Урок русского языка 2 класс "Что такое родственные слова?". УМК "Школа России". Учитель Булгаченко Н.В.
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Открытый урок по теме:  "Что такое родственные слова?". УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok._russkiy_yazyk.docx32.82 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

Тема урока: Что такое родственные слова?

Класс: 2. МАОУ Михайловская СОШ.

Дата проведения: 14.10.2020 г

УМК: «Школа России»

Учитель: Булгаченко Нина Владимировна

Цели урока: Познакомить с понятием родственные слова; с признаками родственных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.

Планируемые результаты:

Универсальные учебные действия

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: Учить ставить  учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.  Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

 Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

 Личностные результаты: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталонно

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы: словесный,  игровой, наглядный, поисковый, метод взаимодействия и самоконтроля.

Приемы: рассуждение.

Формы организации: коллективная, индивидуальная.

Технологии: развивающего, здоровьесберегающего, дифференцированного обучения.

Этапы урока

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД (метапредметные результаты)

Организационный момент

Мотивационный

- Здравствуйте, ребята!

- Прозвенел для вас звонок.

Начинается урок.

Постарайтесь всё понять,

Интересное узнать.

 - Садитесь!    

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. 

Мотивация на урок.  

Мотивация на урок.  Подготовка учащихся к работе, эмоциональн. настрой.  

РУУД  Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Минутка   чистописания.

На доске пословица:

УЧЕНИКУ – УДАЧА, УЧИТЕЛЮ – РАДОСТЬ.

 - Прочитайте пословицу про себя.

- Давайте теперь прочитаем её вслух.

- Это девиз нашего урока. Я хочу, чтобы каждому из вас сегодня улыбнулась удача.

- Спишите пословицу, соблюдая правила написания букв, т.е. правила каллиграфии.

Выполняют задание.

Предлагает задания.

Учит правильному соединению букв, устранение ошибок написания.

ЛУУД

Контроль в форме сличения способа действия и его результата

3 Целеполагание. Постановка учебной задачи

Актуализация знаний.

Повторение пройденного.

 - Внимание на экран! (слайд – шоу «Семейный альбом» (слайд – шоу по предоставленным семейным фотографиям).

- Кто на этих снимках? О ком это слайд – шоу?

- Как можно одним словом назвать всех членов одной семьи?

- А почему их называют родственниками?

- Предлагаю воспользоваться толковым словарём Ожегова и узнать лексическое значение слова родственники.

(Родственник – человек, который находится в родстве с кем – нибудь).

- Сейчас мы говорим о ваших родственниках. Но почему же на уроке русского языка?

Отвечают: родственники

Один род, происходящие от одного родственника.

Те, кто живет вместе, одна семья.

----

Предлагает задания.

Учит ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

РУУД  Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

РУУД:

Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно.

Осуществлять пошаговый контроль.

Самоопределение к деятельности

Изучение нового материала

Восприятие и первичное осознание нового материала.

- Оказывается в русском языке тоже есть слова – «родственники».

- И я думаю, что из нашей беседы вы поняли, о чём мы будем сегодня говорить. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- А о чём бы вы хотели узнать на уроке?

- Это и есть цель нашего урока: Узнать, что такое родственные слова.

- А, что нам нужно, чтобы успешно прийти к поставленной цели? Давайте обратимся к словам помощникам и составим план нашего урока.

1. Узнать…..(какие слова называются родственными)

2. Потренироваться…..(находить родственные слова).

3. Проверить….(чему научились).

Введение понятия родственные слова.

- Скажите, а где вы чаще всего любите бывать своей семьёй?

(подвести к природе, озеру, рыбалке)

- Сегодня на уроке русского языка мы побываем в одном местечке, которое вам очень хорошо известно и где вы очень любите бывать. Оно считается одним из красивейших мест нашего родного села. …..

Слайд.

- Узнали? (Озеро в с. Михайловка)

- А что вы знаете о нашем озере?

(небольшой рассказ о происхождении озера)

 - А кто хоть раз рыбачил на нашем озере?

