Конспект урока по русскому языку в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект открытого урока по русскому языку
в 3 классе (1-4)
Тема урока: Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Обобщение по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку
в 3 классе (1-4)
Учитель: Комарова Елена Алексеевна
Учебник Т.Г. Рамзаевой.
Тема урока: Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Обобщение по теме.
Цель урока: Обобщить и систематизировать изученное о правописании слов с парными согласными в корне.
Задачи:
1) Закрепление знаний о способах проверки парных звонких и глухих согласных в корне.
2) Развитие умения обнаруживать орфограмму на слух и зрительно.
3) Овладение последовательностью действий при написании слов с орфограммой.
4) Контроль практических умений и навыков с использованием ПМК «Школьный наставник».
5) Формирование умения работать самостоятельно.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II Повторение теоретического материала и формулировка темы и учебной задачи урока.
- Ребята, что такое орфограмма? (это правильное написание, которое нужно выбрать из нескольких возможных)
- Орфограммы можно легко найти и отличить друг от друга, если знаешь их признаки.
Сегодня на уроке специальные значки для признаков орфограмм помогут вам:
* одни признаки помогут увидеть (показываю человечка с глазами)
* другие – услышать, * третьи – осознать, понять разумом.
На доске:
Согласные буквы 11
Согласные звуки 21
Пары по звонкости-глухости 36
-Прочитайте записи в левом столбике и числа в правом столбике.
- Соедините стрелочками, какие числа к какой записи относятся.
Работа с большой таблицей. (Закрыть несколько парных согласных звуков)
-Ребята, у нас в таблице спрятались звуки, помогите назвать недостающие согласные звуки.
- Назовите звуки, которые являются непарными по звонкости-глухости?
- Какие из них непарные звонкие? Какие непарные глухие?
- При обозначении каких звуков мы можем столкнуться с орфограммой, то есть с выбором буквы: парных по звонкости-глухости или непарных? (при обозначении парных по звонкости-глухости согласных звуков мы можем столкнуться с орфограммой)
- В каком месте в слове встречается эта орфограмма? (эта орфограмма встречается в корне слова)
-Как называется орфограмма? (Парные звонкие и глухие согласные в корне слова)
-Ребята, вы догадались, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне)
- Сегодня мы будем вспоминать всё, что знаем про эту орфограмму, будем учиться находить слова с этой орфограммой, отличать их от проверочных слов. Если научитесь их отличать, успешно справитесь с компьютерным тестом.
IV Игра «Не подведи свою группу» (групповое задание)
-Ребята, что такое рифма? (Созвучие концов стихотворных строк)
Правила игры: на карточках записаны тексты.
Задание: Прочитайте текст вслух и определите, почему подчёркнутые слова в конце строк рифмуются, хотя выделенные согласные буквы разные.
Побеждает группа, которая первой даст точный ответ.(Разными буквами обозначаются одинаковые согласные звуки, которые имеют пару по звонкости-глухости)
1. Не тот хорош,
Кто лицом пригож,
А тот хорош,
Кто для дела гож.
2. Я и горький, я и сладкий,
К солнцу я тянусь из грядки.
Малышам полезный друг,
А зовусь я просто лук.
3. Сладкие крошки
На короткой ножке.
Кто проходит близко,
Кланяется низко.
-Определите, в каком из этих текстов на доске больше всего слов с орфограммой «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова» и сколько их? (в последнем, 6 слов).
- Вы успешно нашли слова с орфограммой. Теперь будем учиться различать слова с орфограммой и проверочные к ним.
V Работа в тетрадях : страница 19, задание 21 (восстановление пар слов: проверочные и проверяемые слова) .
-Прочитайте задание 21, страница 19.
-Найдите в таблице 5 заполненную строчку, прочитайте этих два слова.(блуза-блузка)
-Найдите и прочитайте проверочное слово.(блуза)
-Найдите и прочитайте слово, которое проверяем.(блузка)
-Чем отличается проверочное слово от слова, которое проверяем?
(В проверочном слове нет выбора букв, а в слове, которое проверяем есть выбор буквы, значит есть орфограмма.
Вариант ответа: в проверочном слове после согласного стоит гласный звук или непарный звонкий согласный, в слове с орфограммой – парный согласный на конце или в середине слова перед парным согласным)
- Запишите, где необходимо, проверяемые и проверочные слова. Работайте самостоятельно.
-Проверим задание 21. (один ученик зачитывает вслух, если ошибается, идёт разбор, как в начале задания)
VI. Работа в тетрадях: страница 19, задание 22 (подбор слов с орфограммой к проверочным).
-Прочитайте задание 22, страница 19.
-Прочитайте первых два слова и выделите в них корень.
