Гласная буква в слабой позиции
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Гласная буква в слабой позиции.
Цель урока:
Закрепить правила произношения безударной гласной;
углубить понятие орфограммы, учить выделять орфограмму;
Формировать орфографическую зоркость, развивать орфографические навыки;
Учить бережному отношению к природе.
ХОД УРОКА
I. Порисуем
Выполняется рисунок в квадрате, сначала учениками на доске, затем учениками в тетради.
– Кого нарисовали? Запишем слова: утка, лебедь, гусь, птица, пингвин.
– Какое слово можно написать под каждым рисунком?
– Какая буква спрятана во всех рисунках? Какой рисунок полностью повторяет эту букву?
– Какие три точки можно выделить, чтобы правильно написать Е (выделите в клетках на доске).
– Напишите одну строчку Е.
– Что можете сказать о букве Е?
II. Какие еще гласные буквы знаете? Сколько их? Запишем гласные первого ряда, на другой строчке гласные вторго ряда:
а о у ы и э
е ё ю я и е
– Сегодня мы будем говорить о безударной гласной. Какая гласная лишняя? Почему? Зачеркнем ее.
– Чем отличается гласная в сильной позиции от гласной в слабой позиции?
– Всегда ли гласная в слабой позиции произносится нечетко?
– Давайте проверим: все ли гласные произносятся нечетко в слабой позиции?
– Выделим гласные – орфограммы, поставив ударение в записанных словах.
– Почему же не все безударные гласные выделяются?
– Можно ли сделать вывод, что гласная а всегда слышится так, как пишется?
– Прочитайте слово на доске так, как оно произносится: канарейка.
Вывод: значит нужно смотреть гласную в слабой позиции, на конце слова и в середине.
III. – Как называется все живое на Земле? Запишем (Животный мир). Выделим орфограммы – гласные, поставим ударение.
– Мне очень нравятся мультфильмы о животных, особенно там, где поет черепаха:
Я на солнышке лежу
И на солнышко гляжу.
– А вам?
– Запишем начало этой веселой песенки. Выделим орфограммы – гласные, поставив ударение.
– Зачеркнем цветным карандашом все орфограммы в двух рядах гласных, которые мы уже выделили.
– Давайте вспомним, еще о ком поет черепаха?
– Самый страшный? Крокодил. Запишем это слово. Выделим орфограммы.
– Много в мире страшных животных, например, есть очень ядовитая змея – гюрза. Встреча с ней опасна? Но может ли человек таких животных уничтожать? Почему?
– Есть короткое слово, которым можно заменить слова животный мир. Оно записано на доске. В нем нет ни одной орфограммы. (Фауна, экология).
– Какое это слово? Почему у без ударения и не является орфограммой?
– Прочитать второе слово. Кто его слышал? Что оно означает?
– Продолжим предложение: Животный мир – это фауна.
IV. Самостоятельная работа
– Запишите любое предложение из упражнения 25, выделите орфограммы.
Вывод: буквы а и ы ясно слышатся на конце слов, буквы у, ю не являются орфограммами в середине слова. На конце слова иногда бывают. Об этом мы подробно поговорим на других уроках.
V. Комментированное письмо
– Запишите предложения:
Ежи живут в лесу.
Над водой летела чайка.
– Выделите все орфограммы – гласные. Есть ли орфограммы – гласные в сильной позиции?
VI. Если время позволит – загадки о животных.
VII. Итог урока
– Чтобы правильно записать гласную в слабой позиции надо:
Попытаться проверить ударением;
Применить правила жи-ши, ча-ща, чу-щу;
Если не удастся первое и второе запомнить написание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока «Обозначение сильных и слабых позиций гласных звуков одной буквой»
Конспект урока русского языка во втором классе по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова...
Орфограммы слабых позиций гласных звуков.
Контрольная работа по русскому языку по теме "Орфограммы слабых позиций гласных звуков" по развивающей системе Эльконина - Давыдова....
Сильная и слабая позиция гласных фонем
В своей работе учителя очень часто встречаются с ошибками детей именно в орфограмме "безударная гласная". Здесь рассматриваются основные пути отрабатывания у детей данного правила....
Проверочная работа по русскому языку 2 класс. Тема "Орфограммы слабой позиции гласных и согласных звуков".
Проверочная работа по русскому языку во 2 классе по теме "Орфограммы слабой позиции гласных и согласных звуков" по учебнику В.В.Репкина....
Конспект урока по русскому языку по теме: «Формирование умения выделять слабые позиции гласных непосредственно в процессе письма» 2 класс.
Цели деятельности учителя: «Формирование умения выделять слабые позиции гласных непосредственно в процессе письма».Планируемые результаты:Предметные:Уметь выделять сильные и слабые позиции...
Урок русского языка (послебукварный период) Тема: Безударные гласные звуки [а], [и] – опасное место (слабая позиция безударных гласных звуков)
Формирование у учащихся навыков правописания безударных гласных в корне слова( без называния термина), учиться подбирать проверочное слово; вырабатывать навыки грамотного письма; закрепить знани...
Сильные и слабые позиции гласных звуков
Технологическая карта дистанционного урока с применением цифровых образовательных ресурсов. УМК РО Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова. Второй класс....