урок русского языка 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тема: Склонение. Три склонения имен существительных
Необходимое оборудование и материалы для занятия: презентация урока (король Род, король Число, король Падеж, плакат (ковер) с алгоритмом «Как определить тип склонения существительного», свиток с правилом.
Цели урока:
Дать понятие о трех типах склонения имен существительных; научить распознавать типы склонения по окончанию (в начальной форме) и роду;
Развивать речь учащихся, активизировать словарно-логическое мышление, формировать обструкционное мышление, устойчивость внимания, интеллект учащихся, за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьника в организации учебного процесса.
Воспитывать взаимопомощь, прививать любовь к русскому языку, уважение к малой ячейке общества – семье.
Ход занятия:
1.Оргмомент. ( 2 Минуты)
Здравствуйте, ребята!
Я очень рада войти в приветливый ваш класс.
И для меня одна отрада
Сияние ваших видеть глаз
Я знаю, каждый в классе гений
Но без труда – талант не впрок
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок.
Тема нашего урока: « Три склонения имен существительных». Сегодня на уроке поговорим о 3 типах склонения, научимся их распознавать.
- Ребята, вы любите сказки? (Да). Наверное, каждый из вас не раз мечтал отыскать туда заветную дверь. Я вам предлагаю не только заглянуть в сказку, но и стать её непосредственными участниками.
Где-то далеко-далеко, за высокими горами, за широкими морями, а может быть, и совсем близко, что даже можно рукой достать, находится замечательное королевство – Грамматика. В этом королевстве есть разные города, но самый большой и волшебный – Имя Существительное.
-Что вы знаете о существительном?
2. Минутка чистописания. ( 5 мин)
Давайте познакомимся с жителями города.
1. Гимнастика для пальцев.
Это пальчик-дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик-мама,
Этот пальчик-папа,
Этот пальчик- я.
Вот и вся моя семья.
2. Написание узора.
Слово семья начинается с буквы «ЭС», давайте напишем вот такой узор, где есть 2 буквы «ЭС», а между ними нарисуйте себя.
С С
Пишу букву «ЭС» соединяю с овалом и продолжаю писать букву с, а потом дорисую себя.
Напишите еще 2 таких узора.
-Что такое семья?
Семья – ( по словарю Ожегова).
- Группа живущих вместе близких родственников.
- Объединение людей, сплоченных общими интересами.( Дружная школьная семья)
- Группа животных, птиц, состоящие из самца, самки и детенышей. (Семейство медведей, семейство берез)
( 8 мин)
Разбор слова по составу. (1 ученик у доски)
- Обратимся к первому значению. От кого слова образованно слово родственники. (род)
Подберите однокоренные слова к слову род и разберите их по составу.
Род – родители, родной, родить.
- Что такое корень?
3. Словарная работа.
А теперь прочитайте еще раз 2 и 3 значения слова семья. Откройте и запишите из словаря, который находиться в конце учебника по 3 примера к каждому значению.
( 2 ученика работают у доски)
…Все слова всегда живут дружно и счастливо, потому что следят за порядком в этом городе три седовласых и мудрых короля-признака. Их зовут Род, Число и Падеж. Они честно и справедливо управляют жителями города по законам существительных.
Король Род очень постоянный в своих требованиях. Он четко определяет, кто относится к женскому, кто к мужскому, кто к среднему роду. С ним никогда никто не спорит. Закон есть закон.
-Давайте, определим у существительных род.
- Какие вспомогательные слова нам помогут определить женский род ? Мужской и средний?
Король Число любит менять форму. То его требования единственные, то его требования множественные.
-Давайте, определим у существительных число.
- Молодцы ребята, я думаю, что король Род и король Число вами довольны.
-Что такое существительное?
- Сколько родов у имени существительного? Перечислите их.
4. Повторение изученного. ( 7мин)
…Самым важным из этих королей-признаков был Падеж. У него даже была свита из шести наследников принцев-падежей.
-Давайте и мы вспомним их.
А теперь возьмите карточки, которые лежат у вас на столе.
Измените, существительные по падежам и вставьте окончания:
(Работа в парах)
И.п. семья класс дичь
-А теперь посмотрите на слайд и проверьте свою работу. Если есть ошибки, исправьте их.
Кто справился без ошибок? (Молодцы!)
- Кто допустил 1-2 ошибки? ( Будьте внимательны)
-Кто допустил 3 и более ошибки? ( Повторите все изученные правила)
Потрудились мы на славу
А теперь пришла пора
Отдохнуть нам детвора!
5.Физминутка. ( 2 мин)
Я буду называть слова, если услышите, существительные женского рода приседайте 1 раз, если услышите, существительные мужского рода приседайте 2 раза, а если среднего рода, приседайте 3 раза.
