Урок: «Знакомство с особенностями текста-повествования»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Формирование умения учащихся ориентироваться в содержании высказывания (умение озаглавливать текст, передавать его содержание);
формирование умения логически строить высказывание (умение находить границы предложения, умение делить текст на части, озаглавливать части, составлять план текста).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
2 класс (1-4)
Тема урока: «Знакомство с особенностями текста-повествования»
Цель урока: познакомить с особенностями текста-повествования, развивать связную речь учащихся.
Задачи урока: формирование умения учащихся ориентироваться в содержании высказывания (умение озаглавливать текст, передавать его содержание);
формирование умения логически строить высказывание (умение находить границы предложения, умение делить текст на части, озаглавливать части, составлять план текста)
Задания и упражнения:
1. (На листочках у каждого ученика напечатан текст, где части перепутаны)
У грачонка отросли крылья, и он улетел.
Грачонок был чёрный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками.
Миша нашёл под деревом грачонка.
Прочитайте текст. Разделите на смысловые части. Озаглавьте текст.
2. (Для работы в группах. Текст напечатан на листочке)
Родился медвежонок. Медвежонок родился очень маленьким.
Шёл день за днём. Медвежонок уже заметно подрос. У него открылись глазки. Он
осмотрел жилище. Мать-медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней.
Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.
Прочитай текст. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.
Озаглавь каждую часть. Напиши план текста.
3. (Для самостоятельной работы. Текст напечатан на листочке.)
У реки.
Ребята пришли к реке они сели на берегу малыши играют в песке старшие ребята ищут в траве жучков девочка ловит бабочку.
Спиши текст, поделив его на предложения. В конце каждого предложения поставь
нужный знак препинания. Начало предложения не забудь написать с заглавной буквы.
К какому типу текста относится этот текст? Докажи.
Ход урока.
I Мотивирование к учебной деятельности.
-Ребята, урок русского языка. Желаю вам активной работы в познании новых знаний
по русскому языку.
(На столе у каждого ученика листочек с текстом, части которого перепутаны)
-Прочитайте, что записано у вас на листочке.
(На листочке записан текст, но части его перепутаны)
-Над какой темой продолжаем работу сегодня?
(Работаем над темой «Текст»)
II Актуализация знаний.
-Разделите текст на смысловые законченные части. Сколько таких частей?
(Таких частей 3)
-Прочитайте 1 часть- начало.
(«Миша нашёл под деревом грачонка»)
-Как бы вы озаглавили эту часть? (Учитель фиксирует на доске)
(Находка Миши)
-Прочитайте 2 часть-основную.
(«Грачонок был чёрный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками»)
-Как вы озаглавите эту часть?
(Миша кормил грачонка)
-Прочитайте 3 часть – заключительную.
( У грачонка отросли крылья, и он улетел)
-Озаглавьте эту часть.
(Грачонок улетел)
(На доске план.
1.Находка Миши.
2.Миша кормил грачонка.
3.Грачонок улетел.)
-Вспомните, глядя на план, о чём рассказывалось в тексте.
-Что бы вы добавили к данному тексту?
(Можно придумать заглавие)
-Кто выполнил это задание?
(Добрый Миша. Миша и грачонок.)
III Знакомство с особенностями текста-повествования.
-Кто может определить тип данного текста?
(Может быть, это текст – повествование?)
-Докажите, что тип текста относится к повествованию.
(На прошлом уроке мы говорили, что в тексте-повествовании говорится о каких-то действиях, о последовательных событиях. В тексте говорилось о Мише, что он сначала нашёл грачонка, потом он кормил его червяками, закончилось тем, что грачонок улетел.)
-Молодцы, доказали правильно. Над чем сегодня наблюдаем на уроке?
(Мы наблюдаем над текстом-повествованием)
-Представьте, что вы фотографы. Как вы думаете, достаточно ли будет одного снимка, чтобы сфотографировать события, о которых говорится в рассказе?
