урок русского языка 3 класс "Удвоенные согласные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
урок русского языка в 3 классе по теме " Правописание удвоенных согласных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_po_teme.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе по теме "Удвоенные согласные".
Цели:
- продолжать знакомить уч-ся с написанием слов с удвоенной согласной в корне слова и повторять изученные;
- знакомить с происхождением и значением слов с удвоенной согласной;
- закрепить умение переносить слова с удвоенной согласной;
- обогащать словарный запас уч-ся, развивать речь;
- развивать интерес у детей к русскому языку.
Тип урока: повторение изученного по теме.
Ход урока:
1 .Организация начала урока.
Сказка "Про девочку Аллочку" В.Волиной ("Весёлая грамматика", стр.119). (Читает подготовленный уч-ся.)
Жила-была девочка Алла. Училась она в третьем классе.
Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила "двойку".
Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущённо кричали:
- Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.
И Алла разучилась писать своё имя...
А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала.
Почему ты плачешь? - спросила учительница.
- Я не знаю, как пишется моё имя.
Учительница с улыбкой посмотрела на третьеклассницу и сказала:
- Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе. Девочка обрадовалась, выучила и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и такие слова, как: ванна, класс, касса, коллектив, аллея, коллекция, программа, суббота, хоккей, дрожжи, жужжать, конный, масса, грамм, поссорить. Давайте выучим эти слова и мы!
Итак: кто готов назвать тему нашего сегодняшнего урока?(«Правописание слов с удвоенными согласными») (слайд 1) Сегодня на уроке мы должны: - научиться находить слова с удвоенными (двойными) согласными в корне слова в тексте;
- научиться грамотно писать слова с удвоенными согласными в корне;
- выучить правило переноса данных слов
2 Запись даты урока в тетрадях уч-ся.
Минутка чистописания.
Учитель. Напишите каллиграфически те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках. Соблюдайте правильные соединения.
1 .Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный... (класс, сс- верхнее соединение)
2.Многим нам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за предмет? Догадались или нет? (ванна)
3.Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип. У меня, наверно, ... (грипп)
4.Вдоль дороги по бокам липы, клёны тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут .. .(аллея, лл - нижнее соединение)
5.Основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000 граммам, (килограмм, мм - нижнее соединение)
б.Шестой день недели (суббота)
7.Их используют для приготовления сдобного теста, кваса, пива (дрожжи) 8.Сотрудник газеты, журнала, радио, посылающий сообщения с мест, (корреспондент)
Полученная запись в тетрадях детей: ее нн пп лл мм бб жж рр
Беседа.
Уч-ль. Можно ли проверить написание удвоенной согласной буквы в корне слова? Подобрать проверочное слово?
Уч-ся. Нет. Написание слов с удвоенной согласной буквой надо запомнить.
Учитель. На предыдущих уроках мы познакомились со многими такими словами. В какой части слова находится удвоенная согласная буква в изученных словах?
Уч-ся. В корне слова.
Учитель. Что надо сделать, чтобы определить, в какой части слова находится удвоенная согласная?
Уч-ся. Подобрать однокоренные слова.
Учитель. Как переносятся слова с удвоенной согласной?
Уч-ся. По слогам, но одна согласная буква остаётся на строке, а вторая переносится на другую строку.
Словарная работа - Я читаю загадки, а отгадки вы записываете в тетрадь и выделяете орфограмму. (иллюстрации отгадок и слов с двойными согласными появляются на слайдах).
Чтоб каждый телевизор
Работал без капризов,
На крыше непременно
Должна стоять :: антенна. Проста задача и легка.
Пишусь всегда через два "ка",
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я :.. хоккей.
Во мне два "ка", не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
Я - точный, честный и опрятный,
Иным же словом - :.. аккуратный.
Где доска и парта есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный :.. класс.
