Технология коллективного взаимодействия в начальных классах.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

 

Технология коллективного взаимодействия, обогащение  опыта коллективной жизни.

 

 

 

 

Языковое образование и речевое развитие школьников - одна из основных проблем современной начальной школы. Образная, яркая, правильно построенная речь-показатель интеллектуального уровня ребёнка.

 

Формирование коммуникативных учебных действий лежат в основе личностно - ориентированного обучения.

 Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность младшего школьника. Они характеризуются умениями слушать и слышать других, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении возникающих проблем, выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

 

Целевые ориентации.

-активизировать речевую деятельность

-организовать внимание учащихся

-повысить интерес к предмету

-связать обучение с жизнью ребёнка, игрой, трудом

 

Формирование коммуникативной  деятельности–это длительный процесс, начинающийся ещё в раннем детстве и  активно протекающий на протяжении всего школьного периода, поэтому уже с первых дней  школьники приступают к решению таких задач, как:

 

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

- сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

По мере овладения навыками самоорганизации совместной работы дети переходят к качественно новым отношениям с учителем и сверстниками- к партнёрским отношениям.

 

Особенности методики.

 

Жизнь среди людей, взаимодействие с ними требует осо­бого опыта - опыта человеческих взаимоотношений и опыта коллективной жизни.

Одним из важнейших средств обогащения опыта коллектив­ной жизни являются различные формы коллективной познава­тельной деятельности. Как наиболее простую из них и доступ­ную для семилеток  необходимо отметить работу в парах.

Игры в парах несут на себе все признаки коллективной деятельности:

- решение коллективной познавательной задачи;

- распределение обязанностей (ролей); обмен способами деятельности и взаи­мопомощь;

- контроль за результатами деятельности, который осуществляется прежде всего самими участниками игры.

 

Игры в парах я ввожу в учебно-воспитательный процесс постепенно, начиная с самых простых, таких, например, как игра «Найдем красавицу». Она проводится на уроках письма, когда осуществляется знакомство с новой буквой. После того как уче­ники 5-6 раз напишут новую букву,  предлагаю соседям по парте обменяться тетрадями, найти самую красивую букву среди написанных товарищем и подчеркнуть ее (обвести, поста­вить под ней точку). Вызванный ученик рассказывает, почему именно эту букву он выделил, используя в рассказе названия ее элементов, оценивает качество их написания.

Просто, но сколько задач - образовательных и воспитатель­ных - при этом решается! Во-первых, внимание учащихся еще раз привлекается к графическому облику буквы.

Во-вторых, графический облик буквы приходится описывать словами, а это не только помогает лучше запомнить букву, но и способствует раз­витию речи, формированию навыка письма (если ученик может выразить словами суть действия, то это способствует осознанию этого действия).

В-третьих, формируются навыки контроля, оце­ночные действия.

В-четвертых, сама постановка задачи игры имеет в виду, что каждый может писать красиво, и дает возмож­ность каждому ощутить успех.

И в-пятых, учащиеся ориентиро­ваны на поиск положительного в работе товарища.

Меня не пугают возникающий при этом шум. Зато в парной игре учащимся обеспечива­ется состояние комфортности, так как они имеют необходимую свободу выбора: сами решают, кто сначала будет говорить, кто потом, высказываются не тогда, когда вызовет и позволит учи­тель, а тогда, когда сами этого хотят. И, как показывает опыт, с формированием привычки к коллективной работе шума на уроках становится меньше.

Ну, а что касается конфликтов, то, на мой взгляд, они являют­ся подарками для учителя. Почему? При фронтальной работе уче­ник самостоятельно выполняет задание и лично отвечает перед учителем за качество своей работы. С кем же ему конфликтовать? К тому же учитель требует дисциплины, и на его глазах воспитан­ники стараются вести себя соответствующим образом. В отноше­ниях с товарищами ученик чувствует и держит себя свободнее. Поэтому конфликтные ситуации во время групповой работы ярко демонстрируют стиль поведения отдельных учащихся, отрица­тельные стороны во взаимоотношениях младших школьников, помогают определить уровень развития опыта коллективной жизни.

