Урок-исследование "Предложения с прямой речью"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Щурихина Анна Владимировна

Урок русского языка в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка (4 класс)

Урок-исследование

Учитель: Щурихина А.В.

Тема: Предложения с прямой речью

Цели:

  1. Повторить изученное об обстоятельствах, закрепить умение детей находить обстоятельства в тексте, определять их разряд; познакомить детей с новым видом предложений – предложениями с прямой речью. Учить записывать предложения с прямой речью, отличать их от других предложений;
  2. Развивать умение ставить знаки препинания в предложения с прямой речью, навыки монологической и диалогической речи;
  3. Воспитывать любовь к литературе

Ход урока

1.Орг. момент

2. Повторение изученного

- Сегодня на уроке мы узнаем новые для нас правила русского языка, повторим ранее изученные, а помогут нам в этом сказки вашего любимого поэта А.С. Пушкина

        А еще сегодня мы будем делать следующее:

  1. здесь вы побываете корректорами;
  2. здесь вы перенесетесь в старину;
  3. здесь вы станете писателями.

- А вот здесь вы откроете еще один секрет русского языка.

Будьте внимательны:

                                          У лукоморья дуб зеленый,

                                          Златая цепь на дубе том.

                                          И днем и ночью кот ученый

                                          Все ходит по цепи кругом;

                                          Идет направо – песнь заводит,

                                          Налево – сказку говорит.

                                          Там чудеса: там леший бродит,

                                          Русалка на ветвях сидит.

                                          В темнице там царевна тужит,

                                          А бурый волк ей верно служит;

                                          Там царь Кощей над златом чахнет;

                                          Там русский дух… там Русью пахнет.

- Это пролог к поэме «Руслан и Людмила». Ваша задача – найти в этом отрывке обстоятельства. Возьмите листочки с отрывком у себя на партах, подчеркните обстоятельства. Работаем парами. Время – 1 минута.

Проверка  - устно.

- На какие 3 группы можно разделить данные обстоятельства, догадались? Запишите в тетрадях эти группы. Кто затрудняется это сделать сразу, у вас есть карточки-помощь 1,2,3. На полях укажите, какой карточкой пользовались.

Карточка-помощь № 1

Определи, что обозначают найденные обстоятельства.

Карточка-помощь № 2

Распредели обстоятельства в группы:

1)обстоятельства                2)  обстоятельства                 3)  обстоятельства

      места                                  времени                                   образа действия

Карточка-помощь № 2

Запиши обстоятельства в группы:

1)обстоятельства                2)  обстоятельства                 3)  обстоятельства

      места                                  времени                                   образа действия

       Где?                                    Когда?                                        Как?

      Куда?                                Как долго?                            Каким образом?

    Откуда?

Проверка:

  1. Обстоятельства места: у лукоморья, на дубе, по цепи, направо, налево, там, на ветвях, в темнице.
  2. Обстоятельства времени: днем, ночью.
  3. обстоятельства образа действия: кругом, верно.

  1. Изучение нового материала..

- Посмотрите на доску, здесь для вас загадка №2:

                           Приплыла к нему рыбка, спросила:

                          «Чего тебе надобно, старче?»

                           Ей с поклоном старик отвечает:

                           «Смилуйся, государыня рыбка».

- Обратите внимание на запись и построение предложения. Что нового увидели в оформлении предложения? (есть кавычки, слова автора, слова рыбки, слова старика, слово «старче»).

- Прочитайте 1-е предложение. Из скольких частей оно состоит? (Из 2). Из каких? (слова автора, слова рыбки).

- Такие предложения называются предложениями с прямой речью. Это и есть главная тема нашего сегодняшнего урока.

- А наша задача, цель урока – учиться правильно записывать такие предложения; научиться отличать предложения с прямой речью от других предложений.

- Чьи это слова: «Чего тебе надобно, старче?» (слова рыбки)

-  Как вы это узнали? (есть слова, которые это указывают: «приплыла рыбка, спросила» - слова автора)

- Где стоят слова автора? (в начале предложения)

- А прямая речь? Как оформлена прямая речь? (заключена в кавычки; пишется с большой буквы; после слов автора – двоеточие)

- Ребята, а что это за слово «старче»? (Старик – устаревшее уважительное обращение к старому человеку)

- Раньше в древнерусском языке, помимо известных вам падежей, был еще один, он назывался звательный. Как вы думаете, почему такое название? (звать кого-либо). Слово «старче» в данном случае стоит в звательном падеже.

