Урок русского языка во 2 классе "Написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Урок поможет систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих., работая по любому УМК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_2_kl.docx | 34.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Написание слов с буквосочетаниями
жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Цель: создать условия для закрепления и проверки умения писать слова с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу – щу.
Задачи:
- развивать орфографическую зоркость; систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих; формировать умения осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес, речь учащихся через обогащение словарного запаса, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать
воспитывать культуру общения, ответственность, критическое отношение к своим результатам и результатам одноклассников.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, маркеры, презетация, кружочки:
зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно»;
жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями»;
красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»
Смайлики настроения.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Дети нам тепло? (Да)
- В классе светло? (Да)
- Прозвенел уже звонок? (Да)
- Уже закончился урок? (Нет)
- Только начался урок? (Да)
- Хотите учиться? (Да)
Прозвенел и смолк звонок
Всех собрал нас на урок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за собственный стол.
- Начинаем урок русского языка.
Сегодня к нам на урок собиралась гостья, но что-то она задерживается. Наверное, исполняет чьи – то желания. Придется начать урок без нее.
(Слайд 1)
Il.Минутка чистописания.
- Начнем с минутки чистописания.
- Но сначала разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика.( Слайд 2)
“Замок”
На двери висит Замок
кто открыть бы его сумел?
Потянули,
Покрутили,
Постучали,
И…открыли!
Загадка
Покружилась звездочка
В воздухе немножко
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка) Слайд 1.
- А какая буква похожа на снежинку?
Стала снежинка буквою «ж»
Солнце ее не растопит уже.
ш ч щж
и у
-К нам прилетели снежинки, а на них буквы, которые мы с вами будем прописывать. Какие это буквы?
-Почему прописываем именно эти буквы? (Изучаем буквосочетания жи-ши,ча-ща, чу-щу)
Показ правописания букв ш и ж. Слайд 2.
III. Словарная работа.
- Чувствую, наша гостья уже рядом. А пока продолжаем урок. Прочитайте слова.
а) Найдите ошибки в написании безударной гласной.
Исправь их – кликни кнопкой мыши по этой букве.
катенок земляной
молыш кливать
затопил редовой
писал липучий
честюля мясной
- Какое правило, мы с вами повторили, делая это задание?
б) Слайд со словарными словами:
…течество, гр…жд…нин, Р…ссия, скор…, служ…ть, защищ…ть.
Учитель.
- Прочтите слова. Что можете о них сказать? Что необходимо сделать? (Вставить пропущенные буквы)
Работа с сигнальными карточками.
Подчеркните карандашом буквы, которые вставили вместо точек.
- Что можно сказать о значении этих слов? (Ребята говорят о приближающем празднике 23 февраля.)
Учитель.
-На какие 2 группы можно разделить слова? (словарные слова и слова с
буквосочетаниями).
-Запишите слова в 2 столбика. Поставьте ударение, выделите орфограммы.
(1 ученик работает на интерактивной доске)
Проверка (на интерактивной доске) слайд 4.
-Какие буквосочетания встретились? Что вы знаете об этих буквосочетаниях?
- Сообщение цели и темы урока.
-Кто мне скажет, что мы сегодня будем отрабатывать на уроке?
К нам пришла гостья. В ее названии есть одно из буквосочетаний.
V. Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи-ши,ча-ща, чу-щу:
а) Отгадайте загадку:
Стой, плотва и караси!
И пощады не проси:
Я хозяйка здесь в пруду,
На охоту я иду.
-Догадались, кто у нас в гостях? (Щука)
-Подберем однокоренные слова.
Щука, щучка, щуренок, щучий, щукарь, щуковый, щурок.
(Поочереди учащиеся выходят к интерактивной доске и записывают однокоренные слова с помощью маркера.)
-Выделим корень и другие знакомые нам части слова. Подчеркнем графически орфограмму.
- Долго мы ждали нашу гостью. Давайте расскажем ей, что мы про нее знаем. (Рассказы детей о щуке)
-А как вы думаете. Приносит ли щука, какую – либо пользу? Можно ли про нее сказать что-то хорошее?
Слайд 6.
Щука еще нашими предками наделялась мудростью и хитростью.
Щука необходима для нормальной жизни водоема. Она – его санитар, так как нападает, прежде всего, на больную рыбу.
А еще щуку называют «речным волком». Как настоящий волк, она затаивается в камышах и молнией налетает на жертву. Недаром говорят:
« На то и щука в реке, чтобы карась не дремал».
Физминутка.
б) Работа с деформированным предложением.
-Щука остается с нами, а мы покажем ей, чему мы научились и что про нее знаем.
-Прочитайте слова, составьте предложение. Слайд 7.
в, щука, жила, озере
-Какое предложение получилось? Слайд 8.
Жила в озере щука.
В озере жила щука.
В озере щука жила.
Щука в озере жила.
