Урок русского языка 2 класс "Что такое родственные слова?". УМК "Школа России". Учитель Булгаченко Н.В.
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)
Открытый урок по теме: "Что такое родственные слова?". УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok._russkiy_yazyk.docx | 32.82 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка.
Тема урока: Что такое родственные слова?
Класс: 2. МАОУ Михайловская СОШ.
Дата проведения: 14.10.2020 г
УМК: «Школа России»
Учитель: Булгаченко Нина Владимировна
Цели урока: Познакомить с понятием родственные слова; с признаками родственных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.
Планируемые результаты:
Универсальные учебные действия
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные: Учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Личностные результаты: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталонно
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы: словесный, игровой, наглядный, поисковый, метод взаимодействия и самоконтроля.
Приемы: рассуждение.
Формы организации: коллективная, индивидуальная.
Технологии: развивающего, здоровьесберегающего, дифференцированного обучения.
Этапы урока | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | УУД (метапредметные результаты) | ||||||||||||||||
Организационный момент Мотивационный | - Здравствуйте, ребята! - Прозвенел для вас звонок. Начинается урок. Постарайтесь всё понять, Интересное узнать. - Садитесь! - Откройте тетради, запишите число, классная работа. | Мотивация на урок. | Мотивация на урок. Подготовка учащихся к работе, эмоциональн. настрой. | РУУД Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. | ||||||||||||||||
Минутка чистописания. | На доске пословица: УЧЕНИКУ – УДАЧА, УЧИТЕЛЮ – РАДОСТЬ. - Прочитайте пословицу про себя. - Давайте теперь прочитаем её вслух. - Это девиз нашего урока. Я хочу, чтобы каждому из вас сегодня улыбнулась удача. - Спишите пословицу, соблюдая правила написания букв, т.е. правила каллиграфии. | Выполняют задание. | Предлагает задания. Учит правильному соединению букв, устранение ошибок написания. | ЛУУД Контроль в форме сличения способа действия и его результата | ||||||||||||||||
3 Целеполагание. Постановка учебной задачи Актуализация знаний. Повторение пройденного. | - Внимание на экран! (слайд – шоу «Семейный альбом» (слайд – шоу по предоставленным семейным фотографиям). - Кто на этих снимках? О ком это слайд – шоу? - Как можно одним словом назвать всех членов одной семьи? - А почему их называют родственниками? - Предлагаю воспользоваться толковым словарём Ожегова и узнать лексическое значение слова родственники. (Родственник – человек, который находится в родстве с кем – нибудь). - Сейчас мы говорим о ваших родственниках. Но почему же на уроке русского языка? | Отвечают: родственники Один род, происходящие от одного родственника. Те, кто живет вместе, одна семья. ---- | Предлагает задания. Учит ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно. | РУУД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. РУУД: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно. Осуществлять пошаговый контроль. | ||||||||||||||||
Самоопределение к деятельности Изучение нового материала Восприятие и первичное осознание нового материала. | - Оказывается в русском языке тоже есть слова – «родственники». - И я думаю, что из нашей беседы вы поняли, о чём мы будем сегодня говорить. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - А о чём бы вы хотели узнать на уроке? - Это и есть цель нашего урока: Узнать, что такое родственные слова. - А, что нам нужно, чтобы успешно прийти к поставленной цели? Давайте обратимся к словам помощникам и составим план нашего урока. 1. Узнать…..(какие слова называются родственными) 2. Потренироваться…..(находить родственные слова). 3. Проверить….(чему научились). Введение понятия родственные слова. - Скажите, а где вы чаще всего любите бывать своей семьёй? (подвести к природе, озеру, рыбалке) - Сегодня на уроке русского языка мы побываем в одном местечке, которое вам очень хорошо известно и где вы очень любите бывать. Оно считается одним из красивейших мест нашего родного села. ….. Слайд. - Узнали? (Озеро в с. Михайловка) - А что вы знаете о нашем озере? (небольшой рассказ о происхождении озера) - А кто хоть раз рыбачил на нашем озере? - Я предлагаю вам порыбачить. И я вам обещаю, что рыбалка будет удачной для каждого из вас. - У каждого из вас в файле лежит фотография озера, рыб, которые в нём живут и садок. Выберете и приклейте на садок тех рыб, которые вы выловили. - Гордость рыбака в том, что он может похвастаться своим уловом! У вас тоже есть такая возможность. Назовите тех рыб и рыбёшек, которые оказались в ваших садках. А попробуйте назвать одним словом все те слова – названия, которые вы перечислили. - Правильно, рыбы, рыба. - Ну а теперь, внимание: 1. Кто рыбачит на реке с тонкой удочкой в руке? (рыбак) 2. Не хожу и не летаю, А попробуй, догони! Я бываю золотая, ну кА, в сказку загляни! (золотая рыбка) 3. Блещет в речке чистой Спинкой серебристой (рыбёшка) 4. Сначала рыбку половили, Потом ушицу мы сварили, И вплоть до самого утра Мы просидели у костра. Мы уезжаем с озера, жалко. Эх, была хорошая….(рыбалка). (Все отгаданные слова вывешиваются на доску). - Прочитайте слова на доске. Что это за слова? - Можно ли эти слова назвать родственными? Как доказать? - Чтобы разобраться родственные эти слова или нет, нужно узнать лексическое значение каждого слова. Попробуйте объяснить значение слов. (В случае затруднения обращаются к подсказкам, которые лежат в конверте) - Что вы заметили, когда мы говорили о лексическом значении слов? - Значит это родственные слова? - Какой можно сделать вывод о родственных словах: слова можно объяснить с помощью одного слова, т.