Открытый урок русского языка в 3 классе на областном семинаре
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему
Мною предложена полная версия открытого урока русского языка в 3 классе для слушателей курсов ИПКПРО г.Ульяновска на областном семинаре по теме "Формирование ключевых компетентностей учащихся в начальной школе" с приложением и анализом урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_na_oblastnom_seminare.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 3 класса
для слушателей курсов ИПКПРО г.Ульяновска
на областном семинаре по теме
«Формирование ключевых компетентностей
учащихся в начальной школе»
Предмет: русский язык
Тема урока: Употребление имён прилагательных в устной и письменной речи.
Тип урока: урок закрепления.
Цели урока:
Обущающие:
1. Закрепить умение правильного использования в речи имён прилагательных
в процессе выполнения самостоятельной и творческой работы.
2. Формировать умение работать с орфографическим словарём в процессе выполнения творческой работы.
Развивающие:
1 . Развивать устную речь учащихся через построение собственных высказываний в процессе рассматривания репродукции картины и прослушивания музыкального произведения.
2. Развивать письменную речь учащихся в процессе выполнения различных видов творческой деятельности.
Воспитывающие:
- Воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели и критерии знаний.
- Воспитывать умение выбирать задания по сложности выполнения, оценив собственные возможности.
Задачи урока:
1. Развивать творческие способности учащихся через овладение приёмом словесного рисования фрагментов текста, составление собственных высказываний.
- Развивать навык самооценивания через умение выбрать задание того уровня сложности, которое соответствует возможностям учащегося, умение контролировать выполнение каждого задания.
- Формировать следующие общеучебные умения и навыки: организовать своё рабочее место, умение поставить тему урока и учебные задачи, умение работать со словарём и текстом, умение работать самостоятельно, умение оценивать свои возможности и выбирать задание по степени сложности, умение выполнять работу по алгоритму, определять последовательность действий по решению поставленной учебной задачи, пользуясь памятками и инструкциями.
Методы и приёмы: словесно-иллюстративный, частично-поисковый, беседа, постановка проблемной ситуации, ИКТ, применение опорных слов, оценивание уровня сложности, приём словесного рисования, рассуждение.
Дидактические средства:
1. Презентация «Творческая деятельность учащихся на уроке».
2. Запись музыкального произведения А. Вивальди «Зима».
3.Памятки.
4. Выставка книг.
5. Выставка детских рисунков.
6. Орфографические словари.
Методическая литература:
- Формирование общеучебных умений и навыков у младших школьников: сборник методических материалов / под ред. Н.В. Калининой, А.Я.Горбылёвой.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.
- Калинина Н.В. Диагностика общих учебных навыков и способов учебной деятельности в начальной школе.- Ульяновск: УИПКПРО, 2006.
- Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития.- М.: Просвещение, 2000.
- Розенберг Л.А. Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников // Начальная школа.- 2000.-№2.
- Н.В.Калинина, С.Ю. Прохорова. Развитие учебной самостоятельности младших школьников Ульяновск: УИПКПРО, 2006.
План урока:
1 этап. Организационный момент.
2 этап. Минутка чистописания.
3 этап. Словарная работа.
4 этап. Сообщение темы урока, целей и задач.
5 этап. Постановка контрольного вопроса.
6 этап. Самостоятельная работа.
7 этап. Разбор слова по составу.
8 этап. Творческая работа учащихся.
9. Выбор учащимися задания.
10. Самостоятельное выполнение творческого задания.
11. Зачитывание нескольких работ.
12. Подведение итога урока. Ответ на контрольный вопрос.
13 . Рефлексия.
14. Домашнее задание.
Ход урока:
- Организационный момент. (знакомство с картинным планом)
2. Минутка чистописания.
3. Словарная работа.
А) Прочитайте слова: сирень, апельсин, берёза, лимон, смородина
Б) Задача перед учащимися: правильно списать слова и вставить пропущенные буквы.
- Что нужно знать, чтобы правильно списать слова? ( Памятка «Как правильно списывать»)
В) Проверка.
Г) Самооценка.
Д) Работа над словарными словами.
- Посмотрите внимательно на слова. К какой части речи они относятся?
- Образуйте с помощью суффиксов от этих слов имена прилагательные.
- Запишите новые слова: сиреневый, апельсиновый, берёзовый, лимонный, смородиновый.
- Выделите орфограммы. С помощью каких суффиксов образовались прилагательные? Выделите эти суффиксы.
- Сформулируйте тему нашего урока.
4. Сообщение темы урока, целей и задач.
5. Постановка контрольного вопроса.
- Для чего необходимо использовать в своей речи имена прилагательные?
6. Самостоятельная работа.
Расшифровать слова, переставив буквы. Записать.
ЗМИЯНЯ МОЗНЫРОЙ ПУЫЕСТШИ
- Подобрать к словам имена прилагательные. Определить род имён прилагательных.
