Открытые уроки русского языка
план-конспект по русскому языку на тему
Уроки русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostav_slova.docx | 15.7 КБ |
slovoobrazovanie.docx | 17.2 КБ |
formirovanie_navykov_pravopisaniya_predlogov.docx | 15.28 КБ |
koren_slova..docx | 18.2 КБ |
uchenie_s_uvlecheniem.doc | 133 КБ |
intellektualnaya_igra_po_russkomu_yazyku..docx | 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Состав слова.
Задачи: обобщить знания о составе слова, активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, элементы соревнования, развивать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о языке.
Ход урока.
1. Психологический настрой на урок.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.
2. Сообщение темы и задач урока.
Урок русского языка мы проведем в форме игры «Счастливый случай». На уроке мы продолжим учиться красиво и грамотно писать, будем думать и рассуждать. Сегодня встретятся 3 команды друзей. Наша задача проявить свои знания и выявить команду-победительницу и лучших знатоков в каждой из них. За правильный ответ дается жетон. Победит тот, у кого их соберется больше. Чтобы дать командам названия, ответьте на вопросы:
- Какие части слова знаете?
- Что такое приставка?
- Что такое корень?
- Что такое суффикс?
- Что такое окончание?
Итак, название 1 команды – корень, 2 – суффикс, 3 – окончание.
3. Минутка чистописания.
Если вы правильно отгадаете загадки и расположите все слова по горизонтали, то узнаете слово, зашифрованное в вертикальном столбце.
По горизонтали
Хоть верь, хоть не верь,
Пробежал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста. (Олень)
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик)
Межи деревянные,
А поля стеклянные. (Окна)
Что за дерево такое,
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина)
- Какое слово получилось? (Очки)
- Какая орфограмма в слове очки?
- С какой буквы оно пишется? Расскажите об этой букве, какой звук она обозначает?
Повторение каллиграфического написания буквы, узора из соединения нескольких букв «о». Запись слов-отгадок.
4. Словарный диктант. (Устно сигнализируют орфограмму сигнальной карточкой):
Костер, кровать, метро, заяц, театр, рябина, природа.
Разминка закончилась, начинаем игру.
5. Обобщение по теме.
1-й гейм. Найти друзей.
- Прочитать слова, определить часть речи. От данных слов образовать однокоренные слова.
1 команда: лечить (лечение, лекарство, лекарь).
2 команда: берег (бережок, набережная, береговой).
3 команда: горка (горный, горец, пригорок).
2 гейм.
- Составить из частей слово, разобрать по составу:
1 команда: и, ник, под, снеж (подснежники);
2 команда: а, к, по, сад (посадка);
3 команда: а, ушк, корм (кормушка).
Физкультминутка. Игра «Не ошибись»: учитель называет команды, но выполнять их надо только после слова «пожалуйста».
3 гейм. Написать по 3 слова к каждой схеме:
1 команда: корень, суффикс, окончание;
2 команда: приставка, корень, окончание;
3 команда: приставка, корень, суффикс, окончание.
4 гейм. Игра «Кто больше»: за 1 минуту записать как можно больше слов, образованных при помощи приставок:
1 команда: у, при, по, вы, за, с, пере, от, но и слова «ход»;
2 команда: вы, об, за, при, пере, про, из, по, на, от, под, раз и слова «учить»;
3 команда: от, за, пере, про, по, вы, раз, на, за, под и слова «работать».
5 гейм. Игра «Это все мы проходили»: У каждой команды по две карточки с вопросами, ответы на которые есть на карточках в других командах. Задача: найти и зачитать ответ на заданный вопрос. Остальные сигнализируют его правильность. За правильный ответ защитывается очко.
1 команда задает вопросы:
- Что такое основа слова?
- Какая часть слова бывает во всех словах?
2 команда:
- Что называется корнем слова?
- Что такое окончание?
3 команда:
- Что такое приставка?
- что такое суффикс?
6 гейм. Стр. 170, упр.287. прочитать стихотворение, выписать однокоренные:
1 команда: имена существительные;
2 команда: имена прилагательные;
3 команда: глаголы.
6. Итоги игры.
Вывод: Помни, при разборе слова
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка впереди.
7. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок? Чем?
- Чему учились?
- Что повторяли?
- Все старательно работали. Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
Тема: «Словообразование. Разбор слова по составу»
Цели урока.
Образовательные: уточнить понятия «корень», «основа», «приставка»,
«суффикс», «окончание»; создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу.
Развивающие: развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку
русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
-воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
«Мозговая разминка»
-Чтобы собрать наше внимание, проведём «Разминку для ума».
Отвечаем хором, быстро.
Часть слова, которая служит для связи слов в предложении
называется…
Общая часть родственных слов называется …
- Как называется второй зимний месяц?
Что находится между городом и селом?
Разделительный твёрдый знак пишется после ….
Часть слова без окончания называется …
Назовите слово, противоположное слову враг.
Чем кончается лето и начинается осень?
- Сколько гласных букв в русском алфавите?
3. Чистописание.
-Определим букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в слове, которое является лишним в данной группе и
обозначает мягкий согласный, который находится в суффиксе этого слова: пейзаж январь рисовать мороз
(Лишнее слово рисовать, т.к. обозначает действие; мягкий согласный в суффиксе т,)
Определим порядок следования элементов в ряду: т/тт//ттт///
-Напишем эту цепочку букв в указанной последовательности, продолжим
закономерность до конца строки.
4. Сообщение темы урока.
На доске ряд букв:
-Отыщем тему урока в ребусе.
ПСРЛИОСВТОАОВБКРААСЗУОФВФАИНКИСЕ
(СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)
5. Включение в тему.
-Какие слова остались?