-Пропустите строчку запишите последнее предложение с красной строчки.
в) Работа с деформированным текстом. Слайд 9.
- А как же жила наша щука? Чем она занималась? Об этом узнаем из стихотворения.
- Прочитайте предложения. Расположите их так, чтобы получилось стихотворение.
(Работа в парах. На листочках написаны предложения, учащиеся проставляют цифры)
3.Наварила щука щей.
2. Червячка с крючка сняла.
1. Щука в озере жила.
5. Говорила всем ерши:
6. «Щи у щуки хороши!»
4. Пригласила трех ершей
-Теперь давайте проверим. (Учащийся у доски волшебным карандашом проставляет цифры)
- Прочитаем хором. Что заметили? А кто сделал по-другому? Слайд 10.
- Почему записали именно предложение «Щука в озере жила.», а не какое – то другое? (стихотворение начинается этим предложением. В предложении должна быть рифма!)
-Говорили, что щука – хищница. А в нашем стихотворении мы видим ее приветливой, радушной хозяйкой. Почему? (Стихотворение- это вымысел, фантазия автора. Чтобы сочинить какое – либо произведение, нужно уметь придумывать, фантазировать.)
- Как можно озаглавить стихотворение? Запишите заголовок на свободной строчке. («Щукины щи», «Радушная хозяйка».)
-Запишите стихотворение, которое у нас получилось, столбиком.
* Начнем со второго предложения – запись с комментированием.
* Третье и четвертое предложения запишите по памяти (после разбора). Проверка.
* Пятую и шестую строчку спишите самостоятельно. Обратите внимание на последнее предложение как оно записано.)
-Выделите орфограммы. Какие буквосочетания встретились? (жи-ши, ча-ща, чу-щу). Сделайте вывод о написании буквосочетаний.
Вывод: Слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу встречаются достаточно часто. Поэтому мы должны хорошо усвоить их написание.
- Закрепление.
Тренажер по написанию буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
г) Ассоциация. Найди пару. Слайд 11.
этаж . пуш . стый
ж . вотное круж . ть
груш . ж . ть
снеж . нка свеж . й
С помощью волшебного карандаша вставляются буквы и находят пару.
VII. Домашняя работа.
Творческая работа. Слайд 12.
-Вспомним, в какой сказке щука была главной героиней?
-Представьте, что вы поймали говорящую щуку. Какое желание вы бы загадали? Что бы вы попросили у щуки? Какими словами начали бы свою просьбу?
По щучьему веленью, по моему хотенью хочу, чтобы…
-Закончите предложение.
- Я думаю, что щука постарается исполнить ваши желания. Конечно. Если вы сами приложите немного усилий.
VIII. Итог.
-Почему именно щука была гостьей на нашем уроке?
-Какие буквосочетания она помогла нам повторить?
-Что было трудным?
- В чем требовалось помощь?
-Что интересного было на уроке?
- Как вы оцените свою работу?
- С каким настроением вы уходите с урока? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика).
Учитель: Оцените итоги работы на уроке. Дополняя предложения:
- Мне удалось …
- Меня удивило …
- Мне понравилось …
- Я порадовался за …
- Я хочу поблагодарить … за …
- Я могу похвалить себя за …
Учитель: Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!
Литература:
Лакоценина Т.П. «Необычные уроки в начальной школе». Часть 2. Ростов – на Дону: ЗАО «Книга»; издательство «Учитель», 2008г.
Информационные технологии на уроках в начальной школе. Составитель О.В. Рыбъякова. Волгоград: Учитель, 2008г.
С.А. Арженовская, О.А. Архипова «Уроки русского языка с применением информационных технологий». 1-4 классы. Методическое пособие. Москва, издательство «Планета», 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка Тема "Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу".
Конспект урока русского языка во 2 классе...
План-конспект урока русского языка на тему :«Буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу -щу»
План-конспект урока русского языка по программе «Школа России» учебник Канакина, Горецкий 2 класс 2 часть...
Урок русского языка по теме "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу" 2 класс
Овладевают умениями писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, приводить примеры; первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфогра...
Виды контроля и оценивания на уроках русского языка. Тема: "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу" 2 класс, "Школа России"
Виды контроля и оценивания на уроках русского языка....
Технологическая карта урока русского языка 2 класс "Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ" Школа Россия
Технологическая карта урока русского языка 2 класс "Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ" Школа России...
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Буквосочетания ЧН ЧК ЩН
Презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе. УМК "Школа России".В данной презентации уделено большое внимание повышению уровня активности всех учеников класса, моти...
Технологическая карта урока русского языка "Почему в буквосочетаниях Жи-Ши, Ча-Ща, Чу-Щу написание гласных надо запомнить?"
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе на тему "Почему в буквосочетаниях Жи-Ши, Ча-Ща, Чу-Щу написание гласных надо запомнить?". УМК "Школа России". Цель урока: созд...