Урок окружающий мир и русский язык
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Лариса Александровна Лукина

 

Образовательная система «Начальная школа 21 века»

4 класс

Тема: Знаток русского народного творчества – В.И. Даль. Словосочетание в предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – окружающий мир и русский язык.

 Учитель: Носкова Лариса Александровна.

Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста НШДС «Ивушка».

Образовательная система «Начальная школа 21 века»

4 класс

Тема: Знаток русского народного творчества – В.И. Даль. Словосочетание в предложении.

Тип урока: 

Комбинированный урок окружающего мир и русского языка.

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить учащихся с творчеством В.И.Даля, закрепление и углубление знаний о «Золотом» веке; закреплять умение находить словосочетания в предложении, отрабатывать навык правописания словосочетания с типом связи согласование, управление, примыкание.

2. Развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей детей; развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками; совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, обобщения, сопоставления; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции; развитие эстетических представление и художественного вкуса учащихся;

3. Воспитательные: воспитание у учащихся интереса к знаменитым людям России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину; формировать устойчивый художественный интерес к литературному творчеству; Воспитывать художественно-эстетический вкус.

 

Оборудование:  

учебники «Окружающий мир», «Русский язык», ТСО:  мультимедийный проектор, диск с компьютерной презентацией; раздаточный материал для групповой работы; толковые словари.

 

               

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

-У вас в руках жемчужина. Назовите ваши ассоциации (записываюна доске)

- Что вы называли? (слова)

- Для чего нужны слова?

- Как вы думаете, можно ли собирать слова? Для чего?

3. Изучение нового материала. 

- Сегодня мы будем говорить об удивительном человеке, учёном, писателе, лингвисте – Владимире Ивановиче Дале. (см.Приложение №1)

Биография Даля (доклад уч-ся)

- Познакомимся с тремя известными книгами.

1. - В 18 лет Даль ехал на службу из Петербурга. Он взглянул на хмурящееся небо и вдруг услышал от ямщика слово «замолаживает». Это слово поэтически выражало то, что было в тот миг в природе. С тех пор и до конца дней Даль записывал поразившие его слова и выражения. Так появился словарь живого великорусского языка.

- Кто знает, что означает слово «замолаживает»? (пасмурная погода, приближение дождика)

- Пользуемся ли мы таким словом сейчас? Как называются такие слова? Где можно узнать значение слова?

ЗАДАНИЕ. 

На слайде два столбика слов. 1 - слова ушедшие из речи; 2 - слова, их заменившие. Попробуйте найти слова-синонимы: (см. Приложение №2)

НИЗРИНУЛА             ВОЕННОЕ

РОПТАТЬ                   СБРОСИЛА  

БРАННОЕ                   СОЗВЕЗДИЕ  

СТОЖАРЫ                 ВОЗМУЩАТЬСЯ

ЛАНИТЫ                    ГЛАЗА

ОЧИ                             ЩЁКИ

- Проверьте по слайду правильность выполнения  (см.Приложение №3)

- Составьте словосочетания с устаревшими словами, определите связь.

- Вспомните фразеологизм со словом глаза.

- Можно ли составить словосочетание?

- Когда ещё два слова не являются словосочетанием?

2. - Каждый народ стремиться  передать свой многовековой опыт последующим поколениям. Когда не было письменности, люди делали это с помощью песен, загадок. Но особенная мудрость к различным человеческим качествам отразилась в пословицах и поговорках.

  - Вторая книга учёного-писателя «Пословицы и поговорки русского народа». В книгу вошли 30тысяч пословиц и поговорок, которые автор услышал и записал во время своего путешествия по деревням и сёлам России. Автор расположил пословицы по темам. Многие из собранных, живут до сих пор.

ЗАДАНИЕ (работа в парах):

Записать пословицу, в которой нет ни подчинительной связи управления, ни подчинительной согласования. Устно объяснить смысл одной  пословицы.

(см.Приложение №4)

  1. На чужой стороне и весна не красна.
  2. Смотри дерево в плодах, а человека в делах.
  3. Труд – кормит, а лень портит.
  4. Друзья познаются в беде.
  5. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

3. - В 1832 году Владимир Иванович начал свою литературную деятельность как писатель под псевдонимом «Казак Луганский». Он издаёт книгу «Русские народные сказки». Оказывается, именно Даль рассказал Пушкину «Сказку о рыбаке и рыбке». А через месяц Пушкин прислал Далю рукопись этой сказки уже в стихах.

- Какие сказки Даля знаете?

ЗАДАНИЕ. 

Записать предложение. Сделать синтаксический разбор. Выписать словосочетания. Определить связь.

1.     Старики обрадовались, вынули её, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик завернул Снегурочку в полотенешко, стал её нянчить и пестовать.

2.       Побежали девчонки со Снегурочкой, а как в лес пришли да увидали   ягоды, так про всё позабыли, разбежались по сторонам.

4. Подведение итогов.

- В.И.Даль прожил долгую, удивительно насыщенную жизнь. Он сменил множество профессий. Был и ботаником, зоологом, государственным деятелем, писал сказки. Но всё же главной целью всей жизни считал - собирание слов. И этому делу он посвятил 50 лет своей жизни. Нам в наследство остался его «Словарь живого великорусского языка»

 - Даль говорил: «Добрым словом и бездомный богат». (см.Приложение №5)

Как вы понимаете это выражение?

- Слова должны быть чистыми, светлыми как жемчужинка. Они должны нести свет, радость, восхищение. Придумайте красивое доброе слово и шепните на ушко своему соседу.

5. Рефлексия.

Закончите фразу:

 Я не знал, что ...

 Я узнал, что...

 Мне пригодится это для ...

6. Домашнее задание.

Выписать из толкового словаря  шесть любых слов, объяснить их значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок окружающий мир и русский язык в 3классе

Интегрированный урок окружающий мир и русский  ...

Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку

Урок на тему: " Экосистема леса. Сложные слова" По учебно-методическому комплекту " Школа 2100" для учащихся 3 класса....

интегрированный урок окружающего мира и русского языка

Интегрированный урок по теме "Для чего добывают полезные ископаемые. Употребление имени прилагательного в речи" для 3 класса....

Задания к урокам окружающий мир и русский язык 4 класс

Задания к интегрированному уроку в 4 классе по окружающему миру и русскому языку....

Открытый урок окружающего мира и русского языка в 1, 3 классах.

Тема: Откуда берутся снег и лёд?Цели: 1.Познакомиться со свойствами         снега и льда.            2. В...

Интегрированный урок (окружающий мир + математика + русский язык). Тема «В краю белого золота. Хлопчатник».

Цели:-познакомить с новым видом земледелия – хлопководством, познакомить детей с растением – хлопок, дать понятие, что оно собой представляет, где произрастает, и как его возделывают;-в до...

Интегрированный урок окружающего мира и русского языка

laquo; Виды грамматического разбора. Повторение. Правописание-ться, -тся в возвратных глаголах» (русский язык).  «Мы – граждане России» (окружающий мир)...