Рабочая программа по русскому языку 4 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему

Абрамова Татьяна Анатольевна

Рабочая программа составлена к курсу Русский язык, автор Рамзаева Т.Г. В программе представлена пояснительная записка, календарго-тематическое планирование, критерии и нормы оценок.В приложение внесены материалы по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.yapoyasnitelnaya___zapiska___k___kursu__russkiy__yazyk.docx77.82 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования  городского округа «Охинский»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи

РЕКОМЕНДОВАНА

кафедрой  учителей

начальной школы

Протокол №    

от «    »  сентября 2011г.                                                                                    

УТВЕРЖДАЮ

___________________Т.В.Гордеева

директор  МБОУ  СОШ  № 5  г.  Охи

Приказ №    

от «___»____________20__ г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 ПО  РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(наименование учебного предмета/курса)

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(уровень, ступень образования)

ОДИН  ГОД

(срок реализации программы)

Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных  учреждений:           русский язык, автор Т.Г.Рамзаева

Абрамовой Татьяной Анатольевной

(ФИО полностью)

Оха

2011 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА  

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

         Основные цели преподавания русского языка: формирование у учащихся на базе усвоения ими определённой системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком понимании этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; воспитание бережного отношения к языку и речи, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Эти цели обуславливают следующие задачи:

- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);

- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприя тие, воспроизведение и создание высказываний в устной и пись менной форме;

- обогащение словарного запаса, умение пользоваться слова рями разных типов;

- эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

            Данная  программа адресована учащимся 4 класса МБОУ СОШ №5, рассчитана на один год. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по русскому языку Т.Г.Рамзаевой и др., с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

            Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по русскому языку». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.

Изменения, внесённые в авторскую программу Т.Г.Рамзаевой:

В связи с тем, что авторская программа рассчитана на 170 часов из расчета 5 часов в неделю 34 рабочих недели, в соответствии с учебным планом школы на преподавание русского языка предусмотрено 4 часа, поэтому в рабочей программе сокращение на 34 часа:

  1. повторение – 2 часа
  2. предложение – 4 часа
  3. текст – 2 часа
  4. имя существительное – 8 часов
  5. имя прилагательное – 6 часов
  6. местоимение – 2 часа
  7. глагол – 10 часов

В итоге по плану:

  1. повторение – 14 часов
  2. предложение – 8 часов
  3. текст – 3 часа
  4. имя существительное – 40 часов
  5. имя прилагательное – 27 часов
  6. местоимение – 5 часов
  7. глагол – 30 часов

Рабочая программа рассчитана на 136 учебных часов в год (4 часа в неделю из расчета 34 рабочих недели).

Срок реализации программы: один год

ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Формы организации образовательного процесса:

Индивидуально-обособленная

Фронтальная

Коллективная

Работа в парах

Групповая

      Методы:

Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)

Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).

Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос,  устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).

Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

Технологии обучения:

Личностно ориентированного образования

Игровые

Информационные

Деятельностного метода

 Развитие общеучебных умений (скорости письма, чтения) В.Н. Зайцева

         ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И

ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

       При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

  1. диктант  (объяснительный, предупредительный, выборочный, распределитель ный, с грамматическим заданием, словарно-орфографический);
  2. тест;
  3. изложение (подробное, выборочное, сжатое);
  4. списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями);
  5. сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку);

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

Программа реализуется в адресованном учащимся 4 классов комплексе: «Русский язык», автор Т.Г.Рамзаева.

В процессе обучения русскому языку в 4 классе учащиеся  приобретут в рамках программы основные умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные  навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеют нормами литературного языка. Программа содержит в основном  традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе  преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы (с корректировкой в отдельных случаях) различные дидактические материалы.. Умение видеть строение слова - основа для формирования орфографических навыков, так как основной принцип русской орфографии требует умения быстро выделять морфемы, независимо от того, сохраняют они или не сохраняют продуктивность в современной системе языка. Умение видеть строение предложения - основное условие формирования пунктуационных и некоторых орфографических навыков, которые сочетают смысловые и грамматические признаки разных членов предложения.  Ведущим направлением является словоизменение. Изучается изменение по падежам имен существительных, имен прилагательных, изменение по лицам глаголов, формируются навыки правописания безударных падежных и личных окончаний. После имени существительного изучается имя прилагательное, затем местоимение и глагол. Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение с повторением ранее изученного, усилить речевую направленность курса, более равномерно распределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению орфографического и пунктуационного материала, представить изученный материал в системе, выделить резервные часы.

                                                   ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на

Контрольные работы

Развитие речи

Словарные диктанты

1

Повторение.

12

1

2

-

1.1.

Слово и предложение.

4

-

-

-

1.2.

Текст.

1

-

-

-

1.3.

Звуки и буквы.

1

-

-

-

1.4.

Состав слова.

1

-

-

-

1.5.

Правописание гласных и согласных.

1

-

1

-

1.6.

Разделительный твердый и мягкий знаки.

1

-

-

-

1.7.

Части речи.

2

1

1

-

2

Предложение.

7

1

1

-

2.1.

Распознавание однородных членов предложения.

1

-

-

-

2.2.

Предложения с однородными членами без союзов.

1

-

1

-

2.3.

Предложения с однородными членами с союзами.

2

-

-

-

2.4.

Упражнение в построении предложений с однородными членами предложений.

1

1

-

-

3

Текст.

3

-

1

1

3.1.

Тема и основная мысль.

1

-

-

1

3.2.

План текста.

1

-

1

-

4

Части речи.

83

9

10

8

4.1.

Имя существительное.

33

3

4

2

4.2.

Имя прилагательное.

22

2

3

3

4.3.

Местоимение .

4

1

-

-

4.4.

Глагол .

24

3

3

3

5

Повторение изученного за год

8

1

-

1

5.1.

Обобщение знаний о предложении.

2

-

-

-

5.2.

Состав слова.

2

-

-

1

5.3.

Части речи.

3

1

-

-

Итог

136

12

14

10

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

  1. ПОВТОРЕНИЕ

1.1.-1.14. Обобщение сведений о слове, предложений, тексте.

