Словарно-орфографическая работа с использованием фразеологических оборотов на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме

ЧЕРЕМИСИНА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

Описана методика работы над словами с непроверямыми написаниями с использованием фразеологизмов. Предложен конспект урока по данной методике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarno.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов Черемисина Елена Александровна

Словарно-орфографическая работа с использованием фразеологизмов на уроках русского языка в начальной школе

Труднее всего научиться общему языку.

Лешек Кумор (польский афорист)

В современном мире все развивается и совершенствуется, каждая область жизни достигает все более высокого уровня, объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, поэтому школа не может ограничится только тем, что даст детям определенный объем знаний – теоретических и практических, сформирует умения и навыки в соответствии с требованиями программы. Современные педагогические технологии призваны научить ребенка самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке различной информации, формировать познавательные способности школьников, прививать им «вкус» к самостоятельному поиску, к открытиям.

Эту задачу можно успешно решать и на уроках русского языка. Используемая мною структура и методика проведения словарно-орфографической работы с учениками 2-4 классов дает возможность для интенсификации интеллектуального развития учащихся, в первую очередь за счет постоянного повышения уровня инициативы и самостоятельности учеников в организации этого вида работы, а затем и всего учебного процесса. Учащиеся овладевают новыми приемами запоминания; у них активно формируется способность мышления к осуществлению операций обобщающего характера; речь становится более логичной, доказательной, аргументированной. Также при проведении такой работы на уроке русского языка дети сначала с помощью учителя учатся, а затем вполне самостоятельно используют различные словари: орфографический, этимологический, словообразовательный, толковый и, наконец, словарь фразеологических оборотов. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка направлена не только на выработку навыков правописания, развитие устной и письменной речи, но и на развитие коммуникативной компетенции каждого ученика.

Все слова с непроверяемыми написаниями можно разделить на группы, объединенные одной темой. Из класса в класс эти группы могут дополняться новым лексическим материалом. Вся словарно-орфографическая работа делится на три этапа.

Первый этап – поиск предназначенного для ознакомления (или повторения) слова. На этом этапе могут сочетаться различные виды деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор слова по составу, слоговой анализ слова, смысловая связь слов, использование знаний по другим дисциплинам и так далее (некоторые приемы разработаны кандидатом педагогических наук Г.А.Бакулиной). В этот этап можно включить работу по этимологическому анализу слова с использованием этимологического словаря.

Второй этап – запись остальных слов, входящих в данную группу. Работа может проводиться по-разному:

Заполнение пропусков в словах с использованием орфографического словаря (на этапе первичного знакомства со словами);

Запись слов по памяти, с последующей проверкой (на этапе закрепления работы с данными словами).

Третий этап – введение новых слов в активный словарь детей с использованием фразеологических оборотов, пословиц и поговорок. Работа также может проводиться по-разному:

Детям предлагается самим объяснить смысл записанного фразеологизма, а если не будет найден правильный ответ, дети обращаются за толкованием к фразеологическому словарю;

Ученикам сразу предлагается работа с фразеологическим словарем по подбору различных фразеологизмов с заданными словами.

Приведем примеры нескольких групп слов с непроверяемыми написаниями.

Первая группа слов

Растение, береза, осина, орех, овес, пшеница, яблоко.

Поиск слова: из данной цепочки букв мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки (нетрадиционный фонетический разбор)

Пфбктхешсрчещзца (береза)

Запись остальных слов данной группы (смотрите выше)

Используемые фразеологизмы:

Яблоко от яблони недалеко падает.

Овес и сквозь лапоть прорастет.

Досталось на орехи.

Яблоку негде упасть.

Разделать под орех.

Вторая группа слов

Месяц, неделя, понедельник, пятница, суббота, четверг.

Поиск слова:

Первая буква слова является согласной в последнем слоге слова «мама»

Вторая буква – проверяемая гласная в корне слова «река»

Третья буква – последняя согласная в корне слова «лесной»

Четвертая буква – окончание в слове «поля»

Пятая буква – согласная в суффиксе слова «мастерица» (месяц).

В этом задании поиск слова включает в себя частичный разбор по составу, орфографическую работу.

Запись остальных слов. Работа с этимологическим словарем (1-2 слова)

Используемые фразеологизмы:

После дождичка в четверг.

Семь пятниц на неделе.

Из-под пятницы суббота.

Мели, Емеля, твоя неделя.

Третья группа слов

Картина, рисунок, акварель, портрет, карандаш, тетрадь, альбом.

