Конспект урока. Русский язык. 1 класс. Буква Р.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Конспект урока составлен на основе Азбуки. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. На электрон. А35 носителе. В 2 ч. Ч. 1/ [В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина].- 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.: ид. – (Школа России).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Этап | Содержание | Примечание |
Орг. момент | -Здравствуйте, меня зовут Юлия Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте, чтобы у вас на партах лежали азбука, пропись, пенал. | Проверка готовности к уроку. |
Повторение изученных букв по буквенной ленте Объявление темы и цени урока Звуко-буквенный анализ слова Физминутка Упражнение в слышании звуков Введение буквы Сравнение печатной и письменной буквы, анализ элементов письменной буквы Показ учителем начертания буквы с комментированием Письмо элементов буквы учениками Письмо буквы учениками Физминутка Чтение слогов Письмо слогов Чтение слов Письмо слов Чтение текстов | -Посмотрите на экран. Сегодня к нам пришел гость. А кто это вы узнаете, отгадав загадку. Длинноухий очень ловко По утрам грызет морковку. Он от волка и лисы Быстро прячется в кусты. Кто такой он, этот серый, Что несется кувырком? Летом сер, зимою - белый, Он, скажите, вам знаком? (зайка) Зайка, как и вы, учится в 1 классе. И сегодня он вместе с нами отправится в интересное путешествие. А поедем мы в него на поезде. -Мы отправляемся в путь. За окном зайка видит необычный дом. Объясните, кто живет в этом доме. -Напомните зайке, какие буквы живут в красном подъезде? (гласные) -Прочитайте буквы, которые живут на втором этаже. (а о у ы) Что они обозначают? (они указывают на твердость согласного звука) - Прочитайте букву, которая живет на первом этаже. (и) -Что она обозначает? (она указывает на мягкость согласного звука) -Какие буквы живут в синем подъезде? (согласные) -Что обозначают буквы, живущие на первом этаже? (глухой звук) -Что обозначают буквы, живущие на втором этаже? (звонкий звук) -Сегодня мы с вами и с зайкой познакомимся еще с одной буквой. -Итак, на нашем поезде мы прибываем на первую станцию, она называется «Сказки Пушкина». -Какие сказки Пушкина вы знаете? Посмотрите на доску. Какие из представленных сказок вам знакомы? -Зайка очень любит «Сказку рыбаке и рыбке». -Откройте азбуку на странице 64. -Посмотрите на иллюстрацию. Какой фрагмент изобразил художник? Вот пошел он к синему морю, Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила: "Чего тебе надобно, старче?" Ей старик с поклоном отвечает: "Смилуйся, государыня рыбка! Еще пуще старуха бранится, Не дает старику мне покою: Избу просит сварливая баба". -Что ответила рыбка старику? (Чтобы он не печалился, шел домой, и что исполнит рыбка его просьбу) -Наш поезд стремительно едет мимо лесов, полей, маленьких сёл, и прибывает на следующую станцию. -Отгадайте загадки, и скажите, что в первую очередь увидел зайка на этой станции. Сто дощечек – грудь вперед Окружили огород. Сто еще таких же - рядом Встали дружно перед садом. (Забор) -Найдите на схему под иллюстрацией забора на стр. 65. -Сколько слогов в этом слове? (2) (Если не скажут, то проскандируем.) -Прочитаем с ударением. Какой слог ударный? (второй) (Если не скажут, то спросим это слово) - Произнесем слово еще раз. Какой звук слышим на конце? ([р]) -Он гласный или согласный? Почему вы так решили? (согласный, потому что встречает преграду во рту) -Звонкий или глухой? (звонкий) (Если не скажут, то прикладываем ладошку к шее, произносим звук. Чувствуем вибрацию, значит звук звонкий) -Твердый или мягкий? (твердый) -Отгадайте следующую загадку. Кто приходит, Кто уходит — Все ее за ручку водят. (дверь) -Сколько слогов в этом слове? (1) (Если не скажут, то проскандируем.) - Произнесем слово еще раз. Какой звук слышим на конце? ([р’]) -Он гласный или согласный? Почему вы так решили? (согласный, потому что встречает преграду во рту) -Звонкий или глухой? (звонкий) (Если не скажут, то прикладываем ладошку к шее, произносим звук. Чувствуем вибрацию, значит звук звонкий) -Твердый или мягкий? (мягкий) -Эти звуки – братья-близнецы, они очень похожи, но одного зовут [р], а другого – [р’]. (Образуют пару по глухости-звонкости) Мы поставили пластинку И выходим на разминку. Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз-два, раз-два, Хватит, прибежали, Потянулись, подышали. -Наш поезд едет дальше, он проезжает густой лес, красивый цветочный луг. Пока едет поезд, давайте поиграем. У вас на столах лежат сигнальные карточки. Я буду говорить название цветов, которые растут на лугу, если вы слышите звук [р], то поднимите синюю карточку, если вы слышите звук [р’], то поднимите зеленую карточку. -Ирис, роза, астра, ромашка, хризантема, георгин, нарцисс. -Какая буква обозначает эти два звука? («эр») -На стр. 65 в верхнем правом углу в красном квадрате написаны буквы. Почему их две? (строчная и заглавная) -В каких случаях пишем заглавную букву? (в начале предложения, именах собственных) -В каких случаях пишем строчную букву? (во всех остальных) -Мы с зайкой приехали на станцию «Письмо». Чтобы поехать дальше, мы должны научиться писать строчную букву «эр». -Посмотрите на стр. 6 прописи. Сравните письменную и печатную букву «р». -Из каких элементов они состоят и чем отличаются? (У печатной «р» палочка прямая с полуовалом наверху, а у письменной палочка наклонная, нет полуовала, вместо него – крючочек, похожий на строчную письменную «г».) -Посмотрите, как правильно писать букву «р». -Ставим ручку на верхнюю линию рабочей строки, опускаемся по длинной наклонной линии (не доходя 1/3 в дополнительной строке), отрываем ручку, ставим на 1/3 сверху в рабочей строке, «бугорком» уходим вправо вверх, разворачиваем ручку. Опускаем по наклонной линии вниз, выполняем «качалочку» и поднимает по крючку до середины. -Подвиньте стул так, чтобы между партой и вашим животом вмещался кулачек, сядьте прямо, возьмите в руки ручку. -Обратным концом ручки обведите элементы буквы «р», напечатанные на верхней строке. -Обведите ручкой пунктирные буквы «р» на верхней строке, допишите еще три буквы. Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. Мы немного отдохнем И опять писать начнем. -Наш поезд отправляется дальше, а чтобы не скучать в дороге зайка решил почитать. Зайка еще плохо читает, поэтому поможем ему. -Прочитайте слоги на с.65 азбуки. -Прочитайте слоги, где гласная буква указывает на твердость согласного звука. (ра ро ры ру) -Прочитайте слог, в котором гласная буква указывает на мягкость согласного звука. (ри) -Как обозначается на письме твердость/мягкость согласного звука? (с помощью гласных букв) -Договорим эти слоги до целых слов. (ра-ма, ро-за, ры-ба, ру-ка, ри-сунок) -Прежде чем отправиться дальше, мы должны научиться писать слоги с буквой р. Сядьте ровно, возьмите в руки ручку. Откройте пропись на с.6 -Прочитайте соединения, написанные на четвертой строке? (ра ри ро) -Пишем слог ра. Пишем букву «р», затем ведем крючок до середины, пишем наклонную линию вниз, пишем «качалочку», затем пишем букву «а». -Напишите оставшиеся соединения букв. -Прочитайте слова первого столбика под голубой рамочкой на стр. 65 азбуки (рана ранка) Когда говорят рана? Когда ранка? Сколько слогов в слове рана? Какой ударный? -Прочитаете слова второго столбика (тронул, уколол) Что значит тронул? Что значит уколол? -На стр.6 прописи обведите слова рана и тронула, затем напишите их один раз. -Прочитайте текст на стр. 65 азбуки. У Иры растут катусы. Ира тронула кактус. Она уколола руку. У Ира ранка. -Я буду задавать вам вопросы, ответ на них прочитайте из текста. -У кого растут кактусы? -Кто тронул кактус? -Что случилось с рукой Иры? -У кого ранка? -Прочитайте вопрос на с.6 прописи. (Кто уколол руку?) Прочитайте ответ на этот вопрос в азбуке. (Она уколола руку) Запишите это предложение в пропись на строку под вопросом. -С большой буквы пишу первое слово, отступаю расстояние равное одному пальчику, пишу слова проговаривая по слогам, в конце ставлю точку. | На экране зайка Зайка рядом с поездом Дом-буквенная лента Станция «Сказки Пушкина» Азбука с.65 На слайде иллюстрация забора и схема под ним. По мере анализа слова, на экране появляются характеристики На слайде иллюстрация двери и схема под ней. По мере анализа слова, на экране появляются характеристики На слайде изображение цветов Пропись с.6 Пишу на доске и проговариваю написание Азбука с.65 Пишу на доске и комментирую Азбука с.65 Пропись с.6 Азбука с.65 Пропись с.6 Пишу на доске с комментированием |
