Интегрированный урок окружающего мира и русского языка
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Иванова Ирина Сергеевна

« Виды грамматического разбора. Повторение. Правописание-ться, -тся в возвратных глаголах» (русский язык).

  «Мы – граждане России» (окружающий мир)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл binarnyy.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова И.С.

МБОУ «Весенненская СОШ»

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в 4 классе

« Виды грамматического разбора. Повторение. Правописание-ться, -тся в возвратных глаголах» (русский язык).

  «Мы – граждане России» (окружающий мир)

Задачи урока:

  1. Закреплять знания изученных орфограмм, различные виды грамматического разбора, правописание –ться, -тся в глаголах.
  2. Обобщить знания детей об основных символах государства, об основном законе страны – Конституции России.
  3. Развивать навыки правильного и грамотного письма, навыки устной и письменной речи.
  4. Воспитывать любовь и уважение к России и народам, проживающим в Российской Федерации.

Оборудование: компьютерная презентация, толковый словарь, карта России, карточки с текстом для самостоятельной работы, карточки для работы в группах, брошюра Конституции РФ.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Постановка цели.

    Ребята, я рада приветствовать вас и наших гостей на интегрированном уроке русского языка и окружающего мира. Начнём с трудных слов из словаря:

Право, Россия, Родина, президент, гражданин, правительство, обязанность, Москва, столица, отечество, закон, конституция. (на карточках вставить буквы в слова) Хочу обратить ваше внимание, что слова отечество, президент, конституция, правительство пишутся с заглавных букв в официальных документах.

Найдите слово по описанию: сущ., нариц., неодуш., 2 скл., м.р., ед. ч., Им. п. (имеющее отношение к каждому из вас). – ГРАЖДАНИН.

Вставьте это слово в предложение:  Мы - ………….. России.

-Надо ли его изменить? Как? (поставить во мн.ч.)

Встаньте и громко хором прочитайте!    Вот вы и назвали тему урока!

  1. Работа по теме урока.

Кто  такой «Гражданин»?

Отечества достойный сын! – так говорил великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. А как вы ответите на этот вопрос? (ответы детей)

Предлагаю обратиться к словарю: Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

Гражданин. Запишем слово.

- Подберите и запишите однокоренные слова:

гражданин, гражданка, гражданский, гражданство.

-Разберите по составу.

Что мы знаем о России?

Россия самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. Ни одно государство не имеет такой большой территории.

- Каково полное название нашего государства? (Российская Федерация)

- Федерация – объясните, что означает слово. (Объединение, союз)

Назовите основные символы государства (герб, флаг, гимн).

Расскажите, что вы знаете о гербе (флаге, гимне) Российской Федерации.

Герб.

Герб Российской Федерации представляет собой золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока. Три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.

На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом

Флаг.

Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

Гимн.

Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, проведения воинских ритуалов, во время спортивных праздников, ежедневно утром по радио.

Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины, выражает веру в лучше будущее нашей страны. Написал слова гимна известный всем детям Сергей Михалков. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины.

- Кто из вас желает процитировать слова гимна России?

Фонетический анализ слов герб, флаг (на карточках самостоятельно, двое у доски, проверка, самооценка).

 Прочитайте пословицы, объясните изученную орфограмму.

Где человек родит..ся, там и сгодит..ся.

(Человеку привычнее жить и проще найти свое место в жизни на своей родине)

Смелый молодец для Родины рождает…ся.

(Предназначение каждого человека – защита своей родины, своей семьи, дома, близких людей. И это самое главное в жизни.)

Второе предложение разобрать по членам предложения и по частям речи.

Физминутка

Потянуться, отдохнуть,

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, умыться,

Кашу съесть,

Поскакать легонько,

На коленочки присесть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

Покружиться, покачаться,

Поклониться, распрямиться

И опять начать трудиться.

Послушайте легенду:

     "Давным–давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять - оскорбляй. Можно все. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось! 
В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи и государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны".

- Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы стали ее жители, почему они чувствуют себя в безопасности?
Жители стали жить по законам.

На доске слово конституция. Перевод с латинского языка –«установление».

- Конституция России, объясните. Как вы понимаете это словосочетание? (Показать книгу).

Конституция – это Основной закон нашего государства. Она устанавливает общий порядок жизни и устройства федеративного государства. В Основном законе страны сказано, что с рождения каждому гражданину страны даны права и свободы. Важнейшие из них – право на жизнь, на труд, на отдых, на жилище, на свободу вероисповедания, на бесплатную медицинскую помощь, на образование.

Права и обязанности юного гражданина (стихотворение Левина Дмитрия, ученика нашей школы):

Как только ребёнок рождается,

Он уже гражданином является!

Он – житель великой страны

Все помнить об этом должны!

Он ещё не знает слова,

А уже имеет права: на собственное имя, на любовь и заботу мамы и папы и др.