7. Разбор прилагательного ПУШИСТЫЕ по составу (по алгоритму)
Этап 8. Творческая работа на уроке (разноуровневая, на выбор учащихся)
- Посмотрите на картинный план. Какой следующий этап работы? (творческая работа)
- Что же такое творческая работа? (Это работа, в которой мы составляем предложения, тексты, учимся говорить, писать сочинения и изложения)
Постановка учебной задачи: (задача написана на доске)
1. Будем учиться рисовать словесные картины.
2. Составлять предложения, текст.
3. Описывать явления природы.
4. Правильно использовать в письменной речи имена прилагательные.
5. Работать с орфографическим словарём.
- А тему нашего творческого задания вы узнаете, отгадав загадку:
Закружила, завьюжила,
Белым всё запорошила.
Холодная красавица,
Детям очень нравится.
- Правильно. Зима.
- Нравится ли вам зима? Чем?
- Где мы могли насладиться зимней красотой? (высказывания детей)
Зима- любимое время года не только детей. О ней слагали стихи, сочиняли музыку, рисовали картины.
А) На уроке музыки мы уже слушали музыку итальянского композитора 19 века Антонио Вивальди о зиме. Назовите эти произведения. («Вьюга», «У камина»)
А сейчас послушайте его концерт для скрипки с оркестром из цикла «Времена года», который так и называется «Зима».
Микроцель перед прослушиванием:
Какие картины природы вы представляете, прослушивая это музыкальное произведение? Свой рассказ начните со слов: «Я представил …»
Б) Высказывания детей, словесные иллюстрации.
Итог: С помощью чего композиторы передавали красоту зимы? (через музыку)
В) - А ещё где можно полюбоваться зимними пейзажами?( через картины)
- О зиме сочиняли не только композиторы. Очень много художников посвящали зиме свои картины. (показ презентации)
- Посмотрите внимательно на картину. Какое время года изобразил художник?
- Как вы убедились, что это зима?
- Эта картина так и называется «Зима». Художник И.Шишкин.
- Какие краски он использовал, чтобы передать зиму?(белые, серые, фиолетовые краски, холодные тона)
- Какие ощущения возникли у вас при рассматривании картин? (одновременно холодно и мрачно, завораживающе и красиво, необычно)
На уроке рисования некоторым ребятам удалось передать красоту зимней природы (выставка детских рисунков).
Итог: С помощью чего смогли передать красоту зимы художники? (через картины)
Г)- А кто ещё и каким образом может показать нам зимнюю природу? Вспомните урок литературного чтения. ( Поэты и писатели )
- Вспомните стихи поэтов о зиме? (дети читают несколько отрывков из изученных стихотворений о зиме)
- Показ презентации. Прочитайте несколько строк из стихотворения А. Блока. Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, светло и бело!)
(А. Блок)
- С помощью каких слов автору удалось передать состояние зимы? (дети называют слова из строчек, а я подчёркиваю)
Итог: - С помощью чего передают красоту зимней природы поэты и писатели? ( слово)
Д) - А ещё где мы видели с вами зимние картины природы? (на экскурсии)
- Что мы наблюдали на экскурсии? (какое небо зимой, где лежит снег, какого он цвета, как выглядят деревья зимой)
Итог наблюдений: Обобщим всё сказанное. С помощью чего можно передать красоту зимней природы? (появляются слова: звуки, краски, слово, личные наблюдения)
- А мы будем сегодня в роли писателей.
Микроцель: Сейчас мы попробуем самостоятельно описать зимнее утро, использовав в тексте имена прилагательные.
Вам предлагается 2 варианта заданий на выбор.
1 вариант.
- Посмотрите на 1 вариант задания. Что здесь написано? (вопросы и слова для справок).
- Сформулируйте задачу. ( Составить с помощью вопросов и слов текст на тему «Зимнее утро» и записать его).
-А теперь мы познакомимся с алгоритмом выполнения 1 задания, т.е. в какой последовательности и как выполнять задание.
Алгоритм. ( лежит на парте у каждого ученика)
- Прочитай вопрос.
- Прочитай слова для справок.
- Составь устно предложение, используя, где нужно, слова для справок.
- Запиши это предложение. Помни памятку «Как правильно списывать текст»
- При необходимости пользуйся орфографическим словарём.
- Проверь.
- Когда вы будете пользоваться орфографическим словарём? (если не знаем, как пишется слово)
Зимнее утро.
Слова для справок
- Какое время года наступило?
- Какое было утро? чудесное, морозное
- Какой снег укрывал землю? пушистый, свежий
- Как он ложился на крыши домов? белой скатертью
- Какое состояние было кругом? торжественная тишина
- Кто нарушал иногда это безмолвие? белобокая
- Ваше отношение к зимнему утру.
- Как вы понимаете слово «торжественная»? (высказывания детей)
- Куда нужно обратиться, чтобы узнать значение слова? (толковый словарь)
Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова: « Торжественный- важный, величавый, серьёзный»)
2 вариант.