Предложения по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Словосочетание. Текст – повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте.

Звуки и буквы. Слог. Ударение. Звукобуквенный анализ слов.

Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание – значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова. Правописание приставок и предлогов. Разделительный ь и ъ.

Части речи. Роль имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, предлогов в общении. Обобщение признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов как частей речи: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении. Правописание родовых окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в прошедшем времени). Ь после шипящих на конце существительных женского рода и глаголов, отвечающих на вопросы что делаешь? Что сделаешь?

  1. ПРЕДЛОЖЕНИЕ

2.1.-2.8. Главные и второстепенные члены предложения (общее понятие). Простое и сложносочиненное предложение, состоящее из двух простых (ознакомление). Предложение с однородными членами, соединенными союзами а, и, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в простом и сложносочиненном предложениях (наблюдения).

Наблюдения за предложениями с прямой речью. Диалог (ознакомление). Обращение (общее понятие).

  1. ТЕКСТ

3.1.-3.3. Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: тема и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложениями в каждой части текста; план текста. Виды текстов. Изобразительно-выразительные средства текста.

  1. ЧАСТИ  РЕЧИ
  1. -4.40. Имя существительное

Склонение имен существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

Три типа склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 3-го склонения в единственном числе. Управление как вид связи слов в словосочетаниях (общее понятие).

Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах.

Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных: учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок.

4.41.-4.67. Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменение по родам, числам, падежам, роль в предложении.

Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Согласование как вид связи слов в словосочетании (общее понятие).

Правописание гласных в безударных окончаниях. Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.

4.68.-4.72. Местоимение

Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогом и без. Раздельное написание местоимений с предлогами.

Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль  местоимений).

4.73.-4.102. Глагол

Особенности глаголов как части речи по сравнению с именами существительными и менами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.

Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов, данных в учебнике. Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать? (учиться).

Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени: слышать –слышал, увидеть – увидел.

Использование в тексте глаголов-синонимов и глаголов-антонимов. Наблюдение за употреблением при глаголах имен  существительных в нужных падежах с предлогами и без предлогов: написать(что? о чем?)сочинение об экскурсии, описать (что?) экскурсию.

  1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА ГОД

5.1.-5.9. Текст и предложение как единицы языка речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово – единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени.

РАЗВИТИЕ  СВЯЗНОЙ  РЕЧИ

Тема и основная мысль текста. Заголовок, структура текста-повествования, текста-описания и текста-рассуждения.

Подробное и сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (по коллективно или самостоятельно составленному плану). Сочинение-повествование по картине, по диафильму, эпизодам кинофильма; сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Использование при создании текста изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов и т.д.

Особенности построения устного ответа по учебному материалу.

ЧИСТОПИСАНИЕ

Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов их соединений (по группам) в словах, в предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном темпе письма. Упражнения для развития ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорописи.

Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

Слова с непроверяемыми написаниями

Автомобиль, агроном, адрес, аккуратно, аллея, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, вагон, вокзал, везде, восемь, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, до свидания, желать, железо, женщина, жилище, завтра, здесь, земледелие, издалека, инженер, интересный, календарь, килограмм, километр, командир, корабль, космонавт, костер, кровать, лагерь, легко, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, около, пассажир, победа, портрет, потом, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, Россия, салют, самолет, сверкать, сверху, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяйство, честно, шестнадцать, шоссе, шофер, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ

Контрольные работы:

  1. Входная «Повторение изученного в 3 классе».
  2. По теме «Однородные члены предложения».
  3. Итоговая за 1 четверть.
  4. По теме «Склонение имен существительных».
  5. По теме «Правописание окончаний существительных».
  6. Итоговая за I полугодие.
  7. По теме «Множественное число имен существительных».
  8. По теме «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»
  9. Контрольное списывание по теме «Падежные окончания имён прилагательных в единственном числе».
  10. Контрольное списывание   по теме «Местоимение»
  11. Итоговая за 3 четверть.
  12. По теме «Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола».
  13. По теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
  14. По теме «Глагол».
  15. Итоговая за год.

Изложения:

  1. Обучающее изложение повествовательного текста «Медаль за отвагу».
  2. Обучающее изложение повествовательного текста «Купание медвежат».
  3. Обучающее изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану «Торопливый ножик».
  4. Изложение с элементами описания.
  5. Обучающее изложение повествовательного текста «Верный пес».
  6. Обучающее изложение повествовательного текста «Спасенный сад».
  7. Изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану.
  8. Обучающее изложение текста-описания «Морж».
  9. Контрольное изложение повествовательного текста «Посылка».
  10. Обучающее изложение текста о картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
  11. Краткое изложение повествовательного текста.

Сочинения:

  1. Обучающее сочинение с элементами описания «Письмо».
  2. Обучающее сочинение  «О чём игрушки могут рассказать друг другу».

Работа с деформированным текстом.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Обучающиеся должны знать:

  1. изученные части речи и их признаки;
  2. признаки однородных членов предложения.

Обучающиеся должны уметь:

  1. находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
  2. безошибочно каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов) с изученными орфограммами (падежные окончания имен существительных и имен прилагательных, безударные личные окончания глаголов I  и II спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа) и знаками препинания между однородными членами, соединенными союзами а, и, но и не соединенными союзами;
  3. производить фонетический разбор слов (типа лодка, школьный, площадь);
  4. производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс ( городской, дошкольный, позвонит);
  5. производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глаголов;
  6. производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
  7. пользоваться в речи предложениями с однородными членами;
  8. определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
  9. озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста;
  10. составлять план текста;
  11. распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение – и использовать их в речи;
  12. в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
  13. писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;
  14. писать сочинения повествовательного характера.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть способ проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант,  - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыков письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  1. нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
  2. неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
  3. отсутствие изученных знаков препинания в тексте;
  4. наличие ошибок на изученные правила орфографии;
  5. существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  6. отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте; употребление слов в несвойственном им значении (в изложении)

Недочеты:

  1. отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с заглавной буквы;
  2. отсутствие «красной» строки;
  3. неправильное написание одного слова (при наличии нескольких таких слов) на одно и то же правило;
  4. незначительное нарушение логики событий авторского текста при написании изложения.

