уроки русского языка
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Ольга Александровна Ветёлкина Гребнева

"Части речи" 2 класс, "Род имен существительных" 3 класс,"Буква О, А в приставках" 3 класс," Виды разбора" 4 класс,"Фразеологизм" 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Части речи повторим...

& Русский язык & Изобразительное искусство &

2 класс

Тема. «Части речи. России чудные узоры...»

Цели. Закреплять умение распознавать изученные части речи среди других слов; закреплять знания детей о творчестве мастеров декоративно-прикладного искусства; продолжить работу по формированию орфографической зоркости у учащихся; воспитывать эстетический вкус у детей; развивать чувство прекрасного.

Оборудование. Иллюстрации на тему «Гжель», «Палех», «Хохлома», «Жостово»; предметы народных промыслов; сигнальные карточки: существительное, прилагательное, глагол; листочки-матрешки для письма; большая матрешка; рисунок бабочки; кассета с записью музыки, магнитофон.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Звучит мелодия песни «Коробейники».

Учитель. Шумит праздничная ярмарка... Много товаров привезли в Нижний Новгород со всех концов России. Особенный товар – из Гжели, Жостова, Хохломы.

Дети читают.

На доске:

России чудные узоры.

– Сегодня – урок повторения:

На сегодняшнем уроке
Части речи повторим,
О замечательных умельцах
Сегодня мы поговорим.
Тут игрушки и матрешки,
Чашки, ложки – всё для вас!
За работу! В добрый час!

III. Чистописание

На доске:

ив фа ост ель
Гжель фарфор красивый

У. Спишите, подчеркните в словах орфограммы.

Дети читают слияния и слова, записанные на доске, обсуждают написание соединений и орфограмм.

IV. Словарная работа

У. Изначально фарфор – это масса, изготовленная из лучших сортов белой глины. Особенно славится гжельский фарфор. Какой частью речи является слово «фарфор»?

Дети. Имя существительное.

У. Образуйте от этого слова имя прилагательное.

Д. Фарфоровый.

У. Составьте словосочетания со словом «фарфоровый».

Д. Фарфоровая чашка, фарфоровое блюдце, фарфоровый чайник.

Подготовленный ученик читает стихотворение:

Ритмы сине-белых чудных красок,
Неба синь и белая метель.
Подмосковье, ты всегда прекрасно –
Это наша сказочная гжель!

V. Повторение пройденного материала

На доске:

Художники и мастера России всегда славились умением создавать красивые изделия.

У. Есть ли среди записанных слов прилагательные?

Д. Да, красивые.

У. Какие слова называют именами прилагательными?

Дети отвечают.

– Подберите синонимы к слову красивые.

Д. Прекрасные, чудесные.

У. Как правильно сказать: красивее или красивее? Проверьте по словарю учебника на c. 186. Образуйте от существительных мастер и лепка глаголы. Запишите однокоренные слова, выделите корни.

Дети выполняют задание, учитель проверяет работы.

– Что обозначают глаголы?

Д. Действия и состояния предметов.

У. На какие вопросы они отвечают?

Д. Что делать? Что сделать?

У. Зеленая бабочка (учитель показывает изображение бабочки) из Зеленограда написала для вас «зеленое» стихотворение. Проверьте, нет ли в нем ошибок?

Дети получают карточки с текстом, находят в нем ошибки и записывают стихотворение в исправленном виде. Работа проверяется.

Карточка

Покупайте игружки,
Свестульки и хлапушки,
Мичи и шоры –
Всё для детворы!

– Какие ошибки допустила бабочка? Какой частью речи являются слова: игрушки, свистульки, хлопушки?

Д. Это существительные.

У. Какие слова мы называем существительными?

Д. Обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто?, что?.

У. Приведите примеры имен существительных.

VI. Самостоятельная работа

Дети отвечают на вопросы теста.

1. Подберите слово, близкое по значению.

Веселый рассказ:

а) короткий;
б) смешной;
в) грустный;
г) детский.

2. Какое слово «лишнее»?

а) нечаянно;
б) чай;
в) чайник;
г) чайный.

3. К какой части речи относится слово «чудные»?

а) существительное;
б) глагол;
в) прилагательное.

Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – в.

VII. Физкультминутка

Дети выполняют упражнения и проговаривают хором:

Хохлома! Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая,
Узоры золотистые!