- Но сейчас такого падежа нет, а когда мы зовем кого-либо, спрашиваем, обращаемся к кому- либо, это называется обращением (не является членом предложения)

- Обратите внимание, как на письме выделяется обращение. (запятыми)

- Кто сможет сам разобрать второе предложение? (слова автора, прямая речь, обращение)

- Давайте обобщим, что мы уже узнали о предложениях с прямой речью

  1. Две части (слова автора, прямая речь).
  2. Прямая речь пишется всегда с большой буквы, где бы ни стояла.
  3. заключается в кавычки
  4. После слов автора – двоеточие.

- Мы с вами пользуемся разными схемами записи предложений. А вот какие схемы принято использовать для записи предложений с прямой речью.

 (Показ на доске)

- удивлены, как много схем? Да, столько вариантов записи предложений с прямой речью. Мы с вами пока рассмотрим только некоторые.

 – А сейчас нас ждет новая встреча.

                              «Мы объехали весь свет;

                              За морем житье не худо,

                              В свете ж вот какое чудо».

- Согласны ли вы с тем, как записано предложение? Правомерна ли здесь постановка кавычек? (нет, т.к. отсутствуют слова автора) Исправьте  ошибку. Помните слова автора?

                               Корабельщики в ответ:

                              «Мы объехали…»

Запись в тетради, один человек исправляет на доске.

- А теперь, посмотрим, какие глаголы вводят прямую речь.(спросила, отвечает, сказала) Такие глаголы принято называть глаголами говорения.

- Но бывает так, что некоторые люди только и используют в речи один глагол: сказала, сказала… говорила, говорила… Это обедняет речь.

- Чтобы у нас с вами этого не произошло, давайте продолжим этот ряд синонимами.

Самостоятельная работа детей

 (Сказала, вымолвила, поинтересовалась, произнесла, прошептала)

Проверка и дописывание.

- Составим с одним - двумя этими глаголами свои предложения (можно в сказочной форме)  или вспомним из произведений А.С. Пушкина.

Проверка.

- А теперь ещё две сказки, узнали, какие?

И вопрос свой задала я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

Балда мыслит этого провести не шутка!

Вот из моря вылез старый Бес и спросил зачем ты Балда к нам залез.

Ясный месяц продолжал погоди, об ней, быть может, ветер знает.

- Назовите сказки. Расставьте знаки препинания. Пользуйтесь схемами.

1 вариант – «Сказка о мертвой царевне»

2 вариант – «Сказка о попе и работнике его Балде»

Проверка на доске, расстановка знаков с объяснением

- Постепенно мы добрались до последней сказки.

Воевода говорит, что петушок опять кричит.

- Из какой сказки эти строки? («Сказка о золотом петушке»)

- А  вот это предложение называется предложением с косвенной речью. Чем оно отличается от предложений с прямой речью? (по смыслу – речь уже в искаженном виде, не дословно передана. По знакам препинания – записана в форме сложного предложения)

- Косвенная речь передает содержание чужого высказывания (т.е. общий смысл), но не воспроизводит его дословно. Записывается в форме сложноподчиненного предложения.

- Запишите данное предложение.

- Что вы о нем можете сказать, дайте характеристику. (Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное, 1-я часть – нераспространенное, 2-я часть – распространенное, т.к. есть второстепенный член – обстоятельства образа действия)

_______    _______

                  _______

______   _______

               _______

        , что .

- А теперь запишите это предложение, как у А.С. Пушкина, т.е. как предложение с прямой речью.

Запись в тетрадях, исправление на доске.

4.Итог урока.

- В чем особенность предложений с прямой речью?

5. Д/З: Выпишите 4-5 предложений с прямой речью из сказок А.С. Пушкина и запишите к ним схемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

 Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...

РУССКИЙ ЯЗЫК . ПРОГРАММА «ШКОЛА 2100» . 4 КЛАСС. Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью

Цель: Введение предложений с прямой речью (конструкция предложения «слова автора плюс прямая речь»), показ роли таких предложений в речи....

Урок по русскому языку в 4м классе по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью".

Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора.Задачи урока: 1. Развивать мышление, речь воображение...

Конспект урока по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью." 4 класс (Школа 2100)

Урок русского языка в 4 классе по теме "Прямая речь. Из чего состоит предложение с прямой речью"Цель урока: развитие умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предлож...