Особенности организации контроля по русскому языку.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность выполнения их всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество орфограмм (примерно 60%). Текст не должен иметь слова на неизученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты, либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и  интересной детям. Предложения должны быть просты по структуре, различеы по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзаж, портрет и др.

ОЦЕНКА  ПИСЬМЕННЫХ  РАБОТ  ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ

Контрольный диктант.

Первое полугодие

Второе полугодие

1 класс

-

15-17 слов

2 класс

25-30 слов

35-40 слов

3 класс

45-50 слов

55-65 слов

4 класс

65-70 слов

75-80 слов

«5» - без ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-5 ошибок

«2» - более 5 ошибок

Примечание

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияет на оценку (за исключением контрольного списывания). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.

Грамматическое задание.

Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания. В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов работы.

«5» - без ошибок

«4» - правильно выполнено не менее ¾ заданий

«3» - правильно выполнено не менее ½ заданий

«2» - правильно выполнено ½ заданий

Контрольное списывание.

Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.

Первое полугодие

Второе полугодие

1 класс

-

20-25 слов

2 класс

30-35 слов

40-45 слов

3 класс

50-60 слов

65-70 слов

4 класс

65-75 слов

75-90 слов

«5» - без ошибок

«4» - 1 ошибка или 1-2 исправления

«3» - 2-3 ошибки

«2» - более 4 ошибок

Словарный диктант.

Первое полугодие

Второе полугодие

1 класс

-

5-6 слов

2 класс

6-8 слов

8-10 слов

3 класс

8-10 слов

10-12 слов

4 класс

10-12 слов

12-15 слов

«5» - без ошибок

«4» - 1ошибка и 1 исправление

«3» - 2 ошибки и 1 исправление

«2» - 3-5 ошибок

Тест.

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения  использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

«5» - верно выполнено более ¾ заданий

«4» - верно выполнено ¾ заданий

«3» - верно выполнено ½ заданий

«2» - верно выполнено менее ½ заданий

Изложение.

Изложение проверяет как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

«5» - без ошибок, допущено 1-2 исправления

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарный запас, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Сочинение.

«5» - без ошибок, допущено 1-2 исправления

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарный запас, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Примечание.

В связи с развитием письменной речи изложение и сочинение носит обучающий характер, а не контролирующий.

Цель проведения изложения: определить формирование навыков письменной речи, передачу содержания текста, правильное построение предложений, соблюдение синтаксических норм.

К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. На начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляется и в классный журнал не заносится.

Во втором и третьем классах за обучающие изложения выставляется одна отметка – за содержание.

В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом классе – 2 контрольных изложения за год или 1 контрольное изложение и 1 контрольное сочинение. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику. В четвертом классе за обучающие и контрольные изложения выставляются обе оценки.

УЧЕБНОЕ  И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 для учащихся:

  1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Дидактический материал к урокам чистописания. -  М.: Просвещение, 1988.
  2. Леонович Е.Н. Орфографический словарик русского языка для начальной школы. - М.: Астрель, 2003.
  3. Т.Г.Рамзаева Русский язык. Учебник для 4 класса в 2-х частях. М.: Дрофа, 2010.

для учителя:

  1. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Дидактический материал к урокам чистописания. -  М.: Просвещение, 1988.
  2. 2. О.Д.Дмитриева, Е.П.Фефилова. Поурочные разработки по русскому языку. - М.: Вако, 2010
  3. 3. Игнатьева Т.В., Тикунова Л.И. Контрольные, проверочные и творческие работы. - М.: Экзамен, 2009
  4. Максимук Н.Н. Сборник изложений по русскому языку.- М.: ПКИП «Асар», 1995.
  5.  Николаева Л.П., Иванова И.В. Работа со словарными словами. М.: Экзамен, 2008.
  6.  Ракитина М.Г. Тесты. М.: Айрис-Пресс, 2008
  7.  Т.Г.Рамзаева Русский язык. Учебник для 4 класса в 2-х частях. М.: Дрофа, 2010.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Условные обозначения: МП –мультимедийная презентация

                                            ЭОР-электронные образовательные ресурсы

                                            ФХ-фонохрестоматия

                                            ИД-интерактивная доска

Содержание

(раздел, тема урока)

Кол-во

часов

Сроки проведения

   Наглядно-техническое оснащение урока

Примечание

план

факт

ПОВТОРЕНИЕ (14 часов)

Что мы знаем о слове. Слово, предложение, текст.

1

05.09

01.09 День знаний

Знаки препинания в предложении.

1

06.09

Главные и второстепенные члены предложения.

1

07.09

Связи слов в предложении

1

08.09

Текст

1

12.09

Звуки, буквы, слог, ударение в словах

1

13.09

Состав слова.  Роль каждой части слова в языке

1

14.09

Правописание гласных и согласных в корне

1

15.09

Правописание слов с  непроизносимыми и двойными согласными

1

19.09

Развитие речи. Изложение  повествовательного текста по плану  (упр.44)

1

20.09

Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Словарный диктант

1

21.09

Части речи.  Имя существительное. Склонение имён существительных

1

22.09

Имя прилагательное

1

26.09

Развитие речи. Изложение  повествовательного текста по самостоятельно составленному плану  (упр.82)

1

27.09

Контрольный диктант № 1  по теме  

« Повторение изученного за 3 класс»

1

28.09

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (8 часов)

Упражнения в распознавании однородных членов предложения.

1

29.09

Запятая в предложении с однородными членами без союза

1

03.10

Запятая в предложении с однородными членами без союза

1

04.10

Развитие речи.  Работа с деформированным текстом.

1

05.10

Однородные члены предложения с союзами.

1

06.10

Однородные члены предложения, соединённые союзами  и, а, но

1

10.10

Упражнения в правильном построении предложений с однородными членами

1

11.10

Контрольный диктант № 2   по теме «Однородные члены предложения»

1

12.10

ТЕКСТ (3 часа)

Тема и основная мысль текста

1

13.10

План текста. Словарный диктант.