Когда он чуть-чуть подрастёт

В садик, конечно, пойдёт.

Потом будет в школе учиться,

В больнице бесплатно лечиться,

Будет он и отдыхать,

Добрые книжки читать.

Будет расти, развиваться,

Знаний, ума набираться.

Чтобы мир оставался красивым,

Ребёнок быть должен счастливым!

Видеоурок «Мы – граждане России»

Обсуждение:

- Кто стоит во главе нашего государства?

- Назовите фамилию, имя и отчество президента России.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент страны является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. Он направляет деятельность Правительства, в число важнейших забот которого входит оборона страны, государственная безопасность, развитие науки, культуры и образования, создание достойной жизни для своих граждан, борьба с преступностью и многое другое.

Самостоятельная работа: восполнить пропуски слов в тексте.

Моя родина – Россия

Имя нашей большой многонациональной страны с 1991 года - ________, или ___________________________________________.

Столица нашей Родины – город _______________. Основной закон страны - ____________________. В соответствии со статьёй 68 Конституции Российской Федерации государственным языком на всей её территории является _________________ язык.

Я живу в ________________________________ районе, республики_________________.

Учусь в ___________________________ средней школе. Мой родной язык ________________.

Взаимопроверка в парах. Фронтальная проверка.

- Какой язык является государственным в нашей стране?

Поэтому мы должны хорошо знать, любить, уважать, гордиться своим русским языком и своей Родиной.

- Как вы понимаете фразу: «Но каждый имеет право на пользование своим родным языком? (Россия – многонациональное государство).

3 Домашнее задание:

русский язык: напишите сочинение «Я живу в России»;

окружающий мир: с.

Итог, оценки за урок.

- Что мы повторили связанное с русским языком?

- А с окружающим миром?

- Какие знания пригодились на уроке? О чём рассказывали?

- Будут нужны вам эти знания в дальнейшей жизни? Где пригодятся?

Звучит песня Струве «Моя Россия», дети подпевают.

Работа в группах. Дети в соответствии с цветом карточек собираются в определённом месте класса – сопоставляют даты и названия государственных праздников и памятных дат.

12 декабря День Конституции

23 февраля День защитника Отечества

8 марта Международный женский день

12 апреля День космонавтики

1 мая Праздник весны и труда

9 мая День Победы

1 июня День Защиты детей

12 июня День России

4 ноября День народного единства

  1. Вставь буквы в слова:     

 Р_ссия, Род_на, пр_зидент, гр_жданин, пр_вительство, обяз_нность, М_сква, ст_лица, отеч_ство, з_кон, к_нституция.

  1. Подберите и запишите однокоренные слова:           

 гражданин -__________________________________________________________________________________________________________________________

Разберите их по составу.

  1. Сделайте звуко-буквенный анализ слов:

герб                                                флаг

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитайте пословицы, объясните изученную орфограмму. Второе предложение разберите по членам предложения и по частям речи.

Где человек родит..ся, там и сгодит..ся.

__________________________________________________________________

Смелый молодец для Родины рождает…ся.

__________________________________________________________________

  1. Восполнить пропуски слов в тексте.

Моя родина – Россия

Имя нашей большой многонациональной страны с 1991 года - ________, или ___________________________________________.

Столица нашей Родины – город _______________. Основной закон страны - ____________________. В соответствии со статьёй 68 Конституции Российской Федерации государственным языком на всей её территории является _________________ язык.

Я живу в ________________________________ районе, республики_________________.

Учусь в ___________________________ средней школе. Мой родной язык ________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок окружающий мир и русский язык в 3классе

Интегрированный урок окружающий мир и русский  ...

интегрированный урок окружающего мира и русского языка

Интегрированный урок по теме "Для чего добывают полезные ископаемые. Употребление имени прилагательного в речи" для 3 класса....

Интегрированный урок окружающего мира и английского языка в 3 классе. автор: Масливченко Т.Ф. Тема: « Путешествие по Великобритании»

Этот урок интегрированный и проводится с применением  элементов поисковой деятельности учащихся и с использованием деятельности учащихся....

Интегрированный урок окружающего мира и английского языка ""Что такое семья. My family"

Тип урока: урок применения предметных знаний, умений, навыков и УУД. проводится во 2 классе. На уроке используются разнообразные методы и приемы работы: работа с источниками информации (толковые слова...

Интегрированный урок окружающего мира и английского языка в 4 классе на тему:"Природные зоны нашего региона".

Конспект интегрированного урока окружающего мира и английского языка в 4 классе...

Интегрированный урок окружающего мира и английского языка в 3 классе

Тема: My favourite useful food, Наше питаниеТема и номер урока в модуле: Module 3 “All the things I like”, урок 1 “He loves jelly”, раздел «Мы и наше здоровье», урок 5 «Наше питание»Тип урока: и...

Интегрированный урок окружающего мира и английского языка "Многообразие животных"

Интегрированный урок окружающего мира и английского языка...