 Организация коллективного взаимодействия первоклассников я реализую через игру. Формирование умений работать в парах постоянного и сменного состава.

 

Например:

 

Угадай слово

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Каждый ученик получает по 2-3 картинки в конверте. Соседи по парте договариваются, кто начинает игру, и, не показывая друг другу рисунки, называют первые слоги названий нарисованных предметов. Каждый в паре должен до­гадаться и назвать нужное слово, которое начинается с соответ­ствующего слога. Побеждает пара, выполнившая задание раньше других.

Пишем и печатаем

Описание игры. Называю буквы (слоги, слова). Уче­ники работают парами: один пишет печатные, а другой - одно­именные рукописные буквы на общем листке бумаги. Отмечают­ся пары, которые правильно и аккуратно выполнили задание.

Звуковая эстафета

Описание игры. Показываю детям букву. Соседи по парте, предварительно договорившись, произносят соответствующие звуки (один называет твердый согласный, другой - мягкий).

Гласный - согласный

Оборудование: карточки для обозначения гласных и соглас­ных звуков, карточки с буквами.

Описание игры. Дети договариваются, кто какие звуки бу­дет характеризовать, и берут в руки соответствующие фишки. Показываю букву. Если она обозначает гласный звук, карточку поднимает тот ученик из пары, у кого на ней графическое обозначение гласного звука. Если буква обозначает согласный звук, фишку поднимает его сосед.

 

 

Какой звук следующий?

Оборудование: предметные игрушки, картинки.

Описание игры. Показываю предметную картинку (игрушку), а пара детей по его сигналу по очереди начинает по­следовательно произносить звуки, из которых состоит название предмета, изображенного на картинке.

«Ремонт» слов

Оборудование: предметные картинки, кассы букв.

Описание игры. Каждый ученик получает в конверте одну- две предметные картинки, составляет из букв разрезной азбуки слова - названия изображенных на них предметов - и перестав­ляет местами буквы. Потом ученики обмениваются картинками и наборными полотнами, чтобы «отремонтировать» слова.

Задание для товарища

Описание игры. Задание для товарища дети готовят дома: на листке бумаги пишут 3-4 слова с пропущенными буквами. В классе по моему сигналу  они обмениваются листками и встав­ляют пропущенные буквы в слова, которые подготовил им то­варищ, потом вместе читают слово и проверяют, как выполнено задание. По вызову дети читают подготовленные това­рищами слова.

 

Птичий базар

Описание игры. Птичий базар организуется следующим об­разом: дети в паре читают текст друг другу по очереди (один читает, второй следит и исправляет ошибки, если они есть, потом партнеры меняются ролями). Побеждает пара, которая за назна­ченное время прочитала текст большее количество раз.

 

Работаем дружно

Оборудование: слоговая таблица.

Описание игры. Товарищи по парте договариваются, какое слово они покажут классу по слоговой таблице. По вызову учите­ля пара выходит к доске и набирает по таблице свое слово: один из партнеров показывает его начало, второй - продолжение. Дети угадывают слово.

 

Практика организации совместной учебной работы первоклассников в группе  показывает следующие преимущества:

 

-снижается школьная тревожность;

-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

-меняется характер взаимоотношений между детьми;

-растёт самокритичность, ребёнок лучше себя контролирует;

-дети становятся более ответственными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektivnye_igry_v_nachalnoy_shkole.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технология коллективного взаимодействия, обогащение  опыта коллективной жизни. 

Языковое образование и речевое развитие школьников - одна из основных проблем современной начальной школы. Образная, яркая, правильно построенная речь-показатель интеллектуального уровня ребёнка.

Формирование коммуникативных учебных действий лежат в основе личностно - ориентированного обучения.

 Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность младшего школьника. Они характеризуются умениями слушать и слышать других, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении возникающих проблем, выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Целевые ориентации.

-активизировать речевую деятельность

-организовать внимание учащихся

-повысить интерес к предмету

-связать обучение с жизнью ребёнка, игрой, трудом

Формирование коммуникативной  деятельности–это длительный процесс, начинающийся ещё в раннем детстве и  активно протекающий на протяжении всего школьного периода, поэтому уже с первых дней  школьники приступают к решению таких задач, как:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

-        сотрудничество в поиске и сборе информации;

-        умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

По мере овладения навыками самоорганизации совместной работы дети переходят к качественно новым отношениям с учителем и сверстниками- к партнёрским отношениям.

Особенности методики.

Жизнь среди людей, взаимодействие с ними требует осо бого опыта - опыта человеческих взаимоотношений и опыта коллективной жизни.

Одним из важнейших средств обогащения опыта коллектив ной жизни являются различные формы коллективной познава тельной деятельности. Как наиболее простую из них и доступ ную для семилеток  необходимо отметить работу в парах.

ДИАГРАММА

Игры в парах несут на себе все признаки коллективной деятельности:

- решение коллективной познавательной задачи;

- распределение обязанностей (ролей); обмен способами деятельности и взаи мопомощь;

- контроль за результатами деятельности, который осуществляется прежде всего самими участниками игры.

Игры в парах я ввожу в учебно-воспитательный процесс постепенно, начиная с самых простых, таких, например, как игра «Найдем красавицу». Она проводится на уроках письма, когда осуществляется знакомство с новой буквой. После того как уче ники 5-6 раз напишут новую букву,  предлагаю соседям по парте обменяться тетрадями, найти самую красивую букву среди написанных товарищем и подчеркнуть ее (обвести, поста вить под ней точку). Вызванный ученик рассказывает, почему именно эту букву он выделил, используя в рассказе названия ее элементов, оценивает качество их написания.

Просто, но сколько задач - образовательных и воспитатель ных - при этом решается! Во-первых, внимание учащихся еще раз привлекается к графическому облику буквы.

Во-вторых, графический облик буквы приходится описывать словами, а это не только помогает лучше запомнить букву, но и способствует раз витию речи, формированию навыка письма (если ученик может выразить словами суть действия, то это способствует осознанию этого действия).

В-третьих, формируются навыки контроля, оце ночные действия.

В-четвертых, сама постановка задачи игры имеет в виду, что каждый может писать красиво, и дает возмож ность каждому ощутить успех.

И в-пятых, учащиеся ориентиро ваны на поиск положительного в работе товарища.

Меня не пугают возникающий при этом шум. Зато в парной игре учащимся обеспечива ется состояние комфортности, так как они имеют необходимую свободу выбора: сами решают, кто сначала будет говорить, кто потом, высказываются не тогда, когда вызовет и позволит учи тель, а тогда, когда сами этого хотят. И, как показывает опыт, с формированием привычки к коллективной работе шума на уроках становится меньше.

Ну, а что касается конфликтов, то, на мой взгляд, они являют ся подарками для учителя. Почему? При фронтальной работе уче ник самостоятельно выполняет задание и лично отвечает перед учителем за качество своей работы. С кем же ему конфликтовать? К тому же учитель требует дисциплины, и на его глазах воспитан ники стараются вести себя соответствующим образом. В отноше ниях с товарищами ученик чувствует и держит себя свободнее. Поэтому конфликтные ситуации во время групповой работы ярко демонстрируют стиль поведения отдельных учащихся, отрица тельные стороны во взаимоотношениях младших школьников, помогают определить уровень развития опыта коллективной жизни.

 Организация коллективного взаимодействия первоклассников я реализую через игру. Формирование умений работать в парах постоянного и сменного состава.

