Урок русского языка по теме "Обощение знаний об имени существительном"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Урок для учащихся 3 класса с использованием занимательного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sushch..docx | 36.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».
Цели: 1. Обобщить знания учащихся об имени существительном .
- Совершенствовать умение распознавать имена существительные, определять их род, число, падеж.
- Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление.
Ход урока.
1. Орг. момент. Включение в урок.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Я хочу узнать, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Как вы понимаете смысл пословицы: «Умение везде найдёт применение.» Может ли эта пословица быть девизом нашего урока?( Пословица написан на доске.)
Начнём урок с чистописания. Потренируемся в каллиграфически правильном написании букв, слогов и соединений и поработаем над словарными словами.
2.Чистописание .
(См. "Чистописание для 3 класса")
к...рова кв...ртира д...ревня
-Можем ли мы объяснить орфограммы на месте пропущенных букв?
-Нет. Написание этих слов надо запомнить.
( Дети читают слова и на маркерных досках показывают пропущенные буквы. Затем словарные слова записывают в тетрадь.)
3.Работа по теме урока.
-Постарайтесь определить тему нашего урока, ответив на следующие вопросы:
-На какой вопрос отвечает каждое из этих словарных слов? ( Кто? Что?)
-Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное.)
-Мы работаем с именами существительным 1-й урок? (Нет, на протяжении нескольких последних уроков.)
Детям предлагается сформулировать тему урока: «Обобщение знаний об имени существительном».
-Нашей целью будет повторить и закрепить все, что мы узнали об этой части речи.
Мотивация на обучение.
-Что даст закрепление и повторение знаний об имени существительном? (Смогу без ошибок написать контрольную работу, буду хорошо учиться, успешно окончу школу,...)
-Отлично, вы готовы дальше работать?
-Что называем именем существительным?(Правило проговаривают хором.)
-Выберите из группы слов существительные.
(На доске карточки со словами: зеленый ,облако, береза ,высокое, читает, ученик, рисовать, сорока.)
1 ребёнок даёт ответ, остальные сигнальными карточками отмечают его правильность.
В результате на доске остаются только существительные.
облако ученик берёза сорока
-По какому признаку эти существительные можно разделить на две группы ?
-Одушевлённые и неодушевлённые.(На доске появляются эти слова.)
-Какие существительные называются одушевлёнными?... неодушевлёнными? -Существительные, которые обозначают людей и животных и отвечаю на вопрос кто?, называются одушевлёнными .Все остальные существительные отвечают на вопрос что? и называются неодушевлёнными. Запишите слова группами.
Взаимопроверка.
Кто? Что?
ученик облако
сорока берёза
-Кто допустил ошибки при выполнении задания?( Если такие есть, то с ними проводится игра «Ты- мне, я- тебе».Остальные записывают ещё 2 или 3 слова в каждый из столбиков самостоятельно.)
4. Физкультминутка.
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись,
Мы присели, повернулись
И опять же улыбнулись!
Руки подняли и покачали,
Руки согнули, кисти встряхнули,
Поскакали, полетели,
Заниматься тихо сели.
5. Работа по теме урока.
-Мы продолжаем определять признаки существительных.
Сейчас я загадаю загадки, а вы запишите отгадки.(1 ученик у доски записывает отгадки с комментированием)
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это -....
(Дождь.)
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут...
(Гнездо.)
Держит солнце целый день
Неустанно белый день,
Но едва он притомится,
Тень в траве зашевелится.
И без чьей-либо указки
Расцветут заката краски
День устал. Поспать не прочь.
Кто его заменит?
(Ночь.)
-Как у записанных существительных определить род?
-Существительные, которые можно заменить личным местоимением он,- мужского рода.
- Существительные, которые можно заменить личным местоимением она,- женского рода.
-Существительные, которые можно заменить личным местоимением оно,- среднего рода.
На доске появляются опорные слова:
Род
м.р.(он) ж.р.(она) ср.р.(оно)
-Род существительных- это постоянный признак?(Да.)
-Определите род существительных.
Самопроверка по эталону.
На закрепление игра «Молчанка» .(Учитель показывает картинки, а дети определяют род существительных .Если существительное м.р.- встают ученики 1 ряда, если существительное ж.р.- встают ученики 2 ряда, если существительное ср.р.- встают ученики 3 ряда.)
-Чтобы вспомнить следующий признак имён существительных, выполним задание. Из букв на доске собери слово соответствующее картинке (картинка сначала перевёрнута).
каворо- к орова
- В какой форме записано это существительное?(Ед.ч.)
Потом учитель добавляет ещё 2 такие же картинки.
