Урок во 2 классе по теме "Общее понятие об однокорреных словах"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок русского языка во 2 классе по теме«Общее понятие об однокоренных словах»
Это первый урок в теме «Однокоренные слова», на изучение которой отводится по программе 10 часов.
Данный урок тесно связан с последующими уроками данной темы. Проблемная формулировка темы позволяет обеспечить исследовательский характер усвоения материала. Таким образом, через каждый этап урока можно проследить открытия - увидеть значимость корня, однокоренных слов. Увидеть как от этапа к этапу идет постоянный прирост знаний, активная и развивающая деятельность учащихся, способствующая разрешению проблемы урока.
При проектировании урока были учтены уровень обученности и обучаемости, темп работы, индивидуальные особенности учащихся класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchee_ponyatie_ob_odnokor._slovah_2klass._saburova_s.a..doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов: Сабурова Светлана Александровна, высшая кв. категория
Тема Класс Цели Тип урока Форма Приобретаемые умения и навыки детей Формы организации работы детей Технологические особенности | Общее понятие об однокоренных словах «В гости к дедушке Корнею». 2 класс Предметные: 1.формирование понятий “корень”, “однокоренные слова”; 2.формирование умения распознавать однокоренные слова, выделять корень, учитывая два их признака: сходство по смыслу и наличию одинакового корня. Метапредметные: 1. обогатить словарный запас обучающихся; 2. развивать умение исследовать, делать выводы из наблюдений, анализировать, сравнивать, давать самооценку, взаимооценку. 3. развивать интеллектуальные качества ребенка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображения, умение контролировать свой результат. Личностные: 1. воспитание любознательности при получении знаний и интереса к изучению родного языка, любви к своей семье. 2.воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд. Урок «открытия» нового знания. Урок – исследование с использование компьютерной презентации Усваивают понятие «корень», «однокоренные слова», подбор, распознавание однокоренных слов, выделение корня, образование однокоренных слов. Умение выдвигать гипотезу, проводить исследование, доказывать, делать вывод. Парная, групповая, индивидуальная. Используемое оборудование: компьютер, проектор. Технологии: проблемное обучение, технология сотрудничества. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Актуализация знаний | - Сегодня, ребята, мы отправимся в гости к Дедушке Корнею. Попутешествуем по владениям Корнея, где нас ждут неожиданные открытия, занимательные задания. Слайд 1 ДЕВИЗ УРОКА: Слайд 2 Маленькое открытие в большом мире прекрасно. - Как вы понимаете это высказывание? -«Наш язык и скромен и богат В каждом слове скрыт чудесный клад Постарайтесь все понять И про слово, что-то новое узнать». - Отправляемся! Слайд 3 - Куда же ведут эти двери? В гости можно пройти, только сказав вежливые, волшебные слова. Вспомните, какие вежливые слова мы изучили? (дети называют слова) - Вежливые слова любые двери открывают. Слайд 4, 5 - Почему так говорят? Почему вежливые слова еще называют волшебными? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Словарная работа | - Дедушка Корней приглашает нас в свой огород. У него вырос богатый урожай. Слайд 6
Дети записывают названия растений, изображенных на картинках, объясняют орфограммы. - Что объединяет все эти слова? (существительные, неодушевленные, ед.ч) - А еще что? (растения, у них есть корень) КОРЕНЬ - А кроме растений, у чего еще бывает корень? Слайд 7 (у зуба, у волоса, у уравнения, у растений) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Выдвижение гипотезы | - Я думаю, предполагаю, что у слов тоже есть корень. - А как вы считаете? - А как считает дедушка Корней? Слайд 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Совместная постановка темы и цели | - Ребята, как вы думаете сегодня на уроке русского языка о каких корнях пойдет речь? - Что нам нужно доказать? - Сформулируйте цель нашего урока? (дети формулируют цель урока). - На уроке мы должны доказать, что у слов есть корень или наоборот у слов нет корня? -Как найти корень в слове (если он есть) и не ошибиться. -Как будут называться слова с одинаковым корнем? Слайд 9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Чистописание Работа над фразеологическим оборотом | - Дедушка Корней приглашает нас на сказочную поляну. Соберите слово. Слово рассыпалось. ЧИСТОПИСАНИЕ. Слайд 10 - Выделите первый звук в слове КОРЕНЬ. - Дайте характеристику звуку К. Пропишите. - Прочитайте выражение: «Зри в корень». Слайд 11 - Как можно по - другому сказать? (смотри) - Как вы понимаете это выражение? (в корень смотреть – это вникать в самую суть дела). - Нам тоже надо вникнуть, осмыслить и доказать есть у слов корень или его нет. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Мотивация деятельности 7. Исследование Работа над фразеологическим оборотом 8.Вывод | - Дедушка Корней приглашает нас в сказку. Слайд 12 Рассказ-сказка о гостях воды (запись голосового сопровождения). Запуск слайда – по щелчку по слайду, после слов: «Собрались у воды родственники: подводник …» - щелк по слайду и далее по мере чтения слов автора. -Кто же чужак среди гостей? -По каким признакам вы определили гостя? -А какая семья должна быть у него? (водитель, водит, проводит) (Слово «водитель» «уезжает» на машине) - Что общего в этих словах? (общая часть ВОД и одинаковое значение) - А можно ли эту часть назвать корнем слова или нет? - Почему именно корень? (от него растут слова) - Что такое корень? - Дедушка Корней желает познакомить нас со своей семьей. Слайд 13 - Если люди происходят из одного рода, одной семьи, они похожи друг на друга. Как мы их назовем? ( родственники). - Подходит ли это название к нашим словам? - А как еще можно назвать по- другому эти слова? (однокоренные). Слайд 14 - Есть люди, которые не помнят своих корней? О ком мы так можем сказать? - Дерево ценно плодами, а человек корнями. Как вы понимаете эту пословицу? Слайд 15 - Как вы думаете, как найти в слове корень?