-Для чего нужны в словах приставка и суффикс?
-Поверим домашнее задание.
Словарь «Учусь правильно образовывать слова» (И.В.Курочкина)
Проверка работы со словообразовательным гнездом стр.91.
-Со словообразовательным гнездом какого слова мы работали? (Чистый)
-Прочитаем слова, образованные приставочным способом.
-Прочитаем слова, образованные суффиксальным способом.
Словарная работа.
рисовать пейзаж
мороз январь
-Прочитаем слова. Что общего у этих слов? Какое слово лишнее?
-Какое задание можно придумать с этими словами?
-Образуем новые слова, выделим ту часть слова, с помощью которой
образовалось новое слово:
Один учащийся выполняет работу на карточке.
Проверка с помощью опор.
-Каким способом образованы слова?
-Кто образовал другие слова?
-Зачем нужно уметь образовывать слова разными способами, определять
состав слова? (Чтобы расширять свой словарный запас, уметь правильно
определять место орфограммы в слове.)
Орфографическая гимнастика.
-Определим место орфограммы в словах. Покажем место безударной гласной в корне жестами.
Побег, денёк, кисточка, рассвет, в клетке, водить, пишет, ключик. Отлично!
6. Работа над алгоритмом по составу.
-А что нам может помочь действовать организованно и научиться быстро
и грамотно разбирать слова по составу? (План действия, алгоритм).
-Следовательно, какова же цель нашего урока? (Составить алгоритм разбора слова по составу).
У детей на партах пошаговый план алгоритма. Учащиеся работают в парах.
-Составим алгоритм разбора слова по составу
-Запиши слово.
-Измени слово и выдели окончание.
-Отдели окончание от основы и выдели основу.
-Подбери однокоренные слова и выдели корень.
-Найди и обозначь приставку и суффикс.
Проверка:
-Какой первый шаг?
-Что нужно сделать потом?
-Мы составили свой алгоритм. Давайте убедимся в правильности его построения. Работа по учебнику.
-Чем отличается наш алгоритм от предоставленного алгоритма в учебнике?
(Для устного разбора, а наш - для письменного).
7. Практическое применение.
Эстафета.
На доске записаны слова в 3 столбика. Учащиеся по цепочке выходят к доске
и выделяют части слова, используя алгоритм.
перегородка выговор ореховый
побег подорожник предвестник
желтизна соседка просмотр
Проверка с помощью светофоров.
-Вы научились разбирать слова по составу. Молодцы!
8.Творческое применение знаний.
Работа с текстом.
-Посмотрите на экран. Подумайте, что же мы сейчас будем делать?
(Подбирать слова к схемам, чтобы из них получилось предложение.)
Работа по вариантам. Каждый вариант получает по два предложения, в которых
некоторые слова заменены схемами.
Два человека работают на карточках.
Проверка на экране.
Метель спрятала (укрыла) лесные дорожки (тропинки).
Мягко похрустывает (поскрипывает) под ногами снег.
Деревья замерли (застыли) в зимнем сне.
Пушистая (ледяная) изморозь покрыла ветви.
-Прочтём полученные предложения? Кто подобрал другие слова?
-Что у нас получились? Как можно его озаглавить?
9. Подведение итогов урока.
Сделаем вывод:
-Могут ли существовать приставки и суффиксы в речи самостоятельно,
отдельно от слова? (Нет). Мы собрали части и получили слово.
Действовали вместе и получили текст.
-Сегодня на уроке: Мы составили…
Мы научились…
10. Информация о домашнем задании
Продолжите наш рассказ. Придумайте 2 предложения и зашифруйте их.
Предварительный просмотр:
Цель: Формирование навыков правописания предлогов.
Задачи: способствовать формированию, находить предлоги в тексте, развивать орфографическую зоркость, воспитывать наблюдательность.
Ход урока
Орг. момент.
Сообщение темы .
- Над какой темой мы работали на прошлых уроках?
- Что узнали о предлогах?
- Сегодня продолжим работу над темой “Предлоги”.
Минутка чистописания.
- Буква И спрятала предлог.
- Кто увидел, какой предлог спрятан?
- Пропишите.
- Вы нашли этот предлог, а теперь я предлагаю поиграть в игру
Закрепление пройденного.
“КТО С КЕМ”.
Показываются картинки с изображением животных (лиса, медведь, коза, кошка, собака, курица, лошадь, корова).
-С каким предлогом употребляли словосочетания?
- Как он пишется?
- А в русском языке только один предлог С?
Задание по карточкам. “НАЙДИ ПРЕДЛОГИ”
Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги…
Я должен твердо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит – «ПО»?
Что значит – «ЗА»?
И «ЗА» и «ПО» – предлоги…»
А хорошо бы – ЗА порог
И мчаться ПО дороге!..
Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги?
- Найдите в тексте те предлоги, запишите их.
Физкультминутка.
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
- Над какой темой работали?
- Что такое предлог?
- Как пишутся предлоги со словами?
- Для чего служат предлоги?
- Какие вы молодцы! Видите предлоги, умеете находить и выделять.
Письмо по памяти.
Стр. 149 упр. 283
Словарная работа (запишите отгадки).
То я в клетку, то в линейку
Написать по ним сумей-ка:
Можешь и нарисовать...
Что такое я? (Тетрадь)
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки
Что угодно для души. (Пенал.)
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Как сажа, черна,
Как сметана, бела,
Люблю всем в лесу
Рассказать, где была. (Сорока)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)
Не артист, а голосист,
Не ездок, а шпоры у ног. (Петух)
Птичка- невеличка,
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета.(Заяц)
Дополните предложения.
Дети пошли в ....
Саша пришел из ....
Деревья сажали за….
Каток залили перед ....
Ребята гуляли около ....