-А теперь картинки и слово соответствуют ?(Нет.)
-Что надо сделать, чтобы картинки соответствовали слову?( Изменить форму слова.)
1 ученик меняет последнюю букву «а» на букву «ы».
-Что происходит при изменении формы существительных?(Изменяется окончание.)
-Как изменяются имена существительные? (По числам. Если существительное называет 1 предмет, то оно стоит в ед.ч., если 2 или более предметов, то во мн.ч.)
-Число существительных - это постоянный признак?(Нет.)
На доске появляются опорные слова:
число
ед.ч. мн.ч.
На закрепление предлагается отгадать ребусы, а рядом записать эти слова во мн.ч.
6. Зарядка для глаз. (Упражнение для профилактики нарушения зрения).
-А сейчас немного отдохнём. Закройте глаза. Представьте, что мы вошли в зимний лес (звучит спокойная музыка).
-Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес,
Где много всяких сказочных чудес,
Где замела метелица дороги,
Где косолапый мишка спит в берлоге,
Где в ледяном дворце живёт сама
Красавица-волшебница - зима!
-Оглянитесь вокруг, как красиво в лесу. Какие мохнатые снежные шапки надели сосны и ели. Кругом тишина. Только медленно падает и кружится белый снег. Протяните ладонь. Посмотрите, на неё упала невесомая снежинка. Откройте глаза (на доске - снежинка).
(Суть упражнения заключается в том, что учитель говорит в каком направлении «полетела» снежинка (например, 1 клетки вправо, 1 вверх и.т.д.), дети глазами следят за ней, в конце игры дети должны указать, куда приземлилась снежинка).
7. Работа по теме урока.
-Вспомните, что мы называем склонением существительных?
- Изменение окончаний существительных по вопросам- это их изменение по падежам, или склонение.
-Сколько падежей в русском языке?(6) -Назовите их. Работа в парах.
(Работая в парах, дети вспоминают названия падежей и падежные вопросы.) Хором проговаривают названия падежей и падежные вопросы. На доске появляются опорные слова.
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.
Кто? Кого? Кому? Кого? Кем? О ком?
Что? Чего? Чему? Что? Чем? О чём?
На закрепление игра «Капитан».
8. Работа по учебнику.
Упр. 103 на стр.97(1 ученик работает у доски).
Спишите предложения. Надпишите род и падеж каждого существительного. 9.Самостоятельная работа. (Тест.)
Тест "Имя существительное"
- Какое слово является именем существительным?
1)добрый; 2) ветер; 3) подвинул;
- Укажите имя существительное женского рода:
1) ягода; 2) яблоко; 3) лимон.
- Укажите одушевлённое имя существительное:
1)окно; 2) синица; 3) одежда
- Какое имя существительное употребляется в единственном числе:
1) ученики; 2) гриб: 3) помидоры.
- В каком слове падеж указан неправильно:
П.п. Д.п. Т.п.
1)на лугу; 2) по дороге; 3)без зонта.
Проверка самостоятельной работы . Варианты правильных ответов вывешиваются на доске.
-Кто выполнил работу без ошибок?
-Кто допустил ошибку в 1,в 2-х,в 3-х,в 4-х,в 5-ти заданиях?
10.Домашнее задание.(Упр.101 на стр.96.)
- Итог урока. Рефлексия.
-Со словами какой части речи мы работали на уроке?(Имя существительное)
-Что позволило вам правильно выполнять задания? (Знание правил и умение их применять при выполнении заданий.)
-Как бы вы оценили свою работу на уроке?(Используется лестница успеха.)
МОУ средняя общеобразовательная школа № 30
Открытый урок русского языка по теме:
"Обобщение знаний об имени существительном".
( 3 класс)
Подготовила: учитель начальных классов
Грищук С.В.
г.Коломна
2009 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)
Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....
Урок русского языка 3 класс "Три склонения имени существительного"
Урок по развивающей системе Л.В. Занкова 3 класс "Три склонения имени существительного"...
Урок русского языка. Тема «Обобщение знаний об имени существительном».
Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь. Прививать интерес к родному языку, воспитывать самостоятельность,...
Открытый урок по русскому языку. Тема "Обобщение знаний об имени существительном. Морфологические признаки"
Открытый урок был проведён для студентов и преподавателей Курского педагогического колледжа. В уроке использовалась презентация, раздаточный материал....
Урок русского языка. Тема: «Повторение знаний об имени существительном. Падежи имен существительных».
Урок русского языка с использованием краеведческого материала....
Конспект урока русского языка Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Цели деятельности учителя: закрепление и повторение материала по разделу: «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления, речи, само...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...