Проверка - Как разделить записанные слова для переноса (устно). Какое слово нельзя перенести? Почему? Учитель. Если слово переносится, покажите "плюс" с помощью двух карандашей; если нет - "минус". Затем объясните, почему вы так думаете. Ссо-ра, мед-лен-но, рас-сказ, пас-са-жир, рус-ский, грамм,
Самостоятельная работа .Учитель. Три ряда - три команды. Игроки, сидящие за первыми партами, получают листки бумаги. Каждый ученик записывает одно слово с двойными согласными и передаёт листок сидящему сзади. Последний член команды возвращает листок учителю. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание. (Учитель и уч-ся проверяют, исправляют ошибки. ) Задание :Придумать и записать предложение со словом которое вы написали с удвоенной согласной
Физкульминутка.
- Предлагаю отдохнуть. Но не как-нибудь, а классно. Что обозначает это слово? Быть может то, что отдыхать надо только в классе? Как сказать по-другому?
Игра «Поймай слово» (слайд)
Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети хлопают в ладоши, а если одна согласная, то приседают.
Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма.
Самостоятельное упражнение. На слайде появляются слова:
Ак:уратный, класс:ика, ак:робат, кос:мос, хок:ей, ал:ея, кал:ендарь, тел:ефон.
Задание: записать в первый столбик слова с двойными согласными в корне слова, выделить орфограмму, а во второй столбик записать слова с одной согласной.
После окончания работы выполняется взаимопроверка.
На следующем слайде появляются два столбика для проверки.
аккуратный | акробат |
классика | космос |
хоккей | календарь |
аллея | телефон |
- Ребята, как вы думаете, для чего мы выполняли данную работу? (закрепить полученные знания, уметь выделять слова с двойными согласными в корне слова).
Итог урока
Учитель. Что нужно делать, чтобы уметь правильно писать слова с удвоенной согласной в корне?
Уч-ся. Уточнить, находится ли двойная согласная в корне слова, и запоминать как можно больше таких слов. В случае затруднений можно посмотреть слово в словаре
Домашнее задание
Я предлагаю вам интересную работу. Домашнее задание записано на карточках, я предлагаю вам выбрать:
- Разгадай загадки, записать отгадки. Разделить слова для переноса
- Творческая работа: составить рассказ на тему «Москва» , используя следующие слова (Алла Геннадьевна, , туннель, экспресс, поезд, утренний, весенний, коллекция картин, Россия пассажир, метро)
- Молодцы!
Спасибо за работу. Наш урок окончен.
Разгадай загадки, записать отгадки. Разделить слова для переноса
1. Крупная человекообразная обезьяна.
2. Сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в здании.
3. Механизм для сильного сжатия чего-либо.
4. Сообщение, переданное по телеграфу.
5. Художественный руководитель театральной или кинематографической постановки.
6. Число, равное тысяче миллионов.
7. Широкая дорога с твердым покрытием.
8. Командная игра на льду с шайбой.
9. Последовательный ряд музыкальных звуков.
10.Желание кушать.
11. Время перед восходом солнца.
Творческая работа: составить рассказ на тему «Москва» , используя следующие слова (Алла Геннадьевна, , туннель, экспресс, поезд, утренний, весенний, коллекция картин, Россия пассажир, метро)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Парные согласные в корне слова" 2 класс
Урок - закрепление (конспект + презентация). Цели: - формировать навыки грамотного письма; - обобщить знания уча¬щихся о двух способах проверки безударных гласных и парных согласных в корне. ...
Конспект урока русского языка Чередование согласных в корне слова
Конспект урока русского языка Чередование согласных в корне слова...
урок русского языка "Непроизносимые согласные" 3 класс
Урок разработан с использованием игровой технологии....
Методическая разработка урока русского языка "Парные согласные"
Урок составленн в соответсвии с новыми требованиями...
Презентация к уроку русского языка "Правописание согласных в приставках"
Презентация к уроку русского языка по теме:"Правописание приставок, оканчивающихся на согласный"....
урок русского языка "Парные согласные"
урок русского языка по теме "Парные согласные" с применением ИКТ...
Урок русского языка "Удвоенные согласные в русских словах".3 класс.
Технологическая карта урока русского языка"Удвоенные согласные в русских словах". Второй урок по теме и презенация к уроку.3 класс.Объяснение на основе словообразования....