Урок окружающий мир и русский язык
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме
Образовательная система «Начальная школа 21 века»
4 класс
Тема: Знаток русского народного творчества – В.И. Даль. Словосочетание в предложении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – окружающий мир и русский язык.
Учитель: Носкова Лариса Александровна.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста НШДС «Ивушка».
Образовательная система «Начальная школа 21 века»
4 класс
Тема: Знаток русского народного творчества – В.И. Даль. Словосочетание в предложении.
Тип урока:
Комбинированный урок окружающего мир и русского языка.
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить учащихся с творчеством В.И.Даля, закрепление и углубление знаний о «Золотом» веке; закреплять умение находить словосочетания в предложении, отрабатывать навык правописания словосочетания с типом связи согласование, управление, примыкание.
2. Развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей детей; развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками; совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, обобщения, сопоставления; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции; развитие эстетических представление и художественного вкуса учащихся;
3. Воспитательные: воспитание у учащихся интереса к знаменитым людям России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину; формировать устойчивый художественный интерес к литературному творчеству; Воспитывать художественно-эстетический вкус.
Оборудование:
учебники «Окружающий мир», «Русский язык», ТСО: мультимедийный проектор, диск с компьютерной презентацией; раздаточный материал для групповой работы; толковые словари.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
-У вас в руках жемчужина. Назовите ваши ассоциации (записываюна доске)
- Что вы называли? (слова)
- Для чего нужны слова?
- Как вы думаете, можно ли собирать слова? Для чего?
3. Изучение нового материала.
- Сегодня мы будем говорить об удивительном человеке, учёном, писателе, лингвисте – Владимире Ивановиче Дале. (см.Приложение №1)
Биография Даля (доклад уч-ся)
- Познакомимся с тремя известными книгами.
1. - В 18 лет Даль ехал на службу из Петербурга. Он взглянул на хмурящееся небо и вдруг услышал от ямщика слово «замолаживает». Это слово поэтически выражало то, что было в тот миг в природе. С тех пор и до конца дней Даль записывал поразившие его слова и выражения. Так появился словарь живого великорусского языка.
- Кто знает, что означает слово «замолаживает»? (пасмурная погода, приближение дождика)
- Пользуемся ли мы таким словом сейчас? Как называются такие слова? Где можно узнать значение слова?
ЗАДАНИЕ.
На слайде два столбика слов. 1 - слова ушедшие из речи; 2 - слова, их заменившие. Попробуйте найти слова-синонимы: (см. Приложение №2)
НИЗРИНУЛА ВОЕННОЕ
РОПТАТЬ СБРОСИЛА
БРАННОЕ СОЗВЕЗДИЕ
СТОЖАРЫ ВОЗМУЩАТЬСЯ
ЛАНИТЫ ГЛАЗА
ОЧИ ЩЁКИ
- Проверьте по слайду правильность выполнения (см.Приложение №3)
- Составьте словосочетания с устаревшими словами, определите связь.
- Вспомните фразеологизм со словом глаза.
- Можно ли составить словосочетание?
- Когда ещё два слова не являются словосочетанием?
2. - Каждый народ стремиться передать свой многовековой опыт последующим поколениям. Когда не было письменности, люди делали это с помощью песен, загадок. Но особенная мудрость к различным человеческим качествам отразилась в пословицах и поговорках.
- Вторая книга учёного-писателя «Пословицы и поговорки русского народа». В книгу вошли 30тысяч пословиц и поговорок, которые автор услышал и записал во время своего путешествия по деревням и сёлам России. Автор расположил пословицы по темам. Многие из собранных, живут до сих пор.
ЗАДАНИЕ (работа в парах):
Записать пословицу, в которой нет ни подчинительной связи управления, ни подчинительной согласования. Устно объяснить смысл одной пословицы.
(см.Приложение №4)
- На чужой стороне и весна не красна.
- Смотри дерево в плодах, а человека в делах.
- Труд – кормит, а лень портит.
- Друзья познаются в беде.
- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
3. - В 1832 году Владимир Иванович начал свою литературную деятельность как писатель под псевдонимом «Казак Луганский». Он издаёт книгу «Русские народные сказки». Оказывается, именно Даль рассказал Пушкину «Сказку о рыбаке и рыбке». А через месяц Пушкин прислал Далю рукопись этой сказки уже в стихах.
- Какие сказки Даля знаете?
ЗАДАНИЕ.
Записать предложение. Сделать синтаксический разбор. Выписать словосочетания. Определить связь.
1. Старики обрадовались, вынули её, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик завернул Снегурочку в полотенешко, стал её нянчить и пестовать.
2. Побежали девчонки со Снегурочкой, а как в лес пришли да увидали ягоды, так про всё позабыли, разбежались по сторонам.
4. Подведение итогов.
- В.И.Даль прожил долгую, удивительно насыщенную жизнь. Он сменил множество профессий. Был и ботаником, зоологом, государственным деятелем, писал сказки. Но всё же главной целью всей жизни считал - собирание слов. И этому делу он посвятил 50 лет своей жизни. Нам в наследство остался его «Словарь живого великорусского языка»
- Даль говорил: «Добрым словом и бездомный богат». (см.Приложение №5)
Как вы понимаете это выражение?
- Слова должны быть чистыми, светлыми как жемчужинка. Они должны нести свет, радость, восхищение. Придумайте красивое доброе слово и шепните на ушко своему соседу.
5. Рефлексия.
Закончите фразу:
Я не знал, что ...
Я узнал, что...
Мне пригодится это для ...
6. Домашнее задание.
Выписать из толкового словаря шесть любых слов, объяснить их значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок окружающий мир и русский язык в 3классе
Интегрированный урок окружающий мир и русский ...
Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку
Урок на тему: " Экосистема леса. Сложные слова" По учебно-методическому комплекту " Школа 2100" для учащихся 3 класса....
интегрированный урок окружающего мира и русского языка
Интегрированный урок по теме "Для чего добывают полезные ископаемые. Употребление имени прилагательного в речи" для 3 класса....
Задания к урокам окружающий мир и русский язык 4 класс
Задания к интегрированному уроку в 4 классе по окружающему миру и русскому языку....
Открытый урок окружающего мира и русского языка в 1, 3 классах.
Тема: Откуда берутся снег и лёд?Цели: 1.Познакомиться со свойствами снега и льда. 2. В...
Интегрированный урок (окружающий мир + математика + русский язык). Тема «В краю белого золота. Хлопчатник».
Цели:-познакомить с новым видом земледелия – хлопководством, познакомить детей с растением – хлопок, дать понятие, что оно собой представляет, где произрастает, и как его возделывают;-в до...
Интегрированный урок окружающего мира и русского языка
laquo; Виды грамматического разбора. Повторение. Правописание-ться, -тся в возвратных глаголах» (русский язык). «Мы – граждане России» (окружающий мир)...