- Я предлагаю вам порыбачить. И я вам обещаю, что рыбалка будет удачной для каждого из вас.

- У каждого из вас в файле лежит фотография озера, рыб, которые в нём живут и садок. Выберете и приклейте на садок тех рыб, которые вы выловили.

- Гордость рыбака в том, что он может похвастаться своим уловом! У вас тоже есть такая возможность. Назовите тех рыб и рыбёшек, которые оказались в ваших садках.

А попробуйте назвать одним словом все те слова – названия, которые вы перечислили.

- Правильно, рыбы, рыба.

- Ну а теперь, внимание:

1. Кто рыбачит на реке с тонкой удочкой в руке? (рыбак)

2. Не хожу и не летаю,                      

А попробуй, догони!                          

Я бываю золотая, ну кА, в сказку загляни!   (золотая рыбка)

3. Блещет в речке чистой                

 Спинкой серебристой (рыбёшка)

4. Сначала рыбку половили,            

Потом ушицу мы сварили,              

 И вплоть до самого утра                    

Мы просидели у костра.                  

 Мы уезжаем с озера, жалко.              

Эх, была хорошая….(рыбалка).

(Все отгаданные слова вывешиваются на доску).

- Прочитайте слова на доске. Что это за слова?

- Можно ли эти слова назвать родственными? Как доказать?

- Чтобы разобраться родственные эти слова или нет, нужно узнать лексическое значение каждого слова. Попробуйте объяснить значение слов.

(В случае затруднения обращаются к подсказкам, которые лежат в конверте)

- Что вы заметили, когда мы говорили о лексическом значении слов?

- Значит это родственные слова?

- Какой можно сделать вывод о родственных словах: слова можно объяснить с помощью одного слова, т.е родственные слова близкие по смыслу.

-Запишите эти слова в тетрадь.

- А что ещё вы заметили в этих словах? Посмотрите на их написание. (Есть одинаковая (общая) часть с одинаковым значением).

- Прочитайте её. Общая часть несёт в себе одинаковое значение.

- В русском языке принято обозначать общую часть всех родственных слов дугой. Обозначьте во всех словах общую часть.

 - Ну как вам рыбалка? Много нового узнали?

Сделайте вывод о том, что такое родственные слова.

- Давайте сравним наш вывод с правилом на стр. 58 учебника.

- Сможете теперь отличить родственные слова от других слов?

- Ну а какая же рыбалка без вкусного наваристого супа?

- Как называется суп из рыбы?

- Можно ли слово уха считать родственным словом?

Слова – «родственники» или родственные слова.

Что такое родственные слова.

----------

Наше озеро.

---------

Выбирают знакомых рыб, приклеивают.

Называют рыб.

РЫБЫ

Рыбак

Золотая рыбка

Рыбёшка

Рыбалка

Хоровое чтение.

Обратиться к словарю.

Объясняют значения слов.

Все эти слова произошли от одного слова РЫБА

Да

Записывают

Есть одинаковая часть.

Обозначают. Вывод: Родственные слова - слова близкие по смыслу, они имеют  одинаковая (общую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

Да

Уха

Нет. Другое значение и нет общей части.

Принимает ответы и подводит к самостоятельному определению цели и плана урока.

ПУУД:

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Физминутка

Вот плывет большая рыба,
Плавниками шевеля.

Дети ходят по помещению, плавно покачивая опущенными руками, ритмично произнося текст.


Чешуя ее сверкает,
Словно золотом горя.


Останавливаются.


А 
глаза ее большие
Смотрят прямо на червя


Соединяют пальцы рук в «бинокль» и подносят его к глазам.


И не видят лодку, папу,
Леску, удочку, меня.


Загибают пальцы на руке.


Рыбка, ты не уплывай,


Качают головой из стороны в сторону.


Моего червя хватай!


Держа «удочку» двумя руками, закидывают «крючок».


Рыба хлопнула хвостом


Хлопают один раз в ладоши.


И к себе уплыла в дом.


Разворачиваются и идут по помещению,
плавно покачивая опущенными руками.

Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу.