Поиск слова:  1 2 3 4 5 6 7 8 9

                         к р а и т н с о у

Расшифруй слова:

Первое слово: 1, 3, 2, 5, 4, 6, 3 (картина)

Второе слово: 2, 4, 7, 9, 6, 8, 1 (рисунок)

При использовании таких заданий дети учатся работать с разнообразными шифрами и кодами, что способствует формированию абстрактного мышления.

Запись всех слов данной группы с использованием орфографического словаря.

Используемые фразеологизмы:

Выглядеть как картинка.

Взять на карандаш.

Четвертая группа слов

Вокзал, вагон, пассажир, билет, багаж, чемодан, перрон, экспресс, путешествие.

Поиск слова: Завершите логическую цепочку –

Магазин – покупатели.

Театр – зрители.

Транспорт - ?     (пассажиры)

В процессе выполнения заданий такого типа детям необходимо установить смысловую связь на основе предложенного лингвистического материала. При этом развиваются логическое мышление, устойчивость внимания, связная речь.

Поиск слова: Внимательно посмотрите на данную запись. Назовите новое слово с непроверяемым написанием. Как вы его определили?

Сезон        винтик       зонтик

Кивок        указал            ?

Ответ детей: слово «зонтик» образовано из последних слогов первых двух слов в строке. Значит, искомое слово составляем из последних слогов слов нижней строки. Это слово «вокзал».

При выполнении такого вида упражнений необходимо слоговой анализ предложенных слов. У детей развиваются аналитико-синтетические способности, языковая интуиция, аргументированная речь.

Запись всех слов данной группы. Работа с этимологическим словарем (1-2 слова).

Используемые фразеологизмы:

Мертвым багажом лежать.

Вагон и маленькая тележка.

Сидеть на чемоданах.

Пятая группа слов

Погода, улица, облако, горизонт, сосулька, заря, одежда, пальто, сапоги, костюм.

Поиск слова: последовательно соедините буквы, которые являются орфограммами в данных словах –

Грипп, садовый, аллея, вьют, грот, мосты  (пальто)

В этом задании поиск слова развивает орфографическую зоркость, аналитико-синтетические способности.

Запись остальных слов с последующей проверкой по орфографическому словарю.

Используемые фразеологизмы:

Встречают по одежке, провожают по уму.

По одежке протягивай ножки.

Льет как из ведра.

Два сапога – пара.

Очутиться на улице.

Таким образом, на примере нескольких групп слов, можно увидеть разнообразные виды упражнений и заданий на разных этапах словарной работы на уроке русского языка, работу с различными словарями. После такой организации работы знакомые фразеологические обороты входят в активный лексический словарь детей. Ученики с интересом самостоятельно находят новые фразеологизмы и используют их в своих творческих работах, в повседневном общении.

Можно в качестве обобщения проводить и целые уроки, на которых основной работой будет словарно-орфографическая. В такие уроки можно включать задания по повторению пройденного материала. Приведем пример такого урока.

Тема: Словарно-орфографическая работа с использованием фразеологизмов.

Цель: Способствовать активизации лексического словаря детей

Задачи:

Вырабатывать навыки правописания словарных слов;

Развивать приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аргументированную речь.

Оборудование:

Карточки для индивидуальной работы;

Словари (орфографический, толковый, этимологический, словарь фразеологизмов);

Рисунки детей (портреты)

Лексическая работа:

Портрет (использование толкового словаря и предметно-наглядного метода)

Акварель (использование этимологического словаря)

Соревнование – конкурс (работа с синонимами)

Ход урока

Организационный момент

Учите русский – годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом.

Актуализация опорных знаний

Устная работа

Давайте вспомним фразеологизмы, в которых встречаются слова с непроверяемым написанием.

Ответы детей.

Письменная работа

На карточках записаны фразеологизмы, в которых пропущены слова. Восстановите записи.

               1 вариант

_________ на этом деле съел.

После дождичка в _________.

__________ негде упасть.

                2 вариант

Оказать _________ услугу.

Семь __________ на неделе.

Одного поля ___________ .

Взаимопроверка по эталону на доске.

Объяснение смысла фразеологических оборотов.

Определение темы урока и постановка цели

Опираясь на выполненное задание, определите тему урока. Попробуйте определить цель нашего урока.

Ответы детей: Будем работать с фразеологизмами, в которых употребляются слова с непроверяемыми написаниями. Возможно познакомимся с новыми фразеологическими оборотами.

Знакомство с новыми словами

1)Расшифруйте слово, пользуясь одним из математических действий

          1  6  7  8  9

          2  м е  о  и

          3  а  п  з  л

          4  р  н  к  т

          5  с  у  ы  я

Шифр: 1 буква – 21          5 буква – 24

              2 буква – 16         6 буква – 14

              3 буква – 24          7 буква – 36

              4 буква -36

Ответ детей: Будем использовать действие умножения, находя буквы по значению произведения. Это слово – портрет.

