Урок русского языка по теме "Обощение знаний об имени существительном"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

 Грищук Светлана Васильевна

Урок для учащихся  3 класса  с использованием занимательного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sushch..docx36.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».

Цели: 1. Обобщить знания учащихся об имени существительном .

  1. Совершенствовать умение распознавать имена существительные, определять их род, число, падеж.
  2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление.

Ход урока.

1. Орг. момент. Включение в урок.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Я хочу узнать, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Как вы понимаете смысл пословицы: «Умение везде найдёт применение.» Может ли эта пословица быть девизом нашего урока?( Пословица написан на доске.)

Начнём урок с чистописания. Потренируемся в каллиграфически правильном написании букв, слогов и соединений и поработаем над словарными словами.

 2.Чистописание .

(См.  "Чистописание для 3 класса")

к...рова         кв...ртира          д...ревня                

-Можем ли мы объяснить орфограммы на месте пропущенных букв?

 -Нет. Написание этих слов надо запомнить.

( Дети читают слова и на маркерных досках показывают пропущенные буквы. Затем словарные слова записывают в тетрадь.)

3.Работа по теме урока.

-Постарайтесь определить тему нашего урока, ответив на следующие вопросы:

-На какой вопрос отвечает каждое из этих словарных слов? ( Кто? Что?)

-Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное.)

-Мы работаем с именами существительным 1-й урок? (Нет, на протяжении нескольких последних уроков.)

Детям предлагается сформулировать тему урока: «Обобщение знаний об имени существительном».

-Нашей целью будет повторить и закрепить все, что мы узнали об этой части речи.

Мотивация на обучение.

-Что даст закрепление и повторение знаний об имени существительном? (Смогу без ошибок написать контрольную работу, буду хорошо учиться, успешно окончу школу,...)

-Отлично, вы готовы дальше работать?

                        

-Что называем именем существительным?(Правило проговаривают хором.)

-Выберите из группы слов существительные.

(На доске карточки со словами: зеленый ,облако, береза ,высокое, читает, ученик, рисовать, сорока.)

1 ребёнок даёт ответ, остальные сигнальными карточками отмечают его правильность.

В результате на доске остаются только существительные.

 облако               ученик             берёза        сорока

-По какому признаку эти существительные можно разделить на две группы ?

-Одушевлённые и неодушевлённые.(На доске появляются эти слова.)

-Какие существительные называются одушевлёнными?... неодушевлёнными?   -Существительные, которые обозначают людей и животных и отвечаю на вопрос кто?, называются одушевлёнными .Все остальные существительные отвечают на вопрос что? и называются неодушевлёнными. Запишите слова группами.

Взаимопроверка. 

Кто?                           Что?

ученик        облако        

сорока        берёза

-Кто допустил ошибки при выполнении задания?( Если такие есть, то с ними проводится игра «Ты- мне, я- тебе».Остальные записывают ещё 2 или 3 слова в каждый из столбиков самостоятельно.)

 4. Физкультминутка.        

 Мы немножко отдохнём.

 Встанем, глубоко вздохнём.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись,

Мы присели, повернулись

И опять же улыбнулись!

Руки подняли и покачали,

Руки согнули, кисти встряхнули,

Поскакали, полетели,

Заниматься тихо сели.

5. Работа по теме урока.

-Мы продолжаем определять признаки существительных.

Сейчас я загадаю загадки, а вы запишите отгадки.(1 ученик у доски записывает отгадки с комментированием)

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это -....

(Дождь.)

Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут...

(Гнездо.)

Держит солнце целый день

Неустанно белый день,

Но едва он притомится,

Тень в траве зашевелится.

И без чьей-либо указки

Расцветут заката краски

День устал. Поспать не прочь.

Кто его заменит?

(Ночь.)

-Как у записанных существительных определить род?

-Существительные, которые можно заменить личным местоимением он,- мужского рода.

- Существительные, которые можно заменить личным местоимением она,- женского рода.

-Существительные, которые можно заменить личным местоимением оно,- среднего рода.

На доске появляются опорные слова:

                                  Род

м.р.(он)                      ж.р.(она)                          ср.р.(оно)

-Род существительных- это постоянный признак?(Да.)

-Определите род существительных.

Самопроверка по эталону. 

На закрепление игра «Молчанка» .(Учитель показывает картинки, а дети определяют род существительных .Если существительное м.р.- встают ученики 1 ряда, если существительное ж.р.- встают ученики 2 ряда, если существительное ср.р.- встают ученики 3 ряда.)

-Чтобы вспомнить следующий признак имён существительных, выполним задание. Из букв на доске собери слово соответствующее картинке (картинка сначала перевёрнута).

 каворо- к орова

- В какой форме записано это существительное?(Ед.ч.)

