Урок-исследование "Предложения с прямой речью"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок русского языка (4 класс)
Урок-исследование
Учитель: Щурихина А.В.
Тема: Предложения с прямой речью
Цели:
- Повторить изученное об обстоятельствах, закрепить умение детей находить обстоятельства в тексте, определять их разряд; познакомить детей с новым видом предложений – предложениями с прямой речью. Учить записывать предложения с прямой речью, отличать их от других предложений;
- Развивать умение ставить знаки препинания в предложения с прямой речью, навыки монологической и диалогической речи;
- Воспитывать любовь к литературе
Ход урока
1.Орг. момент
2. Повторение изученного
- Сегодня на уроке мы узнаем новые для нас правила русского языка, повторим ранее изученные, а помогут нам в этом сказки вашего любимого поэта А.С. Пушкина
А еще сегодня мы будем делать следующее:
- здесь вы побываете корректорами;
- здесь вы перенесетесь в старину;
- здесь вы станете писателями.
- А вот здесь вы откроете еще один секрет русского языка.
Будьте внимательны:
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет.
- Это пролог к поэме «Руслан и Людмила». Ваша задача – найти в этом отрывке обстоятельства. Возьмите листочки с отрывком у себя на партах, подчеркните обстоятельства. Работаем парами. Время – 1 минута.
Проверка - устно.
- На какие 3 группы можно разделить данные обстоятельства, догадались? Запишите в тетрадях эти группы. Кто затрудняется это сделать сразу, у вас есть карточки-помощь 1,2,3. На полях укажите, какой карточкой пользовались.
Карточка-помощь № 1
Определи, что обозначают найденные обстоятельства.
Карточка-помощь № 2
Распредели обстоятельства в группы:
1)обстоятельства 2) обстоятельства 3) обстоятельства
места времени образа действия
Карточка-помощь № 2
Запиши обстоятельства в группы:
1)обстоятельства 2) обстоятельства 3) обстоятельства
места времени образа действия
Где? Когда? Как?
Куда? Как долго? Каким образом?
Откуда?
Проверка:
- Обстоятельства места: у лукоморья, на дубе, по цепи, направо, налево, там, на ветвях, в темнице.
- Обстоятельства времени: днем, ночью.
- обстоятельства образа действия: кругом, верно.
- Изучение нового материала..
- Посмотрите на доску, здесь для вас загадка №2:
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка».
- Обратите внимание на запись и построение предложения. Что нового увидели в оформлении предложения? (есть кавычки, слова автора, слова рыбки, слова старика, слово «старче»).
- Прочитайте 1-е предложение. Из скольких частей оно состоит? (Из 2). Из каких? (слова автора, слова рыбки).
- Такие предложения называются предложениями с прямой речью. Это и есть главная тема нашего сегодняшнего урока.
- А наша задача, цель урока – учиться правильно записывать такие предложения; научиться отличать предложения с прямой речью от других предложений.
- Чьи это слова: «Чего тебе надобно, старче?» (слова рыбки)
- Как вы это узнали? (есть слова, которые это указывают: «приплыла рыбка, спросила» - слова автора)
- Где стоят слова автора? (в начале предложения)
- А прямая речь? Как оформлена прямая речь? (заключена в кавычки; пишется с большой буквы; после слов автора – двоеточие)
- Ребята, а что это за слово «старче»? (Старик – устаревшее уважительное обращение к старому человеку)
- Раньше в древнерусском языке, помимо известных вам падежей, был еще один, он назывался звательный. Как вы думаете, почему такое название? (звать кого-либо). Слово «старче» в данном случае стоит в звательном падеже.
- Но сейчас такого падежа нет, а когда мы зовем кого-либо, спрашиваем, обращаемся к кому- либо, это называется обращением (не является членом предложения)
- Обратите внимание, как на письме выделяется обращение. (запятыми)
- Кто сможет сам разобрать второе предложение? (слова автора, прямая речь, обращение)
- Давайте обобщим, что мы уже узнали о предложениях с прямой речью
- Две части (слова автора, прямая речь).
- Прямая речь пишется всегда с большой буквы, где бы ни стояла.
- заключается в кавычки
- После слов автора – двоеточие.
- Мы с вами пользуемся разными схемами записи предложений. А вот какие схемы принято использовать для записи предложений с прямой речью.
(Показ на доске)
- удивлены, как много схем? Да, столько вариантов записи предложений с прямой речью. Мы с вами пока рассмотрим только некоторые.
– А сейчас нас ждет новая встреча.
«Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо».
- Согласны ли вы с тем, как записано предложение? Правомерна ли здесь постановка кавычек? (нет, т.к. отсутствуют слова автора) Исправьте ошибку. Помните слова автора?
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали…»
Запись в тетради, один человек исправляет на доске.
- А теперь, посмотрим, какие глаголы вводят прямую речь.(спросила, отвечает, сказала) Такие глаголы принято называть глаголами говорения.
- Но бывает так, что некоторые люди только и используют в речи один глагол: сказала, сказала… говорила, говорила… Это обедняет речь.
- Чтобы у нас с вами этого не произошло, давайте продолжим этот ряд синонимами.
Самостоятельная работа детей
(Сказала, вымолвила, поинтересовалась, произнесла, прошептала)
Проверка и дописывание.
- Составим с одним - двумя этими глаголами свои предложения (можно в сказочной форме) или вспомним из произведений А.С. Пушкина.
Проверка.
- А теперь ещё две сказки, узнали, какие?
И вопрос свой задала я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Балда мыслит этого провести не шутка!
Вот из моря вылез старый Бес и спросил зачем ты Балда к нам залез.
Ясный месяц продолжал погоди, об ней, быть может, ветер знает.
- Назовите сказки. Расставьте знаки препинания. Пользуйтесь схемами.
1 вариант – «Сказка о мертвой царевне»
2 вариант – «Сказка о попе и работнике его Балде»
Проверка на доске, расстановка знаков с объяснением
- Постепенно мы добрались до последней сказки.
Воевода говорит, что петушок опять кричит.
- Из какой сказки эти строки? («Сказка о золотом петушке»)
- А вот это предложение называется предложением с косвенной речью. Чем оно отличается от предложений с прямой речью? (по смыслу – речь уже в искаженном виде, не дословно передана. По знакам препинания – записана в форме сложного предложения)
- Косвенная речь передает содержание чужого высказывания (т.е. общий смысл), но не воспроизводит его дословно. Записывается в форме сложноподчиненного предложения.
- Запишите данное предложение.
- Что вы о нем можете сказать, дайте характеристику. (Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное, 1-я часть – нераспространенное, 2-я часть – распространенное, т.к. есть второстепенный член – обстоятельства образа действия)
_______ _______
_______
______ _______
_______
, что .
- А теперь запишите это предложение, как у А.С. Пушкина, т.е. как предложение с прямой речью.
Запись в тетрадях, исправление на доске.
4.Итог урока.
- В чем особенность предложений с прямой речью?
5. Д/З: Выпишите 4-5 предложений с прямой речью из сказок А.С. Пушкина и запишите к ним схемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"
Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...
РУССКИЙ ЯЗЫК . ПРОГРАММА «ШКОЛА 2100» . 4 КЛАСС. Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью
Цель: Введение предложений с прямой речью (конструкция предложения «слова автора плюс прямая речь»), показ роли таких предложений в речи....
Урок по русскому языку в 4м классе по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью".
Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора.Задачи урока: 1. Развивать мышление, речь воображение...
Конспект урока по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью." 4 класс (Школа 2100)
Урок русского языка в 4 классе по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью"Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предлож...