Два способа проверки безударных гласных в корне слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

 программа "Школа России"

предмет: русский язык

класс: 2

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dva_sposoba_proverki_bezudarnyh_glasnyh_v_korne_slova.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мустафина Евгения Александровна

«Школа России»

Русский язык. 2 класс.

Тема урока: Два способа проверки безударных гласных  в корне слова.

Планируемые результаты:

  1. предметные УУД - продолжить работу по формированию навыка проверки безударных гласных в корне слова;

  1. метапредметные УУД: познавательные УУД – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, регулятивные УУД – оценивать правильность выполнения действий;

  1. личностные УУД- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование:

  1. словарь Ожегова
  2. опора б/г
  3. пазлы для картины, снежинки
  4. карточки для дифференцированной работы

Допиши еще по одному проверочному слову

к каждой группе слов

(слова пиши в скобках)

Допиши по 1 - 2 слова

в каждый столбик.

Спиши, вставь пропущенные буквы, в скобках пиши проверочное слово.

Подбери антонимы к словам – признакам, запиши их, выдели орфограмму

  1. карточка со словами к № 3
  2. карточка со словами - антонимами

- большой

- тяжёлые

- холодная

  1. карточки к № 4
  2. маркер
  3. текст для групповой работы

Ход урока:

Этап урока

Содержание,  деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент.

II. Чистописание. Актуализация знаний, постановка темы и целей урока.

III. Работа по теме урока.

IV. Подведение итогов. Рефлексия урока.

- Здравствуйте, начинаем урок русского языка.

Сегодня утром мне передали для вас письмо и небольшую посылку. Давайте узнаем, что написано в этом письме.

Здравствуйте,

 ребята 2 «А» класса.

       Пишут вам бывшие ученики Евгении Александровны. 8 лет назад мы были такими же второклассниками, как вы сейчас. Мы знаем, что сегодня на уроке русского языка у вас будут гости. Нам тоже хотелось быть среди гостей, но мы не можем пропускать свои урок. Чтобы порадовать вас и ваших гостей,  мы  приготовили вам  подарок. Но  увидеть его вы сможете, если выполните все задания урока.

Желаем вам успехов!

зима       снежинка        холодный      пурга

- Чем похожи слова? (на тему «Зима»)

- Назовите лишнее слово (холодный – прилагательное, снежинки – 3 слога,

пурга – не надо проверять б/г).

- Слово-победитель – зима.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока (открываю тему урока).

- Составим цепочку из букв –  которые обозначают б/г в корнях слов. Назовите эти буквы.  И   Е   О   У

иеоу     еоуи      оуие     уиео

- Подчеркните лишнюю букву.

- Какие еще гласные в безударной позиции надо проверять?

- Сколько способов проверки б/г в корне знаете?

- Проверьте слово ЗИМА двумя способами.

- С какой целью мы учимся проверять б/г в корне слова?

НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ 1 ПАЗЛ

1) Проверка домашнего задания (карточки).

- Проверим как использовали 2 способа проверки б/г при выполнении д/з. Ребята 1 в. проверяли слова изменением формы слова, 2 в. – подбором однокоренных слов.

- Обменяйтесь тетрадями. Возьмите в руки простые карандаши, если работа выполнена верно, поставьте на полях знак «+», если есть ошибки – знак «-». Верните тетради.

- Проверка (кто получил «+» за д/з).

- Всегда ли можно проверить слово двумя способами?

- Чем похожи оба способа?

- Какой способ более распространенный?

НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ 2 ПАЗЛ

2) Словарная работа.

- Всегда ли возможно проверить б/г в корне слова? Как называем такие слова?

- Запишите в столбик слова, значение которые я  взяла из толкового словаря Ожегова, подчеркните б/г, которую запоминаем

  1. сильный ветер со снегом;  метель
  2. синоним к слову холод;  мороз
  3. тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся из-за испарений на охлаждающейся поверхности;  иней

- Проверьте правильность написания слов (учитель открывает слова, записанные на доске), безошибочные работы отметьте на полях знаком «+».

- Поднимите руку, кто не ошибся в записи слов.

- Прочитайте слова 2 столбика.

тр (е,и)скучий

м (а,о) хнатый

х (а,о) лодная

Чем они похожи? (орфограмма б/г, обозначают признак предмета)

- Определите, какую б/г надо писать в словах.

- Каким способом проверили написание б/г?

- Подберите к словам из 1 столбика слова из 2 столбика. Прочитайте получившиеся словосочетания.

(учитель закрывает слова 2 столбика)

- Запишите по памяти слова, будьте внимательны при записи б/г.

- Как проверить б/г в корне слова?

НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ 3 ПАЗЛ

Физпауза

3) Упражнение на отработку умения находить в группе однокоренных слов проверочные.

- Вернемся к теме нашего урока.

- Чем похожи оба способа? (в проверочном слове гласный под ударением).

- Этот вывод вам пригодиться при выполнении следующего задания.