е родственные слова близкие по смыслу. -Запишите эти слова в тетрадь. - А что ещё вы заметили в этих словах? Посмотрите на их написание. (Есть одинаковая (общая) часть с одинаковым значением). - Прочитайте её. Общая часть несёт в себе одинаковое значение. - В русском языке принято обозначать общую часть всех родственных слов дугой. Обозначьте во всех словах общую часть. - Ну как вам рыбалка? Много нового узнали? Сделайте вывод о том, что такое родственные слова. - Давайте сравним наш вывод с правилом на стр. 58 учебника. - Сможете теперь отличить родственные слова от других слов? - Ну а какая же рыбалка без вкусного наваристого супа? - Как называется суп из рыбы? - Можно ли слово уха считать родственным словом? | Слова – «родственники» или родственные слова. Что такое родственные слова. ---------- Наше озеро. --------- Выбирают знакомых рыб, приклеивают. Называют рыб. РЫБЫ Рыбак Золотая рыбка Рыбёшка Рыбалка Хоровое чтение. Обратиться к словарю. Объясняют значения слов. Все эти слова произошли от одного слова РЫБА Да Записывают Есть одинаковая часть. Обозначают. Вывод: Родственные слова - слова близкие по смыслу, они имеют одинаковая (общую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов. Да Уха Нет. Другое значение и нет общей части. | Принимает ответы и подводит к самостоятельному определению цели и плана урока. | ПУУД: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог Осуществлять синтез как составление целого из частей. | ||||||||||||||||
Физминутка |
| Отдыхают, настраиваются на предстоящую работу. | Оздоровительная. Дать возможность детям отдохнуть, настроится на предстоящую работу. | |||||||||||||||||
Закрепление изученного материала. Первичная проверка понимания усвоенного Вторичное закрепление изученного материала. | - У вас на партах лежат листочки на которых напечатаны слова рядами. Каждый ряд – это отдельные родственные слова. Бывает так, что в каждую семью приходят гости. И к тем словам, которые напечатаны у вас пришли гости. Найдите этих гостей и вычеркните, т.е. найдите «лишнее слово», то которое не является родственным. - Обменяйтесь листочками и проверьте друг друга. (проверка с доской). - Работа с учебником. стр. 59 упр. 80. По заданию. - Проверка: зачитайте слова, которые вы записали. - Оцените себя. (Если все получилось отлично нарисуйте флажок красного цвета, получилось хорошо – жёлтого цвета, получилось так, как не хотелось бы – зеленого). | Взаи-проверка. Зачитывают Рисуют. | Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. Предлагает задания, помогает сделать вывод. | РУУД Использование знаний в новых условиях ЛУУД контроль в форме сличения способа действия и его результата Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог КУУД: Контролировать действия одноклассника. | ||||||||||||||||
Подведение итогов. Рефлексия. | - Итак, подводим итог сегодняшнего урока: - Доскажи предложение: - Сегодня я узнал ……. - На уроке я научился……. - Теперь я знаю, что…….. - Меня удивило…….. | Выбирают фразу и высказывают своё мнение. | Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. | КУУД: Контролировать действия | ||||||||||||||||
Эмоциональная самооценка. | Посмотрите на наше озеро. Правда красиво? Но вот если мы с вами разукрасим это фото будет ещё лучше. Возьмите листик того цвета, которое показывает ваше настроение, впечатление от сегодняшнего урока и прикрепите на слайд. Красный – всё отлично. Радость. Жёлтый – всё хорошо. Равнодушие. Коричневый – было скучно. | Выбирают листочки и приклеивают к слайду. | Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. | КУУД: Контролировать действия | ||||||||||||||||
Д / З | Стр. 58 выучить правило, стр. 59 упр. 78 | КУУД: Контролировать действия |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ: узнать, что такое родственные слова. ПЛАН: 1. Узнать к акие слова называются родственными. 2. Потренироваться н аходить родственные слова. 3. Проверить ч ему научились.
РЫБЫ РЫБАК РЫБКА РЫБЁШКИ Р Ы Б А Л К А
Как доказать, что это родственные слова? ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ( родственные слова близкие по смыслу ) ОБЩАЯ ЧАСТЬ. ( заключено общее лексическое значение всех родственных слов )
Желток, железо, жёлтый . Лиса, лисица, лист . Сыр, сырость, сырок . Лес , лесник, лестница, лесной . Ёж, ежиха, ежата, ежевика
Как доказать, что это родственные слова? ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ( родственные слова близкие по смыслу ) ОБЩАЯ ЧАСТЬ. ( заключено общее лексическое значение всех родственных слов )
Рефлексия. Сегодня я узнал…… На уроке я научился…… Теперь я знаю, что……. Меня удивило……
Д/З: стр. 58 выучить правило, стр. 59 упр. 78
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Что такое родственные слова?" 2 класс по ФГОС
Урок русского языка во 2 классе по ФГОС с применением технологии целеполагания по теме "Что такое родственные слова"...
Технологическая карта урока по Русскому языку "Что такое родственные слова" (ЗПР)
Разработка урока с коррекционным компонентом (ЗПР)...
Конспект урока русского языка "Что такое родственные слова?"
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Что такое родственные слова?Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о понятии «родственные слова». Планируемые рез...
Конспект урока русского языка "Что такое омонимы" (УМК Школа России) 3 класс
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин «омонимы»; наблюдать за использованием омонимов, разв...
Конспект урока русского языка "Что такое обращение " (УМК " Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: Дать понятие «обращении», правило употребления знаков препинания в предложениях с обращениями; развивать умение выразительно читать предложения с обр...
Урок по русскому языку "Что такое родственные слова?"
Руссский язык, 2 класс...
Конспект по русскому языку " Что такое родственные слова?" ( УМК "Школа России", 2 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА Русский язык...