1

17.10

Развитие речи.  Изложение  повествовательного текста по самостоятельно составленному плану  (упр.107)

1

18.10

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (40 часов)

Склонение имён существительных.

1

19.10

Упражнения в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные

1

20.10

Именительный падеж имён существительных

1

24.10

Развитие речи.  Обучающее изложение   текста с элементами описания

1

25.10

Родительный падеж  имён существительных

1

26.10

Дательный падеж  имён существительных

1

27.10

Винительный падеж  имён существительных

1

10.11

Творительный падеж  имён существительных. Словарный диктант

1

14.11

Предложный падеж  имён существительных

1

15.11

Именительный и винительный падежи

1

16.11

Винительный и предложный падеж

1

17.11

Контрольный диктант № 3   по теме «Склонение имён существительных»

1

21.11

Обобщение знаний о падежах имён существительных

1

22.11

Развитие речи.  Обучающее изложение повествовательного текста (упр.163)

1

23.11

Три склонения имён существительных

1

24.11

Упражнение в определении склонений имён существительных.

1

28.11

Упражнение в определении склонений имён существительных, употреблённых в косвенных падежах.

1

29.11

Ударные и безударные окончания имён существительных.

1

30.11

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1,2 и 3 склонения

1

01.12

Правописание окончаний существительных в родительном падеже

1

05.12

Развитие речи.  Обучающее изложение повествовательного текста (упр.191)

1

06.12

Правописание безударных окончаний существительных в родительном и  дательном падежах

1

07.12

Правописание окончаний существительных 1 и 3 склонения в родительном и дательном падежах

1

08.12

Правописание окончаний существительных 1 и 3 склонения в родительном и дательном падежах

1

12.12

Контрольный диктант № 4   по теме «Правописание окончаний существительных»

1

13.12

Родительный и винительный падежи существительных 1 и 2 склонения

1

14.12

Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже. Словарный диктант

1

15.12

Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже

1

19.12

Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже

1

20.12

Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах

1

21.12

Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах

1

22.12

Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах

1

26.12

Развитие речи.  Сочинение  повествовательного текста с элементами описания. Письмо.

1

27.12

Множественное число имён существительных. Именительный падеж множественного числа

1

12.01

Именительный и винительный падежи имён существительных множественного числа

1

16.01

Родительный  падеж имён существительных во множественном числе

1

17.01

Упражнения в правильном употреблении существительных в родительном падеже множественного числа

1

18.01

Дательный, творительный и предложный падежи имён существительных во множественном числе

1

19.01

Дательный, творительный и предложный падежи имён существительных во множественном числе

1

23.01

Контрольный диктант № 5   по теме «Множественное число имён существительных»

1

24.01

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (27 часов)

Имя прилагательное как часть речи.

1

25.01

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

1

26.01

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

1

30.01

Склонение имён прилагательных. Словарный диктант

1

31.01

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

1

01.02

Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода

1

02.02

Развитие речи.  Изложение  повествовательного текста по коллективно составленному плану  

1

06.02

Родительный падеж мужского и среднего рода имён прилагательных

1

07.02

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

1

08.02

Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.

1

09.02

Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода

1

13.02

Контрольный диктант № 6   по теме «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

1

14.02

Закрепление изученного материала

1

15.02

Склонение имён прилагательных женского рода. Словарный диктант

1

16.02

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода

1

20.02

Развитие речи.  Изложение  текста-описания по самостоятельно составленному плану (упр.311)

1

21.02

Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода.

1

22.02

Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

1

23.02

Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода

1

27.02

Контрольное списывание   по теме «Падежные окончания имён прилагательных в единственном числе»

1

28.02

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

1

29.02

Именительный и винительный падежи множественного числа имён прилагательных

1

01.03

Родительный и предложный падежи множественного числа имён прилагательных

1

05.03

Дательный и творительный падежи множественного числа имён прилагательных. Словарный диктант

1

06.03

Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном

1

07.03

Развитие речи.  Контрольное изложение      (упр.345)

1

08.03

МЕСТОИМЕНИЕ (5 часов)

Понятие о местоимении

1

12.03

Местоимения 1, 2, 3 лица

1

13.03

Правописание местоимений с предлогами

1

14.03

Правописание местоимений с предлогами

1

15.03

Контрольное списывание   по теме «Местоимение»

1

19.03

ГЛАГОЛ (30 часов)

Глагол. Общее понятие.

1

20.03

Изменение глаголов по временам

1

21.03

Изменение глаголов прошедшего времени. Словарный диктант

1

22.03

Неопределённая форма глагола

1

02.04

Неопределённая форма глагола

1

03.04

Развитие речи.  Изложение  текста- описания по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» (упр.390)

1

04.04

Контрольный диктант № 7   по теме «Изменение глаголов по временам, неопределённая форма глагола»

1

05.04

Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение)

1

09.04

Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение)

1

10.04

2-е лицо глаголов единственного числа

1

11.04

2-е лицо глаголов единственного числа

1

12.04

I и II спряжение глаголов

1

16.04

I и II спряжение глаголов

1

17.04

Будущее время

1

18.04

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Словарный диктант.

1

19.04

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1

23.04

Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме

1

24.04

Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме

1

25.04

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени

1

26.04

Контрольный диктант № 8   по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

1

30.04

Глаголы-исключения

1

01.05

Развитие речи.  Краткое изложение  повествовательного текста

1

02.05

Правописание глаголов в прошедшем времени.

1

03.05

Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов.

1

07.05

Изменение глаголов по временам.

1

08.05

Изменение глаголов по временам

1

09.05

Обобщение знаний о глаголе. Словарный диктант

1

10.05

Развитие речи.  Обучающее сочинение  «О чём игрушки могут рассказать друг другу»

1

14.05

Контрольный диктант № 9   по теме «Глагол»

1

15.05

Закрепление изученного материала.

1

16.05

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА ГОД (9 часов)

Обобщение знаний о предложении

1

17.05

Обобщение знаний о предложении

1

21.05

Состав слова. Контрольный словарный диктант

1

22.05

Упражнения в написании корней слов

1

23.05

Части речи (обобщение)

1

24.05

Части речи (обобщение)

1

28.05

Части речи (обобщение)

1

29.05

Административный контрольный диктант № 10   за год обучения

1

30.05

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Закрепление изученного материала.

