Урок-игра по русскому языку по теме "Фразеологические обороты"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Данный урок развивает и обогащает устную речь учащихся, делает её более выразительной, помогает ученикам познать красоту и богатство русского языка, развивает мышление, память, творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra.docx | 33.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Н.В. МИШИНОИ
УРОК - ИГРА:
«КАК ЭТО, ПО- РУССКИ?»
(ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ
ОБОРОТАХ1
г. САРАНСК
школа № 36
Оборудование: плакат «В добрый путь!» (фразеологический оборот);
Плакат со словами: «Не спроста и не спустя слово молвится и до веку не сломится», эмблемы команд, картинки с изображением предметов, картина «Фразеологический зверинец>>, карточки с фразеологическими оборотами.
ХОД ИГРЫ.
Ведущий: Хотите, чтобы в кругу друзей Вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание? В таком случае учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения. Наш урок-игра посвящен обобщению знаний о оборотах используемых в нашей обыденной речи. О том, как Вы их знаете и используете мы увидим из нашей игры.
(Выходят две команды. На груди у каждого члена эмблемы с
изображением):
1 команда — (эмблема с интерпретацией фразеологического оборота «Заткнуть
за пояс»).
2 команда — (эмблема с интерпретацией фразеологического оборота «Водить
за нос»).
Конкурс 1 — Что означают Ваши эмблемы? (время 1 минута).
Ведущий: Внимательно посмотрите на эмблемы команд и попытайтесь
подобрать фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной
смысл Ваших эмблем.
Конкурс 2 — Перед Вами описание различных случаев из жизни.
В-'внимательно выслушайте их и выразите подходящим фразеологизмом.
(Ведущий поочередно обращается к каждой команде с различными
ситуациями).
1). Вадим немногословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «Бьют
в цель».
Как говорит Вадим? (Редко, да метко).
2). Дядя Миша умеет все: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор
сам починить может и модель ракеты сделает, и планер.
Как можно назвать дядю Мишу? (Мастер на все руки).
3). Только что мы вспоминали о Викторе, а он тут как тут, пришел.
Что говорят шутя в таком случае? (Легок на помине).
4). Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным,
уклонился, от наказания.
Как говорят об этом? (Вышел сухим из воды).
5). Но мы этого так не оставим. Мы раскроем его проделки и расскажем о них
всему классу.
Что мы сделаем? (Выведем его на чистую воду).
6). Ваш друг говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж
пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово.
Как об этом сказать кратко? (Слов на ветер не бросает).
(Жюри подводит итоги двух конкурсов).
Игра с болельщиками.
Загадки — складки
1). Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой... (Не разольешь).
2). Мы исходили городок
Буквально вдоль... (И поперек).
И так устали мы в дороге,
Что еле...(Волочили ноги).
3). Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки
Не надо ~ Ведь этим ты другу
Окажешь... (Медвежью услугу).
4). Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, ... (Кто по дрова).
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши ... (Вянут).
Конкурс «Почему мы так говорим?»
«Не спроста и не спустя слово молвится и до веку не сломится»— говорят в народе. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой имеет свое основание, часто в глубокой древности. Команды должны дать объяснение происхождения данных выражений: (Командам вручаются конверты).
1- ая команда
2- ая команда
Остаться с носом
На воре шапка горит
Конкурс «Фразеологический зверинец
Вывешивается таблица с изображением зверей: вороны, собаки в будке,
курей, лошади, свиньи в болоте, медведя, волка, зайца.
Здание: припомните не менее двух образных выражений с названием
каждого изображенного здесь зверя и птицы.
Ответы:
1). Волком смотреть на кого-либо, волчий аппетит;
2). Заячья душа, ехать зайцем;
3). Медведь на ухо наступил, медвежья услуга;
4). Не в коня корм, работать как лошадь;
5). Свинья под дубом, посади свинью за стол;
б). Собака на сене, собачий холод;
7). Денег куры не клюют, куриная память;
8). Ворон считать, пуганная ворона;
9). Гусь лапчатый, гусь свинье не товарищ.
Подведение итогов жюри.
Конкурс для болельщиков.
Закончи пословицу:
1). Волков бояться — ...;
2) Нет дыма- ...;
3). Куй железо - ...;
4). На безрыбье — ...;
5). Не гордись званием — ...;
б). Знает кошка - ...;
7~. Под лежачий камень - ...;
8). Взялся за гуж - ...;
9). Близок локоть — ...;
10). Старый друг - ...;
11). Что посеешь — ...;
12). Не плюй в колодец - ...;
13). Видно птицу — ...;
14). Семь раз примерь — ...;
15). Готовь сани летом - ...;
16). Шила в мешке - ...;
17). После драки — ...;
18). По одежке встречают - ...
