урок по русскому языку " изменение существительных по падежам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Янгула Валентина Анатольевна

урок по русскому языку " изменение существительных по падежам"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольные работы по  русскому языку

3 класс

«Школа России»

 

 

Виды работ

Количество по четвертям

I

II

III

IV

год

Контрольная работа

2

2

3

2

9

Контрольное списывание

-

1

1

1

3

Итого

2

3

4

3

12

График контрольных работ по русскому языку

18.09

Стартовая контрольная работа. Диктант№1

2

12.10

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 2

3

10.11

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 3

4

06.12

Списывание № 1

5

15.12

Контрольный диктант с грамматическим заданием №4

6

24.01

Контрольный диктант с грамматическим заданием №5

7

06.02

Списывание №2

8

22.02

Контрольный диктант с грамматическим заданием №6

9

20.03

Контрольный диктант с грамматическим заданием.№7

10

06.04

Списывание №3

11

03.05

Контрольный диктант с грамматическим заданием №8

12

18.05

Итоговый контрольный диктант №9


Контрольный диктант № 1

(входной)

Осенью

Мы часто ходим в ближайший лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом. 

(41 слово)

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматические задания:

  1. Подчеркнуть грамматическую основу:

1 вариант – в 3 предложении

2 вариант – в 4 предложении

  1. Выписать слово, в котором два слога, все согласные звонкие
  2. Выписать из текста однокоренные слова.













Контрольный диктант № 2

Контроль знаний за 1 четверть.

Прощание с осенью.

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмерзла.

Грамматические задания:

  1. В первом предложении подчеркнуть подлежащие и сказуемое.
  2. Разобрать по составу слова: осенний, саду.
  3. Выписать из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.














Контрольный диктант № 3

Ноябрь.

Ноябрь. Пришли первые морозные деньки. Падают с неба белые звёздочки. Снежный ковёр укрывает поля и леса. На деревьях блестят пушистые снежинки. С берёз и осин листва давно опала. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу.

Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Это оляпка или водяной воробей.

(64 слова)


Грамматические задания:

  1. Пятое предложение разобрать по членам.
  2. Выписать из диктанта однокоренные слова к слову снег, разобрать их по составу.

Снег, …











Контрольная диктант № 4

Контроль знаний за 2 четверть.

Синицы.

Пушистый снег скрипел под ногами. Мы с дедом Андреем шли медленно. Мороз крепчал. Вот и лесопилка. Появились шустренькие синички. Это были ловкие и смелые птички. Они не боялись шума и визга пилы. Синицы осмотрели каждое дерево. Они засовывали свои клювики в щель и вытаскивали вредителей. С утра до вечера работали птицы. Вот так помощницы!


Слова для справок: лесопилка

Грамматические задания:

1. Найди грамматическую основу предложения. Подпиши над словами части речи всех слов предложения

1 вариант - Пушистый снег скрипел под ногами.

2 вариант - Появились шустрые синички.

2. Разбери слова по составу:

1 вариант – пушистый, птички

2 вариант – клювики, шустренькие

3. Из ряда слов выпишите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Напиши проверочное слово, выдели орфограмму.

Побег, мороз, (под) ногами, крепчал, беленький, вредители





Контрольный диктант № 5

Дорога к озеру

Весь день мы шли сосновыми лесами. На сухих полянах пели кузнечики. В воздухе пахло горячей сосновой корой и душистой земляникой. В небе над верхушками сосен висели ястребы. Мы отдыхали в тени осин и берёз. Потом пробирались через чащу на сырые места. Дышали грибным прелым запахом травы и корней. Жара для нас была мучительна. Только к закату мы вышли на берег озера.

(64 слова)

Грамматические задания:

  1. Выполнить звуко-буквенный разбор слова

1 вариант - озёра1

2 вариант – берёз1

  1. Определить род имён существительных:

1 вариант - багаж, калач, яблоко, площади, кровать, тарелки

2 вариант - тишь, кирпич, пальто, морковь, свечи, шалаш.

  1. Записать по 2 слова, относящихся к женскому, мужскому, среднему родам.
  2. Образовать форму единственного или множественного числа:

1 вариант: лес -…, чащи - …, озёра - …, берёза - …

1 вариант: трава - …, корни - …, берег - …, дороги - …


Контрольный диктант № 6

На рыбной ловле

         Дорога шла через рожь к реке. Шуршали на ветру золотые колосья. Мы шли на рыбалку. Под ногами пробежала полевая мышь. Послышался плач в чаще леса. Это сыч затянул свою песню. Вот и река. Кругом тишь. Ловля началась. Скоро на удочку попался ёрш. Потом мы вытащили щуку и леща. Близилась ночь. Мы сделали шалаш. Утром солнце осветило окрестность. Мы продолжили рыбалку.