1

31.05

МЕДАЛЬ ЗА ОТВАГУ (урок 10)

  1. случилось; играли
  2. увидели; забрался, разбил и спрыгнул; была полна; горел; плакали и кричали; вытащил; нашел; попробовал открыть, не поддавалась; подвел и помог вылезти; подъезжала
  3. получил

слова для справок: Игорь Кугай, вдруг, «За отвагу на пожаре»

МЕДАЛЬ ЗА ОТВАГУ (урок 10)

  1. случилось; играли
  2. увидели; забрался, разбил и спрыгнул; была полна; горел; плакали и кричали; вытащил; нашел; попробовал открыть, не поддавалась; подвел и помог вылезти; подъезжала
  3. получил

слова для справок: Игорь Кугай, вдруг, «За отвагу на пожаре»

МЕДАЛЬ ЗА ОТВАГУ (урок 10)

  1. случилось; играли
  2. увидели; забрался, разбил и спрыгнул; была полна; горел; плакали и кричали; вытащил; нашел; попробовал открыть, не поддавалась; подвел и помог вылезти; подъезжала
  3. получил

слова для справок: Игорь Кугай, вдруг, «За отвагу на пожаре»

МЕДАЛЬ ЗА ОТВАГУ (урок 10)

  1. случилось; играли
  2. увидели; забрался, разбил и спрыгнул; была полна; горел; плакали и кричали; вытащил; нашел; попробовал открыть, не поддавалась; подвел и помог вылезти; подъезжала
  3. получил

слова для справок: Игорь Кугай, вдруг, «За отвагу на пожаре»

КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ (урок 14)

  1. шел и услышал; испугался и залез; вышли
  2. схватила и давай окунать; визжал, барахтался, не выпускала, не выполоскала
  3. испугался и пустился удирать; догнала, надавала;
  4. очутившись, остались

слова для справок: знакомый, схватила, шиворот, визжал, барахтался, хорошенько, выполоскала, удирать, шлепков, потом, снова, купанием.

КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ (урок 14)

  1. шел и услышал; испугался и залез; вышли
  2. схватила и давай окунать; визжал, барахтался, не выпускала, не выполоскала
  3. испугался и пустился удирать; догнала, надавала;
  4. очутившись, остались

слова для справок: знакомый, схватила, шиворот, визжал, барахтался, хорошенько, выполоскала, удирать, шлепков, потом, снова, купанием.

КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ (урок 14)

  1. шел и услышал; испугался и залез; вышли
  2. схватила и давай окунать; визжал, барахтался, не выпускала, не выполоскала
  3. испугался и пустился удирать; догнала, надавала;
  4. очутившись, остались

слова для справок: знакомый, схватила, шиворот, визжал, барахтался, хорошенько, выполоскала, удирать, шлепков, потом, снова, купанием.

РАБОТА С ДЕФФОРМИРОВАНЫМ ТЕКСТОМ (урок 19)

Из каждой пары предложений составьте одно с однородными членами предложения, расставьте запятые, вставьте пропущенные буквы.

Жур…вли кр…чали тревожно. Жур…вли кр…чали тоскливо. Ветер срывает с д…рев…ев лист…я. Ветер воет по н…чам в трубах. Ос…нь разд…вает лес. Ос…нь студит воду. Медле…о п…лзут по небу тучи. Медле…о п…лзут по небу обл…ка. Грус…ные ст…ят луга. Грус…ные ст…ят п…ля. Ги…кие ветки кустов ждут нового художника. Ги…кие ветки д…рев…ев ждут нового художника.

РАБОТА С ДЕФФОРМИРОВАНЫМ ТЕКСТОМ (урок 19)

Из каждой пары предложений составьте одно с однородными членами предложения, расставьте запятые, вставьте пропущенные буквы.

Жур…вли кр…чали тревожно. Жур…вли кр…чали тоскливо. Ветер срывает с д…рев…ев лист…я. Ветер воет по н…чам в трубах. Ос…нь разд…вает лес. Ос…нь студит воду. Медле…о п…лзут по небу тучи. Медле…о п…лзут по небу обл…ка. Грус…ные ст…ят луга. Грус…ные ст…ят п…ля. Ги…кие ветки кустов ждут нового художника. Ги…кие ветки д…рев…ев ждут нового художника.

РАБОТА С ДЕФФОРМИРОВАНЫМ ТЕКСТОМ (урок 19)

Из каждой пары предложений составьте одно с однородными членами предложения, расставьте запятые, вставьте пропущенные буквы.

Жур…вли кр…чали тревожно. Жур…вли кр…чали тоскливо. Ветер срывает с д…рев…ев лист…я. Ветер воет по н…чам в трубах. Ос…нь разд…вает лес. Ос…нь студит воду. Медле…о п…лзут по небу тучи. Медле…о п…лзут по небу обл…ка. Грус…ные ст…ят луга. Грус…ные ст…ят п…ля. Ги…кие ветки кустов ждут нового художника. Ги…кие ветки д…рев…ев ждут нового художника.

БЕЛЫЙ ГУСЬ (урок 26)

  1. щипали
  2. наползала; росла, поднималась; налетели; упали; посыпал; шипела и пенилась; замерли, перекликались; не выдержали и побежали
  3. сидел, вытянув; бил; вздрагивал, но не трогался; копошилась
  4. промчалась; зазеленел; не таяла; был; лежал; были раскинуты, вытянута; сбегала; высыпали

слова для справок: наползла, поднималась, тяжёлой, посыпал, град, пенилась, замерли, тревожно, вытянув, вздрагивал, копошилась, дюжина, внезапно, середине, не таяла, двенадцать «одуванчиков», высыпали наружу, невредимые.

