Урок русского языка в 3 классе УМК "ПНШ".Тема: «Изменение существительных по падежам».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Зинченко Наталья Владимировна

Тема: «Изменение существительных по падежам».
Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель:
  - дать первоначальное представление о склонении имён существительных.

Задачи: 
обучающие: знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, шестью парами падежных вопросов, способами определения падежей,
развивающие: формировать критическое мышление учащихся, умение ставить вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (уметь действовать по алгоритму);
воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в паре, группе со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку.
  Используется сказка Е. Мережинской «Откуда пошли названия падежей», шутливая присказка, с помощью которой наши прапрапрабабушки и прапрапрадедушки запоминали порядок падежей. На уроке составляется алгоритм определения падежей.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_po_programme.doc241.5 КБ
Office presentation icon urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.ppt1.16 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Горьковская средняя общеобразовательная школа №1»

Урок русского языка

в 3 классе

по программе «Перспективная начальная школа »

Тема: «Изменение существительных по           падежам».

                       

                                                                                                          Учитель:  

                                                                           Зинченко Наталья Владимировна

2009 год

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель:

        - дать первоначальное представление о склонении имён существительных.

Задачи:

обучающие: знакомить учащихся с понятием «падеж», с  названиями падежей, шестью парами падежных вопросов, способами определения падежей,

развивающие: формировать критическое мышление учащихся, умение  ставить вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (уметь действовать по алгоритму);

воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в паре, группе со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: компьютер, экран, карточки для учащихся, опорные таблицы,

Н.А. Чуракова. Русский язык: учебник для 3 класса в 2-частях. Часть 1.- М.: Академкнига, 2008 г.

                                 

Ход урока:

I. Орг. момент. (слайд № 2) (1 мин.)

        Итак, друзья, внимание!

         Ведь прозвенел звонок.

        Садитесь поудобнее.

        - Начнем скорей урок!

 (Проверка готовности к уроку. Запись числа)

II. Настрой на урок. (1 мин.)

1).Растирание ушных раковин и пальцев рук (разогревание рук, потирая их, помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину ладонями.)

2).Мелкая моторика (Поочерёдно касаться пальцами рук  и говорить: «Желаю (соприкасаться большими пальцами), успеха (указательными) большого (средними) во всём (безымянными) и везде (мизинцами). Удачи!

III. Минутка чистописания. (слайд № 3) (2 мин.)

ггг        го      год             ог                гора, горняк, пригорок

-Что скажете о словах? (однокоренные слова; имена существительные).

- По каким признакам определили?

- Фонетический анализ слова гора.

IV. Введение в тему. (слайд № 4) (5 мин.)

- Прочитайте задание к упражнению № 58.

  1. Кошка привыкла к Тиме.
  2. Тима скучает без кошки.

                                          - - - - - - - -

  1. Он налил кошке молока.

                                  - - - - -

  1. Мальчик напоил кошку.

                                                - - - - -

  1. Он подружился с кошкой.

                                              - - - - - - -

  1. Тима рассказал о кошке другу.

                                                                                                                                   - - - - - -

        - В каком предложении слово кошка - подлежащее? (1)

- Это слово стоит в этом предложении в начальной форме? (Да.)

- В каких предложениях кошка - второстепенный член предложения? (2-6).

- Это слово стоит там в других формах? (Да, в других.)

- Ты судишь только по окончаниям или ещё и по вопросам, на которые  отвечает это слово в предложениях? (По окончаниям и по вопросам.)

- В какие словосочетания входит слово кошка? ( Скучает без кошки; налил кошке; напоил кошку; подружился с кошкой; рассказал о кошке.)

- На какие вопросы оно отвечает? (Без кого? кому? кого? с кем? о ком?)

- Докажите, что слово кошка в разных предложениях стоит в разных формах.

 - Сколько предложений в тексте?

- Сколько вопросов поставлено к формам слова кошка?

   - Продолжите высказывания: (слайд № 5)

  1. Имена существительные могут отвечать на вопросы …

(После того, как дети назовут все вопросы, на которые отвечает имя существительное в тексте, по щелчку мышью открыть запись на слайде:

кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?)

