Дописывание пар слов по вопросам.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Цель урока: Учить дописывать слова по вопросам. В течении всего урока развивала орфографическую зоркость, каллиграфию, внимание, мышление. Настроила ребят на урок в стихотворной форме. Провела разминку для пальцев. Повторив материал предыдущих уроков плавно перешли к новой теме. На закреплении выполнили 2 упражнения, после подвели итог. Упражнение на внимание "Где предложение?", игра "Всё наоборот", упражнение на зрительное восприятие - всё это использовала на уроке. При выставлении оценок учла мнение ребят, так как дала им возможность самим оценить своих одноклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhiv_zip_-_winrar.zip | 13.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тарабунова А. А., учитель ГОУ «Полтавская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Урок письма и развития речи, 4 класс
Тема: Дописывание пар слов по вопросам.
Цель: Учить дописывать слова по вопросам.
Задачи:1. Формировать умения дописывать слова по вопросам.
2. Развивать орфографическую зоркость, каллиграфию, внимание, мышление.
3.Коррекция зрительного, слухового восприятия на основе упражнений .
4.Воспитание мотивации к учению.
I. Организационный момент.
Приветствие, посадка.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок.
Урок необычный, гости к нам пришли.
Давайте знания покажем.
Пусть увидят, как вы хороши!
- Какой сейчас урок?
- Чему, учимся на уроке письма и развития речи? (Учимся грамотно писать и развивать свою речь).
Пальчиковая гимнастика.
А сейчас приготовили свои пальчики, разминка «Скакалка».
- Для чего мы проводим пальчиковую гимнастику?
Откройте тетради.
- Сколько отступаем строк от предыдущей работы?
Записываем число, классная работа.
II. Упражнение в чистописании.
А сейчас мы выполним упражнение в чистописании.
-Сколько букв в алфавите?
-Сколько гласных? Какие буквы не обозначают звука? (ь, ъ)
Написание, какой буквы мы сегодня повторим?
(Гласной или согласной).
Р р
Ри ра
Рита радуга
Из каких элементов состоит буква Р (эр)? (1 длинная наклонная).
Заглавная Р пишется с отрывом, строчная р без отрыва.
-В слоге Ри - какое соединение? (верхнее)
-В слоге ра - какое соединение? (среднее)
Прочитайте слова Рита, радуга.
Почему Рита пишется с большой буквы? (имя девочки)
Отгадайте загадку. (Читает ученик наизусть)
Громыхнул далёкий гром,
Тучка брызнула дождём.
И в полнеба вдруг повисло
Против солнца коромысло. (Радуга).
Радуга волшебный мост между небом и землёй.
Сколько цветов у радуги? Назовите их.
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Показ на рисунке цвета.
Составьте со словом радуга предложение. (После дождя мы увидели радугу). На одной строке запишите заглавную и строчную букву Р.
Слоги на следующей строке, а слова на третьей строке.
Правильно пишем соединения. Обратите внимание ребята 3 группы.
Запишите, следите за посадкой.
В каком слове писали среднее соединение (Ри), а в каком верхнее (ра).
Итог. Для чего проводим упражнение в чистописании?
(Чтобы правильно писать, элементы букв, слогов и слов.)
III Словарная работа.
А сейчас словарная работа.
Ребята, сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. А каким, сейчас узнаете.
Послушайте стихотворение, которое прочитает Даша.
Мы тогда лишь вольно дышим,
Если речь родную слышим,
Речь на русском языке.
И в посёлке, и в деревне
И от дома вдалеке.
Новое словарное слово – русский.
Какое значение имеет слово русский?
Как вы думаете, ребята? Послушайте, я прочитаю из толкового словаря
С.И Ожегова значение этого слова.
В словаре С.И. Ожегова
Относящийся к русскому народу, к его языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к России, её территории, истории; такой, как у русских, как в России. Мы в какой стране живём? (России)
Значит, мы относимся к какому народу? (Русскому)
Первым космонавтом был русский человек- Юрий Алексеевич Гагарин.
Взлетел в ракете русский парень
Всю землю видел с высоты.
Был первым в космосе Гагарин.
Каким по счёту будешь ты.
Итак, какой был человек, который взлетел в космос?
Ребята, а как называется учебник, по которому мы занимаемся?
(Наш учебник называется Русский язык.)
Русский язык – один из богатейших языков мира. Его с охотой изучают за пределами нашей Родины. Любовь к родному языку неотделима от любви к Родине, к своему народу.
Произнесём по слогам. Русский, рус – ский (2сл. 2гл. 5согл. 7б. 7зв.) Поставьте ударение, назовите безударную гласную, написание которой нужно запомнить. Подчеркните. Какая орфограмма встречается в этом слове? (Слово русский с двумя буквами (эс)).
Запишите это слово в тетрадь.
Упражнение на зрительное восприятие.
Внимательно, посмотрите на доску
Прочитайте. Вместо точек употребим слово ЛЕС, изменяя его по вопросам.
Посмотрите внимательно, вам встретилось новое словарное слово?
Запишите предложение с этим словом. Выделите окончание. Сделайте схему этому предложению.
Предложение запишите в тетрадь. Ученик записывает предложение на доске с комментированием.
3 группа запишите показ в тетради.
Итог. Итак, с каким словарным словом познакомились?
Почему эти слова называют словарными? ( Эти слова нельзя проверить, их нужно запомнить).
Для чего запоминаем их? (Чтобы, наша речь была красивой и грамотной.)
В какой речи употребляем? (В письменной речи и устной речи).
IV. Повторение изученного.
Упражнение на внимание. «Где предложение?»
