Конспект урока русского языка на тему: " Буква Ь"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

-Создать условия для знакомства с написанием буквы «мягкий знак».

-Сформировать умения писать букву каллиграфически правильно.

-Научить писать слова с   этой буквой.

-Познакомить с особенностью этой буквы и её ролью в  словах.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazets_konspekta_rus_yaz.odt24.38 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Татановская средняя общеобразовательная школа»

Конспект

урока по русскому языку на тему:

«Буква Ь»  

Учитель: Заболотникова Т.В.

Тамбов

2015

Тема: «Буква Ь»

Цели:

-Создать условия для знакомства с написанием буквы «мягкий знак».

-Сформировать умения писать букву каллиграфически правильно.

-Научить писать слова с   этой буквой.

-Познакомить с особенностью этой буквы и её ролью в  словах.

Оборудование:

1.Презентация по теме «Буква Ь».

2.Мультимедийный проектор.

3.Карточки с заданиями.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Универсальные учебные действия:

Личностные

1.Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению русского языка.

2.Иметь общее представление о моральных нормах поведения.

3.Осознавать личностный смысл учения, желать учиться.

Познавательные

1.Проводить сравнение (последовательно по 2-3 основаниям, наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление).

2.Самостоятельно проводить краткий анализ  объектов.

3.Под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятия.

Регулятивные

1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2.Следовать режиму организации учебной  деятельности.

3.понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

4.оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Коммуникативные

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Воспринимать мнение других людей.

3.Понимать задаваемые вопросы.

Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Ι. Мотивация к коррекционной деятельности.

- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Ребята, улыбнитесь друг другу,
Ведь хорошее настроение – залог успеха.

ΙΙ. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

-Ребята, к нам сегодня пришли герои одного мультфильма. Посмотрите на слайд и скажите, кто это?

-Правильно. Медведь хочет повторить с Машей буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, но Маша уже все забыла. Поможем Маше вспомнить?

-Ребята, посмотрите на доску. Вы видите ленту  букв.

-А какие это звуки?

-Каким цветом эти звуки выделены?

-Почему?

-А буквы, которые выделены синим цветом какие обозначают звуки?

-А зеленым?

-А если пополам?

-А как мы найдем на ленте звонкие звуки?

-А глухие?

ΙΙΙ. Локализация индивидуальных затруднений.

-Ребята, а кто мне может сказать, почему мягкий знак стоит в стороне и выделен белым цветом?

-Кто-нибудь может произнести звук, который обозначается буквой Ь?

-А писать эту букву вы умеете?

- Так давайте с вами познакомимся с буквой Ь и научимся его писать.

- А кто-нибудь догадался, какая у нас тема нашего урока?

- Кто сможет мне ее произнести?

-Верно. И у нас сегодня новая тема урока, которая называется буква мягкий знак.

ΙV. Построение проекта выхода из затруднений.

-Посмотрите на букву Ь. Из скольких элементов состоит эта буква?

- С написанием какой буквы схоже написание буквы Ь?  

- Я тетрадь свою открою

И как надо положу.

Я, друзья мои, не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.      

   

-Давайте с вами откроем тетради на стр. 3, 5 и напишем букву мягкий знак. Но сначала я вам покажу. Смотрим внимательно

-Итак…Начинаем на верхней линейке рабочей строки. Вниз опускаем наклонную прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо, касаемся нижней линии, ведём полуовальную линию вверх до середины строки, закругляем влево и закрываем овал на прямой.

- Теперь  потренируемся вы в воздухе, а я на доске.

 - Молодцы, пишем в прописях мягкий знак.

-Пишем с вами вторую строчку, где мягкий знак схож с написанием буквы Ы.

-Ребята, зачем нужен Ь?

-Посмотрите в пропись. Вы видите там слова, давайте их прочитаем:

Был- быль

Пыл- пыль

Кон- конь

Угол- уголь

-Ребята, что вы заметили в этих словах?

- Давайте возьмем ручки и покажем с помощью цветов синего и зеленого, где  буква обозначающая твердый согласный звук , а где буква  обозначающая мягкий согласный звук.

-Напишем эти слова.

-Для чего в этих словах написали в конце мягкий знак?

-Ребята, прочитаем слова на строчке ниже. Прочитаем первую пару слов.

Что вы заметили?

А где в слове окуньки написан мягкий знак?

-Для чего в этих словах мягкий знак?

Остальные слова допишите самостоятельно. Мягкие согласные подчеркните зеленым карандашом.

-Итак, для чего служит мягкий знак?

Где он пишется? Приведите примеры.

-Ребята, посмотрите на стр. 3,5. Какие слова вы видите?

Это предложение? Почему?

-Давайте с вами составим правильное предложение. Посмотрите на цифры, которые над словами.

-Какое слово должно быть первым?

-Какое вторым?

-Какое третьем?

-Какое четвертым?

-Какое у нас получилось предложение? Запишем его.

-Молодцы! Подчеркните мягкий знак.

-Сделаем с вами звуко - буквенный анализ  слов гусь, лось, олень, лень.

-Какое слово лишнее?

-Молодцы!

-Сейчас я прочитаю вам сказку, а вы внимательно слушайте.

Сказка:

Однажды пришел мягкий знак в Азбуку и увидел, что буквы живут дружно, согласные всегда соглашаются с гласными. И ему захотелось там жить. Но буквы удивились: «Что же ты будешь с нами делать? Ведь ты не обозначаешь никакого звука!» Стал мягкий знак их просить, умолять. И буквы сжалились. Они придумали для него целых 2 работы…

- Какая первая у него мы узнали.

-Для чего служит мягкий знак?

V. Реализация проекта выхода из затруднений.

-Теперь внимательно посмотрите на стр.3,6. Прочитайте слова.

-Почему слово Коля написано с большой буквы?

-Чем различаются эти слова?

-Сделаем звуко- буквенный анализ этих слов.

-Сколько звуков обозначает буква Ю в слове солю? А в слове солью?

-Почему?

Сколько звуков обозначает буква Я?

-Почему?

-Вы догадались, зачем здесь нужен мягкий знак?

-Правильно. В этих словах Ь отделяет одну букву от другой и выполняет разделительную функцию.

-Запомните: разделительный Ь пишется после согласных перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И, которые будут обозначать 2 звука, первый из которых [Й’]

-Ребята, посмотрите на слова, давайте прочитаем их.

Фасоль- вьюга

Дельфин- тополь

Письмо- платье

Тюльпан- вольер

Семья- воробьи

-Молодцы!

- Запишите эти слова по столбикам:

1-й столбик, где Ь-смягчающий, а второй столбик, где Ь-разделительный.

-Ребята, давайте эти слова поделим на слоги.

-Что вы заметили, когда поделили слова на слоги?

-Запомните:

 - При переносе мягкий знак не отрывается от согласной.

Физкультминутка

VΙ. Обобщение во внешней речи.

Миша предлагает Маше поиграть в игру, поиграем вместе с Машей?

Игра «Найди пару»   (антонимы)

работа                   здоровье

свет                       безделье

болезнь                         тьма

скука                        польза

враги                     веселье

вред                         друзья

-Подчеркните Ь.

-Где в этих словах мягкий знак смягчающий, а где разделительный?

- Составь пословицу из слов:  Без (1), ученья(2), уменья(4), нет(3).

-Как вы ее понимаете?

VΙΙ. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Ребята, выполним с вами задания самостоятельно.

1 ряд - запиши слово, чтобы обозначало много предметов.

2 ряд – образуй имена по образцу.

Проверка по экрану:

Дерево -деревья         Наташа -  Наталья                                       Брат – братья          Даша -    Дарья                 Сук - сучья                 Таня- Татьяна  

Тестирование

Выберите правильный ответ.

1.  Выбери слово, в котором (Ь) – показатель мягкости:

А) пальчики;

Б) вьюга;

В) глазунья.

2.  Укажи слово с правильным переносом:

А) вь-юга;

Б) крыль-я;

В) маль-чик.

3.  Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:

А) друзья;

Б) стуля;

В) очки.

Самопроверка.

VΙΙΙ. Включение в систему знаний и повторение.

-Ребята, посмотрите на слова в рамочке. Прочитайте их.

-Ребята, какие это слова?

-Правильно и в них присутствует Ь.

-Запишите эти слова и подчеркните опасное место.

-Ребята, запомните эти слова.

ΙХ. Рефлексия.

- Теперь Машенька научится правильно писать Ь?

-А вы научились?

- Что нового узнали?

-Что вам было интересней всего?

-Проанализируйте свою работу на уроке.

Закрасьте кружок таким цветом, который соответствует вашим знаниям:

зелёный, желтый,  красный.

Красный цвет:

Стоп!  Вперед  нельзя!

Повторять  усядусь  я!

