«Развитие универсальных учебных коммуникативных действий учащихся с задержкой психического развития через взаимодействие учителя начальных классов и логопеда по коррекции нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в ус
статья по логопедии (1 класс) на тему

Романова Татьяна Владимировна

В классы с ЗПР приходят дети с множественными речевыми нарушениями. В статье описана система работы с таким контингентом учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kommun._uud.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие универсальных учебных коммуникативных действий учащихся с задержкой психического развития через  взаимодействие учителя начальных классов и логопеда по коррекции нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в условиях школы -интерната».

Школа - решающий фактор индивидуального успеха и развития страны.

За 20 лет наша страна изменилась. Предыдущий «Закон об образовании» перестал отвечать требованиям времени. Возникла необходимость в принятии нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который принят 29 декабря 2012 года.

Фундаментальными основами государственной политики в области образования в Российской Федерации являются: 

  • Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
  • Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
  • Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего образования …

Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Одной из категорий граждан с ограниченными возможностями здоровья являются учащиеся с задержкой психического развития. Контингент классов с задержкой психического развития очень разнообразный: дети с нарушением слуха, зрения, тяжёлыми нарушениями речи, аутизмом, неадекватным  поведением, но общим для большинства из них является неумение общаться, агрессия, неприятие другого мнения, уважения к мнению других людей.

Задачей школы является развитие, а в некоторых случаях и формирование у учащихся коммуникативных универсальных действий:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  •  управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 

Причинами неадекватного поведения, зачастую, агрессии детей, являются условия воспитания (неблагополучные семьи), физиологические недостатки (тугоухость, моторная алалия, дизартрия), которые привели к серьёзным речевым нарушениям, что создаёт огромные трудности для общения учащихся со сверстниками, взрослыми людьми, для полноценного обучения.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения всех категорий детей.

Научить правильно говорить, понятно выражать свои мысли, помочь ребёнку овладеть навыками правильного осознанного чтения и грамотного письма, овладеть «родным языком на уровне, необходимом для жизни в современном обществе», а значит создать предпосылки для формирования коммуникативной компетентности – задача современной школы.

Сформированные коммуникативные действия, которые обеспечат учащимся с особыми возможностями здоровья:

  • социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
  • умение слушать и вступать в диалог;
  •  участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Система по коррекции речевых нарушений учащихся с ЗПР состоит из нескольких этапов:

  1. Диагностический этап
  2. Коррекционно – педагогический этап
  3. Консультационно – просветительский этап

На первом этапе в начале каждого учебного года проводится диагностика готовности ребёнка к школе. Учитель-логопед и учитель начальных классов выявляют все речевые нарушения  учащихся и составляют программы речевого развития. Начинается  второй этап совместной напряжённой и длительной работы по коррекции ВПФ, нарушений в речевом развитии ребёнка и усвоении программы  школы  VII вида.

Одновременно со вторым этапом  организуется работа по третьему этапу, т. к. устранение речевых нарушений у детей с ЗПР процесс длительный и трудоёмкий, поэтому для коррекции всех нарушений необходимо тесное взаимодействие педагогов и родителей. Для этого в классе ведётся тетрадь взаимосвязи учителя и воспитателя класса с логопедом, где специалист записывает основные задания по коррекции звукопроизношения, пальчиковой и дыхательной гимнастики, задания по коррекции ОНР.

Учитывая особенности учащихся с задержкой психического развития, применяю технологию сотрудничества. Учитель на уроках литературного чтения, русского языка, ознакомления с окружающим миром, математики, технологии выполняет задания логопеда, при необходимости, сообщает логопеду о возникших трудностях у детей.

Работая в тесной связи с логопедом, я на каждом уроке провожу артикуляционную  и пальчиковую зарядку с применением индивидуальных  зеркал.

Укрепление мышц языка – процесс длительный, утомительный, не всегда приятный для детей, но необходимый при коррекции звукопроизношения, поэтому эти упражнения облекаются в форму сказки о язычке, проводятся мною в игровой форме. Коррекция нарушений звукопроизношения приводит к речевой активности детей даже с моторной алалией.