Конкурс командам.
Ведущий: показывает картинки с изображением — шила, ложки, топора,
веника, колодца, телеги, домом с дымом из трубы, книги, овцы, волка, зайца. Какие пословицы и поговорки Вы вспоминаете, глядя на изображение предметов.
Ответы:
Шила в мешке не утаишь.
Дорога ложка к обеду.
Что написано пером, то не вырубишь топором.
Помнить до новых веников.
Не плюй в колодец пригодится воды напиться.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Одна паршивая овца все стадо портит.
Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.
Труслив как заяц.
Конкурс «Отгадай выражение>>.
На карточках записывается несколько фразеологических оборотов с
неменяющейся частью основного слова, которая заменена тильдой (~ ).
Задача играющих — отгадать все выражения и составить с ними
небольшие предложения.
Из | вон | (плохо) | |
1 |
Масте на все ~ и
Толочь в~ у в ступе
Г- а на лоб лезут
~' а на мокром месте
Как пить д~.ь
Конкурс игрокам «Как об этом говорят>>.
1). Как говорят о человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем- нибудь? (Фома неверующий).
2). О том, кто часто меняет свои решения. (Семь пятниц на неделе).
3). О положении, когда опасность грозит с двух сторон. (Между двух огней).
4). О том, кто неизмеримо, хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении. (В подметки не годится).
5). О чувстве большой неловкости, стыда. (Готов сквозь землю провалиться).
6). О беспорядке, неразберихе, царящей где-либо. (Черт ногу сломит).
7). О том, кто не знает чего-либо всем известного. (С луны свалился).
8). О кротком, безобидном человеке. (Мухи не обидит).
Жюри подводит итоги. Участники игры переодеваются для инсценировки басен И.А. Крылова.
Конкурс болельщикам.
Ведущий: — Быстро ответить одним словом:
1). Вылетело из головы (забыл).
2). Поднять на смех (обсмеять).
3). Перемывать косточки (сплетничать).
4). Навострить лыжи (убегать).
5). Пуститься в пляс (заплетать).
6). Не на шутку (серьезно).
7). Как снег на голову ( внезапно, неожиданно).
8). На скорую руку (быстро).
9). Спустя рукава (небрежно, кое-как).
10). В один голос (единодушно).
11). Валять дурака (дурачиться).
12). Клевать носом (дремать).
13). Оставить в дураках (обмануть).
14). В час по чайной ложке (медленно).
15). Не за горами (близко).
16). Буква в букву (точно).
17). Пускать пыль в глаза (обманывать).
18). Надуть губы (обидеться).
19). Во весь дух, со всех ног (быстро).
20). Сколько душе угодно (вдоволь).
Показ домашнего задания.
Команды инсценируют басни И.А. Крылова «Волк и журавль» и «Слон
и Моська». Игроки должны назвать из басен фразеологические сочетания.
(Ни охнуть, ни вздохнуть; ноги протянуть, горю пособить «Волк и
журавль»).
(«Быть в диковинку, отколе ни возьмись; лезть в драку, придавать
духу, без драки попасть в большие забияки «Слон и Моська»).
Подведение итогов жюри. Награждение команд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фразеологических оборотов на уроках русского языка
Работая по системе Л.В.Занкова, на уроках русского языка часто применяем работу с фразеологическими оборотами. Ученики младших классов часто не понимают значения фразеологизмов. Предложенны...
Урок игра – путешествие по русскому языку по теме: «Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. Закрепление»
Открытый урок по русскому языку в 1 классе....
Словарно-орфографическая работа с использованием фразеологических оборотов на уроках русского языка
Описана методика работы над словами с непроверямыми написаниями с использованием фразеологизмов. Предложен конспект урока по данной методике....
Урок-игра КВН на немецком языке для 4 классов
Цели: Создать условия для оценки уровня сформированности УУД в рамках предмет и изучаемых тем, дл...
Конспект урока русского языка в 3 классе "Использование фразеологических оборотов русской речи".
Фразеологизм – устойчивое, неделимое сочетание слов. Фразеологические обороты русской речи украшают, делают ее выразительной, придают меткость и образность. Пришли к нам из старины глубокой, из ск...
Презентация к уроку игра КВН по русскому языку" для учащихся 1 класса
Презентация к уроку - игре "КВН по русскому языку" Страна Словария для учащихся 1 класса - вариант развития интереса к русскому языку....
Урок - игра "Аукцион" по русскому языку. Обобщение по теме "Предложение"
Класс разбивается на группы. Все команды выполняют одинаковые задания, каждое из которых в игре названо "лот". Всего их 5. Первый лот -"Речь". Дети должны определить вид речи(устна...