VIII. Творческая работа

У. Талантливы народные мастера России. В подмосковном селе Жостово расписывают подносы, а умельцы села Абрамцево подарили всему миру русскую матрешку. Матрешка в гости к нам пришла и заданье принесла.

Один из детей раскрывает матрешку и достает листок с заданием.

Задание матрешки

Составьте про нас предложение из слов:
Красиво запишите его на листок-матрешку.
на, стоят, матрешки, чудесные, окошке

Дети составляют и записывают предложение, объясняют орфограммы. Один ученик делает грамматический разбор:

IХ. Итог урока

У. Сегодня на уроке мы говорили о частях речи. Возьмите сигнальные карточки. Я буду называть слова, а вы будете определять, к какой части речи они относятся:

умелый, мастер, мастерить
цветут, цветной, цветок,
краски, красивые, украшаем

Умение правильно пользоваться словами делает нашу речь понятной, грамотной.
Мы никогда не устанем радоваться красоте, творениям человека!

Ученица читает стихотворение на фоне мелодии песни «С чего начинается Родина?».

Сколько сказочных мест у России!
Городов у России не счесть!
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!

Листочки-матрешки дети сдают на проверку учителю.



Предварительный просмотр:

Тема: «Род имён существительных»

Цели: - познакомить детей с понятием «род имён существительных»; с приёмами определения рода имён существительных;

- развивать умение распознавать части речи, орфографическую зоркость, речь учащихся;

- воспитывать культуру поведения в общественных местах, бережливость;

Ход урока:

  1. Орг. момент:

 В серебристом родничке

Слышан голосочек-

Словно бьётся в кулачке

Маленький звоночек.

             Дай звоночек, родничок,

             Поиграть немножко.

             Разожми свой кулачок,

             Покажи ладошку!

Родничок ответил:

- Что ты!

У меня полно работы!

С этой песенкой моей

Мне работать веселей.

            Я журчу, журчу, журчу

            Не переставая.

            Я всё время хлопочу-

            Поле поливаю!

Потрудись и ты, дружочек,

Зазвенит и твой звоночек!

- Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с именем существительным, повторим изученные орфограммы, поработаем над тем, чтобы новый материал лучше усвоить.

II.   Орфографическая разминка:

-Начнём, как обычно с орфографической разминки (текст на карточках).

Друзья

Алёша принёс щенка д_мой. Щенку дали клич(?)ку (Б, б )им. Бим ел м_л_ко, су_ и хле_. Скоро он стал б_льшой с_бакой. Ч_сто друз_я играли (в)парке. Вот (А, а)лёша бросил палку (за)куст. Бим н_сёт мал_чику палку.

- Какие знакомые части речи есть в тексте?

- Что такое имя существительное? Имя прилагательное? Глагол

III. Минутка чистописания:

1. – А что объединяет эти слова между собой?

На доске: тростник, лестница, вестник, местность

- Какую орфограмму имеют эти слова?

- Какое существительное среди них лишнее?

- Подберите проверочные слова к остальным словам (устно).

2. – Какой звук в этих словах непроизносимый?

- А какой буквой обозначается на письме звук «т»?

- Определите порядок следования букв в данном ряду.

На доске: Т т р   р Т т   Т т р

       - Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.

   IV. Словарная работа:

  1. Часть детей работают по перфокартам (первые парты), взаимопроверка.

2.Игра «Исправь ошибку»

На доске: карточки со словами 

                 До сведание, чуство, памедор, тапор, спосиба, асина, квортира, ветир.

-комментированная запись слов;

      3. – Новое слово из словарика вы определите с помощью шифра:

       

М

А

Ш

И

Н

А

+

*

-

?

@

*

З

О

Н

Т

!

$

@

=

И

Г

Л

А

?

/

( )

*

+

*

/

*

!

?

@

- Какое это слово?

- Сформулируйте лексическое значение этого слова.

Магазин- это помещение, в котором ведут торговлю. Слово пришло из арабского языка. «Хазана» по-арабски- «собрал, наложил».

- Найдите слово «магазин» в орфографическом словаре. Запишите его.

Определите орфограммы, которые спрятались в этом слове.

- Для того, чтобы вы запомнили написание этого слова, в него спрятались ещё два слова- запоминалки.

МАГАЗИН

                                                       

                                             

- волшебник, чародей

МАГАЗИН

- полезное ископаемое

- Составьте предложение с новым словом и включите в него одно из слов: ОДЕЖДА, ПОМИДОР.