Учитель: Найдите слово в орфографическом словаре. Назовите опасные места, запишите в тетрадь. К какой части речи относится слово? Назовите грамматические признаки этого существительного.

Дети: Существительное портрет – неодушевленное, нарицательное, м,р,

2 скл.

Учитель: Где можно узнать лексическое значение этого слова?

Дети: В толковом словаре.

Находим и читаем толкование слова.

Учитель: На уроке изобразительной деятельности вы учились рисовать портреты. Рассмотрите их. Какой краской пользовались при выполнении работы?

Дети: Гуашью

Учитель: Назовите орфограмму в этом слове

Дети: Мягкий знак после шипящей на конце существительного женского рода

2)Прочитайте словосочетания. Определите падеж существительных.

Рассказывал актрисе

Ехали в вагоне

Положили рельсы

Вторые слова закрываются.

Напишите словосочетания по памяти, опираясь на первые слова.

Расшифруем второе слово. Соедините первые слоги записанных существительных и назовите слово.

Дети: Это слово – акварель.

Учитель: Найдите слово в орфографическом словаре, запишите его в тетрадь.

Определите этимологию слова.

Дети пользуются этимологическим словарем.

3)Расшифруем еще два слова

К р а и р с т у и н н о а к (картина, рисунок)

Работа с фразеологизмом

Объясните ,как вы понимаете записанный фразеологизм

Выглядеть как картинка.

Выслушиваются ответы детей. Идет работа со словарем. Предложение записывается в тетрадь.

Закрепление написания слов

1)Работа с предложением

Составьте и запишите предложение с одним или несколькими словами, с которыми познакомились.

Выслушиваются ответы детей.

Учитель: Составьте предложение из слов

Художники, картины, акварелью, юные, писали

Произведите синтаксический разбор этого предложения (один ученик работает у доски)

2)Работа с текстом

Учитель: отгадайте название текста – это синоним к слову «соревнование»

Дети: Синоним к слову соревнование – конкурс.

Учитель: Запишите текст, исправляя ошибки. Укажите грамматические признаки 3-4 имен существительных

                       Конкурс

В субботу в нашем классе праходил конкурс ресункка. Саша Чяшкин нарисовал портрет своей бабушки. Многие ребята ресовали картины природы. Вот на верхушки мохнатой ели сидит большая ворона. А эта зеленая поляна полна спелой земляники. У Юли загадкиной картина нарисована гуашью, а у Димы рисунок выполнен акварелю.

Учитель: Назовите слова, с которыми знакомились на уроке и родственные к ним слова. На какие орфограммы были допущены ошибки?

Итог урока. Рефлексия.

Запись по памяти изученных слов и фразеологизма на заранее приготовленных карточках.

Учитель: Спасибо за работу! Самостоятельно оцените свою работу на уроке с помощью  условных знаков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фразеологических оборотов на уроках русского языка

Работая по системе Л.В.Занкова, на уроках русского языка часто применяем работу с фразеологическими оборотами. Ученики младших классов  часто не понимают значения фразеологизмов. Предложенны...

Приёмы оригинальной педагогической техники. Использование этимологического прогнозирования на уроках русского языка в работе над непроверяемыми написаниями

В данной  статье  представлен материал из опыта работы. В ней раскрывается эффективный приём этимологического прогнозирования в работе над непроверяемыми написаниями на уроках русского языка...

План работы над темой самообразования: «Использование исследовательской деятельности на уроках русского языка как одно из условий формирования УУД младших школьников».

Цель: способствовать формированию УУД через внедрение исследовательской деятельности на уроках русского языка. Задачи:- проанализировать познавательную и исследовательскую деятельность в об...

Статья "Некоторые методы и приемы использования ономастического материала на уроках русского языка" (из опыта работы учителя)

Одной из важных задач обучения русскому языку является пробуждение интереса, положительной мотивации к изучению русского языка....

Использование опорных таблиц на уроках русского языка и математики в работе со слабослышащими и глухими обучающимися

В статье представлены таблицы по математике и русскому языку, которые показывают учащимся алгоритм работы по изученным темам. Обучающимся с нарушенной функцией слуха данный наглядный материал помогает...

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЬМИ БИЛИНГВАМИ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО РОДНОГО ЯЗЫКА

В данной статье представлены теоретические и практические аспекты проблемы успешного обучения русскому языку детей-билингвов и пути её решения. Перед педагогами, работающими с учащимися начальных клас...