  1. При изменении существительного по вопросам изменяется его …

( По щелчку мышью открыть запись на слайде: окончание.)   

V. Постановка темы урока. (3 мин.)

- Какой вид работы мы с вами выполняли? (Изменение имён существи тельных по    вопросам.)

- Кто из вас знает, каким одним словом можно заменить эту длинную фразу? (Выслушать ответы детей).

- Изменение имён существительных по вопросам называется склонением  или изменением по падежам. (слайд № 6)        

-Прочитайте в учебнике на странице  61  подсказку Летучей Мыши, пояснение Анишит Йокоповны.

- Хочу вас обрадовать, - сказала Анишит Йокоповна. - с этими двумя падежами вы хорошо знакомы. Ведь во всех словарях слова стоят в начальной форме. А слово в начальной форме - это и есть слово в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже! В начальной форме оно как бы даёт ИМЯ всякому предмету.

- А откуда мы знаем родительный падеж? - спросила Маша.

- РОДИТЕЛЬНЫЙ падеж показывает первое изменение формы слова, - ответила Анишит Йокоповна.

Есть кто? что? кот (И.п.)

Нет кого? чего? кота (Р.п.)

VI. Целеполагание и мотивация. (1 мин.)

 - Можете мне сказать, о чём мы будем говорить на уроке?

(Сегодня на уроке мы будем говорить об имени существительном: повторим  то, что знаем, если чего-то не знаем, то сегодня постараемся узнать.)

VII. Изучение нового материала.

                                                         

1).Работа с Толковым словарём. (слайд № 7) (4 мин.)

- Откройте словарь. Найдите любое слово, называющее предмет.

- Обратите внимание на пометы, которые даны к каждому слову:

  1. первая помета показывает окончание в Родительном падеже,
  1.     вторая - род существительного.

- Найдите в словаре любое существительное, прочитайте его начальную форму, определите форму Р.п. по пометке в статье.

2) Знакомство с названиями падежей. (4 мин.)

 Прочитать сказку Е. Мережинской «Откуда пошли названия падежей»:

  1. Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный.
  2. Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
  3. Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
  4. Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
  5. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал  творительным.
  6. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.

 - У падежей как-то спросили:

- А зачем вы нужны существительным?

- Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение хозяина  Существительного к другим словам в предложении.

- А как именно?

    - Указываем, на отношение действия и места (идти лесом, сидеть на стуле),  действия и орудия (бить молотом, рисовать карандашом), действия  объекта (читать книгу, собирать ягоды и так далее).
                                                                                             

- Посмотрите на слайд. На нём записаны названия всех падежей и их сокращённое обозначение. (слайд № 8)

И.п.

Именительный  падеж

Р.п.

Родительный  падеж

Д.п.

Дательный  падеж

В.п.

Винительный  падеж

Т.п.

Творительный  падеж

П.п.

Предложный  падеж

3). Знакомство с приёмами запоминания падежей. (2 мин.)

- А сейчас мы познакомимся с приёмом запоминания падежей. (слайд № 9)

- Твои прапрапрабабушки и прапрапрадедушки запоминали порядок падежей с помощью шутливой присказки:

И.п.

Именительный  падеж

Иван

Р.п.

Родительный  падеж

Рубит

Д.п.

Дательный  падеж

Дрова

В.п.

Винительный  падеж

Варвара

Т.п.

Творительный  падеж

Топит

П.п.

Предложный  падеж

Печку

4) заполнение таблицы «ЗХУ», (4 мин.)

-Давайте заполним 1 колонку таблицы, что мы уже знаем по нашей теме урока

(слайд № 10)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

  1. Что такое «падеж», «склонение»;
  1. как называются падежи;
  1. вопросы падежей;
  1. приёмы запоминания падежей.

Что  нужно делать, чтобы правильно определять  падеж имён существительных.

 

- Что вы ещё хотите узнать сегодня на уроке и на следующих уроках? Запишите, посоветовавшись в парах. (Высказывания детей записываются во 2 столбик таблицы).

 - А вот третью колонку заполните в конце урока.

5). Знакомство со способами определения падежей. (4 мин.)