Подведение итогов | -Итак, мы с зайкой подъезжаем к станции «Перемена». -С какой буквой мы познакомились на уроке? -Какие звуки может обозначать буква «эр? | Станция «Перемена» |
Рефлексия | -Что понравилось на уроке? -Что было трудно? Спасибо вам за урок. Нам с зайкой было приятно с вами работать. |
ФИО: Лящук Юлия Евгеньевна
Предмет: Русский язык
Класс: 1 «В»
Учебная тема: учить вычленять из слова звуки [р] и [р’], соотносить с буквой «р», читать слоги, слова и предложения с этой буквой. Научить правильно писать строчную букву «р», слоги и слова с этой буквой
Тип урока | комбинированный |
Дидактическая цель | Дать понятия о главных и второстепенных членах предложения. Формировать умение выделять главные и второстепенные члены предложения. |
Задачи | Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
|
Планируемые результаты | Личностные УУД: - приводит примеры справедливого поведения из личного опыта; - оценивает поведение героев «Сказки о рыбаке и рыбке». Метапредметные: Регулятивные УУД: - контролирует выполнение учебной задачи. Познавательные УУД: - составляет рассказы по иллюстрациям, опорным словам; - отвечает на вопросы по содержанию текста. Коммуникативные УУД: - задает вопросы познавательного характера. |
Основные понятия | Звук, буква |
Ресурсы: | Для учителя: конспект, азбука, пропись, презентация. Для ученика: азбука, пропись, презентация, сигнальные карточки. |
Организация пространства | Фронтальная |
Источники информации | Печатные издания: Азбука. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. На электрон. А35 носителе. В 2 ч. Ч. 1/ [В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина].- 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.: ид. – (Школа России). Сайты: |
Департамент образования г. Москвы
ГБОУ СПО Педагогический колледж №1 имени К.Д. Ушинского
Конспект пробного урока по Русскому языку
Тема: «Звуки [р] и [р’], буква «Рр». Письмо строчной буквы «р»»
В 1 «В» классе школы № 1270
Студентки группы 42-У
ПК №1 им. К.Д. Ушинского
Лящук Юлии Евгеньевны
С конспектом урока ознакомлена «…» ……. 2014 года
Филлипова Ольга Игнатьевна
________________ (подпись учителя)
К уроку допущена «…» …… 2014 года
Саратовских Людмила Ивановна
_______________ (подпись методиста)
Оценка за урок: __________
Москва, 2014 год
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Длинноухий очень ловко По утрам грызет морковку. Он от волка и лисы Быстро прячется в кусты. Кто такой он, этот серый, Что несется кувырком? Летом сер, зимою - белый, Он, скажите, вам знаком?
а о у ы н л и к т с
Пушкино
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Заглавная буква", 1 класс
Конспект урока русского языка "Заглавная буква", 1 класс...
Конспект урока русского языка " Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах" по программе " Планета знаний"
Развёрнутый конспект урока с презентацией...
Конспект урока русский язык «Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»(УМК Школа России 3 класс)
Цели деятельности учителя: Закрепить и обобщить знания учащихся о правописании «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]. По...
Конспект урока русского языка. "Заглавная буква в словах" 1 класс. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование условий для ознакомления с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и формирования умения отличать имена собственные от имён нарицательных.Пла...
Конспект урока русского языка. Тема: «Буквы гласных звуков после шипящих. Написание ЧК ЧН ЩН».
Цели: закрепить знания о правописании буквосочетаний чк,чн.,чт, нщ,нч.Задачи: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, НЩ; учить определять орфограмму в слове: правил...
Конспект урока русского языка "Заглавная буква в именах собственных"
Урок русского языка (1 класс)Урок открытия нового знанияТема урока: Заглавная буква в именах собственных...
Конспект урока русский язык 1класс буква с звуки с и с\'
Конспект урока русский язык 1класс буква с звуки с и с'...