урок русского языка "Непроизносимые согласные" 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Урок разработан с использованием игровой технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Ф.И.О. учителя: Фролова Марина Ивановна_ МОУ «Емельяновская СОШ»

  Класс: ___3_____________. 3. Предмет:   русский язык.  

Тема урока

Слова с непроизносимыми согласными

Место и роль урока в изучаемой теме

первый урок  по теме «Непроизносимые согласные в корне слова»

Цели урока

Образовательные: познакомить детей с непроизносимыми согласными Л, Т, В, Д в корне;

учить детей видеть особенность слов с непроизносимыми согласными и находить такие слова среди других слов;

открыть вместе с детьми способ проверки непроизносимых согласных, сформировать общий прием умственных действий при написании слов с непроизносимыми согласными в корне. Учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы, фиксировать выводы в виде алгоритма.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей.

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.

Компетенции:

Учащиеся должны знать:

 – правила правописания слов с изученными орфограммами;

 Учащиеся должны уметь:

 – видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с непроизносимыми согласными,

 владеть способами проверки согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе;

 владеть способом проверки орфограмм путём использования разных информационных источников; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

 – правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;

 - заменять слова синонимами;

 - работать в группах;

 - вести самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.

Оборудование

компьютер,   проектор, экран,   сигнализаторы

для осуществления обратной связи, опорные таблицы, карточки.

Формы работы:    

индивидуальная; фронтальная, групповая,  самостоятельная

Методы:  

словесный, иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый

Форма обучения

урок - практикум

Виды речевой деятельности

слушание, говорение, письмо, чтение

Характеристика этапов урока

Этап урока

Содержание учебного материала

Цель

Деятельность учителя        

Деятельность обучающихся

Организа-ционный

момент

Чтение стихотворения.

 Готов ли ты начать урок!

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадки!

Есть у нас девиз такой,

Все, что надо, под рукой!

Проверить готовность к уроку, настроиться на работу.

Проверяет готовность к уроку, нацеливает на плодотворную работу.

 Проверяют готовность к уроку, настраиваются на   работу.

Введение в урок

Ой, ребята случилось что-то страшное.

Пропали все наши учебники.

А как же нам изучить новую тему?

Смотрите, на доске, висит какой - то конверт…. В нём диск. Давайте, посмотрим, что здесь такое. Вставим диск в компьютер.

(1 слайд)

Кто это? Это Кикимора-непогодушка. Смотрите послание от неё.

«Сегодня я проведу у вас урок. Я предлагаю вам  несколько заданий. Справитесь с ними – отдам вам ваши учебники, не справитесь не видать вам их больше никогда. Ну, что, попутешествуем? Кикимора- непогодушка»

Заинтересовать детей.

Включение учеников в активную работу.

Мотивация.

-Что же нам делать?

-А сможете ли вы справиться?

-Как нам надо работать, чтобы выполнить все задания?

-Выполнить задания и вернуть учебники.

-Конечно.

-Дружно, активно, старательно.

Чистопи-сание

        

1.На экране(2 слайд)

Б  К  Х  М

В  Д  Т  Н

З  С  Ц  В
Л  Ф  Ч  Р

Первое испытание на внимание.

Найдите  в столбике лишнюю букву.

2.Записать буквы    

 лдтв  влдт

 

(коррекция внимания и мыслительных операций)

-Найдите  в столбике лишнюю букву.

   -Что общего у них?

- Как такие буквы называются, вы должны узнать на уроке.

-Л  буква, которая обозначает  согл., непарн, звук звон., 2- Д-звон., парн., 3 – Т- глухой, парный, В- звонкий, парный)

   (Л,Д,Т,В)

Предположения детей.

. Актуали-зация и пробное учебное действие.

(3 слайд)  «Я люблю,  когда на улице ненасный день.   Сонцэ не светит. Ужасна грусна кругом.    

Сегодня мы работаем в группах. Задание: расшифровать транскрипцию слов  и записать их.  

Проверка выполненной работы.

Отчёт.

 Подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

 Наблюдение за работой

Сегодня мы работаем в группах. Задание: расшифровать транскрипцию слов  и записать их.  

Проверим, как вы справились с заданием.

- Транскрипция слова была одна. А как вы написали слова?

- Какой возникает вопрос?

фиксирует на доске знак вопроса.

По группам выполняют задание.

Группы предъявляют записи

- По-разному. Одни написали буквы «т», «л», другие – нет.