Бабушка, мать, счастье, внук, тетя, родство, племянница, отец, дочь, сын, семья.
6. Изучение нового материала. Постановка проблемы. ( 3 мин)
- Вы сейчас, работая по карточкам, изменяли имена существительные по падежам. Можно сказать просклоняли.
А кто из вас знает, что такое склонение? «Склонение это изменение по падежам»)
…Принцы-падежи издавали законы, согласно которым, все существительные должны склоняться перед ними, то есть изменяться по падежам и числам и даже делиться на три типа склонения.
-Откройте учебники и прочитайте правило на стр. 12
-прочитайте про себя.
-прочитайте вслух.
-повторите правило.
-Кто теперь может дать более точное определение склонения? ( Склонение- это изменение имен существительных по падежам и числам).
А теперь посмотрите на таблицу.
-
Сколько в русском языке склонений? Какие?
…И когда существительные встречали принцев-падежей, склонялись перед ними, открыто проявляли свои интересы и склонности. Принцы это очень приветствовали и отвечали добротой и заботой. Они разрешали существительным погостить в их дворце, в залах первого, второго и третьего склонения.
Жители были довольны таким правлением. Порядок и спокойствие царили в городе и поэтому все всегда улыбались и радовались…
Работа по учебнику. Самостоятельная работа.
( 4 мин)
А теперь выполним упражнение № 281 на стр.12
Слово лиса, какого рода? А, склонения, какого?
Слово стол, какого рода? А, склонения, какого?
Слово тетрадь, какого рода? А, склонения, какого?
Запишите слова по рядам.
1 ряд записывает и склоняет слово лиса. 2 ряд слово – стол. 3 ряд слово – тетрадь.
Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга.
7.Решение проблемы. ( 2 мин)
А теперь закройте глаза и представьте картину услышанного.
…Но вот однажды в городе существительных раздался гром. Все были очень напуганы. Порядок был нарушен. Все жители смешались и забыли, кто должен был куда идти, кто к какому типу склонения относится.
Весь этот беспорядок устроила старая, и злая колдунья Неучиха. Она ненавидела порядки и законы и поэтому рассорила и заколдовала всех жителей города Имя Существительное.
Оценив эту ситуацию, король Падеж сказал, что надо спасать жителей от чар злой колдуньи и установить в городе прежние законы. Он предложил обратиться за помощью к нам
Давайте поможем, королю навести порядок в городе Имя существительное.
А помогут нам в этой работе 2 волшебных предмета.
Волшебный ковёр вам поможет определить тип склонения. На нём нарисована дорога с разветвлениями. В конце пути, выполнив все условия, вы поймете, к какому типу склонения относится слово.
А волшебный свиток - это правило, которое вам надо будет выучить, чтобы твёрдо знать, как определить тип склонения имени существительного».
А теперь давайте наведем порядок в городе.
Посмотрите на слайд. На нем написана пословица. Прочитайте ее.
Земля освещается солнцем, а человек знанием.
Как вы понимаете значение пословицы?
Запишите ее в тетрадь.
Назовите существительные.
Используя волшебный ковер, определим склонение существительных.
( 5 мин)
«Как определить тип склонения имени существительного».
А теперь проверим вашу работу.
Я называю слово, а вы поднимаете сигнальную карточку с указанием склонения.
- а сейчас прочитаем правило на свитке.
(Читаем правило).
ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1 СКЛОНЕНИЕ - существительные (в начальной форме) женского и мужского рода с окончаниями – А, - Я.
2 СКЛОНЕНИЕ - существительные (в начальной форме) мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -О, -Е.
3 СКЛОНЕНИЕ - существительные (в начальной форме) женского рода с нулевым окончанием |
… По приказу королей, все слова выучили правило, которое было написано на свитке. И теперь все твердо знали, как определить тип склонения имени существительного…
8. Итог урока. ( 2 мин)
…Колдунья Неучиха узнала, что в городе снова установился порядок, и она лопнула от злости.
В городе воцарился покой. Все зажили счастливо и спокойно, потому что знания, порядок, труд, терпение и дружба помогли преодолеть любые неприятности и невзгоды, победить коварство злой волшебницы.
И мы там были, многое узнали, всё записали и всем рассказали.
-А вы узнали, что такое склонение?
Какие существительные относятся к 1 склонению.
Какие существительные, которые относятся ко 2 склонению.
Какие существительные, которые относятся к 3 склонению.
Ну, что ж, ребята!
Пора прощаться
Вы настоящая семья.
Уж не хочу я расставаться
Но мои дети в школе ждут меня.
9. Домашнее задание.
С. 14 упр. 284 Выучить правило на стр. 12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...