопад

Водит

-Как будете работать в группах?

(Дружно(руки поднять вверх), будем договариваться, не ссориться)

Внимание! Приступили к работе!

«У нас проблема, помогите!» (тучка)

Работу оценивают контролеры; «Мы готовы» солнышко.

Выходят исполнитель и контролер.

И. вывешивает слова на доску.

Контролер оценивает.

1. Наша группа правильно объяснила значение слов(цвет, цвиток ,цветочек)

Слова имеют одинаковое значение. Значит

они однокоренные

В слове цвиток- «ловушка».  Там написана без. гл. и.  Мы подобрали проверочное слово –цвет, исправили ошибку и выделили корень цвет. Наша группа очень хорошо справилась с заданием, поэтому я ставлю высокий уровень.(красный магнит)

-Прочитаем слова орфографически.

(чтение слов по слогам)

Запишем их в 1 столбик и выделим корень

2группа:

Работу оценивают контролеры; «Мы готовы» солнышко.

Выходят исполнитель и контролер.

И. вывешивает слова на доску.

Контролер оценивает.

2.Наша группа подбирала к слову лист однокоренные слова. Мы подобрали слова: листок, листочек, листик. Слова имеют одинаковое значение. Они – однокоренные.

Мы выделили в словах корень лист. Наша группа справилась с заданием. Я оцениваю работу нашей группы очень высоким уровнем.

Прочитаем слова орфографически.

(чтение слов по слогам)

3 группа:

Работу оценивают контролеры; «Мы готовы» солнышко.

Выходят исполнитель и контролер.

И. вывешивает слова на доску.

Контролер оценивает.

3.Наша группа выделяла корень в однокоренных словах. Слово лис не однокоренное слово, т.к.  оно не близкое по значению (это животное) и корень другой.

А слова: лес, лесник , лесок имеют одинаковое значение..

Мы выделили корень –лес.

-Прочитаем слова орфографически.

(чтение слов по слогам)

Запишем их в 3 столбик и выделим корень.

4 группа:

Работу оценивают контролеры; «Мы готовы» солнышко.

Выходят исполнитель и контролер.

И. вывешивает слова на доску.

Контролер оценивает.

3.Наша группа выделяла корень в однокоренных словах. Слово лис не однокоренное слово, т.к.  оно не близкое по значению (это животное) и корень другой.

А слова: лес, лесник , лесок имеют одинаковое значение..

Мы выделили корень –лес.

-Прочитаем слова орфографически.

(чтение слов по слогам)

Запишем их в 3 столбик и выделим корень.

4группа:

Работу оценивают контролеры; «Мы готовы» солнышко.

Выходят исполнитель и контролер.

И. вывешивает слова на доску.

Контролер оценивает.

3.Наша группа выделяла корень в однокоренных словах. Слово водит не однокоренное слово, т.к.  оно не близкое по значению и корень другой.

А слова: вода, подводный, водопад имеют одинаковое значение..

Мы выделили корень –вод.

-Прочитаем слова орфографически.

(чтение слов по слогам)

Запишем их в 3 столбик и выделим корень.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

- Откуда мы её получали? (из карточек, из рассказа, из заданий в тетради).

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ТОУУ

ΙV. Итог урока.

– Вспомните, на чём я остановилась, рассказывая сказку про два корня.

– Знаете, что ответили люди на их спор?

Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно. (По Н.М. Бетеньковой.)

– Что такое корень? (Общая часть однокоренных слов.)

– Почему оба корня – и растения, и слова – важны и нужны?

– Что у этих корней общее?

– Что надо знать о правописании корня в однокоренных словах? (Он пишется одинаково.)  4   4

– Какие ещё знания мы повторили сегодня на уроке?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

– Оцените свою работу цветным кружком

ТООУ

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Актуализация знаний

 1. Работа в тетради

* Отметить учеников, которые сформулировали тему урока и хорошо отвечали на вопросы учителя.

* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слова и предложения.

* Отметить учеников, которые правильно написали словарные слова.

2. Работа в учебнике

* Отметить учеников, которые правильно выполнили задания к упражнению.

* Отметить учеников, которые правильно записывали однокоренные слова и выделяли корень.



Предварительный просмотр:

1 группа.

Задание.

Выбрать однокоренные слова и выделить в них корень.

4 группа.  

Задание.

Подобрать к слову лист однокоренные слова и выделить корень.  

3 группа.  

Задание.

Выбрать однокоренные слова и выделить в них корень.

2 группа.

Задание.

Выбрать однокоренные слова и выделить в них корень.



Предварительный просмотр:

Вада  

Подводный

Водопад

Водит



Предварительный просмотр:

Лес

Лесок

Лис

лесник



Предварительный просмотр:

   

 



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Цвет

Цвиток

Цветочек



Предварительный просмотр:

  1. Читаю слово.
  2. Ставлю знак      ударения.
  3. Называю безударный гласный звук.
  4. Подчёркиваю, запоминаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка по русскому языку 2 класса по теме: "Корень слова".

Цель:Дать представление о корне;Ознакомление  с  тем,  что  корни  в   однокоренных  словах пишутся одинаково.Оборудование:Картинки с ребусами; таблица «Словесн...

Урок русского языка 3 класс Однозначные и многозначные слова (УМК "Школа России")

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В уроке использованы разные педагогические технологии: здоровьесберегающие, технологии активного обучения, сотрудничества, невербальные и эврист...

Урок русского языка 3 класс Однозначные и многозначные слова (УМК "Школа России")

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. На уроке использованы разные технологии формы и методы работы....

Технологическая карта урока русского языка на основе системно-деятельностного подхода по программе «Школа 2100»

Тема: Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне.Тип урока: ЗакреплениеКласс: 3...

Дидактический материал по русскому языку 3 класс по теме: « Корень слова. Однокоренные слова

Дидактический материал  по русскому языку 3 класс по теме:  « Корень слова. Однокоренные слова...

Урок русского языка 2 класс "Что такое родственные слова?". УМК "Школа России". Учитель Булгаченко Н.В.

Открытый урок по теме:  "Что такое родственные слова?". УМК "Школа России"....