Урок-игра по русскому языку по теме "Фразеологические обороты"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Мишина Наталья Владимировна

Данный урок развивает и обогащает устную речь учащихся, делает её более выразительной, помогает ученикам познать красоту и богатство русского языка, развивает мышление, память, творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra.docx33.16 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Н.В. МИШИНОИ

УРОК - ИГРА:

«КАК ЭТО, ПО- РУССКИ?»
(ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ
ОБОРОТАХ1

г. САРАНСК
школа № 36

Оборудование: плакат «В добрый путь!» (фразеологический оборот);

Плакат со словами: «Не спроста и не спустя слово молвится и до веку не сломится», эмблемы команд, картинки с изображением предметов, картина «Фразеологический зверинец>>, карточки с фразеологическими оборотами.

ХОД ИГРЫ.

Ведущий: Хотите, чтобы в кругу друзей Вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание? В таком случае учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения. Наш урок-игра посвящен обобщению знаний о оборотах используемых в нашей обыденной речи. О том, как Вы их знаете и используете мы увидим из нашей игры.

(Выходят две команды. На груди у каждого члена эмблемы с
изображением):

1 команда — (эмблема с интерпретацией фразеологического оборота «Заткнуть
за пояс»).

2 команда — (эмблема с интерпретацией фразеологического оборота «Водить
за нос»).

Конкурс 1 Что означают Ваши эмблемы? (время 1 минута).

Ведущий: Внимательно посмотрите на эмблемы команд и попытайтесь
подобрать фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной
смысл Ваших эмблем.

Конкурс 2 — Перед Вами описание различных случаев из жизни.
В-'внимательно выслушайте их и выразите подходящим фразеологизмом.
(Ведущий поочередно обращается к каждой команде с различными
ситуациями).

1). Вадим немногословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «Бьют
в цель».

Как говорит Вадим? (Редко, да метко).

2). Дядя Миша умеет все: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор
сам починить может и модель ракеты сделает, и планер.

Как можно назвать дядю Мишу? (Мастер на все руки).

3). Только что мы вспоминали о Викторе, а он тут как тут, пришел.

Что говорят шутя в таком случае? (Легок на помине).

4). Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным,
уклонился, от наказания.

Как говорят об этом? (Вышел сухим из воды).

5). Но мы этого так не оставим. Мы раскроем его проделки и расскажем о них
всему классу.

Что мы сделаем? (Выведем его на чистую воду).

6). Ваш друг говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж
пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово.

Как об этом сказать кратко? (Слов на ветер не бросает).

(Жюри подводит итоги двух конкурсов).

Игра с болельщиками.

Загадки — складки

1). Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой... (Не разольешь).

2). Мы исходили городок

Буквально вдоль... (И поперек).

И так устали мы в дороге,

Что еле...(Волочили ноги).

3). Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки

Не надо ~ Ведь этим ты другу

Окажешь... (Медвежью услугу).

4). Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, ... (Кто по дрова).

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши ... (Вянут).

Конкурс «Почему мы так говорим?»

«Не спроста и не спустя слово молвится и до веку не сломится»— говорят в народе. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой имеет свое основание, часто в глубокой древности. Команды должны дать объяснение происхождения данных выражений: (Командам вручаются конверты).

1- ая команда                        

2- ая команда  

 Остаться с носом

На воре шапка горит

Конкурс «Фразеологический зверинец

Вывешивается таблица с изображением зверей: вороны, собаки в будке,

курей, лошади, свиньи в болоте, медведя, волка, зайца.

Здание: припомните не менее двух образных выражений с названием
каждого изображенного здесь зверя и птицы.

Ответы:

1). Волком смотреть на кого-либо, волчий аппетит;

2). Заячья душа, ехать зайцем;

3). Медведь на ухо наступил, медвежья услуга;

4). Не в коня корм, работать как лошадь;

5). Свинья под дубом, посади свинью за стол;
б). Собака на сене, собачий холод;

7). Денег куры не клюют, куриная память;

8). Ворон считать, пуганная ворона;

9). Гусь лапчатый, гусь свинье не товарищ.

Подведение итогов жюри.

Конкурс для болельщиков.

Закончи пословицу:

1). Волков бояться — ...;

2) Нет дыма- ...;

3). Куй железо - ...;

4). На безрыбье — ...;

5). Не гордись званием — ...;
б). Знает кошка - ...;

7~. Под лежачий камень - ...;

8). Взялся за гуж - ...;

9). Близок локоть — ...;

10). Старый друг - ...;

11). Что посеешь — ...;

12). Не плюй в колодец - ...;

13). Видно птицу — ...;

14). Семь раз примерь — ...;

15). Готовь сани летом - ...;

16). Шила в мешке - ...;

17). После драки — ...;

18). По одежке встречают - ...