- Кто из вас прав? Как писать? (учебная проблема как вопрос)

Выявле-ние  причины затрудне-ния.

 1.Работа со словарём.

2.Выявление проблемы.

- Ребята, когда вы не знаете, как писать, куда надо обратиться?

- Заглянем в словарь. (с.79)

- Кто же был прав?

- А почему многие ошиблись и написали без буквы «т», «л»?

- Прочитаем транскрипцию.

- Произносится звуки «т», «л»?

- Значит они какие?

- Гласный или согласный?

- Значит, что мы сейчас нового узнали?

- Правильно надо писать  

«солнце»,

 

- Тот, кто написал с буквой «т»-ненастный, грустный.

- с буквой «Л» -солнце

«Т» не было в транскрипции.

Читают хором.

- Не произносятся

- Непроизносимые  

- Согласный

- Бывают согласные звуки, которые пишутся, но не произносятся. Они называются

Непроизносимыми.

Тема   урока

   Определение темы урока

 

 

- Кто догадался, какую тему мы начинаем изучать сегодня?

- Верно (фиксирует темы на доске)

«непроизносимые»

 Постановка задач.

формулирование каждым учеником  собственной цели  в предстоящей учебной деятельности

- Какие задачи вы поставите перед собой сегодня на уроке?

 Модельный ответ:

·        Повторить

·        Узнать

·        Научиться

 

- Повторить уже имеющиеся у нас знания и умения правописания безударных гласных и парных согласных в корне слов.

- Узнать о новой орфограмме в корне слова.

- Научиться применять полученные знания

Этап построе-ния проекта выхода из затрудне-ния

Предположения детей по проверке непроизносимых согласных.

 Формулировка темы урока

Формулировка цели урока

 Формулировка способа действия

 

В этих словах звуки «пропадают», когда мы их произносим. Такие звуки  в русском языке называются непроизносимыми.

Как же проверить слова с непроизносимыми согласными?

Предположение детей (на основании знаний орфограмм корня)

-Подобрать проверочное слово так, чтобы непроизносимая гласная стала произносимой (слышалась ясно)

Проверка гипотезы

(4 слайд)Объяснение правописания слов на экране.

«со.це», «ненас.ный», «ужас.ный», «грус.ный»

Вывести правило проверки непроизносимой согласной.

    Выбор средств для построения нового знания Составление алгоритма

- Давайте попробуем объяснить правописание слов на экране.

«со.це», «ненас.ный», «ужас.ный», «грус.ный»

- Что надо сделать со словом солнце?

- Найдите такое слово.

- Кто подобрал другое слово?

- Запишите в тетрадь:

Солнышко – солнце,  

 Выведем правило проверки непроизносимой согласной.

- Какая пара слов лишняя?

- Почему?

- Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы непроизносимый звук стал слышен.

Солнышко

Солнечный

Составле-ние алгорит-ма проверки непроиз-носимого соглас-ного

Совместное составление алгоритма.

  1. Произнести слово
  2. Проверь, есть ли в нем непроизносимый согласный звук
  3. Для этого подбери однокоренное проверочное слово, где согласный произносится четко и ясно.
  4. Напиши слово

Проверь написание и обозначь орфограмму

Помогает детям вывести алгоритм проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова.

 выводят алгоритм проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова.

Этап реализации построенного проекта:

(5 слайд)

«Раз вы такие догадливые  – дам вам небольшую подсказку как их проверить».

Стихотворение-правило.

Порой в словах встречаются

 Ужасные согласные.

 Они не произносятся,

 И что писать не ясно нам…

    Чтобы знать, как писать

    Надо слово изменять.

     И за звуком непонятным

     Быстро гласную искать.

  Познакомиться со стихотворением –правилом для лучшего запоминания способа проверки.

Знакомит со стихотворением.

Стараются запомнить стихотворение.

Первич-ное закрепле-ние с прогова-риванием во внешней речи.

ИГРА «Забей мяч в ворота».

    (6 слайд)

  «А умеете ли вы играть в футбол?

    1. Чтоб ошибок избежать,

      Зоркость будем развивать.

      В работе проверить можешь сам

      Своё внимание к словам».

 

  ДОБЛЕС…НЫЙ, ЗВЁЗ…НЫЙ, РАДОС…НЫЙ, ИНТЕРЕС…НЫЙ, ПРЕКРАС…НЫЙ,           ОПАС…НЫЙ, ВКУС…НЫЙ, КАПУС…НЫЙ, СЧАС…ЛИВЫЙ

2.Правило проверки.