Запись под диктовку.
По небу плыла темная туча.
- Подчеркнуть главные члены в предложении.
Шуточные вопросы-загадки.
Название, какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов? (с - о - с - на)
Из каких предлогов можно составить название домашнего животного? (к - от, к- о- за)
Из каких четырех предлогов можно составить названия принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю дорогу? (на- с- о- с)
Вставьте нужный предлог.
Вышел ... дому.
Сошел ... крыльца.
Пошел ... дорожке.
Подошел ... воротам.
Дошел ... киоска.
Вошел ... трамвай.
- Что такое предлог?
- Как пишутся предлоги со словами?
Работа над скороговорками:
У Саши нос в саже, скажи об этом Саше.
В живом уголке жили ежи и ужи.
Оценки.
Д/з.
Итог урока.
Из, к, в, у, за, с, от,
По, на, около, для, под,
Из леса, к лугу, на поляну,
У кустика, с тропинки, в яму,
От речки, около дороги –
Пиши отдельно все предлоги.
Из, к, в, у, за, с, от, по, на, около,
Для, под - их еще раз прочитай
И никогда не забывай!
- Читаем стихотворение.
- Как пишутся предлоги со словами?
- Прочтите ту строчку, которая подтверждает ваш ответ. Подчеркните ее.
- Что еще о правописании предлогов вы знаете?
Предварительный просмотр:
Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Цели: совершенствовать умение учащихся находить корень слова в однокоренных словах; развивать орфографическую зоркость учащихся; развивать наблюдательность; воспитывать у учащихся дружелюбие, взаимопомощь.
Ход урока.
У. Любите ли вы приключения?
У. Хотите отправиться в морское путешествие? Сегодня на уроке вас ожидают встречи с обитателями морского дна, которые приготовили вам интересные задания.
У. Готовы ли вы проявить свои знания и умения? Попробуем убедиться в этом.
Кк ко
У. Что записано? Какое соединение в слоге ко?
3. Словарная работа.
У. Итак, экипаж к путешествию готов.
А на чем мы отправимся в путь? Угадайте.
На море, в реках и озерах
Я плаваю проворный,
Скорый и огромный.
У. Как вы догадались, что это корабль?
У. Что обозначает слово “корабль”?
Д. Это греческое слово. Обозначает тоже, что и судно. В парусном флоте корабль – трехмачтовое судно с полным парусным снаряжением. Кораблями называют военные суда. Воздушными кораблями – крупные самолеты. Космический корабль – пилотируемый космический аппарат.
У. Выполните звуковую запись слова корабль.
Д. [карабл']
(Несколько человек выполняют запись на доске, остальные в тетрадях.)
У. Откройте орфографические словари и посмотрите, как пишется слово «корабль». Запишите слово в тетрадях.
(Дети записывают слово в тетрадях, учитель закрепляет на доске табличку со словом «корабль»)
У. Проверьте, правильно ли написали. Что можете сказать про слово?
Д. В слове 2 слога, 2 гласных звука, 4 согласных, 6 звуков, 7 букв, существительное мужского рода, единственного числа, неодушевленное.
У. Ребята, посмотрите, кто это подплыл к кораблю? (Рисунок медузы).
Д. Это медуза.
У. У медузы тело в виде колокола или зонтика, студенистое, диаметром от нескольких мм до 2,3 м. По краям зонтика щупальца (длина до 30 м) со стрекательными клетками, способными вызвать ожоги.
У. Что она достала со дна морского?
Д. Она достала для нас раковину, в которой задание.
(Дети вынимают карточку с заданием из раковины и закрепляют ее на доске рядом со словом «корабль»)
кораблик корабельный
У. Что можно сказать про эти слова?
Д. Эти слова однокоренные, потому что у них есть общая часть (корень), в которой хранится общее лексическое значение.
У. Запишите слова, выделите корень в каждом родственном слове, обозначьте орфограммы.
(Дети записывают слова в тетрадях самостоятельно.)
У. Проверьте, правильно ли выполнили задание. (Самопроверка)
У. Какая тайна нашего языка помогла вам правильно записать слова?
Д. Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
Работа над предложением.
У. А сейчас мы с вами надеваем акваланги и спускаемся в подводный морской мир.
Кто плывет нам навстречу?
На доске – рисунок осьминога.
У. Осьминоги относятся к отряду морских моллюсков класса головоногих. На голове 8 длинных щупалец (рук). Длина тела от 1 до 60 см,. с щупальцами – до 5 м. Есть ядовитые виды, опасные для человека.
У. Что держит осьминог?
(Учитель разворачивает свиток, на котором записано задание, и закрепляет его на доске.) КОРАБЛЬ, НАШ, ОТ, ПРИСТАНЬ, ОТПЛЫЛ.
У. Я думаю, что это предложение.
Д. Нет, это не предложение, потому что слова не связаны друг с другом.
У. А можно ли из этих слов составить предложение? Составьте и запишите предложение.
Дети записывают, комментируя, и выполняют грамматический разбор предложения: «Наш корабль отплыл от пристани»
У. Что интересного увидели в предложении?
Д. В слове «отплыл» от- приставка, в сочетании «от берега» от – предлог.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
У. Поднимемся на корабль и займемся уборкой.
Грамзапись «Бескозырка белая…». Дети под музыку выполняют движения, имитирующие уборку палубы корабля: берут ведро, опускают его за борт, набирают воду, выливают ее на палубу, с помощью швабры драят палубу, вытирают ее. Потом показывают движениями, что устали, смахивают пот со лба. Один из учеников играет роль капитана. Дети, увидев его, встают «смирно» и отдает честь.
4. Работа по формированию умения подбирать родственные слова.
У. Опускаемся снова на дно морское. А вот и новая встреча. Кто это?