на доске:

зимовье  зимушка    зима

снега      снежок    снежный

лес    лесник    лесной

- Прочитайте слова. Что можете сказать о каждой группе слов? (однокоренные)

- Выпишите сначала проверочное слово, а затем те, в которых надо проверить б/г в корне слова (не забудьте выделить орфограмму).

- Ребята, которые уже справились с предложенной работой, выполните задание карточки:

Допиши еще по одному проверочному слову

к каждой группе слов

(слова пиши в скобках)

- Проверка:

- Прочитайте проверочные слова? Почему выбрали именно эти слова? Какие проверочные слова подобрали дополнительно?

 -  Как проверить б/г в корне слова?

НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ 4 ПАЗЛ

4) Упражнение в классификации слов.

на карточках (на парте у каждого ученика):

Сн . жок, гр . бник, цв . ток, стр . лок,

ч . сло,  зв . рёк, св . сток, л . ства.

- Прочитайте. Чем похожи эти слова? (существительные, б/г звук [и]).

- На какие две группы можно разделить эти слова? (И и Е)

- Запишите слова в два столбика, вставляя пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова.

(два ученика работают у доски)

- Ребята, которые  справились с работой, выполните задание карточки:

Допиши по 1 - 2 слова

в каждый столбик.

- Проверка: Проверьте, как выполнили работу ребята у доски, отметьте знаком «+» если вы не ошиблись. Какие слова дописали в каждый столбик?

- Как проверить б/г в корне слова?

НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ 5 ПАЗЛ

Физпауза (релаксационное упражнение для снятия напряжения с мышц рук «Спаси птенца»).

- Вытяните правую руку ладонью вверх. Представьте, что у вас на ладони маленький беспомощный птенец. Согреем его. Медленно, по одному пальцу закройте  ладонь, спрячьте в нее птенца, подышите на него, согревая своим ровным спокойным дыханием. Приложите ладонь  к груди, подарите птенцу доброту своего сердца.  Раскройте ладонь. Птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему.

5) Самостоятельная работа с выбором задания.

на доске карточка:

маленький к.мок (     )

легкие сн.жинки (     )

тёплая з.ма (     )

- К данным словосочетаниям для ребят 1 и 2 ряда предлагаю  две карточки разной сложности. Выберите самостоятельно то задание, которое вам нравиться больше, с которым, на ваш взгляд, вы справитесь успешнее.

Спиши, вставь пропущенные буквы, в скобках пиши проверочное слово.

Подбери антонимы к словам – признакам, запиши их в столбик

(вспомнить, что такое антонимы)

Ребята 3 ряда получают задание, которое они будут выполнять вместе. Восстановите  текст, вставляя  слова с б/г

(все слова из упражнений, выполненных на уроке), озаглавьте текст.

Пришла _________ зима. Ударил ________ мороз. ________ иней нарядил ёлки в белые шубы. На берёзах повисли  ________ комья снега. Лёгкие _______ закружились в танце. Красиво ______ в лесу!

- Проверка (1 и 2 рядов):

- Какие б/г вставили? Назовите проверочные слова (ученик у доски маркером вписывает пропущенные буквы).

- Кто выполнил задание 2 карточки? Проверьте правильность выполнения по доске (выставляю карточку со словами – антонимами).

- Что общего в словах – антонимах? (орфограмма)

- большой

- тяжёлые

- холодная

НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ 6 ПАЗЛ

- Проверим работу 3 ряда. Будьте внимательны, слушая текст. Сравните его с картиной, которая у нас получилась.

(нет снежинок). Предлагаю дорисовать картину. На моем столе лежат снежинки. Нужно взять снежинку, сказать , чему научился на уроке, какие качества помогли справиться с заданиями, что получилось, чему еще нужно учиться и только потом приклеить снежинку на картину.

Остальные ребята свои снежинки приклеят  во время перемены.

Спасибо за работу!

Ответы на вопросы

Запись цепочки букв

Взаимопроверка тетрадей

Запись словарных слов

самопроверка

Ответы на вопросы

Выполнение задания учителя

Вывод

Ответы на вопросы

с/р

Дифференцированная работа

Вывод

с/р

Дифференцированная работа

Самопроверка

Самостоятельная разноуровневая работа

Групповая работа

Познавательные УУД –

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Регулятивные УУД – оценивать правильность выполнения действий

Регулятивные УУД – оценивать правильность выполнения действий

Познавательные УУД – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Регулятивные УУД – оценивать правильность выполнения действий

Личностные УУД- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 2 класс "Повторение приёмов и способов проверки орфограмм в корне слова"

Технологическая карта урока-соревнования  по теме: "Повторение приёмов и способов проверки орфограмм в корне слова". УМК  Планета Знаний....

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова"

Методическая разработка урока по теме "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова" (первый урок по теме)...

Правописание безударных гласных в корне. Способы проверки безударного гласного в корне.

Правописание безударных гласных в корне.Способы проверки безударного гласного в корне....

Урок русского языка 2класс «УМК» Школа России. Тема: Способы проверки согласных в корне слова

Цель урока: развивать орфографическую зоркость в написании слов с изученными орфограммами. Тип урока: урок открытия  новых знаниЦель урока: развивать орфографическую зоркость в написании слов с изу...