Словарно-орфографическая работа с использованием фразеологических оборотов на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме
Описана методика работы над словами с непроверямыми написаниями с использованием фразеологизмов. Предложен конспект урока по данной методике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarno.docx | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов Черемисина Елена Александровна
Словарно-орфографическая работа с использованием фразеологизмов на уроках русского языка в начальной школе
Труднее всего научиться общему языку.
Лешек Кумор (польский афорист)
В современном мире все развивается и совершенствуется, каждая область жизни достигает все более высокого уровня, объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, поэтому школа не может ограничится только тем, что даст детям определенный объем знаний – теоретических и практических, сформирует умения и навыки в соответствии с требованиями программы. Современные педагогические технологии призваны научить ребенка самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке различной информации, формировать познавательные способности школьников, прививать им «вкус» к самостоятельному поиску, к открытиям.
Эту задачу можно успешно решать и на уроках русского языка. Используемая мною структура и методика проведения словарно-орфографической работы с учениками 2-4 классов дает возможность для интенсификации интеллектуального развития учащихся, в первую очередь за счет постоянного повышения уровня инициативы и самостоятельности учеников в организации этого вида работы, а затем и всего учебного процесса. Учащиеся овладевают новыми приемами запоминания; у них активно формируется способность мышления к осуществлению операций обобщающего характера; речь становится более логичной, доказательной, аргументированной. Также при проведении такой работы на уроке русского языка дети сначала с помощью учителя учатся, а затем вполне самостоятельно используют различные словари: орфографический, этимологический, словообразовательный, толковый и, наконец, словарь фразеологических оборотов. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка направлена не только на выработку навыков правописания, развитие устной и письменной речи, но и на развитие коммуникативной компетенции каждого ученика.
Все слова с непроверяемыми написаниями можно разделить на группы, объединенные одной темой. Из класса в класс эти группы могут дополняться новым лексическим материалом. Вся словарно-орфографическая работа делится на три этапа.
Первый этап – поиск предназначенного для ознакомления (или повторения) слова. На этом этапе могут сочетаться различные виды деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор слова по составу, слоговой анализ слова, смысловая связь слов, использование знаний по другим дисциплинам и так далее (некоторые приемы разработаны кандидатом педагогических наук Г.А.Бакулиной). В этот этап можно включить работу по этимологическому анализу слова с использованием этимологического словаря.
Второй этап – запись остальных слов, входящих в данную группу. Работа может проводиться по-разному:
Заполнение пропусков в словах с использованием орфографического словаря (на этапе первичного знакомства со словами);
Запись слов по памяти, с последующей проверкой (на этапе закрепления работы с данными словами).
Третий этап – введение новых слов в активный словарь детей с использованием фразеологических оборотов, пословиц и поговорок. Работа также может проводиться по-разному:
Детям предлагается самим объяснить смысл записанного фразеологизма, а если не будет найден правильный ответ, дети обращаются за толкованием к фразеологическому словарю;
Ученикам сразу предлагается работа с фразеологическим словарем по подбору различных фразеологизмов с заданными словами.
Приведем примеры нескольких групп слов с непроверяемыми написаниями.
Первая группа слов
Растение, береза, осина, орех, овес, пшеница, яблоко.
Поиск слова: из данной цепочки букв мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки (нетрадиционный фонетический разбор)
Пфбктхешсрчещзца (береза)
Запись остальных слов данной группы (смотрите выше)
Используемые фразеологизмы:
Яблоко от яблони недалеко падает.
Овес и сквозь лапоть прорастет.
Досталось на орехи.
Яблоку негде упасть.
Разделать под орех.
Вторая группа слов
Месяц, неделя, понедельник, пятница, суббота, четверг.
Поиск слова:
Первая буква слова является согласной в последнем слоге слова «мама»
Вторая буква – проверяемая гласная в корне слова «река»
Третья буква – последняя согласная в корне слова «лесной»
Четвертая буква – окончание в слове «поля»
Пятая буква – согласная в суффиксе слова «мастерица» (месяц).
В этом задании поиск слова включает в себя частичный разбор по составу, орфографическую работу.
Запись остальных слов. Работа с этимологическим словарем (1-2 слова)
Используемые фразеологизмы:
После дождичка в четверг.
Семь пятниц на неделе.
Из-под пятницы суббота.
Мели, Емеля, твоя неделя.
Третья группа слов
Картина, рисунок, акварель, портрет, карандаш, тетрадь, альбом.
