Урок "Имя прилагательное"
план-конспект урока русского языка (4 класс) на тему
Урок закрепления по теме "Имя прилагательное", презентация, пособие для ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posobie_dlya_uchenika_k_otkrytomu_uroku..docx | 16.59 КБ |
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc | 47.5 КБ |
urok_russkogo_yazyka.pptx | 356.81 КБ |
Предварительный просмотр:
[шй’от], [ шыпуч’ий’], [ладошка], [фал’ш]
Задание №1.
Определите род. Вставьте окончания прилагательных.
Фасоль крупн________
Тюль ажурн_________
Шампунь питательн______
Груши спел_______
Кофе крепк_________
Кенгуру___________
Пальто зимн_______
Задание №2.
Найдите прилагательные, вставьте окончания, определите падеж.
Первый яблонев -- сад заложил на Руси Ярослав Мудр -- . В стар -- Москве было принято окружать дом яблонев -- садом. Наливн -- , восков -- , румян -- , золот -- яблочко нередко упоминается в сказках. В русск -- сказке яблоко наделено чудесн-- волшебн -- силой.
Задание №3.
Образуйте краткую форму прилагательных:
Могучий -- ______________
Хороший -- _________________
Неуклюжий -- _____________
Сыпучий -- _________________
Задание №4.
Образуйте от существительных имена прилагательные, выделите суффикс.
Вода -- __________________
Дождь -____________________
Земля - _____________________
Дерево - __________________
Зверь - ____________________
Лиса - ___________
Задание №5.
Подбери синонимы к прилагательным.
Алый -- ___________________________________________________________
Смелый -- _________________________________________________________
Большой -- ________________________________________________________
Застенчивый --_ ____________________________________________________
Маленький -- ______________________________________________________
Задание №5.
Подбери антонимы к прилагательным.
Густой -- ________________
Широкий -- __________________
Громкий -- __________________
Яркий -- _____________________
Ранний -- ___________________
Спелый -- ____________________
Солнечный (день) -- ___________
Задание №5.
Замени фразеологический оборот подходящим по смыслу прилагательным.
Человек, который «считает ворон» -- _________________________
Человек, у которого «язык без костей» -- ______________________
Человек «без царя в голове» -- _______________________________
Человек, способный «блоху подковать» -- _____________________
Человек, пребывающий «на седьмом небе» -- __________________
Человек, «втирающий очки» -- _______________________________
Человек, способный «заткнуть за пояс» -- ______________________
Задание №5.
Дополни текст подходящими по смыслу прилагательными.
Вот и подошел к концу ______________________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится ________________________________. Дети нашего класса были ______________________________________. Они давали_________________________________ ответы .
На уроке мы узнали много _____________ и _______________, надеемся, что станем еще более ________________________.
В гостях у нас сегодня было много______________________ гостей. Надеемся, что по окончании урока настроение у всех будет ________________________________________________.
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе.
Тип урока: урок конкретизации открытого способа действия (урок решения частных задач), систематизация знаний.
Особенности данного урока. Данный урок проводится после изучения темы «Формы числа, падежа и рода имен прилагательных». Дети знают о трех грамматических моделях слов, об общем грамматическом значении слов, построенных по модели названия признака, знают названия трех основных частей речи.
На уроке используются различные методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Формы организации деятельности – фронтальная и парная, групповая.
Дети работают в специально разработанных пособиях на печатной основе, что позволяет сэкономить время и выполнить больший объем работы.
Цели урока:
Образовательные: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, его грамматических значениях (роде, числе, падеже), о согласовании с именем существительным; закрепление знаний о синонимах, антонимах, о словообразовании имен прилагательных.
Развивающие: развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов, совершенствование устной и письменной монологической речи, формирование орфографической зоркости, речевой культуры.
Воспитательные: воспитание нравственных качеств личности и эстетических чувств, любви к знаниям, русскому языку.
- Организационный момент.
У нас сегодня не совсем обычный урок, на нем присутствуют гости. Я надеюсь. Что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Желаю вам успехов и творческих удач.
- Минутка чистописания.