-Чем отличаются эти два корня? (В слове сапоги корень сапог-, в слове сапожок корень сапож-)
-Проверочными или проверяемыми являются эти слова?(Проверочными)
-Докажите.(Нет выбора букв, после согласного стоит гласный звук)
-Какое слово можно проверить при помощи слова сапоги?(сапог)Докажите.
-Какое слово можно проверить при помощи слова сапожок? (сапожки)Докажите.
-Как называются слова сапог и сапожки? (слова с орфограммой)
-Запишите остальные слова самостоятельно.
-Проверим задание.
VII. Упражнение в различении проверочных слов и слов с орфограммой.
- Прочитайте на доске ряды слов и послушайте, что я о них думаю. Согласитесь со мной или не согласитесь.
На доске:
*Скрипка – скрипочка, скрипки, скрипичный.
- Я думаю, что все слова после чёрточки – проверочные к слову скрипка. (не согласны, слово скрипки не является проверочным, в нём есть орфограмма ) -- Выделите корень, подчеркните орфограмму.
*Находка – находчивый, находки, находить.
- Я думаю, что среди слов после черточки нет проверочных слов к слову находка.(не согласны, проверочное слово находить) Выделите корень наход-.
*Соседский – соседний, соседка, соседи.
- Я думаю, что среди слов после чёрточки есть два проверочных слова к слову соседский.(согласны, здесь проверочных два слова: соседний и соседи)
VIII . Выполнение теоретического теста с использованием ПМК «Школьный наставник»
Настройка теста: КОРРЕКЦИЯ
Учебные разделы: Правописание согласных в корне.
Учебные элементы: Проверочные слова к слову с оглушённым согласным.
-Ребята, сейчас с помощью компьютера проверим, как вы научились различать слова с орфограммой и проверочные слова. Но орфограмма в учебных элементах названа неточно. Как правильно она называется?
Режим тестирования: Фиксированный самоконтроль.
- Есть ли среди слов (бережок, прибрежный, береговой) проверочное слово к слову (берег)? (да, нет)
------(чуткость, чуткие) ------(чуткий)
------(тетрадка, тетрадный)---(тетрадь)
------(морковка, морковочка, морковный)---(морковь)
------( близёхонько, близкий, близок)---(близко)
------(перевозить, перевозчик)---(перевозочка)
------(пробковый, пробки)---(пробка)
------(букашки, букашечки)---(букашка)
------(книжки, книга)----(книжка)
1. Выполнение теста.
2. Проверка.
-Кто не допустил ни одной ошибки?
-У кого 1-2 ошибки?
Физкультминутка. Лёгкие прыжки.
Мягкие шажки.
Вот и вся зарядка.
Мягкая посадка.
–Назовите из физкультминутки слова, в которых есть орфограмма «Парные звонкие и глухие согласные в корне», назовите проверочные слова.
Лёгкие – лёгок
Прыжки – прыжок
Мягкие – мягок
Шажки – шажок
Зарядка – зарядочка
Посадка – посадить
-Почему эти слова нужно проверять? (В словах слышал(а) парный согласный по звонкости-глухости в середине слова перед парным согласным.)
IX . Фонетико-графическое упражнение.
– А теперь задание на смекалку (Если хватает времени):
-Составьте слово, в котором первый звук – глухая пара звука [з] , второй – глухая пара звука – [ д], третий – гласный [о] под ударением, четвёртый – звук [л]. Что это за слово? (стол) Есть ли орфограмма «Парные…» в этом слове? (нет)
X . Упражнение в употреблении слова с орфограммой в тексте и обнаружении слов с орфограммой.
- Откройте, пожалуйста, страницу 21 задание 24. Будем работать с текстом. Прочитайте задание. С чего начнёте работу? (прочитаем текст) Читаем глазами.
-Кто отгадал название древней русской игры? (Городки) Как догадались, что в тексте идёт речь о городках?
Затем один ученик читает текст вслух.
-Подчеркните в тексте 5 слов с орфограммой.
-Прочитайте слова, которые подчеркнули.
XI. Обобщение. Итог урока.
- Над какой орфограммой мы сегодня работали? (Парные звонкие и глухие согласные в корне)
- Как отличить слово с этой орфограммой и проверочное к нему? (В слове с орфограммой есть выбор буквы, в проверочном слове нет выбора букв. Вариант ответа: в проверочном слове после согласного стоит гласный звук или непарный звонкий согласный, в слове с орфограммой – парный согласный на конце или в середине слова перед парным согласным)
- Сдайте, пожалуйста, рабочие тетради, я проверю и поставлю оценки.
Дом. задание (по выбору учащихся): страница 85, упражнение 227 или задание 25 из тетради (с.22).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....