(Нет, не достаточно. События нельзя увидеть одновременно, так как они сменяют друг друга)
-Совершенно верно. Мы не можем одновременно увидеть, как Миша нашёл грачонка под деревом, как кормил его червяками, личинками, как у грачонка отросли крылья, и он улетел. Значит, в тексте-повествовании нельзя увидеть происходящие действия одновременно.
(На доске опорные слова:
действия
последовательные события
что происходит сначала?
что потом?
что в конце?)
IV Первичное закрепление.
(Работа детей в группах)
-Потренируемся в определении типа текста. Каждая группа получила на листочке текст.
Задание: определите тип текста: повествование, описание, рассуждение. Озаглавьте каждую часть. Напишите план текста.
(Учащиеся самостоятельно работают в группах, затем осуществляется проверка.
План.
1.Рождение медвежонка.
2.Медвежонок растёт.
3.Медведи на воле.
Это текст-повествование, так как в тексте говорится о действиях, которые последовательно сменяют друг друга: родился медвежонок, он рос, выбрался на волю вместе с мамой. Одновременно не можем увидеть все эти действия, значит, текст-повествование.)
-Молодцы, вы отлично справились с заданием. Как бы вы озаглавили весь текст?
(Медвежонок.)
Теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить следующее задание.
V Самостоятельная работа.
(Работа с текстом «У реки». У каждого ученика на столе текст с заданием)
-Самостоятельно прочитайте задание. Если есть вопросы, поднимите руку. Если всё понятно приступите к выполнению.
(После выполнения упражнения осуществляется взаимопроверка.)
-Поменяйтесь тетрадями друг с другом, возьмите в руки простой карандаш и аккуратно проверьте работу вашего соседа.
-Определите тип данного текста.
(Это текст – повествование. Показаны действия, которые последовательно сменяют друг друга: ребята пришли к реке, малыши играют в песке, старшие ребята ищут в траве жучков, девочка ловит бабочку. Здесь нельзя все действия увидеть одновременно.)
-Молодцы, доказали верно.
VI Подведение итогов.
-С текстами какого типа сегодня работали на уроке?
(Мы работали с текстами-повествованиями)
-Назовите основные особенности текста-повествования.
(В тексте-повествовании говорится о каких-то действиях, о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. Можно поставить вопросы: что происходит сначала? потом? и в конце? Одновременно эти события увидеть нельзя)
-Молодцы, верно отметили все особенности. Оцените свою работу на уроке.
-Если вы считаете, что сегодня не поняли особенности текста-повествования, не научились определять тип текста, допускали много ошибок при выполнении заданий, это работа на отметку «2».Есть такие ученики?
-Кто понял совсем немного, кому ещё раз необходимо объяснить? Это «3».
-Кто понял всё, но были небольшие недочёты в работе? Это «4».
-А кто уже сам может познакомить своих одноклассников с особенностями текста-повествования, кто выполнил все задания правильно? Вы заслужили «5».
-Спасибо за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Виды текстов: повествование, описание, рассуждение" ("Школа России", 2класс)
К уроку прилагается презентация....
Урок развития речи «Составление текста-повествования по серии картинок"
Тема: «Составление текста-повествования по серии картинок и опорным словам» - 2 класс. ...
урок грамоты Развитие речи. Текст повествование.
На этом уроке попробовала показать учащимся возможность высказывать свои мысли, чувства не только словами, но и при помощи музыки, поэзии, рисунков...
Урок по теме:«Виды текстов: повествование, описание, рассуждение»
Цель урока: закрепить знание у учащихся о тексте, о его роли в общении людей;познакомить с видами текста: повествование, описание, рассуждение, его структурных частях; развивать...
Конспект урока русского языка "Составление текста повествования по предложенной теме" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: - формирование умения составлять связный текст повествования по предложенной теме. Планируемые результаты:...
Конспект урока русского языка "Составление текста-повествования по предложенной теме" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: углубление представлений учащихся о понятии «текст-повествование» и его отличительных признаках; формирование у учащихся умения составлять связный текст повество...
Конспект урока по русскому языку: «Текст – повествование. Составление текста на заданную тему» во 2 классе
МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа» Конспект урока по русскому языку: «Текст – повествование. Составление тек...