Рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Рабочая программа по русскому языку 2 класс  (УМК "Школа России") для детей с нарушением ОДА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.progr_._po_rus.yaz_2_kl..doc285.04 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Программы I - IV классов  «Школа России» и авторских программ Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой, утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Цель и задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.

На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специальные речевые умения младшего школьника - умение анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план, создавать текст — повествование, описание или рассуждение с учетом его структуры, подробно, сжато или выборочно передавать его содержание - являются   для   него   и   общеучебными   умениями.   Поэтому   речевая направленность обучения родному языку понимается и как установка на овладение средствами познания.

Таким образом, основная цель обучения родному языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:

  1. овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение,
    письмо, говорение, слушание);
  2. усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики
    (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики
    (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
  3. формирование       каллиграфических,       орфографических       и
    пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие,
    воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
  4. обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями
    разных типов;
  5. эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
  6. пробуждение   познавательного   интереса   к   родному   слову,
    стремления совершенствовать свою речь.

Установкой на полноценное овладение учащимися коммуникативной функцией языка обусловлены не только основные задачи его изучения в школе, но и содержание обучения, его методы, средства и организационные формы.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6 -10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

В программу русского языка отобраны те знания из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики (морфологии, синтаксиса), а также орфографии и пунктуации, которые наиболее часто используются (или уместно было бы использовать) детьми 7-10 лет в процессе речевого об щения. Такой принцип отбора программного материала по русскому языку можно определить как частотно-речевой. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены и элементарные сведения из области речеведения: текст, тема и основная мысль текста, заголовок, структура, типы речи (повествование, описание, рассуждение), стили речи, изобразительно-выразительные средства речи.

Поскольку все стороны языка - фонетическая, грамматическая, словообразовательная, лексическая - взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех подсистем языка, при этом каждая из них изучается не изолированно, а как составная часть такого сложного явления, какое представляет собой язык. Системно-концентрический принцип построения курса позволяет осуществить усвоение учебного ма териала' крупными частями (блоками), выделение которых из целостной системы обязательно основывается на связях и зависимостях между его компонентами.

          Весь начальный курс русского языка в целом представлен для учащихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей.

Успешность обучения родному языку во многом зависит от методов обучения. Создание на уроке атмосферы творческого поиска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на формирование у них интереса к родному языку и познавательных умений: поставить познавательную задачу, найти способ ее решения, провести анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия или составных частей правила, сравнивать, обобщать, точно формулировать вывод, применять правило в условиях разной степени сложности. Важно формировать у детей общие подходы к решению орфографических, грамматических, речевых задач. Ученик активен в процессе познавательной деятельности.

Усвоение основных разделов настоящей программы возможно при условии решения специфических задач, которые вызваны наличием двигательных, речевых и психических расстройств у большинства детей класса.Нарушения захватывающей и манипулятивной функции кисти руки при различных клинических формах детского церебрального паралича и артрогрипоза, а также наличие гиперкинезов значительно затрудняют усвоение техники письма.  В связи с этим программа предусматривает подготовку руки к письму, последовательную отработку и закрепление двигательного навыка письма.

Одним из наиболее характерных проявлений речевых расстройств у учащихся с церебральным параличом являются разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи. Исходя из этого, особое внимание на начальных этапах обучения уделяется:

  1. отработке правильного произношения, развитию фонематического слуха и формированию основ звукового анализа;
  2. активации словарного запаса, его уточнению и обогащению на основе формирования простейших семантических представлений;
  3. выявлению и преодолению встречающихся в речи грамматических недочетов, практическому овладению грамматическими средствами языка.


Тематический план

2 класс

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Контро

льное списыв ание

Диктан ты

Сочине ния

Изло

жения

I полугодие

1

Наша речь.

11

1

2

Звуки и буквы.

68

1 четверть

25

1

2 четверть

43

1

2

1

1

II полугодие

3

Имя существительное

11

1

4

Глагол

8

1

5

Имя прилагательное

9

1

6

Предлог

3

7

Корень слова.

8

1

8

Безударные гласные в корне слова.

16

1

9

Парные согласные.

10

1

10

Предложение.

14

1

11

Повторение.

9

1

1

12

Резерв.

3

Итого

5

7

2

2

170


Содержание тем учебного курса

2 класс (170 ч)

Речь. Предложение и текст (11 ч)

Язык как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная. Слово, предложение, текст - единицы речи (наблюдение в процессе общения).