Например:

Угадай слово

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Каждый ученик получает по 2-3 картинки в конверте. Соседи по парте договариваются, кто начинает игру, и, не показывая друг другу рисунки, называют первые слоги названий нарисованных предметов. Каждый в паре должен до гадаться и назвать нужное слово, которое начинается с соответ ствующего слога. Побеждает пара, выполнившая задание раньше других.

Пишем и печатаем

Описание игры. Называю буквы (слоги, слова). Уче ники работают парами: один пишет печатные, а другой - одно именные рукописные буквы на общем листке бумаги. Отмечают ся пары, которые правильно и аккуратно выполнили задание.

Звуковая эстафета

Описание игры. Показываю детям букву. Соседи по парте, предварительно договорившись, произносят соответствующие звуки (один называет твердый согласный, другой - мягкий).

Гласный - согласный

Оборудование: карточки для обозначения гласных и соглас ных звуков, карточки с буквами.

Описание игры. Дети договариваются, кто какие звуки бу дет характеризовать, и берут в руки соответствующие фишки. Показываю букву. Если она обозначает гласный звук, карточку поднимает тот ученик из пары, у кого на ней графическое обозначение гласного звука. Если буква обозначает согласный звук, фишку поднимает его сосед.

Какой звук следующий?

Оборудование: предметные игрушки, картинки.

Описание игры. Показываю предметную картинку (игрушку), а пара детей по его сигналу по очереди начинает по следовательно произносить звуки, из которых состоит название предмета, изображенного на картинке.

«Ремонт» слов

Оборудование: предметные картинки, кассы букв.

Описание игры. Каждый ученик получает в конверте одну- две предметные картинки, составляет из букв разрезной азбуки слова - названия изображенных на них предметов - и перестав ляет местами буквы. Потом ученики обмениваются картинками и наборными полотнами, чтобы «отремонтировать» слова.

Задание для товарища

Описание игры. Задание для товарища дети готовят дома: на листке бумаги пишут 3-4 слова с пропущенными буквами. В классе по моему сигналу  они обмениваются листками и встав ляют пропущенные буквы в слова, которые подготовил им то варищ, потом вместе читают слово и проверяют, как выполнено задание. По вызову дети читают подготовленные това рищами слова.

Птичий базар

Описание игры. Птичий базар организуется следующим об разом: дети в паре читают текст друг другу по очереди (один читает, второй следит и исправляет ошибки, если они есть, потом партнеры меняются ролями). Побеждает пара, которая за назна ченное время прочитала текст большее количество раз.

Работаем дружно

Оборудование: слоговая таблица.

Описание игры. Товарищи по парте договариваются, какое слово они покажут классу по слоговой таблице. По вызову учите ля пара выходит к доске и набирает по таблице свое слово: один из партнеров показывает его начало, второй - продолжение. Дети угадывают слово.

 

Практика организации совместной учебной работы первоклассников в группе  показывает следующие преимущества:

-снижается школьная тревожность;

-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

-меняется характер взаимоотношений между детьми;

-растёт самокритичность, ребёнок лучше себя контролирует;

-дети становятся более ответственными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективное взаимодействие учителя начальных классов и педагога-психолога

Районный семинар для педагогов-психологов и учителей начальных классов...

Сетевое взаимодействие учителей начальных классов

Анализ работы по сетевому взаимодействию учителей начальных классов...

Современные подходы к организации взаимодействия учителя начальных классов и семьи на примере электронного дневника

Главная задача классного руководителя – создание условий для реализации совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, создание единой воспитательной и развивающей среды для каждого ребенка...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ВОСПИТАТЕЛЯ ГПД В ВОПРОСАХ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Взаимодействие учителя начальных классов и воспитателя ГПД в вопросах сохранения здоровья младших школьников....

План взаимодействия учителя начальных классов с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклассников к школе

План взаимодействия состоит из направлений взаимодействия, сроков выполнения и нацелен на систематизирование взаимодействия учителя с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклас...