Методическая разработка урока русского языка по теме «Большая буква в именах собственных» 2 класс УМК «Школа России»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Методическая разработка урока русского языка по теме         «Большая буква в именах собственных» 2 класс УМК «Школа России»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока русского языка по теме

        «Большая буква в именах собственных»

2 класс УМК «Школа России»

Автор: Скокова Ольга Петровна, учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»  г. Железногорска Курской области.

Цели: закреплять знания об имени существительном, формировать умение различать имена собственные и писать их с заглавной буквы; развивать воображение, память, внимание, мышление, связную речь; воспитывать интерес к русскому языку.

Познавательные УУД: работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения и ответы, соотносить полученные знания с примерами, умение анализировать.  

Коммуникативные УУД: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть монологической и  диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами.

Регулятивные УУД: организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

 Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной    деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие творческого воображения.

                               Ход урока.

1.Оргмомент.

-Здравствуйте!

Прозвенел звонок для нас!

Вы зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вдохнём,

И урок мы наш начнём.

2.Постановка учебной задачи.

- С давних времен существует страна под названием «Части речи». Она поделена на части, каждая из которых имеет своё собственное название, имя. Вы только начинаете путешествие по этой стране и совсем недавно только - только начали знакомиться с одной из ее частей - именем существительным.

-Сегодня на уроке мы будем расширять, и закреплять свои знания о грамматических признаках имени существительного.

3.Словарная работа.

- Откройте свои тетради.

- Какое сегодня число, месяц.

- Какие орфограммы встречаются в написание числа, месяца.

- Давайте подготовим пальчики к письму. (Пальчиковая гимнастика)

 - Запишите число.

- Прочитайте записанные слова и назовите в них орфограммы.

луч             собака                  окно                тире

кофе           учитель                корова            заяц  

мел            улов                       воробей          сок  

-Что объединяет эти слова?

-Что такое имя существительное?

-Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что?

- Как называются?

-Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто?

-Как называются?

- На какие группы можно разделить слова?

- Запишите слова в 2 столбика. В первый столбик слова, отвечающие на вопрос что? Во второй - на вопрос кто?

Что?                                              Кто?

луч                                              собака  

кофе                                            учитель

мел                                              корова

окно                                            воробей

улов                                             заяц

тире

- Что можно сказать о словах второго столбика?

-Сегодня мы познакомимся ещё с одним словом, написание которого нужно запомнить. Его вы узнаете, если соедините последние буквы в словах, отвечающие на вопрос что?

- Какое слово получилось?

человек

-Сколько слогов в слове? Почему?

- Какой слог ударный? Сколько безударных гласных? Назовите их.

- В слове человек 2 безударных гласных о и е.

-Произнесем слово.

- В какой столбик запишем? Почему?

- Учёные полагают, что слово человек является сложным, состоящим из 2 слов чело - и – век-. Первая часть – чело - имеет значение вверх, возвышенность, вторая – век - означает силу.

- Таким образом, первоначальное значение данного слова - обладающий полной силой, взрослый мужчина.

-Как можно сказать о человеке?

- Составьте предложения со словом человек.

- Молодцы! Вы составили очень красивые предложения.

- А какие пословицы вы знаете о человек?

- Помогите и мне составить из слов пословицу.

добро человек русский  помнит

-Как понимаете эту пословицу?

- Запишем с комментированием.

- Найдите главные члены предложения.

- Чем человек отличается от животного?

-Каждый  из вас – человек, мальчик или девочка. Вы умеете думать, говорить, трудиться. А ещё человек заботится о своём здоровье. А как вы заботитесь о своем здоровье? – Молодцы! – Давайте и мы позаботимся о своём здоровье.

3.Физминутка.

4. Работа по теме урока

У каждого человека, живущего на Земле, есть свое имя. У каждого из вас есть имя.

- Запишите его в тетрадь.

- Как вы написали свое имя? Почему? Молодцы!

- Да, ребята, если мы хотим, кому-то показать своё уважение, то при письме в этом нам поможет большая буква.

- Поставьте к своему имени вопрос.

- Если все имена отвечают на вопрос кто? К какой части речи они относятся?

- А если имя у каждого человека свое, его ему присвоили, то оно является каким? Значит, как можно назвать наши имена? Давайте хором произнесем.

- Какой можно сделать вывод: Имена собственные - пишутся с большой буквы и относятся к имени существительному.

- Кто может сформулировать тему нашего урока? « Большая буква в именах собственных».

5. Закрепление.

- Ребята, а  знаете ли вы, какое на нашей планете самое распространенное имя?

- Самым распространенным именем на Земле является имя Иван.

- Как зовут героя многих русских народных сказок?

- А когда он был маленьким, как его называла мама?

- На разных языках это имя звучит по-разному:

В Германии – Ганс

Во  Франции – Жан

В Польше – Ян

В Англии – Джон

- Все эти имена произносятся и пишутся по – разному, но есть в них и что – то общее.

- Молодцы!

6. Физминутка для глаз.

7.Работа с учебником.

- Откройте учебник  стр. 12 упр. 240

- Прочитайте.

- Найдите в стихотворении одинаковые по звучанию слова. Подчеркните их простым карандашом.

- Какие это слова?

-  Почему одни и те же  слова пишутся то с большой, то с маленькой буквы?

- Как будут звать Полю, когда она вырастит?

- А Серёжку? Какое у него сокращённое имя?

- Молодцы! Вы справились с этим заданием.

Вы по–разному записали своё имя. Встаньте дети, которые записали полное имя.

- Однако не  все имена могут иметь сокращенную или полную форму. Например, имя Нина употребляется только в одной форме полной, хотя на первый взгляд оно кажется коротким. У нас в классе у некоторых ребят тоже есть такие имена. Встаньте дети, у которых имя употребляется в одной форме.

-Предлагаю вам игру « Не ошибись».

- Я называю полное имя, а вы произносите сокращённую форму имени и наоборот.

Василий - Вася                   Юра – Юрий

Алексей – Алёша               Витя – Виктор

Елена – Лена                     Валя – Валентина

Владимир – Вова              Света – Светлана

7. Самостоятельная работа.

- А сейчас очень хочется узнать, как вы усвоили новую тему

- У вас на столе лежат листочки, на которых  написаны задания

-Вы выполняете те задания, которые не вызывают затруднений. Начинайте работу с первого задания. Те, кто может справиться со всеми заданиями, добьется лучшего результата на уроке.

Большая буква в именах

1. Напиши свое полное имя____________________________

2. Напиши имя своего друга______________________________

3. Образуй от имени взрослого имя детское. Вставь пропущенную букву.

( Д/д) …митрий - ________________

4. Как звали в сказке “Золотой ключик, или приключения Буратино” девочку с голубыми волосами?_____________________________________

Проверка.

Если вы сделали 4 задания,  то положите свои карточки на стул с красным кружочком, 3-с зеленым,  2 – желтым, 1- синим.

8. Итог.

- Что есть у каждого человека?

- Что интересного узнали об именах?

- Как называются имена существительные, которые пишутся с большой буквы?

- Имена дают при рождении. У каждого имени есть свое значение. О значении своего имени вы можете узнать из книги « Тайна имени». Человек проносит свое имя через всю свою жизнь. Его можно лишить всех благ, богатств, званий, но нельзя лишить имени. Людей, создавших себе доброе имя, называют знаменитыми, знатными. Именами уважаемых, заслуженных людей названы города, улицы, парки.

9. Домашнее задание.

- Дома вы всё это закрепите. Для этого напишите мини - сочинение на тему « Мой друг».

10. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке.

- Да, вы все замечательно работали, и лучшим учеником на этом уроке является весь дружный 2 «Б» класс. Похвалите себя. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Большая буква в именах собственных.

Данную  презентацию  можно  использовать на  уроках  русского  языка,  как  при  знакомстве  с  новой  темой,  так  и  на ...

урок русского языка на тему "Большая буква в именах собственных"

Технологическая карта к уроку русского языка на тему: "Большая буква в именах собственных"...

Урок по русскому языку по теме "Большая буква в именах собственных" 1 класс

ЦЕЛИ: Закрепление понятия нарицательных и собственных именсуществительных. "      ЗАДАЧИ:-формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать и...

Конспект урока русского языка по теме: «Большая буква в именах и фамилиях людей» 1 класс УМК " Школа России".

План-конспект урока русского языка по теме " Большая буква в именах и фамилиях людей" Умк " Школа России" включает в себя  игровую форму работы, а также сведения из ономастики...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Слова с удвоенными согласными» ( 2 класс, УМК "Школа России").

Конспект урока по русскому языку по теме "Слова с удвоенными гласными" для 2 класса, УМК "Школа России"....

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Текст. Что такое текст?» ( 2 класс, УМК "Школа России").

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Текст. Что такое текст?» ( 2 класс, УМК "Школа России")....

Методическая разработка урока русского языка по теме «Подробное изложение с языковым анализом текста» УМК « Школа России», 3 класс

Тема: Подробное изложение с языковым анализом  текста Тип: Изучение нового материалаЦель урока: развивать умения передавать содержание текста после языкового анализа  текста  с опо...