Урок русского языка во 2 классе по теме "Заглавная буква"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
В данном материале представлен урок русского языка во 2 классе по теме «Заглавная буква» по учебнику Т. Г. Рамзаевой. Урок строится на проблемном вопросе с использованием схемы. Также включает в себя индивидуально-творческие задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_24.01.08..doc | 66 КБ |
tablichki_k_sheme.doc | 70 КБ |
shema.doc | 23.5 КБ |
rebusy.doc | 25 КБ |
voprosit_i_voskl_znaki.doc | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
- уточнить представления детей о существительных, которые пишутся с заглавной буквы;
- практически закрепить навык написания заглавной буквы в существительных;
- научить детей работать со схемой
- развивать память, мышление, внимание, речь
Оборудование
- учебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаева;
- карточки с заданиями;
- схема по теме урока;
- ребусы;
- картинки с ремеслами;
- карта ;
- схема расположения планет
Ход урока
I Организационный момент
- Начинаем урок русского языка. А начнем мы его необычно. Со стихов.
Подготовленные дети читают стихотворение Измайлова .
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки вначале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя реки, имя улицы, города.
Буква большая совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
На доске появляется схема:
Начало предложения
Названия городов, улиц, рек
?
Отчество
Имя
Фамилия
- Какое важное дело поручено большой букве?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Правильно. Тема нашего урока: «Заглавная буква».
- Посмотрите на нашу схему. Все ли в ней верно? Может чего-то не хватает? Проверим на практике нашу схему. А пока мы это не сделали, поставим ?.
В схеме появляется ?.
1. – Действительно ли любое предложение мы начинаем писать с заглавной буквы?
- Откройте вашу домашнюю работу. Посмотрите, как написано начало предложений?
- Значит, в нашей схеме мы можем пометить, что начало предложения пишется с заглавной буквы.
На схеме появляется галочка рядом с текстом «Начало предложения»
2. – Разгадайте ребусы.
-Сформулируйте правило о написании имен. Запишите их.
- Сядьте удобно. Выпрямите спину, слегка наклоните голову, ноги касаются пола.
- Проверьте свою работу.
Проверка на доске: Ваня, Настя, Наум.
- Напишите свое полное имя.
- Проверьте его по обложке тетради.
3. – У каждого из нас есть фамилия. Фамилии люди на Руси получали не просто так. Их давали по месту, где жил человек: Сергий Радонежский, Дмитрий Донской. Мастеровые люди получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например: Столяров, Плотников.
- Послушайте об этом стихотворение.
Стихотворение читает подготовленный ученик.
Прапрадеды.
Г. Граубин
Кем был твой прадед на Руси,
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов –
Отец отца отцова.
С пилою Пильщиков дружил.
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат как музыка, как стих
Фамилии простые.
Вглядись – и ты увидишь в них
Историю России
На доске появляются рисунки кузнеца, солдата.
- Используя полученные сведения, выполните задание.
На доске и у каждого ученика на карточке:
Кузнец - __________
Стрелец - _________
Плотник - _________
Воин- __________
- Прочитайте слова.
- Что обозначают эти слова?
- Дайте фамилию людям, которые владеют этим ремеслом.
- Возьмите правильно ручку.
- Обратите внимание на правильное написание букв и соединений:
Один ученик работает на доске «в секрете».
Выполняется проверка.
- Прочитай, что у тебя получилось.
- От каких слов ты образовал фамилии?
-Как ты написал фамилии?
- Поднимите руки те, кто также справился с этим зданием.
-Какой вывод мы можем сделать?
На доске в схеме ставится галочка у слов «Фамилия».
- Знаете ли вы, как образовалась ваша фамилия?
- Подумайте дома, спросите у родителей.
- А я расскажу вам, как образовалась моя фамилия. На Украине есть село Прокопово. Жители села получили фамилию Прокопенко. Возможно, мой прадед жил в этом селе и от него я унаследовала свою фамилию.
- У меня, кроме имени и фамилии, еще есть отчество? Есть оно и у вас.
- Вы знаете свое отчество?
- Как вы его получили?
- Действительно, слово отчество родственное со словом отец. Когда рождается человек, он получает еще и имя по отцу – отчество. Наличие отчества присуще исключительно русскому языку.
- Если слово произошло от имени, как его надо писать?
- Мы можем дополнить нашу схему.
В схему добавляется слово «Отчество».
- Давайте прочитаем фамилию, имя и отчество хорошо знакомых нам детских писателей.
- Встаньте, повернитесь кругом. Хором прочитаем имя, отчество и фамилию писателей.
Дети хором читают.
- Какой вывод мы можем сделать?