Тема текста. Сопоставление текста и набора отдельных предложений, не объединенных общей темой. Связь по смыслу предложений в тексте.

Заголовок. Опорные слова в тексте.

Звуки и буквы (68 ч).

Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные (их признаки). Гласные звуки и буквы. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Слова с буквой Э. Согласный звук [й] и гласный звук [и].

Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.

Шипящие согласные звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ]. Буквы И, А, У в сочетаниях ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости согласных звуков буквами А, О, У, Ы, Э. Обозначение мягкости согласных звуков буквами Е, Ё, И, Ю, Я. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Звонкие и глухие согласные звуки. Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные звонкие и глухие согласные. Обозначение их буквами. Буква, которую перед записью нужно проверять (общее понятие об орфограмме). Проверка согласных на конце слова.

Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные. Умение правильно выделять в слове ударный слог. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Проверка

путем изменения формы слова.

Разделительный Ь. Сопоставление Ь - показателя мягкости согласных и

разделительного Ь.

Слово и предложение. Имя существительное (11 ч)

Слова как названия предметов, признаков предметов, действий предметов (сопоставление).

Имя существительное (ознакомление). Общее значение. Вопросы кто? что? Роль имен существительных в речи. Заглавная буква в собственных именах существительных (в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях городов, деревень, улиц, рек, озер, морей). Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, близкие и противоположные по смыслу.


Глагол (8 ч)

Глагол (ознакомление). Общее значение. Вопросы что делать? что делает? что делают? что делал? что делал и? что сделать? что сделает? что сделают? что сделал? что сделали? и др. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи. Наблюдения за употреблением глаголов в различных временных формах. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу.

Имя прилагательное (9 ч)

Имя прилагательное (ознакомление). Общее значение. Вопросы какой? какая? какое? какие? Роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Наблюдения за согласованием в числе имени существительного и глагола, имени существительного и прилагательного (практически, в процессе составления предложений).

Предлог (3 ч)

Предлоги. Раздельное написание со словами наиболее распространенных предлогов: В, НА, О, ОБ, С, ИЗ, БЕЗ, НАД, ПОД, ОТ, ДО, У, ОКОЛО.

Корень слова. (8ч)

Корень слова. Однокоренные слова (общее понятие). Признаки однокоренных слов. Подбор однокоренных слов и выделение корня. Наблюдение за единообразным написанием корней в однокоренных словах.

Безударные гласные в корне (16 ч)

Способы проверки безударных гласных в корне. Проверка безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах.

Парные согласные.(10 ч)

Способы проверки парных глухих и звонких согласных. Проверка парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренньгх слов.

Предложение (14 ч)

Предложение - единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении (по вопросам).

Повторение в конце учебного года (9ч)

Предложение. Обобщение знаний. Проверка безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Резерв(3ч)

Слова с непроверяемыми написаниями

Алфавит, арбуз, береза, воробей, ворона, город, горох, де вочка, дежурный, деревня, завод, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лимон, лисица, лопата, мальчик, маши на, мебель, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, одежда, пальто, пенал, петух, платок, посуда, работа, ребята, Рос сия, русский (язык), сапоги, сахар, собака, сорока, стакан, тарелка, тетрадь, ученик, учитель, хорошо, ягода, язык.


Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

2 класс

Контрольные работы:

  1. входная
  2. текущие и тематические:
    Речь. Звуки и буквы.

Слово. Предложение. Текст.

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение гласных звуков.

Части речи.

Родственные (однокоренные слова).

Безударные гласные и парные согласные в корне.

-        итоговые (1, 2, 3 учебные четверти и в конце года)


Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

  1. названия букв русского алфавита;
  2. признаки гласных и согласных звуков;
  3. гласные ударные и безударные;
  4. согласные твердые и мягкие; глухие и звонкие;
  5. правила переноса слов.

Учащиеся должны уметь:

  1. каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты под диктовку (35 - 45 слов) без пропусков, вставок, искажений букв, при этом не учитываются графические ошибки, обусловленные спецификой детского церебрального паралича;
  2. делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;
  3. обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и Ь;
  4. писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названиях городов, деревень, кличках животных;
  5. писать слова с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, ЧТ; правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов, безударные гласные в двусложных словах; писать слова с двойными согласными, слова с разделительным Ь; писать раздельно предлоги со словами;
  6. производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв;
  7. правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета или действие предмета; различать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос ч т о?;
  8. устанавливать связь слов в предложении из трех-четырех слов;
  9. выделять подлежащее и сказуемое;
  10. составлять предложение из слов, устанавливая между ними связь по вопросам;
  11. употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце;
  12.  определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему; делить сплошной текст (3-4 предложения) на предложения;
  13. устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трех частей); писать (по вопросам) изложение текста (30 - 45 слов);
  14. составлять и записывать текст из трех-пяти предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
  15. употреблять при записи текста красную строку.