(Рисунок морской звезды.)
Д. Это морская звезда.
У. Морская звезда относится к классу беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело (диаметр от 1 см до 1 м) ярко окрашено, в форме звезды (до 50 лучей) или пятиугольника. Широко распространены на дне океанов и морей.
У. Прочитайте, о чем она нас спрашивает.
(Дети читают задание, записанное на обратной стороне морской звезды.)
Как найти корень в слове МОРЕ?
Д. Надо подобрать родственные слова и выделить в них общую часть.
У. Самостоятельно подберите родственные слова, запишите их и выделите корень.
(Дети работают самостоятельно, записывая слова: МОРЕ, МОРЯК, МОРСКОЙ, ПРИМОРСКИЙ, ВЗМОРЬЕ.)
У. Проверьте работу друг друга. (Работа в парах.)
У. Продолжаем путешествие. Навстречу нам движется морской еж.
(На доске рисунок морского ежа.)
У. Морские ежи относятся к классу беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело (диаметр от 2-3 мм до 30 см) шаровидное, дисковидное или сердцевидное покрыто пластинками с подвижными иглами. Обитают на дне морей.
Морской еж принес нам задание. (Учитель делит класс на группы по пять человек. Каждой группе выдается карточка с заданием: РЕБЯТА, ОТГАДАЙТЕ, У КОГО В МОРЕ САМЫЕ ЗОРКИЕ ГЛАЗА?
варианты ответов:
• У АКУЛЫ; • У ОСЬМИНОГА; • У КРАБА.
Дети отгадывают. Затем учитель предлагает сравнить свой ответ с текстом.
У каждого ученика карточка с текстом:
«Самые зоркие гл_за у осьминогов. Их размер (_ни очень б_льшие) соответствует зоркости. Только гл__за с_вы, к_шачьи гл_за да человека могут с ними соперничать.»
У. Выпишите слова с пропущенными буквами, подберите к ним родственные слова, выделите корень, вставьте пропущенные буквы.
Д. Глаза, глазки, глазной.
Сова, совы, совиные.
Кошачьи, кошка, кошечка.
У. Молодцы, ребята вы прекрасно справились с заданием. Какие знания помогли вам это сделать?
Д. Мы умеем подбирать родственные слова, выделять в них корень, и помним о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
У. Морские обитатели просят нас найти среди нескольких групп слов группу родственных слов и записать ее :
Лето, летний, летучий, летник;
шторм, штормить, штурмовать, штормовой;
вода, водица, водяной, водопой, водный;
голубой, голубизна, голубеть, голубь
Дети работают самостоятельно. Текст задания записан на доске. Проверка задания проводится фронтально. Дети доказывают, почему выбрали третью группу слов.
Д. Третья группа слов – родственные слова, потому что у них есть общая часть (корень), в которой хранится общее лексическое значение.
У. Подходит к концу наше путешествие. Какие впечатления у вас от него?
Итог урока.
Предварительный просмотр:
Кружок "УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»
( РУССКИЙ ЯЗЫК )
1раз в неделю. Всего 35часов.
Введение.
Словотворчество – это искусство свободного мышления, философского отношения к слову. Зародить в детских сердцах любовь к звучащему слову – это сверхзадача, поэтому на начальной стадии обучения все усилия необходимо направить на создание атмосферы, в которой детям захочется писать, читать, рисовать, говорить, думать.
Какой “вклад” должен внести учитель начальных классов?
“Главным результатом учения в начальной школе должно быть их развитие: умение выражать свои мысли словесно, отчасти письменно, охота к учению и чистая детская нравственность” - говорил Ушинский, и нельзя с ним не согласиться.
От успешности развития речи зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.
Пояснительная записка.
Актуальность.
Кружок “учение с увлечением” необходим в начальной школе, так как слово, особенно ритмованное и рифмованное, поддерживает, формирует, гармонизирует маленького человека.
“Отечественный язык есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи и знания, а потом передаем их. Если ученик или ученица плохо владеют этим орудием, то для них гораздо труднее учится”. Можно носить в думе много форм народного языка и не иметь привычки употреблять их быстро и кстати, что развивается только от упражнений. Вот поэтому такой кружок актуален в начальной школе.
Основные цели кружка.
I. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
II. Развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений.
III. Развития мышления и формирование процессов мыслительной деятельности.
IV. Обучение навыкам культуры речи и речевого общения.
V. Развитие у детей эмоциональной выразительной речи.
VI. Развитие артистических данных.
VII. Расширение кругозора детей, развитие воображения, памятьи.
Способы усвоения знаний на кружке.
Способ не репродуктивный, а преимущественно эвристический, исследовательский.
Новое знание открывается ученику самостоятельно, в процессе наблюдений за речью. Наблюдение формирует обще-учебное умение анализировать, сравнивать, делать выводы и способствует развитию мышления
Упражнения представляют собой познавательные вопросы, преобладание упражнений поискового и творческого характера способствует активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся. На кружке изменяется характер взаимодействия учителя и ученика. Роль учителя заключается в управлении познавательной речевой деятельности ребенка, в организации совместного поиска и решения познавательных задач. Ребенок – субъект разнообразных видов речевой деятельности.
Задачи кружка « Учение с увлечением »
I. Помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе овладеть умением общаться.
II. Организовать активную речевую деятельность учеников, в которой они постоянно будут применять полученные знания. Дети будут учиться слушать, говорить, сочинять.
III. Развивать чувство уместности высказывания, воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добром, уважительным отношением к человеку, то есть формировать вежливую речь.
IV. Разбудить творческое воображение учащихся. На кружке должно быть как можно меньше всякого рода запретов – больше свободы, фантазии.
Основные педагогические идеи.
I. От практики к теории и опять к практике.
II. Развитие творческого воображения и литературно-творческих способностей.
Программа кружка рассчитана на детей от 8 – 9 лет и состоит из трех разделов.
- Речь и ее значение в жизни. (речь является важнейшим средством общения, средством обмена чувствами и мыслями меду людьми. Речь служит целям познания мира. Речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведения людей).
- Текст (научить детей выражать связно свои мысли, то есть научить создавать речевое произведение. Понятие о речевых произведениях малых форм: считалке, скороговорке, загадке).
- Культура общения. (формировать личность человека, который в общении способен правильно воспринимать информацию, осмыслить ее, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других.)
Учебно-тематический план
Сентябрь
1 неделя | 1. Для чего людям нужна речь: a) речь – средство общения, b) как узнать что-то новое, c) речь – средство познания. |
2 неделя | Сюжетно ролевые игры. Цепочка слов. Поезд. Играем в прятки. |
3 неделя | На основе сказок, стихов – импровизация – придумывание своих историй. Сложные слова. |
4 неделя | Речевые упражнения. Скороговорки. Чистоговорки. Кто внимательный. Остров попугаев. |
Октябрь
1 н. | Речевое действие – слушание, говорение, чтение, письмо: слушать и слышать, b) смотреть и видеть, c) сюжетно-ролевые игры. |
2 н. | Правильная, точная и живая речь: a) говорим и пишем, b) умеем ли мы говорить. |
3 н. | Говорим быстро – медленно. “Сядем на пригорке да расскажем скороговорки” (игра). |
4 н. | Говорим тихо – громко. Как нужно вести себя во время разговора. (сюжетно – ролевая) |
Ноябрь II ч.
1 н. | Сюжетно – ролевая игра “Книжный магазин”. Различные формы приветствия и прощания. Магические буквы. |
2 н 3н | Слово – часть наше речи. Простое слово “извините” (чтение стихов, сказок). Утренник “Азбука вежливости”. Слова – коротышки. Сложные слова. |
4 н. | Превращение слов. Слово веселит, огорчает, утешает. (Инсценирование стихов, сказок). |
Декабрь.
1 н. | Любопытный (игра - слов). Перевертыши. Найди лишнее слово. Подбери пару. |
2 н. | О чем рассказывает считалка (теория)? Конкур считалок. Два секрета считалки. Сочиняем считалку. |
3 н. | 3. Нарисуем непонятные слова (практическая работа). |
4 н. | 4. Наборщик. Превращение слов. На одну тему. |
Январь III ч.
1 н. 2н | Знакомые незнакомцы. Работа с толковым словарем (практическая работа). Как составить толковый словарик. |
3 н. | Как учится “вежливости”. “У меня зазвонил телефон” (игра). Ты и мой собеседник. Волшебные слова (сюжетно – ролевая игра). |
Февраль
1 н. | Подготовка к устному журналу (нахождение пословиц, кроссвордов, изречений о языке). |
2 н. | Устный журнал “Наша речь”: Учимся говорить – 1 страница, “Волшебные слова” - 2, “Слово о словах” 3 (исполнение –песни “игра”), Занимательная – 4 (шутки, загадки, ребусы). |
3 н. | 3. Игры “Плюс - минус”, “Кого хочешь - выбирай”, “Одень слово”. |
4 н. | 4. “Слово - змейка” (конкурс), Превращение слов. Наоборот. |
Март
1 н. | Утренник “У самовара” (дети выполняют различные задания, читают стихи, поют песни, играют в слова). |
2 н. | Текст. Что это такое? Тема и основная мысль текста (практическая работа). |
3 н. | Построение текста (практическая работа). Какие бывают тексты (описание, повествование, рассуждение). Игра “Найди место”. |
4 н. | Как строится текст. Структурные части текста. Заголовок и ключевые слова. (Составление рассказа о случае из собственной жизни по аналогии с прочитанным). |
Апрель IV ч.
1 н. | Утренник “Гость в дом – радость в дом”. |
2 н. | Что ты знаешь о пересказе. Краткий пересказ. Подробный пересказ. |
3 н. | 3. Составление пересказа по картинкам на тему “Новенькая” (автор серии В. Гербова). |
4 н. | 4. Главное в описании. Описание животного (экскурсия составление рассказа). Для чего мы сравниваем. (практическая работа). |
Май
1 н. | Учимся видеть цвета и краски (экскурсия). Прослушивание пьес Чайковского из цикла “Времена года”, рассматривание репродукции картин. Нарисуй картину весны (краски, создание словесной картины). |
2 н. | Учимся писать письмо (практическая работа). |
3 н | Описание внешности (практическая работа). Теория. |
4 н. | Поздравление устное и письменное (конкурс на лучшее поздравление с окончанием года). |
Заключение.
Кружок “Учение с увлечением” помогает развивать у ребенка речевой аппарат, а главное помогает ему почувствовать, что он умелый и талантливый. На кружке создается атмосфера доброжелательности, искренности, в которой ребенок сможет познать себя и других. “Лучшее начало учения состоит именно в том, чтобы привести в порядок, уяснить то, что уже собрано в детскую голову; превратить безотчетное знание в сознательное и тем самым пробудить деятельность сознания и придать ребенку ту самостоятельность, при которой только учение становится полезным”. Ведение кружка в начальной школе позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся.
Список используемой литературы
- Александович Н. Ф. Занимательная грамматика. М., 1992 г.
- Бобылев Ф. Веселая азбука. М., 1990 г.
- Вартьян Э. Эти мудрые слова. М., 1989 г.
- Волина В. В. Праздник букваря. М., 1996 г.
- Заходер Б. Моя вообразилия. М., 1987 г.
- Игры в логопедической школе с детьми. М., 1987 г.