- Давайте отметим это в схеме.
В схеме у слова «Отчество» ставится галочка.
Физкультминутка.
- Послушайте стихотворения. Если вы услышите имя, поднимите руки.
Собирала Маргарита
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита
Маргаритки на горе.
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел Сережка,
Прибежал, постучал в окошко:
- Отыскалась твоя сережка!
- Какие одинаковые и близкие по звучанию слова вы услышали?
- Чем они различаются на письме?
4. – Откройте учебник на странице 13. Найдите схему города. Рассмотрите ее. В какой сказке есть такой город?
- Прочитайте названия улиц. Почему они так названы?
- Прочитайте название аллеи. Почему она так названа?
- Прочитайте название реки. Почему у реки такое название?
- Какой можно сделать вывод о правописании заглавной буквы?
На схеме ставится галочка у слов «Название городов, улиц, рек».
- Спишите название города, реки, аллеи и улицы.
- Проверьте наклон тетради. Наклон влево.
5. – Закройте глаза и послушайте.
Звучит аудиозапись голосов домашних животных.
- Кого вы представили?
- Составьте предложения об этих животных. Что они делают и как их зовут.
- Как бы вы написали клички этих животных?
- Посмотрите на нашу схему. Что в нее надо добавить?
В схему добавляются слова «Клички животных».
- Откройте учебник на странице 14. Найдите упражнение 244.
- Прочитайте задание.
- Прочитайте предложения.
- Какое задание в упражнении? Прочитайте.
- Выполните упражнение.
Несколько учеников работают в группах с творческим заданием.
1) Рассмотри карту, найди названия планет, прочитай их. Сделай вывод о правописании названий планет.
2) Рассмотри карту, найди названия морей и океанов. Сделай вывод о правописании названий морей и океанов.
Проводится взаимопроверка. Один ученик читает предложение. Дети проверяют его у соседа по парте.
Заслушиваются выводы учеников, работающих в группе.
Свой ответ дети готовят о схеме:
- Моё задание…
- Я (нашёл, прочитал)…
- Сделал вывод…
На доске в схеме появляются слова «Название стран, планет».
III Закрепление
- В учебнике на странице 125 найдите правило. Прочитайте.
- Соотнесите его со схемой.
- Можно сказать, что у нас правильная схема?
Знак ? заменяется на !
Имя
Название океанов, морей, планет
Названия городов, улиц, рек
!
Начало предложения
Фамилия
Отчество
- Прочитайте еще раз. Закройте учебник и расскажите правило соседу по парте.
IV Итог урока
- Чему ты научился на уроке?
- Какие существительные пишутся с большой буквы?
- Заглавная буква – это знак уважения к человеку и грамотное отношение у русской речи.
- Дома выполните упражнение № 245, сами придумайте клички животным и вставьте их в предложения. Не забудьте устное задание, узнайте, как образовалась ваша фамилия.
- Наш урок закончен, спасибо за работу.
Резервный материал.
- Для закрепления полученных знаний давайте заполним таблицу.
Таблица на доске и у каждого ученика.
Мужское имя | |
Женское имя | |
Название домашнего животного | |
Фамилия писателя | |
Отчество человека | |
Название цветка | |
Кличка собаки | |
Название города |
Орел корова
Барбос Светлана
Михаил ромашка
Андреевич Толстой
Проверка на доске, взаимопроверка.
Тезисы.
В данном материале представлен урок русского языка во 2 классе по теме «Заглавная буква». Урок строится на проблемном вопросе с использованием схемы. Также включает в себя индивидуально-творческие задания.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Начало предложения
Названия городов, улиц, рек
?
Отчество
Имя
Фамилия
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 2 класс. "Учимся писать буквы согласных в корне слова. Закрепление.".
Конспект урока русского языка. 2 класс. Программа "Начальная школа 21 века". Тема урока: Учимся писать буквы согласных в корне слова. Закрепление....
Урок русского языка 3 класс "Написание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса" УМК "Перспективная начальная школа"
Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: "Правописание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса"...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Открытый урок русский язык 1 класс "Написание строчной буквы х"
Конспект составлен по ФГОС...
Урок русского языка 1 класс "Звуки и буквы"
Мультимедийное приложение к уроку "Звуки и буквы", русский язык, 1 класс ...
Презентация к уроку русского языка. 1 класс. «Звук [ ш ], буквы ш, ш".
Презентация к уроку русского языка. 1 класс. «Звук [ ш ], буквы ш, ш"....
Урок русского языка 2 класс Тема «Заглавная буква в написании кличек животных»
Урок русского языка по теме «Заглавная буква в написании кличек животных»...