- Ребята, а как нужно вести себя в магазине, ведь магазин – это общественное место?

- Я думаю, что все вы соблюдаете правила поведения в общественных местах.

- Какой частью речи являются слова МАГАЗИН, ОДЕЖДА, ПОМИДОР?

V. Объяснение нового материала:

1. На доске: на карточках слова   дом, земля, солдат, озеро, книга, гнездо, море, школа, хлеб

- Прочитайте слова. Что их объединяет? Что такое имя существительное?

2. – Давайте разделим данные имена существительные на три группы. В первую группу включите слова, к которым можно подставить слова

ОН, МОЙ

-Отступите одну строку и запишите эти слова в столбик.

3. – Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова

ОНА, МОЯ

 - Отступите одну строку и запишите эти слова во второй столбик.

4. –Прочитайте оставшиеся имена существительные. Какие опорные слова можно подставить к этим именам существительным?

ОНО, МОЁ

5. –Разделив имена существительные по данным трём группам, мы разделили их по родам. Род- это грамматический признак имени существительного. В русском языке три рода.

-Скажите, какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова ОН, МОЙ?

( показ записи: м.р.)

- ОНА, МОЯ? (ж.р.)

-ОНО, МОЁ? ( ср.р.)

6. Работа с правилом с.133:

-Какого рода бывают имена существительные? Какие существительные отнесём к мужскому роду? Женскому роду? Среднему роду?

VI. Физ. минутка.

VII. Закрепление:

  1. На доске:

Женский род запомню я

И скажу: «Она, моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он, мой».

Средний род- «оно, моё»!

Это правило твоё!

  1. Упражнение 4- спиши группы слов,найди лишнее слово.

-комментированная запись;

3. Упражнение 2- работа с текстом

-разбор предложения (у доски);

-Запишем предложение, над именами существительными указать их род.

VIII. Итог урока:

- Давайте составим схему по новой теме.

( На плакате незаполненная таблица; у каждого на партах тоже таблица)

РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

род

опорные слова

примеры

Обобщение по таблице

Домашняя работа:У.с.133-134. Правило, №3.



Предварительный просмотр:

Тема: Виды разборов на уроках русского языка.

          "Путешествие в мир лекарственных растений " 

Цель:

  1. Формировать у учащихся умение выполнять различные виды разборов;                                                                                                                                                                                            
  2. развивать орфографическую зоркость;
  3. продолжить работу по экологическому воспитанию детей;
  4. познакомить с лекарственными растениями своего края и их свойствами,
  5. воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Оборудование:

  1. гербарии мха, подорожника, ландыша;
  2. иллюстрации одуванчика, сирени, сосны; крапивы, ромашки, подорожника, гриба – дождевика, календулы;
  3. “Красная книга”,
  4. книга “Верни долг природе”,
  5. г/запись песни “Не рвите цветы”…

Ход урока:

1.Орг. момент.

2. Вступительная беседа.

Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Наша жизнь неотделима от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. У писателя К.Г.Паустовского есть такие слова. Прочитайте их.

 (На доске)

 “И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы.

Сколько тайн хранит в себе каждая неприметная травинка, каждый цветок!

Вы проходите мимо. Наклонитесь, поглядите на чудо».

 - Когда вы заболеете, мамы лечат вас микстурой и отварами из лекарственных трав.  Эти травы называют “зелёной аптекой”. Почему? (Ответы детей).

 - Правильно, они помогают нам избавиться от болезней. Особую помощь они оказывают человеку в походе,  вдалеке от дома.

Растительной аптекой пользуются и животные.

 - Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями, узнаем их свойства.

 - А какие лекарственные растения знаете вы?

3. Словарная работа.

 - Умеете ли вы определить их по внешнему виду?

Задание: записать лекарственное растения и определить склонение.

(Учитель показывает иллюстрации).

 

Лекарственные растения (2), отвары (2), малина (1), ландыш (2), ромашка (1), сосна (1), одуванчик (2), сирень (3)

4.  Морфологический разбор.

 - Это растение чаще всего можно встретить в тундре.

 - Мягок, а не пух, зелён, а не трава.

 - Конечно, это мох. Мох в походе вместо ваты. В войну мхом – сфагнумом пользовались партизаны, прикладывая его к ранам. Раны быстро заживали.