БЕЛЫЙ ГУСЬ (урок 26)

  1. щипали
  2. наползала; росла, поднималась; налетели; упали; посыпал; шипела и пенилась; замерли, перекликались; не выдержали и побежали
  3. сидел, вытянув; бил; вздрагивал, но не трогался; копошилась
  4. промчалась; зазеленел; не таяла; был; лежал; были раскинуты, вытянута; сбегала; высыпали

слова для справок: наползла, поднималась, тяжёлой, посыпал, град, пенилась, замерли, тревожно, вытянув, вздрагивал, копошилась, дюжина, внезапно, середине, не таяла, двенадцать «одуванчиков», высыпали наружу, невредимые.

БЕЛЫЙ ГУСЬ (урок 26)

  1. щипали
  2. наползала; росла, поднималась; налетели; упали; посыпал; шипела и пенилась; замерли, перекликались; не выдержали и побежали
  3. сидел, вытянув; бил; вздрагивал, но не трогался; копошилась
  4. промчалась; зазеленел; не таяла; был; лежал; были раскинуты, вытянута; сбегала; высыпали

слова для справок: наползла, поднималась, тяжёлой, посыпал, град, пенилась, замерли, тревожно, вытянув, вздрагивал, копошилась, дюжина, внезапно, середине, не таяла, двенадцать «одуванчиков», высыпали наружу, невредимые.

ДИМКА (урок 30)

  1. отдыхал; повесил; спал; был очень привязан
  2. возник; раскрыта, отвисла; был
  3. вскочил и вцепился; началась; сумел выстрелить; был убит
  4. умер

слова для справок: бешеный, наконец

ДИМКА (урок 30)

  1. отдыхал; повесил; спал; был очень привязан
  2. возник; раскрыта, отвисла; был
  3. вскочил и вцепился; началась; сумел выстрелить; был убит
  4. умер

слова для справок: бешеный, наконец

ДИМКА (урок 30)

  1. отдыхал; повесил; спал; был очень привязан
  2. возник; раскрыта, отвисла; был
  3. вскочил и вцепился; началась; сумел выстрелить; был убит
  4. умер

слова для справок: бешеный, наконец

ДИМКА (урок 30)

  1. отдыхал; повесил; спал; был очень привязан
  2. возник; раскрыта, отвисла; был
  3. вскочил и вцепился; началась; сумел выстрелить; был убит
  4. умер

слова для справок: бешеный, наконец

СОБАКИ (урок 40)

  1. может подсказать
  2. была; сидел, рассматривал; спала; дремала; рванулась, схватила, выхватила и кинулась
  3. испугался; решил, что взбесилась; выбежал; затряслась, рухнул; началось
  4. спасла

слова для справок: внимательному, обыкновенная, геологические, землетрясение

СОБАКИ (урок 40)

  1. может подсказать
  2. была; сидел, рассматривал; спала; дремала; рванулась, схватила, выхватила и кинулась
  3. испугался; решил, что взбесилась; выбежал; затряслась, рухнул; началось
  4. спасла

слова для справок: внимательному, обыкновенная, геологические, землетрясение

СОБАКИ (урок 40)

  1. может подсказать
  2. была; сидел, рассматривал; спала; дремала; рванулась, схватила, выхватила и кинулась
  3. испугался; решил, что взбесилась; выбежал; затряслась, рухнул; началось
  4. спасла

слова для справок: внимательному, обыкновенная, геологические, землетрясение

СОБАКИ (урок 40)

  1. может подсказать
  2. была; сидел, рассматривал; спала; дремала; рванулась, схватила, выхватила и кинулась
  3. испугался; решил, что взбесилась; выбежал; затряслась, рухнул; началось
  4. спасла

слова для справок: внимательному, обыкновенная, геологические, землетрясение

СПАСЕННЫЙ САД (урок 47)

  1. отдыхал; шёл; послышались; оказалось, что вырвало; била, вымывала и могла уничтожить
  2. подбежал и зажал; остановился; сдерживал; было; почернел и стиснул, но не отпустил, не нашли и не перекрыли
  3. было; удалось спасти

слова для справок: Аркадий Гайдар, однажды, пустынной, вдруг, оказалось, водопроводной, из-под них, уничтожить

СПАСЕННЫЙ САД (урок 47)

  1. отдыхал; шёл; послышались; оказалось, что вырвало; била, вымывала и могла уничтожить
  2. подбежал и зажал; остановился; сдерживал; было; почернел и стиснул, но не отпустил, не нашли и не перекрыли
  3. было; удалось спасти

слова для справок: Аркадий Гайдар, однажды, пустынной, вдруг, оказалось, водопроводной, из-под них, уничтожить

СПАСЕННЫЙ САД (урок 47)

  1. отдыхал; шёл; послышались; оказалось, что вырвало; била, вымывала и могла уничтожить
  2. подбежал и зажал; остановился; сдерживал; было; почернел и стиснул, но не отпустил, не нашли и не перекрыли
  3. было; удалось спасти

слова для справок: Аркадий Гайдар, однажды, пустынной, вдруг, оказалось, водопроводной, из-под них, уничтожить

СПАСЕННЫЙ САД (урок 47)

  1. отдыхал; шёл; послышались; оказалось, что вырвало; била, вымывала и могла уничтожить
  2. подбежал и зажал; остановился; сдерживал; было; почернел и стиснул, но не отпустил, не нашли и не перекрыли
  3. было; удалось спасти

слова для справок: Аркадий Гайдар, однажды, пустынной, вдруг, оказалось, водопроводной, из-под них, уничтожить

ПИСЬМО (урок 59)

Схема письма

Опорные слова

  1. Обращение

Дорогие мама и папа! Любимая бабушка! Уважаемый учитель!

  1. Начальная фраза о состоянии переписки.

Получила ваше письмо. Давно не получала писем. Очень захотелось вам написать.

  1. Основное содержание письма.

Расскажу о нашей жизни. У нас всё хорошо.

  1. Вопросы адресату.

Как здоровье? Какие новости? Как живёте?

  1. Просьбы. Приветы.

Я прошу Вас… Передайте привет…

  1. Прощания.

До свидания! До скорой встречи!

  1. Концовка.(подпись, дата)

Целую. Скучаю. Ваш… 28 декабря 2010 год

ПИСЬМО (урок 59)

Схема письма

Опорные слова

  1. Обращение

Дорогие мама и папа! Любимая бабушка! Уважаемый учитель!