   - Познакомимся со следующей таблицей. (слайд № 11)

- Для верного определения падежей очень важно запомнить, на какие вопросы отвечают существительные в разных падежах.

И.п.

ЕСТЬ

кто? что?

Р.п.

НЕТ

кого? чего?

Д.п.

ДАМ

кому? чему?

В.п.

ВИЖУ

кого? что?

Т.п.

ВОСХИЩАЮСЬ

кем? чем?

П.п.

ДУМАЮ

о ком?  о чём?

- Что вы заметили? (У некоторых падежей вопросы совпадают. Различение этих падежей может вызвать затруднения, так как в этих падежах слова иногда отвечают на одинаковые вопросы).

- Как быть в таких случаях? Обратите внимание на слова 2 столбика. Эти слова могут помочь в трудных ситуациях. Давайте вернёмся к упражнению 58. Найдите предложение, где слово кошка стоит в родительном падеже. (слайд № 12)

- Миша считает, что во 2-ом предложении, а Маша - что в 4-м предложении. Чтобы не ошибиться в определении падежей, воспользуйся помощью слов: ЕСТЬ, НЕТ, ДАМ, ВИЖУ, ВОСХИЩАЮСЬ, ДУМАЮ О.

Р.п.

НЕТ  КОШКИ

В.п.

ВИЖУ КОШКУ

- Давайте определим падежи у этого слова во всех остальных предложениях. Что для этого нужно сделать?

6). Знакомство с алгоритмом определения падежей. (слайд № 13) (2 мин.)

  1. определи словосочетание, в которое входит это слово;
  2. поставь к этому слову вопрос от слова-командира;
  3. проверь, какой именно это падежный вопрос.

7). Упражнения в определении падежей имен существительных. Работа в парах. (слайд № 14) (3 мин.)

 - На листочках записаны пословицы и простые предложения. Нужно расставить их в такой последовательности, чтобы слово «труд» изменялось по падежам последовательно. Указать, в каком падеже стоит слово «труд»:

Человек трудом красен.

Терпенье и труд всё перетрут.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

По труду о человеке судят.

Человек воспевает труд.

 Есть много пословиц о труде.

- Что изменяется в словах при изменении его по падежам?

8). Проверка самостоятельной  работы. (слайд № 15) (1 мин.)

5.    Человек трудом красен.  (Т.п.)

1.    Терпенье и труд всё перетрут. (И.п.)

2.     Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.)

3.     По труду о человеке судят. (Д.п.)

4.     Человек воспевает труд. (В.п.)

                        6.    Есть много пословиц о труде. (П.п.)

9). Стадия рефлексии. (1 мин.)

 

  1. Что мы называем склонением?
  2. Сколько падежей в русском языке?
  3. К какому падежу относится существительное в начальной форме?

  1. Назовите вопросы косвенных падежей.

- Запишите третий столбик таблицы «Узнал». (слайд № 16)

VIII.  Итог. (2 мин.)

-Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

-Всё ли было понятно на уроке? Усвоил ли каждый из вас тему?

-Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?

- На следующих уроках мы обязательно продолжим работу по теме «Изменение существительных  по падежам».

            - Оцените свою работу и работу своих товарищей на уроке, дополняя предложения: ( на слайде 17)

Мне понравилось на уроке …

Мне удалось на уроке…

Я порадовался на уроке за …

Я могу похвалить себя за …

Мне надо еще поработать над …

   -Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке.

   - Сегодня на уроке хорошо работали…

   - Спасибо за урок. Желаю вам успехов в учебе. (слайд № 18)

IX. Домашнее задание:. (слайд № 19) (1 мин.)

  1. Вспомнить всё то, о чём говорили сегодня на уроке.
  2. Выучить названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы.
  3. Вспомнить алгоритм определения падежей.
  4. Выполнить упражнение № 41 на стр. 35

Информационные ресурсы:

 1. Н.А. Чуракова. Русский язык: учебник для 3 класса в 2-частях. Часть 1.- М.: Академкнига, 2008 г.