На кустиках поляны,
Подсушен в летний зной,
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной.

 - Чем в походе можно лечить раны?

В походе раны можно лечить мхом.

Мхом3.

1. Чем? -  имя существительное.

2. Н.ф.  – мох,

3. Нарицательное, неодушевлённое.

4. М.р., 2скл.,

5. В т.п.,  ед.ч.,

5. Втор. член, дополнение.

5. Физкультминутка.

Под г/песни “не рвите цветы”… выполняют движения.

6. Разбор слова по составу.

 - Легко найти в лесу и гриб дождевик. Помните круглые белые шарики на лугах, полянах, у реки? Это и есть гриб – дождевик. Когда гриб незрелый, его белая прохладная сердцевина может заменить и пластырь, она обладает антибактериальными свойствами. А споры зрелого дождевика останавливают кровотечение. Стоит только коричневым споровым порошком посыпать рану, как кровь перестаёт течь.

Такими же свойствами обладает подорожник. Как вы думаете, почему его так называют?

Подорожник2 – дорога, дорожный.

Ученик.

Путника друг - подорожник,
Скромный, невзрачный листок, –
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткой лёг.


Многим из нас невдомёк,
Что отыскалось лекарство -
Тут же, на тропке, у ног.

Свежий лист подорожника нужно сполоснуть водой, помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре станет легче.

7. Фонетический разбор.

 - Многие растения – настоящие кладовые витаминов. Их употребление в пищу быстро восстанавливает силы человека. Это одуванчик. Из его листьев делают салат; крапиву используют для салатов и супов. Много витамина С содержат плоды шиповника.

 - А ягоды этого растения помогают людям, у которых больное сердце.

 - Белые горошины на зелёной ножке.

Белые1 – бе – лы – е

б – [ б’] – согл., пар. зв., мяг.

е – [ э ] – гл., уд.

л – [ л ] – согл., непар. зв., тв.

ы –[ ы ] – гл., безудар.,

е – [ й ] – согл., непар. зв., мяг.

      [ э ] – гл., безудар.,


5 б., 6 зв.

 - Какие гласные также образуют 2 звука? В каких позициях?

 - Вы правильно отгадали загадку. Это ландыш. Из-за красоты своих душистых белоснежных цветов ландыша становится с каждым годом всё меньше, поэтому собирать их в букеты не надо.

8. Физкультминутка.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если мы сорвём цветы,

Опустеет вся поляна
И не будет красоты.

9. Развитие речи.

Игра “Угадай – ка”.

Один ученик описывает лекарственное растение, не называя его, а дети отгадывают.

10. Синтаксический разбор.

Люди берегут родную природу4.

 - Найдите главные члены предложения.

 - (Люди берегут).

 - Назовите словосочетания.

 - (берегут (что?) природу,  природу (какую?) родную)

 - Определите части речи.

11. Развитие орфографической зоркости.

(запись на доске)

Дер…во  тр...ва   цв...ты и птица
Не всегда умеют з...щ…тит…ся.
Если будут уничтожены  ...ни,
(На) пл...нете мы  ...станемся   ...дни.

Поставь недостающие знаки препинания, вставь пропущенные буквы. Найди существительные, определи падеж.

12. Домашнее задание:

 - написать текст- рассуждение «Что нужно сделать, чтобы наш город стал красивее и чище»  

13. Итог урока.

 - Хотите жить на такой планете?

(Иллюстрация из книги “Верни долг природе”)

 - Что же надо делать, чтобы этого не случилось? (Ответы детей).

 - Я предлагаю закончить урок клятвой экологов:

Присягаю всем на свете святым,

Разумом и сердцем своим

Не сфальшивить и не солгать,
Не продастся и не продать.
Сколько мне отпущено жить,
Буду я природе служить!



Предварительный просмотр:

ТЕМА: "Различаем приставки с  буквами

а и о"

ЦЕЛЬ:  1.Способствовать усвоению написания приставок с буквами о и а; провести

орфографический тренинг написание гласных о, а в  приставках; повторить    пройденный материал;

2. Создать условия для развития навыка каллиграфического письма; логического мышления, умение  разбирать      по составу.

3. Воспитывать интерес к предмету

Оборудование: учебные принадлежности.

                                          ХОД УРОКА.

  1. Орг. момент.

Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте по удобней, закройте глаза, и повторяйте за мной.