Поиск слова: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
к р а и т н с о у
Расшифруй слова:
Первое слово: 1, 3, 2, 5, 4, 6, 3 (картина)
Второе слово: 2, 4, 7, 9, 6, 8, 1 (рисунок)
При использовании таких заданий дети учатся работать с разнообразными шифрами и кодами, что способствует формированию абстрактного мышления.
Запись всех слов данной группы с использованием орфографического словаря.
Используемые фразеологизмы:
Выглядеть как картинка.
Взять на карандаш.
Четвертая группа слов
Вокзал, вагон, пассажир, билет, багаж, чемодан, перрон, экспресс, путешествие.
Поиск слова: Завершите логическую цепочку –
Магазин – покупатели.
Театр – зрители.
Транспорт - ? (пассажиры)
В процессе выполнения заданий такого типа детям необходимо установить смысловую связь на основе предложенного лингвистического материала. При этом развиваются логическое мышление, устойчивость внимания, связная речь.
Поиск слова: Внимательно посмотрите на данную запись. Назовите новое слово с непроверяемым написанием. Как вы его определили?
Сезон винтик зонтик
Кивок указал ?
Ответ детей: слово «зонтик» образовано из последних слогов первых двух слов в строке. Значит, искомое слово составляем из последних слогов слов нижней строки. Это слово «вокзал».
При выполнении такого вида упражнений необходимо слоговой анализ предложенных слов. У детей развиваются аналитико-синтетические способности, языковая интуиция, аргументированная речь.
Запись всех слов данной группы. Работа с этимологическим словарем (1-2 слова).
Используемые фразеологизмы:
Мертвым багажом лежать.
Вагон и маленькая тележка.
Сидеть на чемоданах.
Пятая группа слов
Погода, улица, облако, горизонт, сосулька, заря, одежда, пальто, сапоги, костюм.
Поиск слова: последовательно соедините буквы, которые являются орфограммами в данных словах –
Грипп, садовый, аллея, вьют, грот, мосты (пальто)
В этом задании поиск слова развивает орфографическую зоркость, аналитико-синтетические способности.
Запись остальных слов с последующей проверкой по орфографическому словарю.
Используемые фразеологизмы:
Встречают по одежке, провожают по уму.
По одежке протягивай ножки.
Льет как из ведра.
Два сапога – пара.
Очутиться на улице.
Таким образом, на примере нескольких групп слов, можно увидеть разнообразные виды упражнений и заданий на разных этапах словарной работы на уроке русского языка, работу с различными словарями. После такой организации работы знакомые фразеологические обороты входят в активный лексический словарь детей. Ученики с интересом самостоятельно находят новые фразеологизмы и используют их в своих творческих работах, в повседневном общении.
Можно в качестве обобщения проводить и целые уроки, на которых основной работой будет словарно-орфографическая. В такие уроки можно включать задания по повторению пройденного материала. Приведем пример такого урока.
Тема: Словарно-орфографическая работа с использованием фразеологизмов.
Цель: Способствовать активизации лексического словаря детей
Задачи:
Вырабатывать навыки правописания словарных слов;
Развивать приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аргументированную речь.
Оборудование:
Карточки для индивидуальной работы;
Словари (орфографический, толковый, этимологический, словарь фразеологизмов);
Рисунки детей (портреты)
Лексическая работа:
Портрет (использование толкового словаря и предметно-наглядного метода)
Акварель (использование этимологического словаря)
Соревнование – конкурс (работа с синонимами)
Ход урока
Организационный момент
Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.
Актуализация опорных знаний
Устная работа
Давайте вспомним фразеологизмы, в которых встречаются слова с непроверяемым написанием.
Ответы детей.
Письменная работа
На карточках записаны фразеологизмы, в которых пропущены слова. Восстановите записи.
1 вариант
_________ на этом деле съел.
После дождичка в _________.
__________ негде упасть.
2 вариант
Оказать _________ услугу.
Семь __________ на неделе.
Одного поля ___________ .
Взаимопроверка по эталону на доске.
Объяснение смысла фразеологических оборотов.
Определение темы урока и постановка цели
Опираясь на выполненное задание, определите тему урока. Попробуйте определить цель нашего урока.
Ответы детей: Будем работать с фразеологизмами, в которых употребляются слова с непроверяемыми написаниями. Возможно познакомимся с новыми фразеологическими оборотами.
Знакомство с новыми словами
1)Расшифруйте слово, пользуясь одним из математических действий
1 6 7 8 9
2 м е о и
3 а п з л
4 р н к т
5 с у ы я
Шифр: 1 буква – 21 5 буква – 24
2 буква – 16 6 буква – 14
3 буква – 24 7 буква – 36
4 буква -36
Ответ детей: Будем использовать действие умножения, находя буквы по значению произведения. Это слово – портрет.