(63 слова)

Грамматические задания:

  1. Выполни морфологический разбор слова:

1 вариант - к реке3

2 вариант - леща3.

  1. Выполни синтаксический разбор предложения.

1 вариант – 4 предложение

2 вариант – 2 предложение

  1. Определи падеж имён существительных в предложении:

На травинке греют спинки золотые паучки.


Контрольный диктант № 7

Контроль знаний за 3 четверть

Весеннее утро

Как хорошо весенним утром в лесу! Вот из-за горизонта выкатилось огромное красное солнце. Вот солнечные лучи попали в густой туман. Он заклубился розовым паром. Открылась водная гладь. На сосенке проснулась крошечная шишечка. Малютка смотрит на широкое поле за рекой. Видит стройные ели с пушистыми ветвями. Слушает радостное пение птиц. Вдыхает аромат лёгкого весеннего воздуха. Вся природа вместе с ней радуется весне.

(63 слова)

Грамматические задания:

  1. Выпиши из текста три словосочетания:

прилагательное +существительное.

  1. Выполни синтаксический разбор предложения:

1 вариант – 6 предложение

2 вариант – 7 предложение

  1. Выполни морфологический разбор прилагательного

1 вариант – крошечная3

2 вариант – широкое3


Контрольный диктант № 8

Вот и весна

Ночью бывают заморозки. Днем солнце съедает снег и лёд. По дорожкам и тропинкам бегут шумные ручьи. Лучи весеннего солнца играют в воде.

Потянулись с юга перелётные птицы. У школьников праздник. Ребята встречают пернатых друзей. Прилетели грачи – вестники весны. Мальчики повесили на стройных березках скворечники. Вот уже пара скворцов влетела в домик.

Дети рады пернатым друзьям.

Грамматические задания:

  1. Подчеркни главные члены предложения, обозначь части речи

1 вариант – 4 предложение

2 вариант – 9 предложение

  1. Придумать три слова к данной схеме:

1 вариант – корень, суффикс, окончание

приставка, корень

2 вариант - приставка, корень, окончание

корень, суффикс

  1. Разгадай правило и допиши по 2 слова на это правило

1 вариант – грустный, местность, …, …

лесной, моряк, …, …

2 вариант - праздник, окрестный, …, …

мягкий, грядка,…, ….

Итоговый контрольный диктант № 9.

Весна

Наступила поздняя весна. Погода стоит чудесная. Яркие лучи солнца ласкают землю. Тепло. Из земли показалась молодая травка. На поляне появились голубые подснежники. На берёзах и тополях набухли почки. В лесу запахло берёзовым соком. Скоро на деревьях зазеленеют листья. Вот уже видны их первые зелёные язычки. Хорошо весной!

Птицы поют свои весёлые песни. Радостно чирикают воробьи. Прыгают шустрые синички. Все рады весне.

Грамматические задания:

1 вариант

2 вариант

1. Разберите 5предложение по членам и частям речи.

1. Разберите 6 предложение по членам и частям речи.

2. Подобрать и записать однокоренные слова разных частей речи (не менее двух) с корнем – зим-

2. Подобрать и записать однокоренные слова разных частей речи (не менее двух) с корнем – сад -

3. Выпиши три слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, подчеркни безударную гласную.

3. Выпиши три слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, подчеркни безударную гласную.



Контрольное списывание № 1

С далёкой прогулки

Я плетусь домой с далёкой прогулки. Колени словно чужие. Спину ломит, а голову нажгло солнцем. Я едва вижу узкую тропинку. Широко открывать глаза не могу.

И всё же я счастлив!

Я увидел, как маленькая гусеница устроила себе дом, стянув края листа. Я следил в зарослях травы за жуками. Завтра опять будут гореть усталые глаза. Опять длинной покажется дорога домой. Но снова я что-то увижу, узнаю.

(68 слов)


Контрольное списывание (с грамматическим заданием) № 2

Про медведей

Маленькие медв…жата очень забавны и игривы. Жаль только, что ре…ко удаётся видеть их. Медведица бывает в это время сердита и на д…лёкое расстояние не (под)пускает никого к своей с…мье.

Медвежата шаловливы: лазают (по)дерев…ям, борются, как реб…тишки, бегают взад и вперёд, проказнич…ют.

Вот (из)ближних кустов появилась толстая зв…риная голова. В лохматой шерсти бл…снули з…лёные гла…ки. Это был медве…ь. Что делать() Медведица (по)дала голо…, и сем…я быстро уд…лилась в чащу.