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

 Я радуюсь этому.

Внимание мое растет.

Память моя хорошая. Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

 Работаю

  1. Сообщение темы и целей урока.

 Сегодня урок проведем в форме игры " Счастливы случай." Мы будем красиво писать, думать, рассуждать. Сегодня встретятся три команды.  Наша задача  - выявить команду победителей  лучших  знатоков в каждой из них. За правильный ответ даются  жетоны. Итак, начнем,  но сначала дадим командам названия. Для этого вспомним, какие части слова вы знаете. Расскажите о них.

  1. Молодцы! Значит, первая команда получает название "Приставка", вторая "Суффикс", третья – "Корень"
  1. Проверка домашнего задания.

Давайте сделаем небольшую разминку. Проверим домашнее задание.

- проверка по вариантам.

4.Каллиграфическая минутка.

  1. Разминка продолжается. Отгадайте, какая буква похожа на лесной шалаш ?

 Л –  что вы знаете о ней? Запишите эту букву.

  1. Читаем  сочетание.

Ил – какое соединение? Запишите.

5.Начинаем первый гейм. Называется он "Это мы все проходили"

Пишем словарные слова.

Б..реза, ф..мил..я, ..бед, т..традь, яг..да, к..рандаш.

( проверка по карточкам)

 Какие слова вы писали? Почему  вы должны их запомнить?

6. Переходим к следующему гейму. Называется он " Спешите видеть".

  1. Скажите, что вы можете сказать о первой группе приставок ( до-, о-, об-, по-, под-, про-)?
  2. О второй группе: ( за-, на-, над-.)
  3. Выполните упражнение 1 на странице 134.
  4. 1 вариант выписывает  слова с приставками, в которых пишется  буква о, 2 вариант – выписывает  слова, в которых пишется а.

 ( взаимопроверка).

7. Физминутка.

8. Переходим к следующему  гейму, он называется " Кто больше?"

Задания заключаются в том, чтобы как можно больше слов написать за одну минуту.

1 вариант: при помощи приставок и от корня –ход –

 записать  новые слова, приставки выделить.

2 вариант: от заданных слов образовать при помощи

суффиксов новые слова и записать их. Суффиксы выделить.

   

9 гейм. " Исправь ошибку"

Посмотрите внимательно на упражнение 2. Какие ошибки допустил Незнайка?

( ответы детей).

  1. Что вы должны знать, чтобы не допускать ошибки?

10 гейм. Называется "Разбери слова".

Давайте посмотрим, как вы умеете разбирать слова по  составу.

Первый ряд – посадка, второй – кормушка, третий – переход.

11. Итог.

 Молодцы ребята, вы показали свои знания. Давайте теперь проверим,  у кого больше жетонов.  ( Подсчет жетонов и награждение победителей).

12. Домашнее задание.

1 группа – упр. 76,стр. 50.

2 – 3 группы – упр. 77, стр.51.  тетрадь " Я учусь писать грамотно"



Предварительный просмотр:

Фразеологизм.

Фразеологизм и слово.

Урок русского языка во 2 классе

Цели:

1. наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами;

2. совершенствовать умение сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов; расширять словарный запас учащихся;

3. развивать внимание, память, логическое мышление, речь, языковое чутьё, интерес к предмету русского языка у учащихся;

4. расширять словарный запас учащихся;

5. воспитывать аккуратность, добросовестное отношение к труду.

Ход урока:

I Мобилизующий этап

Ø Постановка учебной задачи.

Ребята, если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок.

- Что такое «сидеть, сложа руки», «не успеешь оглянуться»?

- Сегодня мы познакомимся с фразеологизмами, их использованием в нашей речи.

IIИзучение нового материала

Ø Наблюдение над составом фразеологизмов.

Выберите подходящие слова из скобок, объясните значения

фразеологизмов.

(Медвежья, собачья, волчья) услуга = подвести кого-то;

знает (лиса, кошка, собака), чьё мясо съела = знать свою вину;

работать как (бык, осёл, лошадь)= тяжело, много работать;

(синиц, воробьёв, ворон) считать = быть невнимательным;

вертеться как (лиса, белка, лягушка) в колесе = выполнять много дел, быть перегруженным делами, заботами.

- Почему одни и те же сочетания слов могут быть использованы и как

свободные сочетания, и как фразеологизмы?