Потом учитель добавляет ещё 2 такие же картинки.

-А теперь картинки и слово соответствуют ?(Нет.)

-Что надо сделать, чтобы картинки соответствовали слову?( Изменить форму слова.)

1 ученик меняет последнюю букву «а» на букву «ы».

-Что происходит при изменении формы существительных?(Изменяется окончание.)

-Как изменяются имена существительные? (По числам. Если существительное называет 1 предмет, то оно стоит в ед.ч., если 2 или более предметов, то во мн.ч.)

-Число существительных - это постоянный признак?(Нет.)

На доске появляются опорные слова:

        число

ед.ч.       мн.ч.

На закрепление предлагается отгадать ребусы, а рядом записать эти слова во мн.ч.

6. Зарядка для глаз. (Упражнение для профилактики нарушения зрения).

-А сейчас немного отдохнём. Закройте глаза. Представьте, что мы вошли в зимний лес (звучит спокойная музыка).

-Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес,

 Где много всяких сказочных чудес,

Где замела метелица дороги,

Где косолапый мишка спит в берлоге,

Где в ледяном дворце живёт сама

Красавица-волшебница - зима!

-Оглянитесь вокруг, как красиво в лесу. Какие мохнатые снежные шапки надели сосны и ели. Кругом тишина. Только медленно падает и кружится белый снег. Протяните ладонь. Посмотрите, на неё упала невесомая снежинка. Откройте глаза (на доске - снежинка).

(Суть упражнения заключается в том, что учитель говорит в каком направлении «полетела» снежинка (например, 1 клетки вправо, 1 вверх и.т.д.), дети глазами следят за ней, в конце игры дети должны указать, куда приземлилась снежинка).

 7. Работа по теме урока.

-Вспомните, что мы называем склонением существительных?

- Изменение окончаний существительных по вопросам- это их изменение по падежам, или склонение.

-Сколько падежей в русском языке?(6) -Назовите их. Работа в парах.

(Работая в парах, дети вспоминают названия падежей и падежные вопросы.) Хором проговаривают названия падежей и падежные вопросы. На доске появляются опорные слова.

И.п.             Р.п.        Д.п.        В.п.        Т.п.                     П.п.

Кто?             Кого?        Кому?               Кого?                Кем?                 О ком?

Что?         Чего?            Чему?               Что?           Чем?                  О чём?

На закрепление игра «Капитан».

8. Работа по учебнику.        

Упр. 103 на стр.97(1 ученик работает у доски).        

Спишите предложения. Надпишите род и падеж каждого существительного. 9.Самостоятельная работа. (Тест.)

Тест "Имя существительное"

  1. Какое слово является именем существительным?

1)добрый; 2) ветер; 3) подвинул;

  1. Укажите имя существительное женского рода:

 1) ягода; 2) яблоко; 3) лимон.

  1. Укажите одушевлённое имя существительное:

1)окно; 2) синица; 3) одежда

  1. Какое имя существительное употребляется в единственном числе:

1) ученики; 2) гриб: 3) помидоры.

  1. В каком слове падеж указан неправильно:

П.п.                     Д.п.                      Т.п.

1)на лугу;      2) по дороге;      3)без зонта.

Проверка самостоятельной  работы . Варианты правильных ответов вывешиваются на доске.

-Кто выполнил работу без ошибок?

-Кто допустил ошибку в 1,в 2-х,в 3-х,в 4-х,в 5-ти заданиях?

10.Домашнее задание.(Упр.101 на стр.96.)

  1. Итог урока. Рефлексия.

-Со словами какой части речи мы работали на уроке?(Имя существительное)

-Что позволило вам правильно выполнять задания? (Знание правил и умение их применять при выполнении заданий.)

-Как бы вы оценили свою работу на уроке?(Используется лестница успеха.)

                                          МОУ средняя общеобразовательная школа № 30

         Открытый урок русского языка по теме:

"Обобщение знаний об имени существительном".

                              ( 3 класс)

                                                                                Подготовила: учитель начальных классов

                                                                                                           Грищук С.В.

                                                          г.Коломна

                                                            2009 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....

Урок русского языка 3 класс "Три склонения имени существительного"

Урок по развивающей системе Л.В. Занкова 3 класс "Три склонения имени существительного"...

Урок русского языка. Тема «Обобщение знаний об имени существительном».

Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь. Прививать интерес к родному языку, воспитывать самостоятельность,...

Открытый урок по русскому языку. Тема "Обобщение знаний об имени существительном. Морфологические признаки"

Открытый урок был проведён для студентов и преподавателей Курского педагогического колледжа. В уроке использовалась презентация, раздаточный материал....

Конспект урока русского языка Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Цели деятельности учителя: закрепление и повторение материала по разделу: «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления,  речи, само...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...