Оздоровительная. Дать возможность детям отдохнуть, настроится на предстоящую работу.

Закрепление изученного материала.

Первичная проверка понимания усвоенного

Вторичное закрепление изученного

материала.

- У вас на партах лежат листочки на которых напечатаны слова рядами. Каждый ряд – это отдельные родственные слова. Бывает так, что в каждую семью приходят гости. И к тем словам, которые напечатаны у вас  пришли гости. Найдите этих гостей и вычеркните, т.е. найдите «лишнее слово», то которое не является родственным.

- Обменяйтесь листочками и проверьте друг друга. (проверка с доской).

- Работа с учебником. стр. 59 упр. 80. По заданию.

- Проверка: зачитайте слова, которые вы записали.

- Оцените себя. (Если все получилось отлично нарисуйте флажок  красного цвета, получилось хорошо – жёлтого цвета, получилось так, как не хотелось бы – зеленого).

Взаи-проверка.

Зачитывают

Рисуют.

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

Предлагает задания, помогает сделать вывод.

РУУД Использование знаний в новых условиях

ЛУУД      контроль в форме сличения способа действия и его результата

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

КУУД:

Контролировать действия одноклассника.

Подведение итогов. Рефлексия.

- Итак, подводим итог сегодняшнего урока:

- Доскажи предложение:

- Сегодня я узнал …….

- На уроке я научился…….

- Теперь я знаю, что……..

- Меня удивило……..

Выбирают фразу и высказывают своё мнение.

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

КУУД:

Контролировать действия

Эмоциональная самооценка.

Посмотрите на наше озеро. Правда красиво? Но вот если мы с вами разукрасим это фото будет ещё лучше. Возьмите листик того цвета, которое показывает ваше настроение, впечатление от сегодняшнего урока и прикрепите на слайд.

Красный – всё отлично. Радость.  

Жёлтый – всё хорошо. Равнодушие.

Коричневый – было скучно.

Выбирают листочки и приклеивают к слайду.

Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность.

КУУД:

Контролировать действия

Д / З

Стр. 58 выучить правило, стр. 59 упр. 78

КУУД:

Контролировать действия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Родственные слова».

Слайд 2

ЦЕЛЬ: узнать, что такое родственные слова. ПЛАН: 1. Узнать к акие слова называются родственными. 2. Потренироваться н аходить родственные слова. 3. Проверить ч ему научились.

Слайд 3

РЫБЫ РЫБАК РЫБКА РЫБЁШКИ Р Ы Б А Л К А

Слайд 4

Как доказать, что это родственные слова? ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ( родственные слова близкие по смыслу ) ОБЩАЯ ЧАСТЬ. ( заключено общее лексическое значение всех родственных слов )

Слайд 5

Желток, железо, жёлтый . Лиса, лисица, лист . Сыр, сырость, сырок . Лес , лесник, лестница, лесной . Ёж, ежиха, ежата, ежевика

Слайд 6

Как доказать, что это родственные слова? ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ( родственные слова близкие по смыслу ) ОБЩАЯ ЧАСТЬ. ( заключено общее лексическое значение всех родственных слов )

Слайд 7

Рефлексия. Сегодня я узнал…… На уроке я научился…… Теперь я знаю, что……. Меня удивило……

Слайд 9

Д/З: стр. 58 выучить правило, стр. 59 упр. 78

Слайд 10

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Что такое родственные слова?" 2 класс по ФГОС

Урок русского языка во 2 классе по ФГОС с применением технологии целеполагания по теме "Что такое родственные слова"...

Конспект урока русского языка "Что такое родственные слова?"

КОНСПЕКТ УРОКА  РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Что такое родственные слова?Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся  о понятии  «родственные слова». Планируемые рез...

Конспект урока русского языка "Что такое омонимы" (УМК Школа России) 3 класс

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин «омонимы»; наблюдать за использованием омонимов, разв...

Конспект урока русского языка "Что такое обращение " (УМК " Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: Дать  понятие «обращении»,  правило употребления знаков препинания в предложениях с обращениями; развивать умение выразительно читать предложения с обр...