Критерии и нормы оценки знаний учащихся

Особенности организации контроля по русскому языку

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состо ять из 2 - 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.


Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями - пейзажа, портрета и т.п.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  1. нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска,
    перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
  2. неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых
    очерчен   программой   каждого   класса   (слова   с   непроверяемыми
    написаниями);
  3. отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и
    заглавной буквы в начале предложения);
  4. наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
  5. существенные  отступления  от  авторского  текста  при     написании
    изложения, искажающие смысл произведения;
  6. отсутствие    главной    части    изложения, пропуск важных событий,
    отраженных в авторском тексте;
  1. -        употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
    Недочеты:
  1. отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее
    предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
  2. неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких
    таких слов)на одно и то же правило;
  3. незначительные  нарушения логики событий авторского текста при
    написании изложения.
  1. При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
  1. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.
  1. При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

  1. Характеристика цифровой оценки (отметки)
  1. «5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
  1. «4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
  1. «3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
  1. «2»    («плохо») - уровень    выполнения    требований    ниже
  1. удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
  1. Оценка письменных работ по русскому языку.
  1. Диктант
  1. «5» - за работу, в которой нет ошибок.
  2. «4» - за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.
  3. «3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
  1. «2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
    Примечание:
  1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две. Грамматическое задание
  1. •        «5» - без ошибок.
  1. •«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий. •«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
  1. •        «2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
    Контрольное списывание
  1. •«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
  1. •        «4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 - 2 исправления.

  1. «3» - за работу, в которой допущено 2-3 ошибки.
  2. «2» - за работу, в которой допущены > 4 ошибки.
    Словарный диктант
  3. «5» - без ошибок.
  1. •        «4» - 1 ошибка и 1 исправление.
    •«3» - 2 ошибки и 1 исправление.
  1. •        «2» -3-5 ошибок.
    Тест
  1. •        «5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
  1. «4» - верно выполнено 3/4 заданий.
  2. «3» - верно выполнено 1/2 заданий.
  3. «2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
    Изложение

•«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

•«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1 -2 орфографические ошибки, 1 - 2 исправления.

•«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1 - 2 исправления.

•«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Сочинение

•«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.

•        «4»   -   незначительно   нарушена   последовательность   изложения
мыслей, имеются единичные (1 - 2)-фактические и речевые неточности, 1 -
2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

•«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1 - 2 исправления.

•«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений. Примечание:


Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.


Список литературы

Школа России. Концепция и программы для начальных классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.1/[М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С. И. Волкова и др.].-М.:Просвещение, 2010.

Литература для учащихся:

  1. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык.2 кл. Учеб.для общеобразоват.учреждений. В 2 ч. -М.: Просвещение, 2011
  2. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Дидактический материал. 2
    класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.:
    Просвещение, 2011

Пособия для учителя:

1.        Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс. - М: ВАКО, 2006

  1. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык в начальной школе. 2 класс:
    книга для учителя.- М.: Просвещение, 2004
  2. Николаева Л. П., Иванова И. В. Работа со словарными словами. 2 класс .-М.: Просвещение, 2008

4.        Ракитина СВ. Русский язык. 1-4 классы занимательные материалы,
задания, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009

  1. Арефьева Л.П. , Бойченко Л.П. и др. Русский язык. 1-4 классы: развитие творческих способностей учащихся. – Волгоград: Учитель, 2010
  2. Мещерякова Н.П. , Зубович Е.В., Леонтьева СВ. Коррекция письменной речи в начальной школе: разработки занятий. 1-4 классы.-    Волгоград: Учитель, 2009
  3. Л. В. Зубарева Коррекция письма на уроках. 1 – 4 классы: практические и тренировочные задания и упражнения. – Волгоград: Учитель, 2011
  4. И. В. Фомина, И. В. Щербакова. Русский язык. 1 – 4 классы: Развитие устной речи и коррекция письма. – Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...