(70 слов)

Грамматические задания:

  1. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
  2. В 5-м предложении подчеркни главные члены предложения.
  3. Из этого же предложения выпиши словосочетания.
  4. Разбери по составу слова: глазки2, медведица2

Контрольное списывание № 3

Ласточки

Радостно светит весеннее солнышко. В такую чудесную погоду прилетели ласточки. Далеко разносятся их весёлые песни.

Летали ласточки к старому домику. Он осыпался и развалился. Каждый день носили ласточки в клювах солому, глину, прутики. Долго работали певуньи. Хорошее получилось гнёздышко.

Скоро в гнезде появились птенчики. Узнал об этом чёрный кот. Решил он полакомиться и стал следить за птенцами.

Увидели ласточки кота и стали отвлекать его от гнезда. Оберегают они своих маленьких детёнышей от опасности.



Предварительный просмотр:

3 класс. Урок русского языка.

Тема «Изменение имён существительных по падежам»

Цель: создать условия для формирования первоначального представления о склонении существительного (изменении имени существительного по падежным вопросам) и познакомить обучающихся с названием падежей.

Задачи:

1). Формировать умение правильно изменять имена существительные по падежам.

2). Развивать критическое мышление, монологическую речь.

3). Воспитывать культуру общения, любовь к русскому языку.

Оборудование:

Сценарий урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный этап.

Учитель проверяет готовность к уроку обучающихся.

- Присаживайтесь, начинаем урок русского языка.

 Соприкасаемся пальчиками 
с соседом по парте и говорим:

желаю (большой)

успеха (указательный)

большого (средний)

во всем (безымянный)

и везде (мизинец).

Здравствуй (вся ладонь).

У обучающихся на парте находится всё необходимое для урока.

-Обучающиеся соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят слова.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Какой большой раздел изучаем по русскому языку?

- Давайте вспомним, что такое имя существительное?

- Сколько букв «тэ» есть в слове существительное?

- Одинаковый ли согласный звук они обозначают?

(На доске появляется характеристика буквы «Т» - согласный, твёрдый/мягкий, глухой, парный по звонкости/глухости).

- За партой сидим правильно, в тетрадях пишем аккуратно дату и (вид работы) Классная работа.

Минутка «Пиши красиво»

Тт

- Какого рода бывают имена существительные?

- Как изменяются имена существительные?

- Посмотрите на слайд 1. Прочитайте. Что прочитали? Почему?

- Запишите эти слова в тетрадь, изменив множественное число на единственное.

Мячи, вещи, мыши, ужи, лучи, овощи броши.

- Проверьте со слайдом 2. У кого записано как на слайде встаньте, пожалуйста.

Мяч, вещь, мышь, уж, луч, овощ, брошь.

- Скажите, пожалуйста, на что указывает мягкий знак после шипящих согласных в конце имён существительных?

- Выделите окончания у данных слов. Что для этого необходимо сделать?

- Что такое окончание?

- А кто знаете, как ещё можно в слове найти окончание?

- Мы изучаем раздел «Имя существительное»

- Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

- Две буквы.

-Нет. Первая буквы «Т» обозначает – согласный, твёрдый, вторая «Т» - согласный мягкий.

Обучающиеся пишут в тетрадях дату и вид работы.

- Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

- Имена существительные изменяются по числам.

- На слайде записаны слова множественного числа.

- Обучающиеся выполняют самостоятельно.

- Обучающиеся, которые выполнили задание правильно встают у парты.

- Мягкий знак после шипящих согласных на конце имён существительных указывает, что существительное женского рода.

- Один ученик выполняет работу на доске, изменяя число.

- Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

(обучающиеся предлагают, это вызывает у них затруднение)

 3.Актуализация знаний.

- Прочитайте предложения на листочке.

    Мы живём в Новоуральске. Наш город расположен на берегу Верх-Невинского водохранилища. С одной стороны города Уральские горы. С другой – леса. От Екатеринбурга к городу проложена шоссейная дорога.

      В городе идёт строительство нового спортивного комплекса. Мы любим родной город. Мы гордимся своим городом!

- Что прочитали? Докажите.

- Какова тема текста?

- Подчеркните в тексте форму слова «город». Посчитайте сколько раз встретилось это слово?

- Выпишем эти формы слова «город» в столбик, отступив от края страницы 5 см (три пальчика). Учитель прикрепляет таблички со словами на доску.

город

города

к городу

город

городом

в городе

- Кто сможет доказать: почему эти слова не родственные, а форма одного и того же слова?