Жёлтый цвет:

Здесь  –  внимание!  

Сомневаюсь ещё  я!

Зелёный цвет:

А   теперь   вперёд!    

В  знаниях  уверен  я!

-Спасибо вам за урок! До новых встреч!

- Здравствуйте!

Эмоциональный настрой на работу.

Маша и Медведь

Да

Гласные и согласные

Синим, зеленым и красным.

Так как гласный звук выделяется красным, а согласный синим или зеленым.

Твердые

Мягкие

Буква может обозначать как мягкий, та и твердый согласный звук.

Звонкие согласные расположены на первой строчке.

Глухие согласные расположены на второй строке.

Он не обозначает звуков.

Нет

Нет

Да

Буква Ь

Из 2-х

С буквой Ы

Открывают тетради.

Дети тренируются в воздухе.

Для обозначения мягкости предшествующего согласного

В первом слове буква Л обозначает твердый согласный звук, а во втором слове буква Л- обозначает мягкий согласный звук.

Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного.

 

Окунь – окуньки.

В этих словах есть общая часть – корень окунь.

В середине слова, в корне.

Для обозначения мягкости предшествующего звука.

Для обозначения мягкости предшествующего звука.

Пишется после согласных перед согласными или в конце слова

коньки

день

Дождь(4) лил(3) весь(1) день(2)

Нет. Слова не связаны по смыслу.

Весь

День

Лил

Дождь

Весь день лил дождь.

Гусь-син.,кр.,зел.

Лось-син., кр.,зел.

Олень-кр.,зел.,кр.,зел.

Лень-зел.,кр.,зел.

Лень- так как три животных, а это слово имеет другое значение

Олень- так как во всех слова 3 звука, а в этом слове 4 звука.

Для обозначения мягкости предшествующего звука.

Солю- солью

Полю- полью

Коля-колья

Так как это имя, а имена мы пишем с большой буквы.

Мягким знаком

1 и 2

Т.к. мы пишем букву Ю, а слышим Й и У

2

Т.к. мы пишем букву Я, а слышим Й и А

Ответы детей

Смягчающий                  Разделительный

Фасоль                             Вьюга

Дельфин                          Платье

Письмо                            Вольер

Тюльпан                          Воробьи

Тополь                             Семья

Фа-соль                               Вью-га

Дель-фин                            То-поль

Пись-мо                              Пла-тье

Тюль-пан                            Воль-ер

Се-мья                                 Во-ро-бьи

Что Ь не отрывается от согласной.

Да

Работа- безделье

Свет- тьма

Болезнь- здоровье

Скука- веселье

Враги-друзья

Вред- польза

Смягчающий                Разделительный

Болезнь                          Здоровье

Тьма                                Безделье

Польза                            Веселье

                                         Друзья

Без ученья нет уменья.

Человек ничего не будет знать , если не будет учиться.

Дети проверяют по слайду слова.

А

В

Б

Словарные

Учи́тель
Учи́т
ельница

Да

Да

Что мягкий знак не обозначает звук и служит для обозначения мягкости предшествующего звука. Разделительный мягкий знак показывает, что буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Упражнения в написании букв у, и, а после шипящих" Кокина Н.В.

Данный урок разработан в технологии деятельностного метода. На уроке присутствуют работа в парах, группах. В урок включены активные методы обучения. Урок формирует основные УУД....

Конспект урока русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными буквами".

Данная разработка урока применяется во 2 классе по системе Л.В. Занкова. Здесь во время путешествия дети учатся находить  мягкие и твёрдые согласные звуки, которые обозначаются гласными буквами и...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА русского языка по теме : «Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема урока:  «Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих»...

Конспект урока русского языка по теме:Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква ь.

Конспект урока русского языка по теме:Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква ь. УМК "2100", 2 класс....

Конспект урока русского языка по теме "Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова".

Базовый учебник: Русский язык. В.П.Канакина, В.Г.ГорецкийТип урока: введение нового материала.Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.Презентация подготовлена с использованием скриншотов ...

Конспект урока русского языка на тему: ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАПИСАНИЯ ВСЕХ БУКВ РУССКОГО АЛФАВИТА

Урок нарабатывает знание определённого порядка расположения букв в алфавите; способствует развитию речи; прививает интерес к урокам грамоты....

Конспект урока русского языка по теме: «Буква ь для обозначения мягкости согласного на конце слова»

Конспект урока русского языка по теме: «Буква ь для обозначения мягкости согласного на конце слова»...