- Маршак. С. Я. Веселая азбука. М., 1986 г.
- Михалков. С. Азбука. М., 1962 г.
- Сборник загадок (составитель М. Т. Карпенко. М.,1989 г.)
- Трынцы – брынцы – бубенцы (составитель Науменко. М., 1987 г.
- Успенский Л. Почему не иначе? М., 1967 г.)
- Узоров О. В. Практическое пособие по развитию речи. М., 1997 г.
- Ушаков Н. Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе. М., 1997 г.
- Фразеологический словарь (под редакцией Мольткова. М., 1971 г.)
- Шанский Н. М. В мире слов. М., 1985 г.
- Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1993 г.
- Шульгина. Методическая копилка для учителей начальных классов. М., 2002 г.
- Шибаев А. Буква заблудилась. Л., 1986 г.
- Шибаев. Язык родной дружи со мной. Л., 1981 г.
Авторская программа кружка детского творчества "Фантазия"
Пояснительная записка
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Характеризуя актуальность темы, мы видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления. Данная программа кружка художественного творчества «Фантазия» рассчитана на 4 года обучения детей в возрасте 6-11 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Цель программы
Формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, приобщение детей к миру творчества, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество.
Задачи программы
- Приобщение учащихся к народному искусству и художественному творчеству.
- Формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, к искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни.
- Развитие творческих способностей и навыков работы с различными материалами, формирование практических навыков работы с различными инструментами, расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения.
- Формирование “культуры творческой личности”, развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
- Воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству, дизайну в разных формах, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности.
Учебно-тематический план
№ | План | часы | всего | |
Теор. | Прак. | |||
1 | Введение. Вводное занятие в учебный курс | 4 | 4 | 8 |
2 | Поделки из природного материала | 1 | 5 | 6 |
3 | Проектная деятельность | 1 | 7 | 8 |
4 | Поделки из солёного теста | 1 | 4 | 5 |
5 | Поделки из бумаги и картона | 2 | 25 | 27 |
6 | Работа с пластилином |
| 4 | 4 |
7 | Ваяние из гипса | 1 | 4 | 5 |
8 | Работа с нитями пряжи | 1 | 7 | 8 |
9 | Работа с тканью | 1 | 8 | 9 |
10 | Аппликация из соломки |
| 9 | 9 |
11 | Поделки из спичек | 1 | 2 | 3 |
12 | Волшебная флористика | 1 | 4 | 5 |
13 | Экскурсии, спектакли |
| 7 | 7 |
14 | Выставки творческих работ |
| 9 | 9 |
15 | Праздники, чаепития |
| 4 | 4 |
16 | Игрушки из бросового материала. | 1 | 18 | 19 |
| Итого: | 15 | 121 | 136 |
Организация образовательного процесса
Занятия кружка в творческой мастерской проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа. Таким образом, количество учебных часов составляет:
- 1 год обучения-34ч,
- 2 год обучения-34ч,
- 3 год обучения-34ч,
- 4 год обучения-34ч.
Учебная нагрузка планируется исходя из педагогической и психологической целесообразности с учётом психологических и физических особенностей детей младшего школьного возраста. Большая часть часов отводится на практические занятия, которые являются наиболее эффективной формой обучения в объединении.
Задача руководителя – постоянно поддерживать на занятиях творческий настрой, сохранить увлечённость ребят любимым делом. Поэтому очень важно подбирать задания в соответствии с возрастом. Выполнение работ только кажется простым, за этим кроется выработка твёрдых навыков. В повседневной жизни необходимо поддерживать у детей радость открытия, новизны, удивления собственным возможностям, чувство гордости за результаты своего труда и творчества своих товарищей.
Положительным воспитательным моментом является то обстоятельство, когда руководитель кружка вместе с ребятами делает и свою работу, на которую ориентируются дети. Метод личного показа приветствуется.
Задача педагога – следить за правильной организацией рабочего места учащихся, хранением инструментов, экономным и бережным расходованием материалов, аккуратным обращением с методическими материалами, журналами, книгами.
Эффективным средством обучения и воспитания , а также формирования и сплочения коллектива являются совместные посещения выставок прикладного и художественного творчества, проведения праздников в коллективе, чаепитий.
Младшие школьники быстро утомляются, поэтому через каждые 20-30 минут работы необходимо делать перерыв или физминутки, обязательно включая зрительные/
Методы обучения в начале учебного года с учётом знаний, практических навыков, получаемых на занятиях, отличаются от методических приёмов, используемых в конце периода обучения.
В начале изучения любого изделия педагог даёт основы технологии, направляет деятельность учащегося на правильное выполнение различных операций, следит за их качеством.
Постепенно ребята приучаются выполнять работу самостоятельно, используя накопленный опыт, проявляя свою выдумку, фантазию и воображение. В работах должно ощущаться авторство ребёнка.
Содержание тематического планирования из года в год может частично меняться и корректироваться. В план могут вноситься изменения, отражающие реальные события, а также новые достижения в области декоративно- прикладного искусства.
Методические пояснения
Программа подчеркивает важность увлеченности школьников творчеством для формирования у учащихся познавательного интереса. Эстетические их художественные потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию детей. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации коллективных выставок. При всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы.
На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить “зрительское умение”, оценить художественный труд.
В программе поднята важнейшая проблема духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло.
Главные принципы программы
- Непрерывность, систематичность и взаимосвязь школьного и дополнительного образования и воспитания.
- Гуманизм в межличностных отношениях.
- Связь с жизнью.
- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
- Применение принципов развивающего, проблемного обучения.
- Использование проектной технологии.
- Интеграция интеллектуального, художественного, эстетического и нравственного развития.