- Представьте реальные ситуации: кошка тайком съедает мясо, бык работает, белка вертится в колесе.

- Устойчивое значение за каким-то сочетанием слов закрепляется на основе сравнения.

Например: Люди давно подметили: бык, лошадь вол упорно, тяжело работают. Поэтому и о человеке, который упорно, тяжело работает, стали говорить: работает, как бык.

Ø Наблюдение за значением фразеологизмов.

- Найдите и выпишите фразеологизмы из предложений.

Заруби себе на носу: обязательно мой руки перед едой.

Коля испугался и побежал, только пятки засверкали.

Бабушка обрадовалась моему приезду, но сказала, что я приехал как снег не голову.

- Известны ли вам значения данных фразеологизмов?

- Объясните, как вы понимаете значение фразеологизмов, встретившихся в предложениях.

- Ответьте на такой вопрос: если вместо «заруби на носу» можно сказать «запомни», зачем в языке существует такое «странное» сочетание слов? Какое из предложений – с фразеологизмом «заруби на носу» или со словом «запомни» - более яркое, выразительное? Что помогло предложению стать таким?

Ø Наблюдение за значением слов, входящих во фразеологизм

- Давайте подумаем, что происходит со значениями слов, когда они находятся во фразеологизме: можно ли что-то зарубить на носу, могут ли пятки засверкать, падает ли снег на голову.

- Значит, зарубить + нос не равняется «запомнить», пятки + сверкать не равняется «быстро бежать», падать снег + на голову не равняется «неожиданно».

- Давайте, сравним фразеологизмы с такими словосочетаниями: интересный урок, тетрадь в линейку. В этих словосочетаниях слова не теряют своё самостоятельное значение, а во фразеологизмах…. Поэтому их называют  устойчивыми словосочетаниями.

- Отправимся в прошлое, откуда взялось слово фразеологизм? Фразеологизм произошло от слова «фразеология» (от греческого «фразис» - выражение + «логос» - понятие) – раздел науки, который изучает устойчивые обороты.

III Отработка усвоенного материала.

Ø Наблюдение за значением фразеологизмов и слов, входящих в состав фразеологизмов; сравнение значений фразеологизмов и свободных сочетаний слов.

- Составьте предложения, используя фразеологизмы.

Фразеологизмы  Значение

в рот воды набрал будто онемел, лишился дара речи

хлопот полон рот очень много дел, хлопот

не лезет в рот  нет никакого желания есть

- Запишите любое предложение, в скобках укажите значение фразеологизма. Сравните со свободными сочетаниями со словом «рот», в следующих предложениях.

Саша в рот воды набрал и прополоскал горло. Моей маленькой сестричке два годика, и у неё полон рот зубов. Не надо лезть в рот рукой, это неприлично.

(В предложениях слово «рот» употреблено в своём основном значении,

во фразеологизме значение слова «рот» теряется).

Ø Наблюдение за значением фразеологизмов и слов, входящих в состав фразеологизмов.

- Замените выделенные слова и сочетания слов подходящими по смыслу фразеологизмами.

1) Играйте спокойно, дети, и не мешайте мне.

2) Сёстры были очень похожи друг на друга.

3) Учительница сразу же понравилась ребятам.

4) Гости должны были прийти в самое ближайшее время.

5) В Третьяковскую галерею люди приезжают отовсюду.

Слова для справок: как две капли воды, не путайтесь под ногами, с первого взгляда, с минуты на минуту, со всех концов (страны).

IVДиагностика качества усвоения нового материала

в конце урока (обратная связь)

Ø Исправление ошибок в использовании фразеологизмов.

- Найдите ошибки в предложениях, в каких фразеологизмах неправильно заменены слова.

1) Народу в театре было много – груше некуда было упасть.

2) К обеду ребята сильно проголодались, у всех был медвежий аппетит.

3) Настю хлебом не корми, дай книгу почитать.

4) Нужно хорошо подготовиться к соревнованиям, чтобы не ударить в лужу лицом.

5) На столе у Вовы такой беспорядок, что учебник днём с фонарём не найти.

V Домашнее задание

Составьте два предложения с любыми фразеологизмами.

VI Подведение итогов урока.

- Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.

- Как вы думаете, зачем в речи нужны фразеологизмы?

- На протяжении всего урока мы трудились, не покладая рук, поэтому урок прошёл интересно и с пользой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....