3.Слова, где согласная не пишется.

  Первичное закрепление  

 Использование алгоритма.

    Проговаривание во внешней речи

-  

Нарисованы ворота с буквами Д и Т, на мячиках написаны слова с пропущенными буквами. Распределить слова по нужным воротам с названием проверочных слов.

Какие мячики, не попали ни в какие ворота?

Почему?

    ( интересный,  прекрасный,  опасный, так как

Что необходимо помнить, чтобы избежать ошибок при написании слов с непроизносимыми согласный.

Вспомним  стихотворение, в котором говориться о том, как проверить слова с непроизносимыми согласными:

 

Объясняют выбор слов по алгоритму

-Интересный,  прекрасный,  опасный, так как в них нет непроизносимой согласной

 Вывод: Не во всех словах надо писать непроизносимые согласные. Всякий раз, если написание вызывает сомнение, нужно подбирать проверочное слово.

Порой в словах встречаются

 Ужасные согласные.

 Они не произносятся,

 И что писать не ясно нам…

 Чтоб знать, как написать

 Надо слово изменять,

 И за звуком непонятным

 Быстро гласную искать.

ФИЗМИНУТКА

Поработали отлично

Отдохнуть пора сейчас.

И зарядка к нам привычно

на урок приходит в класс.

Тренировка в определении слов с непроизносимой согласной.

Я называю слова, если в слове пишется непроизносимая согласная, то хлопаем, а если нет - приседаем.

Грустный, радостный, несчастный,

Опасный, прелестный, прекрасный,

Тесный, злостный, вкусный, чудесный,

Неизвестный, местный, честный.

Если в слове пишется непроизносимая согласная -  хлопают, а если нет - приседают.

Самосто-ятельная работа с самопро-веркой  и взаимо-проверкой по эталону.

(7 слайд)

«Получите карточки и выполните задание, если сможете».

Словарная работа                             

КАРТОЧКИ. Замени одним словом, близким по смыслу, где есть непроизносимая согласная.

Затем взаимопроверка:  

Отчёт о проверке.

Повторение способа проверки.

     Самостоятельное выполнение  учащимися заданий на новый способ действия

 Самопроверка учащимися своих решений по эталону

 Создание ситуации успеха для каждого

 

Раз, два, три, четыре                            

Начинается игра.                                

Вы теперь не просто дети.

Вы теперь – учителя.

- К какому слову не смогли подобрать проверочное  слово?

Это словарное слово, его написание надо запомнить или проверять по словарю.

-Выполнение заданий: подбирают близкие по значению слова, по алгоритму проверяют написание слов с непроверяемыми согласными

 Лестница

Запись слова «лестница»

Творчес-кое задание

(8 слайд)

 « А сейчас, творческое задание.

Нужно «пошевелить мозгами».

Разбейтесь на группы. У каждой группы на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными».

Проверка выполненного задания.

Связь нового способа действия с ранее изученными.

 Тренировка ранее сформированных умений.

 

-Можно пользоваться карточками – подсказками, чтобы проконтролировать свое решение. В тетради записать предложения.

Записывают  предложения,  заменяя выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными».

Рефлек-сия учебной деятель-ности на уроке

(Слайд 9)

«Последнее испытание. Вспомните изученный на уроке материал».

 Проверка усвоенного материала.

Самооценка деятельности на уроке.

В дверь входит наряженный в Кикимору ученик и возвращает учебники

«Молодцы, ребята, вы достойно справились со всеми заданиями и заслужили похвалы. Я возвращаю вам учебники и надеюсь, что они помогут вам в изучении русского языка».

Рефлексия  и самооценка учащимися своей учебной деятельности

  Соотнесение учащимися своих целей и результатов

·         Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности

Вспомним,  какие буквы мы писали на чистописании?

Почему именно их?

С какой орфограммой мы познакомились?

Как проверить непроизносимый согласный в корне слова?

Отразите свои успехи в листе самооценки.

 Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны своими знаниями, умениями, действиями, закрась зелёным цветом.

 Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – желтые.

 А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – черный

-лтдн

-Они могут быть на месте непроизносимых согласных в корне слова.

- Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы непроизносимый звук стал слышен.

 

-Спасибо.