На уроках в целях создания ситуации общения детям предлагается работать в парах на уроках технологии при создании совместных проектов, для прочтения произведений  в лицах (сказка «Лиса и Журавль», «Лиса и тетерев»), в микрогруппах – для прочтения произведений по ролям, для инсценирования отрывков из произведений или разыгрывания с помощью пальчиковых кукол. На уроках использую приём взаимопроверки и взаимооценки знания правил, определений, при выполнении письменных заданий.

Подготовка руки ребёнка к письму – задача подготовительного периода обучения. Для овладения письмом важны развитые мышцы руки, умение вовремя напрягать и расслаблять кисть. Сделать мышцы сильными могут только тренировки, которые  на уроках в начальных классах очень эффективно проводить в виде пальчиковой гимнастики в игровой форме. Пальчиковые игры существуют очень  давно и  главная их ценность в том, что они способствуют развитию не только мелкой моторики пальцев рук, но и  речи, памяти, внимания, мышления, координации движений (слушаю, запоминаю, проговариваю, воспроизвожу, двигаюсь). Разучивая стихотворные строки  для пальчиковых игр, учитель помогает поддерживать у учащихся с задержкой психического развития интерес к процессу обучения, увеличивать речевую практику, совершенствовать звукопроизношение учащихся, работает над просодической стороной речи. Различные считалки, чистоговорки, потешки  помогают развивать память учащихся.

Особое внимание я уделяю детям с нарушением звукопроизношения: каждый их ответ на уроке необходимо контролировать, исправлять, добиваться точного произношения слов.

       Образовательный результат – это запланированные позитивные изменения, происходящие в обучающихся и воспитанниках, благодаря специально организованному образовательному процессу….

Тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда, учителя начальных классов, воспитателя, родителей помогает за 4 года начальной школы значительно скорректировать  или полностью устранить  нарушения речи и повысить уровень развития ВПФ учащихся с задержкой психического развития.

По итогам обследования выпуска 2008-2012 учебного года  (по диагностической методике Фотековой Т.А.) было выявлено, что у всех учащихся наблюдается положительная динамика в развитии речи по всем показателям. Процент успешности (по методике Фотековой Т.А.) составил в 1  классе 33,1%, а в 4 классе- 77,6% (улучшился на 44,5%) при норме 80 -100%:

фонематическое восприятие:  1 класс (52,2%), 4 класс (82%), улучшение на 29,8%;

звукопроизношение и артикуляционная моторика: 1 класс(51,7%), 4 класс (92 %), улучшение на 40,3%;

слоговая структура: 1 класс (60,8%), 4 класс (88%), улучшение на 27,2%;

 навыки языкового анализа и синтеза: 1 класс (44,1%), 4 класс (69%), улучшение на 24,9%;

грамматический строй: 1 класс (44,5%), 4 класс (56%), улучшение на 11,5%

 словарь и словообразовательные процессы: 1 класс (30,7%), 4 класс (52%), улучшение на 21,3%;

понимание логико-грамматических отношений: 1 класс (33,4%), 4 класс (56%), улучшение на 22,6%;

 связная речь: 1 класс (9,8%), 4 класс (55%), улучшение на 45,2%;

 чтение: 1 класс (1,3%), 4 класс (68%) улучшение на 66,7% .

По окончанию начальной школы решением ПМПК в массовые школы выпущено 4 учащихся, что составляет (21%) обучающихся класса с задержкой психического развития.

Систему взаимодействия логопеда, учителя начальных классов и родителей по коррекции нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в условиях школы-интерната можно использовать  не только в начальных классах  общеобразовательных школ, где учатся дети с особыми возможностями здоровья, школах VII  и  VIII вида.

Романова Татьяна Владимировна,

учитель ГБСКОУ

школы-интерната «Перспектива»

г.о. Новокуйбышевск

2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов и родителей по коррекции множественных нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в условиях школы-интерната

Опыт взаимодействия учителя, логопеда и родителей по развитию речи, коррекции нарушений звукопроизношения у учащихся с задержкой психического развития. Работа с зеркалами на уроках, речевая зарядка, з...

статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся, имеющих задержку психического развития в условиях массовой школы. Основное внимание уделяется ме...

выступление на всероссийской конференции "Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе"

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать н...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...

статья на тему: Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе

Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе...

статья на тему: Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе

Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе...

Статья о взаимодействии учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма

Рудой Е.В., учитель-логопедВзаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма.Наиболее эффективным в решении проблемы преодоления на...