Конкурс командам.

Ведущий: показывает картинки с изображением — шила, ложки, топора,

веника, колодца, телеги, домом с дымом из трубы, книги, овцы, волка, зайца. Какие пословицы и поговорки Вы вспоминаете, глядя на изображение предметов.

Ответы:

Шила в мешке не утаишь.

Дорога ложка к обеду.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

Помнить до новых веников.

Не плюй в колодец пригодится воды напиться.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Одна паршивая овца все стадо портит.

Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.

Труслив как заяц.

Конкурс «Отгадай выражение>>.

На карточках записывается несколько фразеологических оборотов с

неменяющейся частью основного слова, которая заменена тильдой (~ ).

Задача играющих — отгадать все выражения и составить с ними

небольшие предложения.

Из

вон

(плохо)

1

Масте на все ~ и

Толочь в~ у в ступе

 Г- а на лоб лезут

~' а на мокром месте

 Как пить д~.ь

Конкурс игрокам «Как об этом говорят>>.

1). Как говорят о человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем- нибудь? (Фома неверующий).

2). О том, кто часто меняет свои решения. (Семь пятниц на неделе).

3). О положении, когда опасность грозит с двух сторон. (Между двух огней).

4). О том, кто неизмеримо, хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении. (В подметки не годится).

5). О чувстве большой неловкости, стыда. (Готов сквозь землю провалиться).

6). О беспорядке, неразберихе, царящей где-либо. (Черт ногу сломит).

7). О том, кто не знает чего-либо всем известного. (С луны свалился).

8). О кротком, безобидном человеке. (Мухи не обидит).

 Жюри подводит итоги. Участники игры переодеваются для инсценировки басен И.А. Крылова.

Конкурс болельщикам.

Ведущий: — Быстро ответить одним словом:
1). Вылетело из головы (забыл).

2). Поднять на смех (обсмеять).

3). Перемывать косточки (сплетничать).

4). Навострить лыжи (убегать).

5). Пуститься в пляс (заплетать).

6). Не на шутку (серьезно).

7). Как снег на голову ( внезапно, неожиданно).

8). На скорую руку (быстро).

9). Спустя рукава (небрежно, кое-как).

10). В один голос (единодушно).

11). Валять дурака (дурачиться).

12). Клевать носом (дремать).

13). Оставить в дураках (обмануть).

14). В час по чайной ложке (медленно).

15). Не за горами (близко).

16). Буква в букву (точно).

17). Пускать пыль в глаза (обманывать).

18). Надуть губы (обидеться).

19). Во весь дух, со всех ног (быстро).

20). Сколько душе угодно (вдоволь).

Показ домашнего задания.

Команды инсценируют басни И.А. Крылова «Волк и журавль» и «Слон

и Моська». Игроки должны назвать из басен фразеологические сочетания.

(Ни охнуть, ни вздохнуть; ноги протянуть, горю пособить «Волк и
журавль»).

(«Быть в диковинку, отколе ни возьмись; лезть в драку, придавать
духу, без драки попасть в большие забияки «Слон и Моська»).

Подведение итогов жюри. Награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фразеологических оборотов на уроках русского языка

Работая по системе Л.В.Занкова, на уроках русского языка часто применяем работу с фразеологическими оборотами. Ученики младших классов  часто не понимают значения фразеологизмов. Предложенны...

Словарно-орфографическая работа с использованием фразеологических оборотов на уроках русского языка

Описана методика работы над словами с непроверямыми написаниями с использованием фразеологизмов. Предложен конспект урока по данной методике....

Урок-игра КВН на немецком языке для 4 классов

Цели:          Создать условия для оценки уровня сформированности УУД в рамках предмет и изучаемых тем, дл...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Использование фразеологических оборотов русской речи".

Фразеологизм – устойчивое, неделимое сочетание слов. Фразеологические обороты русской речи украшают, делают ее выразительной, придают меткость и образность. Пришли к нам из старины глубокой, из ск...

Презентация к уроку игра КВН по русскому языку" для учащихся 1 класса

Презентация к уроку - игре "КВН по русскому языку"  Страна Словария для учащихся 1 класса - вариант развития интереса к русскому языку....

Урок - игра "Аукцион" по русскому языку. Обобщение по теме "Предложение"

Класс разбивается на группы. Все команды выполняют одинаковые задания, каждое из которых в игре названо "лот". Всего их 5. Первый лот -"Речь". Дети должны определить вид речи(устна...