- Выделите окончание и подчеркните основу слова.

- А почему у этих слов менялись окончания?

 

- Давайте запишем вопросы к каждому слову.

(пишет на доске учитель)

что? город

чего? города

к чему? к городу

что? город

чем? городом

в чём? в городе

- Кто сможет сформулировать тему урока?

- Какова цель урока?

Итак, закончите предложение: «Имена существительные изменяются по числам и … вопросам»

- Международный день родного языка -21 февраля.

- Обучающиеся читают вполголоса текст.

- Мы прочитали текст, т.к. «текст – два и более предложений, связанных одной темой».

- В тексте говорится о городе Новоуральск.

- 6 раз.

- обучающиеся записывают в тетрадь.

- В этих словах разные только окончания, а основа слова одинаковая.

- По одному ученику выходят к доске и выполняют задание на доске, остальные в тетради.

- обучающиеся высказывают свои предположения (изменяли существительное «город» по вопросам)

Обучающиеся задают вопросы и записывают в тетрадь

-«Изменение имён существительных по вопросам»

- Научиться изменять имена существительные по вопросам.

Физпауза

 «Я иду и ты идешь»
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.) 
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.) 
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.) 
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.) 

4. Первичное усвоение новых знаний.

- Прочитайте второй текст.

   Друг – это человек, который всё поймёт и поможет. Друга не забудешь через годы. Другу доверишь любую тайну. Я уважаю своего друга. Я горжусь другом. Многие мечтают о настоящем друге.

 - Какова основная мысль этого теста?

- Подчеркните слово, которое повторяется в каждом предложении.

- Выпишем его с вопросами.

- Что менялось в слове?

- Что мы выписали родственные слова или форму одного и того же слова?

- «Многие мечтают о настоящем друге».

- Обучающие по одному выходят к доске и записывают вопрос и слово.

кто? друг

кого? друга

кому? другу

кого? друга

кем? другом

о ком? о друге

- Выделите окончания и подчеркните основу слов.

- Мы выписали форму одного и того же слова «друг», потому что изменилось только окончание, основа не изменилась.

 5. Первичная проверка понимания

- Сколько раз мы изменили каждое слово по вопросам?

- Открываем учебник на с. 20. Прочитайте вдумчиво. Внимательно правило «Узелки на память» и приготовьтесь ответить на вопросы.

- Сколько абзацев в правиле?

- Какие слова выделены в первом абзаце?

- А у нас какая тема урока была?

- Почему разные темы?

- Откорректируйте тогда тему урока.

- Тогда как перефразировать цель урока?

-

 Для чего мы изменяли имена существительные по падежам?

- Прочитает вслух второй абзац…

-  Сколько падежей в русском языке?

- Каждый падеж имеет своё название. Рассмотрите таблицу внизу. Давайте подпишем названия падежей в тетрадь.

- Чтобы легче было запомнить, посмотрите на таблицу на слайде 3.

- 6 раз.

Обучающиеся внимательно читают правило.

- 2.

-Изменение по падежам, склонение.

- Изменение имён существительных по вопросам.

- Нет, тема одна и та же, т.к. изменение имён существительных по вопросам – это называется изменением по падежам или склонением.

- Изменение имён существительных по падежам.

- научиться изменять имена существительные по падежам.

- При изменении имён существительных менялось окончание.

- 6 падежей

6.Первичное закрепление.

Работа с презентацией.

Иван

Именительный падеж

Кто? что?

Рубил

Родительный падеж

Кого? Чего?

Дрова

Дательный падеж

Кому? Чему?

Варя

Винительный падеж

Кого? Что?

Топила

Творительный падеж

Кем? Чем?

Печь

Предложный падеж

О ком? О чём?

-  Послушайте сказку Е.Мережинской «Откуда пошли названия падежей»

  • Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный.
  • Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
  • Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
  • Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
  • Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
  • Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.

 Обучающиеся повторяют и стараются выучить.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Скажите, пожалуйста, мы цели урока достигли?

 - Через какие задачи?

- Да, цели урока достигли.

- Тренировались, делали выводы, сравнили с учебником.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Уч. с. 20 правило выучить, упр. № 30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Изменение существительных по падежам», УМК " (3 класс)

Цель деятельности учителя: создание условий для формирования первоначальных представлений о склонении имён существительных, знакомство учащихся с названием падежей, способом определения их у имён суще...

Конспект урока по русскому языку "Изменение прилагательных по падежам" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Изменение прилагательных по падежам»Цели деятельности учителя:-Формирование знаний об изменении прилагательных по падежам-Формирование умений изме...