  1. Начальная фраза о состоянии переписки.

Получила ваше письмо. Давно не получала писем. Очень захотелось вам написать.

  1. Основное содержание письма.

Расскажу о нашей жизни. У нас всё хорошо.

  1. Вопросы адресату.

Как здоровье? Какие новости? Как живёте?

  1. Просьбы. Приветы.

Я прошу Вас… Передайте привет…

  1. Прощания.

До свидания! До скорой встречи!

  1. Концовка.(подпись, дата)

Целую. Скучаю. Ваш… 28 декабря 2010 год

ДВЕ ВСТРЕЧИ (урок 73)

  1. окончилась; шёл; стоял
  2. проводят; узнал
  3. поехал; привели; ссохлось, стояло;
  4. рассказал; был; лизнула; стояло, висело; была;
  5. вынул; взяла и убежала; вернулась
  6. узнал, что спасла

слова для справок: окончилась, Великая Отечественная, парад Победы, полковник, собаководам

ДВЕ ВСТРЕЧИ (урок 73)

  1. окончилась; шёл; стоял
  2. проводят; узнал
  3. поехал; привели; ссохлось, стояло;
  4. рассказал; был; лизнула; стояло, висело; была;
  5. вынул; взяла и убежала; вернулась
  6. узнал, что спасла

слова для справок: окончилась, Великая Отечественная, парад Победы, полковник, собаководам

ДВЕ ВСТРЕЧИ (урок 73)

  1. окончилась; шёл; стоял
  2. проводят; узнал
  3. поехал; привели; ссохлось, стояло;
  4. рассказал; был; лизнула; стояло, висело; была;
  5. вынул; взяла и убежала; вернулась
  6. узнал, что спасла

слова для справок: окончилась, Великая Отечественная, парад Победы, полковник, собаководам

МОРЖ (урок 82)

  1. похож
  2. торчат; вместо; загребает
  3. нырнёт и пасётся; жуёт, ищет
  4. наестся, вылезет и отдыхает

слова для справок: кожаный, здоровенных, щетинистых, загребает, наестся, вдоволь, отдыхает

МОРЖ (урок 82)

  1. похож
  2. торчат; вместо; загребает
  3. нырнёт и пасётся; жуёт, ищет
  4. наестся, вылезет и отдыхает

слова для справок: кожаный, здоровенных, щетинистых, загребает, наестся, вдоволь, отдыхает

МОРЖ (урок 82)

  1. похож
  2. торчат; вместо; загребает
  3. нырнёт и пасётся; жуёт, ищет
  4. наестся, вылезет и отдыхает

слова для справок: кожаный, здоровенных, щетинистых, загребает, наестся, вдоволь, отдыхает

МОРЖ (урок 82)

  1. похож
  2. торчат; вместо; загребает
  3. нырнёт и пасётся; жуёт, ищет
  4. наестся, вылезет и отдыхает

слова для справок: кожаный, здоровенных, щетинистых, загребает, наестся, вдоволь, отдыхает

БЕРЁЗА У ДОРОГИ (урок 86)

За крайн… избой дальн… деревушки виднелось желт… поле. Придорожн… канава заросла травой. На просторн… равнине у дороги стояла бел… берёза. Осень убрала деревья в жёлт… убор. Берёза стояла счастлив… .

Наступила зима. В зимние ночи ветер трепал ветви берёзы. Снег засыпал поля, леса, жилища людей. Всё замерло.

Но вот от весенн… дождя начали дымиться крыши изб. Снежн… поле заблестело на ярк… солнце. Потекли, заговорили ручьи. Зазеленела берёза.

Пришло лето. В шёлков… листве берёзы беззаботно зашумел ветер. Гибкие ветви склонились до перв… зелён… травы.

Грамматическое задание:

  1. Определить падеж имен прилагательных в первом абзаце.
  2. Разобрать слова по составу: придорожная, зимние, просторной

БЕРЁЗА У ДОРОГИ (урок 86)

За крайн… избой дальн… деревушки виднелось желт… поле. Придорожн… канава заросла травой. На просторн… равнине у дороги стояла бел… берёза. Осень убрала деревья в жёлт… убор. Берёза стояла счастлив… .

Наступила зима. В зимние ночи ветер трепал ветви берёзы. Снег засыпал поля, леса, жилища людей. Всё замерло.

Но вот от весенн… дождя начали дымиться крыши изб. Снежн… поле заблестело на ярк… солнце. Потекли, заговорили ручьи. Зазеленела берёза.

Пришло лето. В шёлков… листве берёзы беззаботно зашумел ветер. Гибкие ветви склонились до перв… зелён… травы.

Грамматическое задание:

  1. Определить падеж имен прилагательных в первом абзаце.
  2. Разобрать слова по составу: придорожная, зимние, просторной

БЕРЁЗА У ДОРОГИ (урок 86)

За крайн… избой дальн… деревушки виднелось желт… поле. Придорожн… канава заросла травой. На просторн… равнине у дороги стояла бел… берёза. Осень убрала деревья в жёлт… убор. Берёза стояла счастлив… .

Наступила зима. В зимние ночи ветер трепал ветви берёзы. Снег засыпал поля, леса, жилища людей. Всё замерло.

Но вот от весенн… дождя начали дымиться крыши изб. Снежн… поле заблестело на ярк… солнце. Потекли, заговорили ручьи. Зазеленела берёза.

Пришло лето. В шёлков… листве берёзы беззаботно зашумел ветер. Гибкие ветви склонились до перв… зелён… травы.

