Русский язык 3 класс "Корень слова"
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
Знакомим с понятием "корень слова", родственные слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc | 54 КБ |
koren_slova.ppt | 617 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
« Корень слова»
Цели:
-познакомить с признаками родственных слов;
-учить выделять общую часть родственных слов;
-развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;
-формировать орфографическую зоркость.
№ | Работа учителя | Работа учащихся |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Организационный момент. Здравствуйте! Начинаем наш урок. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Чистописание. СЛАЙД 2 БББ // ббб Барабанщики бараны Барабанят в барабаны. -Найдите сходные по смыслу слова.Назовите в них общую часть. Сообщение темы урока. -Можем мы сказать, что эти слова- родственники? -Как называется общая часть родственных слов? -Тема нашего сегодняшнего урока КОРЕНЬ СЛОВА. Словарно-орфографическая работа. СЛАЙД 3-4 -Прежде чем мы приступим к обсуждению темы урока, давайте повторим словарные слова. Какие слова здесь спрятались? Запишите их, поставьте ударение. Йнеи, цаяз, олбоот, цяемс, од висдаяни, хрого, езялимнак, басока, жаруой. -Проверьте, у вас так же? Работа по теме урока. -Для того, чтобы научиться правильно находить и выделять корень слова, необходимо знать два секрета. Давайте их откроем сегодня на уроке. СЛАЙД 5 РОДИНА НАРОД РОДНИК -Что объединяет эти слова? Что общего у них? Запишем эти слова в тетрадь. -Прочитайте отрывок из рассказа К. Паустовского. СЛАЙД 6 -Какие слова из текста можно добавить к словам в тетради? -Запишите их в тетрадь. -Откройте учебник на стр. 56 Упр. 118 Прочитайте текст упражнения. -Какие слова мы можем добавить ещё к нашим словам? -Запишем и эти слова в тетрадь. -Что общего во всех этих словах? В какой части заключён общий смысл? -Как вы считаете, что же такое корень? СЛАЙД 7 Корень-это главная значимая часть слова, в которой заключено значение всех однокоренных слов. -Выделите корень в записанных словах. -Корень берёт на свои плечи смысл не только одного слова. А всего своего семейства однокоренных слов. -Говорят так : «ЗРИ В КОРЕНЬ», то есть выдели самое главное. -А ещё корень подсказывает нам , как пишутся все эти слова. -Как же написаны корни в наших словах? -Это и есть второй секрет. СЛАЙД 8 Корни в однокоренных словах пишутся одинаково. Наблюдение за родственными словами. -Послушайте небольшую шутку. «Родня ли Гусеница Гусю?» СЛАЙД 9 -Вы кто такие? -Я- Гусь, это- Гусыня, это наши гусята. -А ты кто? -А я ваша тётка Гусеница. -Есть ли в этом рассказе слова-родственники? -Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница. -Алёша сказал, что гусеница- не родственное слово. -Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит родственное слово.» -Вы согласны с Петей? Почему? Физкультминутка. СЛАЙД 10 -Я называю пары слов, если они родственные, то вы приседаете, если нет, то стоя, хлопаете в ладоши один раз. Слёзы- слезать , вода- водяной, дорога-дорогой, осина-осень, водитель- водит, сад- досада, коза- козлёнок, горка- городок, дорога-подорожник. Работа с родственными словами. СЛАЙД 11 Корень есть у разных слов, Ты найти его готов? Не ленись и не зевай, А ищи и выделяй! Речка, реченька, речушка, Рис, рискует, рисковать, Рисовать, нарисовать. Лень,лениться и ленивый, Труд, трудиться и трусливый. -Выпишите по строчкам родственные слова. Выделите корень. СЛАЙД 12-15 Составь слова. 1 ряд с корнем -гриб- 2 ряд с корнем –дом- 3 ряд с корнем –лист- Работа с учебником. Стр. 56 упр.119 Выпишите однокоренные слова. Выделите корень. СЛАЙД 16 проверка Итог урока. -Я называю слова, если они однокоренные, то вы поднимаете зелёный сигнал, если нет-то красный. Учить, школьник, ученик Сила, силач, спортсмен Лень, ленивый лентяй Вода, подводный, водяной -Давайте подведём итог урока, начиная со слов -Я УЗНАЛ (А)… -Я ПОНЯЛ (А)… -Молодцы! Урок закончен. | БББ // ббб Барабанщики бараны Барабанят в барабаны. Корень Иней, заяц, болото, месяц, до свидания, горох, земляника, собака, урожай. У них есть общая часть РОДИНА НАРОД РОДНИК РОДИТ РОДНЯ РОДИЛСЯ РОДНАЯ В корне Одинаково Речка, реченька, речушка Рискует, рисковать Рисовать, нарисовать Лень, лениться, ленивый Труд, трудиться Грибок, грибной, грибница Домик, домашний, домище Листик, листок, лиственница Водитель, водит Водник, воде |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Минутка чистописания Б Б Б // б б б Барабанщики бараны Барабанят в барабаны.
Йнеи, цаяз, олбоот, цяемс, од висдаяни, хрого,езялимнак, басока,жаруой.
Иней, заяц, болото, месяц, до свидания, горох, земляника, собака, урожай.
Родина народ родник
Родник родит реку, а река льётся-течёт через всю нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой. Прочитайте отрывок из текста К. Паустовского. Найдите в нём однокоренные слова.
Секрет 1 Корень – общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.
Секрет 2 Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
-Вы кто такие? -Я- Гусь, это- Гусыня, это наши гусята. -А ты кто? -А я ваша тётка Гусеница.
Физкультминутка
Корень есть у разных слов, Ты найти его готов? Не ленись и не зевай, А ищи и выделяй! Речка, реченька, речушка, Двор, дворец, за ним избушка. Рис, рискует, рисковать, Рисовать, нарисовать. Лень, лениться и ленивый, Труд, трудиться и трусливый .
Составь слова ГРИБ ДОМ ЛИСТ
- ГРИБ - -НИК -ОК -НИЦА -НОЙ
- ДОМ - - ИК - АШНИЙ - ИЩЕ
- ЛИСТ- - ИК - ОК - ОЧЕК - ВЕННИЦА
Водитель, водит Водник, воде
Урок закончен. МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Перенос слова. Правила переноса слов"
Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для 1 класса по программе "Школа 2100"...
Интеллектуальная игра по русскому языку"Игра словами и со словами"
Игра проводится для учащихся 2 классов во время проведения недели русского языка в школе. Участвуют команды учащихся, учителей и родителей. В ходе проведения игры учащиеся вспомнят разделы русского яз...
проверочная работа по русскому языку "Родственные слова. Корень слова"
Данная работа поможет учителю проверить знания учеников по теме: "Родственные слова. Корень слова"...
Презентация к уроку русского языка "Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова"
Презентация по русскому языку для 1-2 классов. Данная презентация поможет закрепить понятие однокоренных слов, умения подбирать проверочные слова, а также проверить знания детей по теме....
Урок русского языка "Однокоренные слова.Корень слова" 2 класс
Вам предложен конспект урока и презентация к нему по теме "Однокоренные слова. Корень слова" во 2 классе по программе "Школа России"....
Открытый урок по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова"
Урок русского языка во 2 классе с использованием презентации....
Русский язык. Проверка слов с парными согласными в корне и на конце слова. 3 класс
Материал данного урока создаёт условия для закрепления у учащихся умения проверять парную согласную на конце и в середине слов, показаны разные способы подбора проверочных слов...