ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ВОСПИТАТЕЛЯ ГПД В ВОПРОСАХ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья
Взаимодействие учителя начальных классов и воспитателя ГПД в вопросах сохранения здоровья младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Усова Т.Ю., учитель начальных классов
ГБОУ школы №655 Приморского района
Санкт-Петербугра
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ВОСПИТАТЕЛЯ ГПД В ВОПРОСАХ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Всем известно, что здоровье – это величайшая ценность, основа для самореализации и главное условие для выполнения людьми их социальных и биологических функций. Здоровьесберегающее поведение и мышление закладываются еще в школе. Раннее начало обучения, интенсификация учебного процесса, использование педагогических инноваций влекут несоответствие нагрузки возможностям детского организма и приводят к напряжению адаптационных механизмов.
Отрадно заметить, что сегодня образовательная система направлена на сохранение здоровья школьников. Задача педагогов заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы сформировать успешных личностей, готовых полноценно жить и растить будущее поколение. А без здоровья это невозможно. Именно поэтому в настоящее время реализуются здоровьесберегающие технологии в школе.
Проблема сохранения здоровья детей постоянно волнует специалистов в области начального образования. В её решении принимают непосредственное участие учителя начальных классов и воспитатели ГПД. В современных условиях эта проблема чрезвычайно остра в связи с резким снижением процента практически здоровых детей и увеличением отстающих в развитии, имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого положения – гиподинамия, нарушения экологии, питания, общее состояние социальной среды.
Частую заболеваемость детей связывают с низким уровнем адаптивных реакций организма при поступлении в детский сад, при поступлении в школу, а также с негативным влиянием комплекса социальных условий воспитания и обучения.
Для физически ослабленных, часто болеющих детей поступление в школу вызывает необходимость изменение привычного поведения в связи с трансформацией режима дня, что является стрессовым фактором и может привести к срыву нервной деятельности. При этом возникают процессы дезатаптации. Такие дети нуждаются в условиях, предусматривающих увеличение двигательной активности, организацию профилактических и оздоровительных мероприятий, обеспечение индивидуального подхода к обучению и воспитанию, что в условиях массовых образовательных школ является трудноразрешимой задачей.
В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. За последние 5 лет заметно возросли показатели заболеваемости болезнями эндокринной системы и расстройствами питания, обмена веществ, болезнями органов пищеварения.
Школьники 7-9 лет имеют в среднем 2 диагноза. У детей наблюдается нарушение осанки и сколиозы, снижение зрения, патология со стороны ЛОР органов, неврологическая патология. Абсолютно здоровыми признаётся 5% обследованных.
Задача учителей начальной школы и воспитателей ГПД сделать процесс перехода из детского сада в школу успешным для ребёнка, т.е. таким образом организовать условия этой деятельности, чтобы ребёнок сумел со всеми проблемами, используя свои знания и умения.
Физиологические особенности 7-10 летних детей таковы, что большую часть для них правильнее, а значит лучше для здоровья активно двигаться. В школе же они в основном сидят, склонившись над книгой или тетрадью. Поэтому важно обращать внимание на подбор мебели, на правильную посадку при выполнении работы на рабочем месте. А также использовать такой приём как смена динамических поз.
Для снятия статического напряжения необходимо проводить на уроке физминутки. При этом важно приучать ребёнка к самостоятельному установлению частоты ритма выполнения того или иного упражнения в зависимости от индивидуальных особенностей. Однако использование физкультурных пауз не снимает необходимости проведения тщательных и хорошо продуманных физкультминуток с соблюдением всех правил. Занимательные упражнения следует использовать не чаще чем за 2-3 раза за учебный день. Практика показывает, что оптимально на уроке использовать 2 физминутки и одну физкультурную паузу. Но на уроках, требующих значительной сосредоточенности внимания и деловой атмосферы, целесообразно отказаться от занимательных упражнений.
Решение задачи оздоровления имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста. В оздоровительной работе в школе большое значение имеют физические упражнения.
Проведение физкультминуток является обязательным пунктом на каждом уроке и во время ГПД. Физкультминутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном классе. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, следует открыть форточки.
Физкультминутки можно проводить, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физ.минуток включаются:
• упражнения по формированию правильной осанки,
• укреплению зрения,
• укрепления мышц рук,
• отдых позвоночника,
• упражнения для ног,
• релаксационные упражнения для мимики лица,
• потягивание,
• массаж области груди, лица, рук, ног,
• упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Не могу не сказать о пальчиковой гимнастике, её дети тоже очень любят. Такие упражнения, как: гребешок, бабочка, птица, гонки слонов, кошка выпускает коготки.
Последние научные исследования выявили прямую зависимость между развитием мелкой моторики и развитием функциональных возможностей головного мозга. Пальчиковые игры могут помочь:
• подготовить руку к письму;
• предотвратить появления писчего спазма;
• развить внимание, терпение;
• стимулировать фантазию;
• научиться управлять своим телом;
• активизировать работу мозга
Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
Итак, здоровьесберегающее обучение:
- направлено на обеспечение психического здоровья учащихся;
- опирается на природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации);
- достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появление и сохранение интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности;
- приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений.
В заключении хочется сказать, что задача учителей начальных классов и воспитателей - пополнять свои знания о здоровьесберегающих технологиях и активно внедрять их в свою практику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообобщение опыта учителя начальных классов Щербаль Светланы Александровны Тема: «Активизация познавательной активности младших школьников на уроках природоведения»
Много приходится поработать учителям начальных классов над тем, чтобы приучить детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову и действиям учителя, сделать их активными участникам...
Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Сочинение как средство развития речи младших школьников"
В настоящее время отмечается уменьшение интереса к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся. Развитие речи - важная задача обучения...
Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"
Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....
Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Родительское собрание "Двигательная активность младших школьников"
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность....
Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка.
Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка....
Содержание взаимодействия логопеда и учителя начальных классов по устранению ошибок при нарушении письма у младших школьников
В статье описывается взаимодействие логопеда и учителя начальных классов при работе по устранению ошибок при нарушении письма у младших школьников....
Мастер-класс учителя-логопеда с учителями начальных классов по коррекции нарушений дисграфии и дислексии у младших школьников.
Мастер-класс учителя-логопеда с учителями начальных классов по коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников.Цель мастер-класса: создание условий для изучения приемов диагностики и коррекции на...