- Посмотрите на 2 вариант задания. Что здесь написано? (словосочетания). Что их объединяет? (зимняя тема и наличие имён прилагательных)
- Сформулируйте задачу. ( Составить небольшой рассказ на тему «Зимний денёк», используя данные словосочетания)
- А теперь мы познакомимся с алгоритмом выполнения 2 задания.
Алгоритм. (лежит на парте у каждого ученика)
- Прочитай словосочетания.
- Составь устно первое предложение, используя первое словосочетание. Запиши его.
- Составь устно второе предложение, используя второе словосочетание. Запиши его.
- Далее действуй также.
- При необходимости используй в тексте имена детей.
- Пользуйся орфографическим словарём.
- Проверь.
Зимний денёк.
Зимний денёк, чудесная погода, лёгкие снежинки, липкий снег, играли в снежки, весёлый снеговик
9. Выбор учащимися задания.
- Покажите сигнальными карточками, какое задание вы выбрали. Если вы выбрали 1 задание, покажите зелёный цвет. Если – 2 задание, то красный цвет.
10. Самостоятельное выполнение творческого задания.
11. Зачитывание нескольких работ.
12. Подведение итога урока. Ответ на контрольный вопрос.
13 . Рефлексия.
14. Домашнее задание. Выполнить творческое задание, которое учащиеся не выбрали на уроке.
Приложение
Стихотворения о зиме для детей
- Афанасий Фет.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.
- Сергей Есенин.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
- Фёдор Тютчев.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
- Александр Сергеевич Пушкин.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница-зима.
- И. Никитин.
На дворах и домах
Снег лежит полотном,
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
Анализ фрагмента урока русского языка с точки зрения темы семинара: «Формирование ключевых компетентностей учащихся в начальной школе»
- Тема урока: «Употребление имён прилагательных в устной и письменной речи».
- Цели урока:
Обущающие:
1. Закрепить умение правильного использования в речи имён прилагательных
в процессе выполнения самостоятельной и творческой работы.
2. Формировать умение работать с орфографическим словарём в процессе выполнения творческой работы.
Развивающие:
1 . Развивать устную речь учащихся через построение собственных высказываний в процессе рассматривания репродукции картины и прослушивания музыкального произведения.
2. Развивать письменную речь учащихся в процессе выполнения различных видов творческой деятельности.
Воспитывающие:
- Воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели и критерии знаний.
- Воспитывать умение выбирать задания по сложности выполнения, оценив собственные возможности.
- Фрагмент урока- творческая работа учащихся, где дети учились правильно употреблять имена прилагательные в письменной речи
- В ходе творческой деятельности учащихся велась работа над формированием коммуникативной компетентности младших школьников, а именно речевой компетентности на основе восприятия картин, прослушивания музыкальных произведений, работы с литературными текстами и на основе личных наблюдений.
- А также формирование информационной компетентности учащихся, основным показателями которой является способность добыть информацию, переработать её в выводы, аргументировано представить вывод. Учащиеся решали эту задачу через визуально-аудиальную информацию (картину, наблюдения на экскурсии, музыкальное произведение). Кроме того, на уроке учащиеся учились добывать первичную информацию через словари: толковый и орфографический, художественные произведения, наблюдаемые явления.
- Для формирования этих 2 компетенций я, как учитель, работала над развитием следующих общеучебных умений и навыков у учащихся:
А) учебно-управленческие умения: понимать учебную задачу, самостоятельно ставить цель деятельности. («Сформулируйте задание..»); сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом её реализации, т.е. с алгоритмом выполнения; владеть основными средствами различных форм контроля, оценивать свою деятельность по заданному алгоритму.
Б) учебно-информационные умения: уметь осуществлять поиск необходимой информации через восприятие и анализ картин, прослушивания музыкального произведения, в словарях, работать со словарями; строить монологические высказывания по заданиям учителя, участвовать в диалоге в процессе фронтальной работы; создавать творческие работы по заданной теме.
В) учебно-логические: владеть приёмами самоуправления вниманием; анализировать картины, однородные по тематике, жанрам; решать творческие задачи при создании текстов; обобщать и делать выводы в процессе работы над картиной, музыкальными и художественными произведениями; уметь работать по алгоритму.
- Задания были по выбору, разного уровня, как того требует современный урок.
Вывод: все задачи были реализованы и получен хороший результат ( зачитываю 2 творческие работы каждого уровня)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка 2 класс
урок русского языка по теме "Глагол" УМК "Планета знаний" автор Л. Я. Желтовская...
Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"
Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....
Открытый урок русского языка 4 класс
Закрепление знаний об однородных членах предложения...
Самоанализ открытого урока русского языка 2 класс по теме "Развитие умения подбирать слова-названия признаков"
Самоанализ урока по русскому языку по теме "Развитие умений подбирать слова-признаков" во 2-ом класс ОС "Школа 2100" представлен сжато в виде таблицы...
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....
Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».
Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...