Домаш-нее задание:

Обязательная часть  №52 с.26

Творческое задание – Написать пословицы со словами, содержащими непроизносимые согласные в корне слова.

Закрепить изученный материал.

Развивать мышление, речь.

Объясняет задание.

Вопросы по выполнению, если будут.

 

-

Приложение №1.

Любящий повелевать,

приветствие при встрече, окружающее пространство имеющий отношение к звездам, печальный рассказ,

шумное торжество

хмурые дни,

яркое светило,

     центральный орган    кровообращения приспособление, по которому поднимаются вверх и спускаются вниз.

Влас..ный

Здра..ствуй

Мес..ность

Звёз...ный

Грус..ный

 Праз..ник

Ненас..ные

Со..нце

Сер..це

Лес..ница

 

Приложение №2.

Группа №1.

Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

 ненастные

 поздней

 яростный

 радостное

 чудесная

Группа № 2.

 В лесу страшная грязь. Желтые и алые листья уже потемнели. Они лежат на земле отвратительной скользкой массой. Ночью редко можно увидеть необыкновенное в огнях небо.

 красные

 безобразной

 прекрасное

 звездное

Группа № 3.

 Голубой свод скрывают серые тучи. Привет, утреннее солнышко! Но зря низкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные заморозки – первые посланцы близкой зимы.

 небесный

 здравствуй

 напрасно

 солнце

 вестники

Приложение № 3.

Лист самооценки

Я могу объяснить, какие согласные звуки называются

непроизносимыми

Использовал правило, чтобы не ошибиться в

написании слов решал орфографические задачи,

используя памятки

Знаю словарные слова

В паре помогал составлять

предложение

Внимательно слушал учителя,

 одноклассников

Активно работал на уроке и правильно

 отвечал на вопросы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 3 класс «Школа России» Зеленина «Емельяновская средняя школа имени М.В.Захарова» Учитель начальных классов Фролова М.И.

Слайд 2

«Сегодня я проведу у вас урок. Я предлагаю вам несколько заданий. Справитесь с ними – отдам вам ваши учебники, не справитесь не видать вам их больше никогда. Ну, что, попутешествуем? Кикимора- непогодушка»

Слайд 3

Первое испытание. Б К Х М В Д Т Н З С Ц В Л Ф Ч Р Найдите в столбике лишнюю букву.

Слайд 4

Испытание второе. «Я люблю когда на улице ненасный день. Сонцэ не светит. Ужасна грусна кругом. Расшифровать транскрипцию слов и записать их.

Слайд 5

«со.це», «ненас.ный», «ужас.ный», «грус.ный» Расшифровать транскрипцию слов и записать их. Вывести правило проверки непроизносимой согласной.

Слайд 6

Алгоритм Произнести слово Проверь, есть ли в нем непроизносимый согласный звук Для этого подбери однокоренное проверочное слово, где согласный произносится четко и ясно. Напиши слово Проверь написание и обозначь орфограмму

Слайд 7

«Раз вы такие догадливые – дам вам небольшую подсказку как их проверить». Стихотворение-правило. Порой в словах встречаются Ужасные согласные. Они не произносятся, И что писать не ясно нам… Чтобы знать, как писать Надо слово изменять. И за звуком непонятным Быстро гласную искать.

Слайд 8

«А умеете ли вы играть в футбол?» Чтоб ошибок избежать, Зоркость будем развивать. В работе проверить можешь сам Своё внимание к словам.» ДОБЛЕС…НЫЙ, ЗВЁЗ…НЫЙ, РАДОС…НЫЙ, ИНТЕРЕС…НЫЙ, ПРЕКРАС…НЫЙ, ОПАС…НЫЙ, ВКУС…НЫЙ, КАПУС…НЫЙ, СЧАС…ЛИВЫЙ Т Д

Слайд 9

Физкультминутка Поработали отлично Отдохнуть пора сейчас. И зарядка к нам привычно на урок приходит в класс.

Слайд 10

«Получите карточки и выполните задание, если сможете». Словарная работа КАРТОЧКИ Замени одним словом, близким по смыслу, где есть непроизносимая согласная.

Слайд 11

« А сейчас, творческое задание. Нужно «пошевелить мозгами». Разбейтесь на группы. У каждой группы на карточках даны предложения. «Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными».

Слайд 12

«Последнее испытание. Вспомните изученный на уроке материал.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.

 После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

"Русский алфавит или Азбука. Значение алфавита" Урок русского языка. 1 класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение алфавита....