- Сегодня во время минутки чистописания мы будем писать букву, которая обозначает согласный, глухой – парный, твердый – непарный звук.
Конечно, это буква Ш.
Какие правила правописания, связанные с этой буквой вы знаете? (ши, мягкий знак после шипящих, согласный в слабой позиции)
- Словарно-орфографическая работа.
Запишите слова буквами.
[шй’от] [ шыпуч’ий’] [ладошка] [фал’ш]
Офтальмотренажёр.
Какие орфограммы обнаружили?
Cлова какой части речи вам встретились? Назовите имена прилагательные.
- Сообщение темы, целей урока.
Сегодня на нашем уроке речь пойдет об имени прилагательном. Мы повторим все, что знаем об этой части речи.
Эта часть речи очень важна. Благодаря именам прилагательным наша речь становится богаче, эмоциональнее, ярче. Без нее не обходятся писатели и поэты. Какое средство художественной выразительности существует благодаря имени прилагательному?
VI. Актуализация знаний.
Что такое имя прилагательное?
С какой частью речи связано?
- Обобщение знаний.
- Связь существительных и прилагательных.
Человека окружают предметы. Их много, и у каждого немало признаков, которые показывают сходство и различия между ними.
Посмотрите на рисунок. Что вы видите? Предмет один – яблоко, но какие они разные.. Опишите каждое яблоко, учитывая размер, цвет, вкус. (1 –незрелое, маленькое, зеленое, жесткое, кислое; 2 – садовое, большое, красное, сочное, сладкое)
Какие слова помогли нам описать и сравнить эти яблоки? Конечно, имена прилагательные. Признаков бесконечно много, поэтому прилагательные весьма разнообразны и своеобразны. Одни прилагательные обозначают материал (кувшин из меди – медный), другие прилагательные указывают на действие предмета (гладильная доска, стиральная машина), показывают принадлежность чего-то кому-то (бабушкина шаль).
Существительным прилагательные просто необходимы, т.к. сообщают о предметах разносторонние сведения. Имена прилагательные накрепко связаны с существительными. Как эта связь выражается с точки зрения грамматики? (согласовываются в числе, роде, падеже). Т.е. род, число и падеж у прилагательных не самостоятельные категории.
- Изменение по родам и числам.
Назовите родовые окончания прилагательных. Определите род. Вставьте окончания прилагательных.
Выполните задание №1. Определите род, вставьте окончания прилагательных.
Фасоль крупн________
Тюль ажурн_________
Шампунь питательн______
Груши спел_______
Кофе крепк_________
Кенгуру___________
Пальто зимн_______
Какую роль играет имя прилагательное в случае с неизменяемыми словами? (Помогает определить род). Когда у прилагательного невозможно определить род?
.
3 Изменение по падежам.
Как определить падеж имени прилагательного? Каким образом проверить падежные окончания прилагательных?
Выполните задание №2. Вставьте окончания, определите падеж.
Первый яблонев.. сад заложил на Руси Ярослав Мудр.. . В стар.. Москве было принято окружать дом яблонев.. садом. Наливн.. ,восков.. , румян.. , золот.. яблочко нередко упоминается в сказках. В русск.. сказке яблоко наделено чудесн.. волшебн.. силой.
- Две формы прилагательных.
Что ещё можете сказать об именах прилагательных? (Они имеют 2 формы, полную и краткую.)
Образуйте краткую форму прилагательных:
Могучий -- ______________
Хороший -- ______________
Неуклюжий -- _____________
Сыпучий -- _______________
Какую орфограмму необходимо знать, чтобы грамотно написать получившиеся слова?
Чем отличаются краткие прилагательные от полных? (Не изменяются по падежам)
Краткие формы прилагательных появились раньше, изменялись по родам, по числам по падежам ( по белу свету, на босу ногу, средь бела дня, по чисту полю). Падежные окончания у таких прилагательных совпадают с окончаниями существительных.
- Словообразование.
Образуйте от существительных имена прилагательные.
Вода -- __________________
Дождь -____________________
Земля - _____________________
Дерево - __________________
Зверь - ____________________
Лиса - ___________-
При помощи какой морфемы образовались прилагательные? Назовите суффиксы прилагательных.