Грамматическое задание:

  1. Определить падеж имен прилагательных в первом абзаце.
  2. Разобрать слова по составу: придорожная, зимние, просторной

ПОМОЩЬ (урок 92)

  1. были; ушла проверять и задержалась
  2. нужно было передать; привозил; прислушался; сигналила; оделся и выбежал
  3. застряла и буксовала; поспешил; не мог бросить, оставалось; отнести; была; ныли, болели
  4. раздался; едва успел передать; поплыли
  5. чувствовал; сумел помочь

слова для справок: железнодорожной, обходчик, привозил, прислушался, сигналила, шофёр, двенадцать, вагон

ПОМОЩЬ (урок 92)

  1. были; ушла проверять и задержалась
  2. нужно было передать; привозил; прислушался; сигналила; оделся и выбежал
  3. застряла и буксовала; поспешил; не мог бросить, оставалось; отнести; была; ныли, болели
  4. раздался; едва успел передать; поплыли
  5. чувствовал; сумел помочь

слова для справок: железнодорожной, обходчик, привозил, прислушался, сигналила, шофёр, двенадцать, вагон

ПОМОЩЬ (урок 92)

  1. были; ушла проверять и задержалась
  2. нужно было передать; привозил; прислушался; сигналила; оделся и выбежал
  3. застряла и буксовала; поспешил; не мог бросить, оставалось; отнести; была; ныли, болели
  4. раздался; едва успел передать; поплыли
  5. чувствовал; сумел помочь

слова для справок: железнодорожной, обходчик, привозил, прислушался, сигналила, шофёр, двенадцать, вагон

В ЛЕСУ (урок 97)

Я часто провожу выходные у своего дяди – лесника Ильи Петровича. У него бывают и мои друзья.

Однажды утром я вышел из лесной сторожки. Вьюга намела ночью высокие сугробы. Надо прочистить тропинку к крыльцу. Хорошо поработать лопатой на свежем воздухе! Кругом полная тишина. Над тобой синее небо. С него глядит на тебя яркое зимнее солнце.

Вся местность покрыта мягким снежным ковром. Красивы деревья в зимнем наряде. Тихо качают они пушистыми ветвями. Задень ветку, и  с неё полетит тебе в лицо  мелкий холодный снежок.

Грамматическое задание: подчеркнуть в тексте местоимения

В ЛЕСУ (урок 97)

Я часто провожу выходные у своего дяди – лесника Ильи Петровича. У него бывают и мои друзья.

Однажды утром я вышел из лесной сторожки. Вьюга намела ночью высокие сугробы. Надо прочистить тропинку к крыльцу. Хорошо поработать лопатой на свежем воздухе! Кругом полная тишина. Над тобой синее небо. С него глядит на тебя яркое зимнее солнце.

Вся местность покрыта мягким снежным ковром. Красивы деревья в зимнем наряде. Тихо качают они пушистыми ветвями. Задень ветку, и  с неё полетит тебе в лицо  мелкий холодный снежок.

Грамматическое задание: подчеркнуть в тексте местоимения

В ЛЕСУ (урок 97)

Я часто провожу выходные у своего дяди – лесника Ильи Петровича. У него бывают и мои друзья.

Однажды утром я вышел из лесной сторожки. Вьюга намела ночью высокие сугробы. Надо прочистить тропинку к крыльцу. Хорошо поработать лопатой на свежем воздухе! Кругом полная тишина. Над тобой синее небо. С него глядит на тебя яркое зимнее солнце.

Вся местность покрыта мягким снежным ковром. Красивы деревья в зимнем наряде. Тихо качают они пушистыми ветвями. Задень ветку, и  с неё полетит тебе в лицо  мелкий холодный снежок.

Грамматическое задание: подчеркнуть в тексте местоимения

ТРИ МЕДВЕДЯ (урок 103)

  1. смотришь, хочется попасть, вдохнуть, ощутить
  2. есть
  3. резвятся
  4. не рисовал, изобразить помог; играющие получились
  5. и всё же; далеко; не заходит, не тревожит; привольно; идёт; гибнут; вырастает
  6. рассказал

слова для справок: Ивана Ивановича Шишкина, Константин Савицкий

ТРИ МЕДВЕДЯ (урок 103)

  1. смотришь, хочется попасть, вдохнуть, ощутить
  2. есть
  3. резвятся
  4. не рисовал, изобразить помог; играющие получились
  5. и всё же; далеко; не заходит, не тревожит; привольно; идёт; гибнут; вырастает
  6. рассказал

слова для справок: Ивана Ивановича Шишкина, Константин Савицкий

ТРИ МЕДВЕДЯ (урок 103)

  1. смотришь, хочется попасть, вдохнуть, ощутить
  2. есть
  3. резвятся
  4. не рисовал, изобразить помог; играющие получились
  5. и всё же; далеко; не заходит, не тревожит; привольно; идёт; гибнут; вырастает
  6. рассказал

слова для справок: Ивана Ивановича Шишкина, Константин Савицкий

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ (урок 119)

  1. ночевал; рассказал
  2. пошёл охотиться; стояли; попался; выстрелил, но промахнулся; удрал
  3. пошёл; затревожился: тянуло; поднялся: стало; гнало; перешёл; бежал
  4. настигала; выскочил; обрадовался; знал, чуют, идёт; побежал
  5. вывел; упали; понёс; опалены; вылечил

слова для справок: зайчонок, рваным, с неслыханной, из-под

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ (урок 119)

  1. ночевал; рассказал
  2. пошёл охотиться; стояли; попался; выстрелил, но промахнулся; удрал
  3. пошёл; затревожился: тянуло; поднялся: стало; гнало; перешёл; бежал
  4. настигала; выскочил; обрадовался; знал, чуют, идёт; побежал
  5. вывел; упали; понёс; опалены; вылечил

слова для справок: зайчонок, рваным, с неслыханной, из-под

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ (урок 119)

  1. ночевал; рассказал
  2. пошёл охотиться; стояли; попался; выстрелил, но промахнулся; удрал
  3. пошёл; затревожился: тянуло; поднялся: стало; гнало; перешёл; бежал
  4. настигала; выскочил; обрадовался; знал, чуют, идёт; побежал
  5. вывел; упали; понёс; опалены; вылечил

слова для справок: зайчонок, рваным, с неслыханной, из-под

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ (урок 119)

  1. ночевал; рассказал
  2. пошёл охотиться; стояли; попался; выстрелил, но промахнулся; удрал
  3. пошёл; затревожился: тянуло; поднялся: стало; гнало; перешёл; бежал
  4. настигала; выскочил; обрадовался; знал, чуют, идёт; побежал
  5. вывел; упали; понёс; опалены; вылечил

слова для справок: зайчонок, рваным, с неслыханной, из-под


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...