Ожидаемые результаты
Первый год обучения. Смысл работы заключается в пробуждении и обогащении чувств, сенсорных способностей детей, путем освоения живых, воспринимаемых органами чувств особенностей природных и художественных явлений — цвета, звука, формы, движения, возможностей слова и живой речи.
Второй год обучении — это пространство и среда, выразительность разных сторон окружающей жизни и разных видов искусства, возможность передачи образными художественными средствами различных особенностей окружающего мира — “близкого” и “широкого”.
Третий год обучения. Осваиваются разнообразные ситуации жизненного окружения, как они предстают в творчестве, и то, как само творчество составляет неразрывную часть нашего окружения. Это проводится через сюжетные завязки, через характеры героев, через игры, движения и танец, изобразительную деятельность.
Четвертый год обучения. Опорным моментом выступает композиция окружающей действительности и произведений искусства как сочетание явлений, позволяющее говорить о композиции и ее замысле в фантазии автора. Коллективные занятия являются продолжением индивидуальной работы.
Формами подведения итогов реализации программы “Фантазия ” являются
- выставки: тематические, праздничные,
- творческие конкурсы: школьного, сельского, районного, федерального масштаба.
У нас на уроках трудового обучения существует заключительный этап – презентация своей работы, на котором каждый ребёнок по желанию представляет и демонстрирует в действии своё изделие, сопровождая это стихотворением или загадкой, и даёт возможность другим детям полюбоваться им, подержать в руках. Такой этап есть и на занятиях кружка.
Работа с родителями.
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в творческом объединении “Фантазия ”, помощь в организации экскурсий.
Организация тематических творческих выставок поделок на родительских собраниях и внеклассных мероприятиях, в сельском ДК.
Содержание дополнительной образовательной программы.
1. Правила техники безопасности.
Знакомство с правилами техники безопасности при работе с разными инструментами.
2. Лепка из соленого теста.
Учатся делать цветное тесто, окрашивать его, знакомятся с правилами хранения теста. Учитель подробно знакомит с набором инструментов и порядком работы. Дети учатся лепить простые элементы, создавать фактуры поверхности, скреплять детали между собой. Ученики делают изделия: «Подкова», «Фрукты», учатся сушить и окрашивать тесто, оформлять изделия и клеить изделия, делать композиции с использованием дополнительного материала.
Изделия из соленого теста.
Ученики делают изделия: « Змея», «Подкова», «Фрукты», учатся сушить и окрашивать тесто, оформлять изделия, составлять композиции с использованием дополнительного материала.
Учащиеся изготавливают более сложные картины: «Подсолнухи» « Розочки в корзине», оформляют изделие.
Изделия из соленого теста на тему: «Скоро Новый год»
Учащиеся изготавливают картины на тему: «Скоро Новый год» из цветного или простого теста, изделия: «Елочка». Сушат и окрашивают тесто, оформляют изделия.
3. Работа с пластилином.
Учатся подготавливать пластилин к работе, окрашивать его, знакомятся с правилами его хранения. Учитель подробно знакомит с набором инструментов и порядком работы, а также организацией рабочего места. Дети учатся делать простые элементыиз пластилина. Знакомятся с повадками и отличительными особенностями разных животных.
Изделия из пластилина.
Изготавливают изделия: «Весёлый зоопарк», «Букет роз».
4. Волшебная флористика.
Учатся собирать и сушить осенние листья, подготавливать их к работе. Учитель подробно знакомит детей с набором инструментов и технологией сушки листьев. Дети учатся составлять простые и сложные композиции из листьев.
Композиции из листьев.
«Заяц», «Слон», Рябина, «Лес», «Рыбка», «Осенний букет» и т. п.
5. Работа с пряжей.
Учащиеся учатся работать с лекалами из бумаги, переводить выкройку через кальку и самостоятельно готовить лекала по заданным размерам, работать с пряжей разного качества, выполнять работу по инструкции.
Изделия из пряжи.
«Весёлые куклы».
Поделки из помпончиков: «Пушистые бусы», «Гусеница», «Цыплёнок», «Грибы», «Чудо - ягодки», «Открытка», «Новогодняя ёлочка» и т.п.
6. Работа с бумагой и картоном. Аппликация.
Плоскостные и объёмные – сходство и различие. Виды бумаги: чертёжно -рисовальная, писчая, обёрточная, обойная, гофрированная, цветная, промокательная, бархатная. Виды картона: цветной, тонкий, упаковочный; открытками, салфетками, фантиками. Выбор картона и бумаги.
Практическая работа: разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством, техникой выполнения работ по технологической карте, знакомство с разными видами аппликаций (плоских и объёмных): из ракушек, кусочков ваты, бумаги, из природных материалов, и их полезной значимостью. Ученики учатся не только изготавливать работы по образцу, но и составлять свои собственные композиции для украшения не только листов бумаги, но также пасхальных яиц, коробок, шкатулок, рамок для фотографий и т.п.
Изделия.
Разные виды аппликаций: «Волшебный цветок», «Московский Кремль», «Весёлый Дед Мороз», «Прощай, бабье лето!», «Весёлый дождик !», «Пушистые облака», панно «Цветы», аппликации на тему «Пасхальный благовест» и др.
7.Работа с разными материалами.
Знакомство с разными материалами, из которых можно сделать красивые и оригинальные поделки: скорлупа яиц, капсулы киндер-сюрпризов, цедра лимона и апельсина, фольга, скорлупа орехов, перья и пух и др. Подготовка различных материалов к работе, оформление к выставке.
8.Изделия из разных материалов.
Поделки
- из перьев и пуха: «Лебёдушка», «Цирковая собачка», «Птица счастья»;
- из цедры: «Мимоза», «Гроздья рябины»;
- из скорлупы орехов: композиция «Дружная семейка», «Черепаха», «Божья коровка», «Клубничка», «Божья коровка на листке» и др.
