урок русского языка 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Белоус Маргарита Николаевна

Тема: Склонение. Три склонения имен существительных

Необходимое оборудование и материалы для занятия: презентация урока (король Род, король Число, король Падеж, плакат (ковер) с алгоритмом «Как определить тип склонения существительного», свиток с правилом.

Цели урока:

Дать понятие о трех типах склонения имен существительных; научить  распознавать типы склонения  по окончанию (в начальной форме) и роду;

Развивать речь учащихся, активизировать словарно-логическое мышление, формировать обструкционное мышление, устойчивость внимания, интеллект учащихся, за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьника в организации учебного процесса.

Воспитывать взаимопомощь, прививать любовь к русскому языку, уважение к малой ячейке общества – семье.

Ход занятия:

 

1.Оргмомент.  ( 2 Минуты)

Здравствуйте, ребята!

Я очень рада войти в приветливый ваш класс.

И для меня одна отрада

Сияние ваших видеть глаз

Я знаю, каждый в классе гений

Но без труда – талант не впрок

Скрестите шпаги ваших мнений

Мы вместе сочиним урок.

Тема нашего урока: « Три склонения имен существительных». Сегодня на уроке поговорим о 3 типах склонения, научимся их распознавать.

- Ребята, вы любите сказки? (Да). Наверное, каждый из вас не раз мечтал отыскать туда заветную дверь. Я вам предлагаю не только заглянуть в сказку, но и стать её непосредственными участниками.

            Где-то далеко-далеко, за высокими горами, за широкими морями, а может быть, и совсем близко, что даже можно рукой достать, находится замечательное королевство – Грамматика. В этом королевстве есть разные города, но самый большой и волшебный – Имя Существительное.

-Что вы знаете о существительном?

2. Минутка чистописания. ( 5 мин)

Давайте познакомимся с жителями города.

1. Гимнастика для пальцев.

Это пальчик-дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик-мама,

Этот пальчик-папа,

Этот пальчик- я.

Вот и вся моя семья.

2. Написание узора.

Слово семья начинается с буквы «ЭС», давайте напишем вот такой узор, где есть 2 буквы «ЭС», а между ними нарисуйте себя.

imageС                С

 

Пишу букву «ЭС» соединяю с овалом и продолжаю писать букву с, а потом дорисую себя.

Напишите еще 2 таких узора.

 

 

-Что такое семья?

Семья – ( по словарю Ожегова).

  1. Группа живущих вместе близких родственников.
  2. Объединение людей, сплоченных общими интересами.( Дружная школьная семья)
  3. Группа животных, птиц, состоящие из самца, самки и детенышей. (Семейство медведей, семейство берез)

( 8 мин)

Разбор слова по составу. (1 ученик у доски)

- Обратимся к первому значению. От кого слова образованно слово родственники. (род)

Подберите однокоренные слова к слову род и разберите их по составу.

Род – родители, родной, родить.

- Что такое корень?

3. Словарная работа.

А теперь прочитайте еще раз 2 и 3 значения слова семья. Откройте и запишите из словаря, который находиться в конце учебника по 3 примера к каждому значению.

( 2 ученика работают у доски)

 

…Все слова всегда живут дружно и счастливо, потому что следят за порядком в этом городе три седовласых и мудрых короля-признака. Их зовут  Род, Число и Падеж. Они честно и справедливо управляют жителями  города по законам существительных.

            Король Род  очень постоянный в своих требованиях. Он четко определяет, кто относится к женскому, кто к мужскому, кто к среднему роду. С ним никогда никто не спорит. Закон есть закон.

-Давайте, определим у существительных род.

- Какие вспомогательные слова нам помогут определить женский род ? Мужской и средний?

Король Число любит менять форму. То его требования  единственные, то его требования  множественные.

-Давайте, определим у существительных число.

- Молодцы ребята, я думаю, что король Род и король Число вами довольны.

-Что такое существительное?

- Сколько родов у имени существительного? Перечислите их.

 

4. Повторение изученного. ( 7мин)

            …Самым важным из этих королей-признаков был Падеж. У него даже была свита из шести наследников принцев-падежей.

-Давайте и мы вспомним их.

А теперь возьмите карточки, которые лежат у вас на столе.

 Измените, существительные по падежам и вставьте окончания:

(Работа в парах)

И.п.    семья     класс     дичь

-А теперь посмотрите на слайд и проверьте свою работу. Если есть ошибки, исправьте их.

Кто справился без ошибок? (Молодцы!)

- Кто допустил 1-2 ошибки? ( Будьте внимательны)

-Кто допустил 3 и более ошибки? ( Повторите все изученные правила)

 

 

Потрудились мы на славу

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам детвора!

5.Физминутка. ( 2 мин)

Я  буду называть слова, если услышите, существительные женского рода приседайте 1 раз, если услышите, существительные мужского рода приседайте 2 раза, а если среднего рода, приседайте 3 раза.