Какие ряды слов являются предложениями? Почему?
Наступило утро.
Из-за леса поднялось (солнце)
Снег уже (растаял)
Сегодня тёплый, весенний день.
Где надо, закончите мысль и в конце предложения поставьте точку.
Итак, что выполнили в этом упражнении? Что выражает каждое предложение? Как надо писать предложение? (Начинаем писать с большой буквы и в конце предложения ставим точку.)
V. Изучение нового материала.
Над какой большой темой мы работали? (Предложение).
Из чего состоит наша речь? (Из предложений).
Что выражает предложение? (Законченную мысль).
Как расположены слова в предложении? (В определённом порядке).
Как они связаны? (По смыслу).
Сообщение темы урока.
Тема нашего урока: «Дописывание пар слов по вопросам»
Мы будем учиться дописывать слова по вопросам.
Запишите тему урока в тетрадь.
Посмотрите на доску
Все слова в предложении «дружат». Кто с кем «дружит», можно определить по вопросам. Посмотрите.
Жила в далёкой деревне маленькая девочка.
О ком, говорится в предложении?
(О девочке)
Девочка (что делала?) жила.
Девочка (какая?) маленькая.
Жила (где?) в деревне.
В деревне (какой?) далёкой.
Итак, ребята все слова дружат в этом предложении? Кто с кем дружит, определили по вопросам.
VI. Физминутка.
Вы писали, отвечали и, наверное устали?
Ваши глазки отдохнут и работу вновь начнут.
Музыкальная физминутка для глаз.
VII. Закрепление изученного.
Работа с учебником.
Откройте страницу 199, Упражнение 33
(Запишите упражнение на следующей строке).
Прочитайте предложение. Найдите слова, которые «дружат» друг с другом.
Русские сказки всегда учат нас добру.
Так ли это, ребята? (Конечно, сказки нас учат добру).
Какое слово вам встретилось? (русские), Какое оно? (словарное слово).
Допиши пары слов по вопросам. (Ученик у доски с комментированием).
Сказки (что делают?)…учат.
Сказки (какие?) …русские.
Учат (кого?)…нас.
Учат (когда?)…всегда.
Учат (чему?)…добру.
Молодцы, ребята выполнили это упражнение.
Итак, что мы делали в этом упражнении?
(Дописывали пары слов по вопросам).
Игра. «Всё наоборот».
Доскажи словечко наоборот.
И вот пришёл теперь черёд
Сыграть в игру «Всё наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь….(низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь….(близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь ….(пол).
Скажу я, слово потерял,
И скажешь ты ….(нашёл).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты ….(храбрец).
Теперь начало я скажу,-
Ну, отвечай….(конец).
Итак, в какую игру мы играли? Что нужно было сделать?
Упражнение на восприятие.
Упражнение 34.
Прочитайте предложение.
Надо знать родной русский язык.
Какое, знакомое слово встретилось? (русский)
Спишите слова парами. В скобках поставьте вопрос.
Надо (что делать?) знать.
Знать (что?) язык.
Язык (какой?) родной.
Язык (какой?) русский.
Письмо у доски с комментированием, пишут ребята.
Ребята 1 группы и 2 группы выполняют всё упражнение, а 3 группа задание для вас индивидуально в тетради.
Итак, что выполняли в этом упражнении? (Записывали слова парами).
Работа на карточках.
Даны карточки, на которых нужно выполнить задание.
К данным предложениям сделайте схему.
Карточки положите на край парты.
VIII. Итог урока.
Чему учились на уроке? (Дописывать пары слов по вопросам).
Итак, что выражает предложение? Как расположены слова в предложении?
Все ли слова в предложении дружат?
Дома: Страница 199, упражнение 35. Приготовьтесь писать в классе по памяти. 3 группа выполнит показ в тетради.
Выставление оценок. Комментирование оценок.
СПАСИБО ЗА УРОК!
Литература:
1. Русский язык: учебник для 4 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / А.К. Аксёнова,
Н.Г. Галунчикова. – 5-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2007. – 271 с.: ил.
2. Практика: Пособие для учителя. 2008. 32с. (Вкладка к журналу «Начальная школа» №6).
3. С.И. Ожегова «Словарь русского языка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении.
Работа с пословицей, загадкой, словарная работа, работа по теме, самомтоятельная работа....
Урок русского языка по теме «Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто? и слов, отвечающих на вопрос что?» 2 класс
Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос что? от слов, отвечающих на вопрос кто? Развитие умения сравнивать и обобщать, находить и объяснять орфограммы в словах. Воспитывать наблюдател...
Методическое описание интерактивного электронного образовательного ресур-са по предмету русский язык (УМК «Школа 2100»), при изучении темы «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?». Урок закрепления знаний. Тема: «Вопросы кто? что? к словам»
содержит материал, который поможет подготовиться к уроку русского языка во 2 классе по теме "Вопросы Кто? и Что? к словам"...
Урок русского языка "Соотнесение слов - названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи"
Урок по программе "Школа России"...
Разработка урока по русскому языку. Тема: "Соотнесение слов - названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи"
Разработка урока для 2 класса...
План-конспект урока на тему "Соотношение слов – названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи"
План-конспект урока на тему "Соотношение слов – названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи", УМК Школа России...
Консультация учителя-логопеда по теме: "Приёмы коррекции нарушений структуры слова (перестановок, пропусков, не дописывания слогов и букв).
quot;Приёмы коррекции нарушений структуры слова (перестановок, пропусков, не дописывания слогов и букв)....