- Сделаем вывод. Слайд 16 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9.Закрепление | - Дедушка Корней приглашает нас в осенний лес, где живет мудрая сова. - Предлагает нам собрать родственников СОВЫ. Слайд 17 Работа в группах. - Кто придумает больше слов – родственников. Проверка. - Докажите, что это однокоренные слова. Выделите корень в родственных словах. - Составьте предложение. (Сова кормит маленьких совят) - Запись у доски с комментированием. - Разберите предложение. - Оцени свою работу. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Физпауза | Совушка- сова большая голова На суку сидит во все стороны глядит Слайды 18- 22
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.Работа в парах | - Дедушка Корней любит во всем порядок, чтобы все жители его страны были на своем месте. Давайте расселим жильцов по своим квартирам. Слайд 23 - Разделите слова на две группы. Проверка. Слайд 24 - Почему так разделили? - Докажите, что эти слова однокоренные, родственные. - Оцените свою работу. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. Работа в парах | Игра «Третий лишний» Слайд 25 Летать, перелёт, лето. Лиса, лист, лисонька. Проверка - Какие слова выписали? - Какого признака не хватает лишнему слову? - Оцените свою работу. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. Творческая работа. Работа в группах | - Легкий осенний ветерок дунул и разбросал по поляне в сосновом бору предложения. Давайте поможем дедушке Корнею собрать предложения и навести порядок на полянке, на которой он любит отдыхать. Слайд 26 - Составьте предложения из слов, запишите, найдите родственные слова, выделите корень. слайд к,поднялись, высоко, небу,сосны красива, как, роща, сосновая Проверка. Слайд 27 - Есть ли здесь однокоренные слова? - По каким признакам вы их нашли? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. Итог урока 15. Мониторинг | - Вот и подошло к концу наше путешествие к дедушке Корнею. Слайд 28 - Доказали ли мы с вами, есть у слов корни или нет? - Что такое корень слова? Слайд 29 -Сказочные герои из страны дедушки Корнея ответили на вопрос, что такое корень вот так. Как вы считаете, кто из них прав? - Как найти корень слова? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. Рефлексия | - Оцените свою работу на уроке? - Если вам все понятно на уроке, поместите магнитик на левую сторону доски. -Если урок показался трудным – на правую сторону. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17. Д/З | Сочините сказку о корне. Слайд 30 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе по теме : «Понятие об окончании и основе слова»
Тип урока: ОНЗОсновные цели: 1) формирование представления о понятиях «окончание», «основа слова»;2)формирование умения находить в словах окончание , выделять основу слова; 3)трениро...
Конспект урока 2 класса. Тема: "Безударная гласная в корне слова. Обобщение.".
2 классКонспект урока по теме:"Безударная гласная в корне слова". Обобщение....
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Понятие о сложном слове, его строении"
Тема урока: Понятие о сложном слове, его строении. Соединительные гласные о, е.Цели урока: формирование понятия «сложные слова»Планируемые результаты:· Предме...
Урок русского языка во 2 классе "Знакомство с понятиями "Родственные слова", "корень слова"
Разработка урока русского языка во втором классе...
Урок русского языка 2 класс по теме " Понятие о родственных словах"
Урок русского языка по теме "Понятие о родственных словах" Цели данного урока: познакомить с понятием родственные слова, развивать умение находить родственные слова в тексте, развивать словарный запас...
конспект урока 2 класс русский язык "Однозначные и многозначные слова"
конспект урока 2 класс русский язык "Однозначные и многозначные слова"...
Технологическая карта урока 2 класс русский язык :Суффикс как часть слова.
Русский язык 2 класс Школа 21 века Технологическая карта урока Тема:суффикс как часть слова....