9.Проектная деятельность.
Объёмное «Чудо-дерево» из картона и бумаги.
Цветочная поляна, трава из бумаги.
Книжки-малышки в форме различных овощей, фруктов и т.п.
Материалы, инструменты, приспособления
Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:
- Природный материал: палочки, крылатки клена, ракушки, желуди, скорлупа грецких орехов и т.д.
- Бумага: чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная.
- Картон : цветной, тонкий, упаковочный.
- Открытки, салфетки, фантики.
- Ткань, иголка, дырокол.
- Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий.
- Цветная пряжа для изготовления поделок из помпончиков.
- Вата, поролон, капрон для набивки игрушек.
- Бросовый материал: коробка картонная, стеклянная бутылка оригинальной формы, капсулы киндер-сюрпризов, кусочки фетра, драпа, поролона, кожи, ткани, проволоки, спички т.п.
- Клей ПВА и «Момент».
- Ножницы, кисточки, карандаши, ножницы
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра по русскому языку.
Паныч Галина Кимовна
МБОУ «СОШ №3»
Г.Губкин
Тема. «Удивительный мир русского языка»
Форма проведения: брейн-ринг .
Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку.
Задачи. Предметные: способствовать развитию речи, мышления, орфографической зоркости; способствовать воспитанию положительной мотивации к учению. Метапредметные задачи: (регулятивные) содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу. (познавательные) обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать. (коммуникативные) принимать участие в работе группами, договариваться, приходить к общему решению.
Оборудование: листы с заданиями для команд, ручки, разноцветные жетоны (красный-3балла, жёлтый-2балла, синий-1балл.)
Ход занятия.
- Организационный момент.
Класс разделен на три команды. Каждая команда сидит за своим столом. В каждой команде выбирается капитан, название команды придумывают сами участники.
Правила игры: за каждый правильный и быстрый ответ команда получает жетон. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество жетонов
Ведущий
"Я ко всем наукам путь имею,
Я со всей вселенною знаком.
Это по тому, что я владею
Русским величавым языком”. (Данилов.)
Русский язык – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся. Он может быть не только серьезным, но и достаточно веселым, загадочным. В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них, мы посоревнуемся и выявим лучших знатоков русского языка.
- Конкурсы.
- Конкурс «Знаток русского языка».
В каком слове сорок гласных? (сорока)
Какое слово принадлежит тебе, а употребляется другими чаще, чем тобой? (твоё имя)
Что стоит в середине земли? (М)
Знак, который ставится над одной из гласных в слове? (ударение)
Член предложения, отвечающий на вопрос «Кто? или Что?» (подлежащее)
Из этого состоит текст (предложение)
Из этого состоит предложение (слово)
Что означает имя существительное? (предмет)
Бывает устная, бывает письменная? (речь)
Часть речи, обозначающая действие? (глагол)
Член предложения, служит для обозначения действия (сказуемое)
Сколько звуков в имени девочки Юлька? (5)
Как узнать, сколько в слове слогов? (по количеству гласных)
2 конкурс «Дополни пословицу».
Пословицы для первой команды:
- Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).
- Век живи … (век учись).
- Нет друга – … (ищи, а нашел – береги).
Пословицы для второй команды:
- Друзья … (познаются в беде).
- За двумя зайцами … (погонишься, ни одного не поймаешь).
- Поспешишь … (людей насмешишь).
Пословицы для третьей команды:
- Семеро … (одного не ждут).
- Красна птица пером, а … (человек умом).
- Цыплят по … (осени считают).
3 конкурс «Отгадай слово».
Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по частям (по составу).
1 команда:
Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ. (Ответ - РАССКАЗЧИК)
2 команда:
Корень в слове ВЯЗАТЬ,
Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,
Суффикс в слове СКАЗКА,
Окончание в слове РЫБА. (Ответ - ЗАВЯЗКА)
3 команда:
Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ. (Ответ - ПОДСНЕЖНИК).
4 конкурс «Конкурс капитанов».
Раскрыть скобки в предложениях:
- (по)шел (по) саду
- язык (до)Киева (до)ведет
- хорошее слово (до)сердца (до)йдет
Определить части речи:
- посадила мама в печь пироги с капустой печь
- снежное покрывало, покрывало все поле
- ведро дало течь, и вода стала течь.
5 конкурс «Наборщик».
Из букв заданного слова составить как можно больше других слов (имен существительных в именительном падеже).
КВАРТИРА (карта, кварта, трава, вата, тир, рак, тара, ватка)
РАКЕТА (карета, рак, река, катер, тара, кета, карат, арка )
КОЛЕСО (кол, лес, село, колос, сокол, око, осел, лесок, сок)
Физкультминутка. Упражнения для мышечной релаксации. Пожмите плечами, поднимая их как можно выше. Сделайте ими круговое движение, Расслабьте плечи.
6 конкурс « Освободи слова».
Котигракукланожницыкнигагрядкакатерзаборландышбуря
Юбкаборщкроватьэкранкрабхолодконцертлосьутролошадь
Катерсверчокромашкапотолоккроликземляникастадионобручлист
7 конкурс «Вспомни правило и примером докажи».
Ведущий показывает карточки со словами, в которых пропущены буквы. На любые правила. Дети называют слово и объясняют написание буквы.
3.Итог игры.
Подсчитываются очки, и объявляется победитель брейн-ринга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Автор...
Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний о звуках русского языка. Фонетика"
Это урок обобщения и систематизации знаний. Проведён в конце 4 года обучения. На протяжении всего урока видно достижение планируемых результатов учащихся по разделу русского языка "Фонетика"....
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных»....
Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».
Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...
Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....