Бабушка, мать, счастье, внук, тетя, родство, племянница, отец, дочь, сын, семья.

6. Изучение нового материала. Постановка проблемы. ( 3 мин)

- Вы сейчас, работая по карточкам, изменяли имена существительные по падежам. Можно сказать просклоняли.

А кто из вас знает, что такое склонение? «Склонение это изменение по падежам»)

…Принцы-падежи издавали законы, согласно которым,  все существительные должны склоняться перед ними, то есть изменяться  по падежам и числам и даже делиться на три типа склонения.

-Откройте учебники и прочитайте правило на стр. 12

-прочитайте про себя.

-прочитайте вслух.

-повторите правило.

-Кто теперь может дать более точное определение склонения? ( Склонение- это изменение имен существительных по падежам и числам).

А теперь посмотрите на таблицу.

-

Сколько в русском языке склонений? Какие?

…И когда существительные встречали принцев-падежей,  склонялись перед ними,  открыто проявляли свои интересы и склонности. Принцы это очень приветствовали и отвечали  добротой и заботой. Они разрешали существительным  погостить в их дворце,  в залах  первого, второго и третьего склонения.

Жители были довольны таким правлением. Порядок и спокойствие царили в городе и поэтому все  всегда улыбались и радовались…

Работа по учебнику. Самостоятельная работа.

( 4 мин)

А теперь выполним упражнение № 281 на стр.12

Слово лиса, какого рода? А, склонения, какого?

Слово стол, какого рода? А, склонения, какого?

Слово тетрадь, какого рода? А, склонения, какого?

Запишите слова по рядам.

1 ряд записывает и склоняет слово лиса. 2 ряд слово – стол. 3 ряд слово – тетрадь.

Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга.

7.Решение проблемы. ( 2 мин)

А теперь закройте глаза и представьте картину услышанного.

…Но вот однажды в городе существительных раздался гром. Все были очень напуганы. Порядок был нарушен. Все жители смешались и забыли, кто должен был куда идти, кто к какому типу склонения относится.

            Весь этот беспорядок  устроила старая, и злая колдунья Неучиха. Она ненавидела порядки и законы и поэтому рассорила и заколдовала всех жителей города Имя Существительное.

            Оценив эту ситуацию, король Падеж сказал, что надо спасать жителей от чар злой колдуньи и установить в городе прежние законы. Он предложил обратиться за помощью к нам

Давайте поможем,  королю навести порядок в городе Имя существительное.

А помогут нам в этой работе 2 волшебных предмета.

Волшебный ковёр вам поможет определить тип склонения. На нём нарисована дорога с разветвлениями. В конце пути, выполнив все условия,  вы поймете, к какому типу склонения относится слово.

А волшебный свиток  - это правило, которое вам надо будет выучить, чтобы твёрдо знать, как определить тип склонения имени существительного».

А   теперь давайте наведем порядок в городе.

Посмотрите на слайд. На нем написана пословица. Прочитайте ее.

Земля освещается солнцем, а человек знанием.

Как вы понимаете значение пословицы?

Запишите ее в тетрадь.

Назовите существительные.

Используя волшебный ковер, определим склонение существительных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( 5 мин)

 

«Как определить тип склонения имени существительного».

 

image


image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А теперь проверим вашу работу.

Я называю слово, а вы поднимаете сигнальную карточку с указанием склонения.

- а сейчас прочитаем правило на свитке.

(Читаем правило).

 

                                             ТРИ СКЛОНЕНИЯ

                                 ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 

                    1 СКЛОНЕНИЕ - существительные (в начальной форме)

                                                           женского и мужского рода

                                                           с окончаниями – А, - Я.

 

                   2 СКЛОНЕНИЕ - существительные (в начальной форме)

                                                     мужского рода с нулевым окончанием

                                                     и среднего рода  с окончаниями -О, -Е.

 

                      3 СКЛОНЕНИЕ - существительные (в начальной форме)

                                                        женского рода с нулевым окончанием

 

… По приказу королей, все  слова выучили правило, которое было написано на свитке.  И теперь все твердо знали, как определить тип склонения имени существительного…

 

8. Итог урока. ( 2 мин)

…Колдунья Неучиха узнала, что в городе снова установился порядок, и она  лопнула от злости.

                        В  городе  воцарился  покой. Все зажили счастливо и спокойно, потому что  знания, порядок, труд, терпение и дружба помогли преодолеть любые неприятности и невзгоды, победить коварство злой волшебницы.

            И мы там были,  многое узнали,  всё записали и всем рассказали.

-А вы узнали, что такое склонение?

Какие существительные относятся к 1 склонению.

Какие существительные, которые относятся ко 2 склонению.

 Какие существительные, которые относятся к 3 склонению.

Ну, что ж, ребята!

Пора прощаться

Вы настоящая семья.

Уж не хочу я расставаться

Но мои дети  в школе ждут меня.

9. Домашнее задание.

 С. 14 упр. 284  Выучить правило на стр. 12 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...