Учитель: Найдите слово в орфографическом словаре. Назовите опасные места, запишите в тетрадь. К какой части речи относится слово? Назовите грамматические признаки этого существительного.
Дети: Существительное портрет – неодушевленное, нарицательное, м,р,
2 скл.
Учитель: Где можно узнать лексическое значение этого слова?
Дети: В толковом словаре.
Находим и читаем толкование слова.
Учитель: На уроке изобразительной деятельности вы учились рисовать портреты. Рассмотрите их. Какой краской пользовались при выполнении работы?
Дети: Гуашью
Учитель: Назовите орфограмму в этом слове
Дети: Мягкий знак после шипящей на конце существительного женского рода
2)Прочитайте словосочетания. Определите падеж существительных.
Рассказывал актрисе
Ехали в вагоне
Положили рельсы
Вторые слова закрываются.
Напишите словосочетания по памяти, опираясь на первые слова.
Расшифруем второе слово. Соедините первые слоги записанных существительных и назовите слово.
Дети: Это слово – акварель.
Учитель: Найдите слово в орфографическом словаре, запишите его в тетрадь.
Определите этимологию слова.
Дети пользуются этимологическим словарем.
3)Расшифруем еще два слова
К р а и р с т у и н н о а к (картина, рисунок)
Работа с фразеологизмом
Объясните ,как вы понимаете записанный фразеологизм
Выглядеть как картинка.
Выслушиваются ответы детей. Идет работа со словарем. Предложение записывается в тетрадь.
Закрепление написания слов
1)Работа с предложением
Составьте и запишите предложение с одним или несколькими словами, с которыми познакомились.
Выслушиваются ответы детей.
Учитель: Составьте предложение из слов
Художники, картины, акварелью, юные, писали
Произведите синтаксический разбор этого предложения (один ученик работает у доски)
2)Работа с текстом
Учитель: отгадайте название текста – это синоним к слову «соревнование»
Дети: Синоним к слову соревнование – конкурс.
Учитель: Запишите текст, исправляя ошибки. Укажите грамматические признаки 3-4 имен существительных
Конкурс
В субботу в нашем классе праходил конкурс ресункка. Саша Чяшкин нарисовал портрет своей бабушки. Многие ребята ресовали картины природы. Вот на верхушки мохнатой ели сидит большая ворона. А эта зеленая поляна полна спелой земляники. У Юли загадкиной картина нарисована гуашью, а у Димы рисунок выполнен акварелю.
Учитель: Назовите слова, с которыми знакомились на уроке и родственные к ним слова. На какие орфограммы были допущены ошибки?
Итог урока. Рефлексия.
Запись по памяти изученных слов и фразеологизма на заранее приготовленных карточках.
Учитель: Спасибо за работу! Самостоятельно оцените свою работу на уроке с помощью условных знаков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фразеологических оборотов на уроках русского языка
Работая по системе Л.В.Занкова, на уроках русского языка часто применяем работу с фразеологическими оборотами. Ученики младших классов часто не понимают значения фразеологизмов. Предложенны...
Приёмы оригинальной педагогической техники. Использование этимологического прогнозирования на уроках русского языка в работе над непроверяемыми написаниями
В данной статье представлен материал из опыта работы. В ней раскрывается эффективный приём этимологического прогнозирования в работе над непроверяемыми написаниями на уроках русского языка...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
План работы над темой самообразования: «Использование исследовательской деятельности на уроках русского языка как одно из условий формирования УУД младших школьников».
Цель: способствовать формированию УУД через внедрение исследовательской деятельности на уроках русского языка. Задачи:- проанализировать познавательную и исследовательскую деятельность в об...
Статья "Некоторые методы и приемы использования ономастического материала на уроках русского языка" (из опыта работы учителя)
Одной из важных задач обучения русскому языку является пробуждение интереса, положительной мотивации к изучению русского языка....
Использование опорных таблиц на уроках русского языка и математики в работе со слабослышащими и глухими обучающимися
В статье представлены таблицы по математике и русскому языку, которые показывают учащимся алгоритм работы по изученным темам. Обучающимся с нарушенной функцией слуха данный наглядный материал помогает...
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЬМИ БИЛИНГВАМИ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО РОДНОГО ЯЗЫКА
В данной статье представлены теоретические и практические аспекты проблемы успешного обучения русскому языку детей-билингвов и пути её решения. Перед педагогами, работающими с учащимися начальных клас...