2 . Н. А. Чуракова, М.Л. Каленчук, Т.А. Байкова, О.В. Малаховская. Русский язык. 3 класс: методическое пособие для учителя.-  М.: Академкнига, 2008 г.

3. Т.А. Байкова, О.В. Малаховская, Е.Р. Ерышева. Рабочие тетради для самостоятельных работ №1.- М.: Академкнига, 2008 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 3 классе по программе «Перспективная начальная школа » Учитель: Зинченко Наталья Владимировна Образовательное учреждение: МОУ «ГСОШ №1» р.п. Горьковское Омской области

Слайд 2

В д о б р ы й п у т ь ! Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее. Начнем скорей урок!

Слайд 3

Минутка чистописания ггг го год ог гора, горняк, пригорок

Слайд 4

П О Д У М А Й

Слайд 5

Продолжите высказывания: Имена существительные могут отвечать на вопросы … кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? При изменении существительного по вопросам изменяется его … окончание

Слайд 7

Т о л к о в ы й с л о в а р ь

Слайд 10

З а п о л н и м т а б л и ц у Знаю Хочу узнать Узнал Что такое «падеж», «склонение»; как называются падежи; вопросы падежей; приёмы запоминания падежей. Что нужно делать , чтобы правильно определять падеж имён существительных

Слайд 12

- Миша считает, что во 2-ом предложении, а Маша - что в 4-м предложении. Чтобы не ошибиться в определении падежей, воспользуйся помощью слов: ЕСТЬ, НЕТ, ДАМ, ВИЖУ, ВОСХИЩАЮСЬ, ДУМАЮ О. Р.п. НЕТ КОШК И В.п. ВИЖУ КОШК У . Р.п. НЕТ КОШК И В.п. ВИЖУ КОШК У

Слайд 13

Алгоритм определения падежей определи словосочетание, в которое входит это слово; поставь к этому слову вопрос от слова-командира; проверь, какой именно это падежный вопрос.

Слайд 14

Указать, в каком падеже стоит слово « труд » : Человек трудом красен. Терпенье и труд всё перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. По труду о человеке судят. Человек воспевает труд. Есть много пословиц о труде.

Слайд 15

Проверка самостоятельной работы 5 . Человек трудом красен. ( Т .п.) 1 . Терпенье и труд всё перетрут. ( И .п.) 2 . Без труда не выловишь и рыбку из пруда. ( Р .п.) 3 . По труду о человеке судят. ( Д .п.) 4 . Человек воспевает труд . ( В .п.) 6 . Есть много пословиц о труде . ( П .п.)

Слайд 16

З а п о л н и м т а б л и ц у Знаю Хочу узнать Узнал Что такое «падеж», «склонение»; как называются падежи; вопросы падежей; приёмы запоминания падежей. Что нужно делать , чтобы правильно определять падеж имён существительных

Слайд 17

Оцените свою работу и работу своих товарищей на уроке, дополняя предложения: Мне понравилось на уроке … Мне удалось на уроке… Я порадовался на уроке за … Я могу похвалить себя за … Мне надо еще поработать над …

Слайд 18

Спасибо за урок! Желаю вам успехов в учебе.

Слайд 19

Домашнее задание Вспомнить всё то, о чём говорили сегодня на уроке. Выучить названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы. Вспомнить алгоритм определения падежей. Выполнить упражнение № на стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Имя существительное. Урок-обобщение".

Урок русского языка по программе "Школа России". Это обобщающий урок по теме: "Имя существительное". Урок проводится в виде игры. Дети отправляются на поиски клада. Помимо воспитательных и развивающих...

Урок русского языка 4 классе на тему " Имя существительное" обобщение

Цели и задачи: закрепить все изученное по теме «Имя существительное», подготовиться к контрольному диктанту по данной теме; развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать...

Урок русского языка 3 класс по теме:"Изменение прилагательных по числам"

Ззнакомство с изменением прилагательных по числам....

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам». УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам»....

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изменение глагола по временам" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Изменение глаголов по временам» Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.Планируемые результатыПредметны...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изменение глагола по временам" ( УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.Планируемые результатыПредметные:- знать признаки глаголов прошедшего, будущего и настоящего времени;    ...