- Работа с синонимами, антонимами, фразеологизмами. (Задания выполняются дифференцированно. Одна группа детей работает с синонимами, другая с антонимами, третья с фразеологизмами. Часть детей в это время работает с текстом, вставляя в него подходящие по смыслу прилагательные)
- Подберите синонимы
Алые -- _______
Смелый -- ________
Большой -- ____________
Застенчивый --__ ________
Маленький -- _____________
- Подберите антонимы
Густой -- _______________
Широкий -- _____________
Громкий -- ____________
Яркий -- _______
Ранний -- _________
Спелый -- _____________
Солнечный -- ___________________
3) Подберите к фразеологизмам подходящие по смыслу прилагательные.
Человек, который «считает ворон» -- _________________________
Человек, у которого «язык без костей» -- _________________________
Человек «без царя в голове» -- ___________________________
Человек, способный «блоху подковать» -- ________________________
Человек, пребывающий «на седьмом небе» -- ________________________
Человек, «втирающий очки» -- _____________________
Человек, способный «заткнуть за пояс» -- ____________________
- Дополни текст прилагательными.
Вот и подошел к концу ______________________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _______________. Дети нашего класса были ________________________. Они давали_____________________________ответы . На уроке мы узнали много _____________ и _____________________, надеемся, что станем еще более ____________________. В гостях у нас сегодня было много______________________ гостей. Надеемся, что по окончании урока настроение у всех будет ________________________________________________.
- Итог урока.
Дайте определение имени прилагательного.
Какие формы прилагательного можете назвать?
Как изменяются имена прилагательные? От чего зависят?
Как проверяем падежные окончания имен прилагательных?
- Домашнее задание.
Тест по теме «Имя прилагательное»
Проект памятки «Морфологический разбор имени прилагательного»
Из «Орфографической тетради» выписать суффиксы прилагательных.
- Рефлексия.
Сегодня мы украсим нашу новогоднюю елку шарами. Цвет выберите в зависимости от настроения, которое преобладало сегодня на уроке.
Литература.
- Русский язык. Математика. 1-4 классы. Разработки уроков, занимательные материалы, игровые сюжеты. Автор-составитель Л.И. Рудченко, Волгоград, Издательство «Учитель»
- Развивающее обучение в начальной школе. Специфика учебной деятельности. Проекты уроков. Автор-составительГ.В. Шакина, Волгоград, Издательство «Учитель»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фасоль крупн__ Тюль ажурн__ Шампунь питательн__ Груши спел__ Кофе крепк__ Кенгуру забавн__ Пальто зимн__ ая ый ый ые ий ый ее
Первый яблонев -- ( ) сад заложил на Руси Ярослав Мудр -- ( ). В стар -- ( ) Москве было принято окружать дом яблонев -- ( ) садом . Наливн -- ( ) , восков -- ( ) , румян -- ( ), золот -- ( ) яблочко нередко упоминается в сказках. В русск -- ( ) сказке яблоко наделено чудесн -- ( ) волшебн -- ( ) силой. В.п. И.п. П.п. Т.п . И.п. П.п. Т.п. И.п. И.п. И.п. Т.п. ый ый ой ым ое ое ое ое ой ой ой
Могучий – Хороший -- Неуклюжий – Сыпучий -- могуч хорош неуклюж сыпуч
Вода, дождь, земля , дерево , зверь , лиса. К данным существительным подберите однокоренные прилагательные. Запишите. Как образуются имена прилагательные?
Справка Синонимы – это слова, близкие по смыслу Антонимы – это слова, противоположные по смыслу
Справка Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам и зависит от имени существительного.
Красный – восторг, радость . Желтый – приятное состояние. Зелёный –спокойное состояние. Синий – грустное настроение. Черный – плохое настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле
Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...
Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Имя прилагательное. Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе»
Проведен в 4-а классеУчитель Кузнецова А.Ф....
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам".
Урок, обобщающий знания об имени прилагательном как части речи....
"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"
Цели:-учить определять и формулировать тему и цели урока;-формировать умение действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить знания об имени прилагательн...
Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока: Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа
Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...
Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных
Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...
- Мне нравится (1)