Русский язык
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) на тему
Безударные гласные в корне слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezudarnye_glasnye_v_korne_slova.docx | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: безударные гласные в корне слова.
Цели:
1. Развивать умение находить в ряде однокоренных слов проверочное слово для слов с безударной гласной в корне слова.
2. Повторить определения «корень слова», «однокоренные слова».
3. Развивать внимание, тезаурус, мышление.
4. Продолжать работу по формированию самооценки учащихся.
Ход урока:
1.Организационный момент.
На данном этапе дети в разработанных самими учащимися с помощью учителя бланках отмечают свою готовность к уроку.
2.Минутка чистописания.
На доске записаны буквы : а, о, и.
- что объединяет эти буквы ( они обозначают гласные звуки, это гласные-мины, на которых можно взорваться ( если они безударные гласные в корне слова).
Учащиеся повторяют написание данных букв, после этого записывают эти буквы на строке ( можно отдельно каждую, можно в сочетании).
Задачей данного этапа в первую очередь является отработка каллиграфического навыка, а также актуализация знаний, необходимых для усвоения темы урока.
3.Словарная работа:
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
От слов начала откусили,
Из книжки в норку утащили.
На доске карточки с окончаниями слов из словаря:
( пе )тух, (со)бака,(мед)ведь,(ли)сица, (ка)пуста, (со)рока, (во)рона.
- Какие слова были испорчены мышками? Какое слово здесь лишнее? Почему?
-Запишите эти слова в тетрадь, выделите орфограмму « непроверяемая безударная гласная».
На данном этапе уместно ввести элементы критериального оценивания( детям очень нравится оценивать самих себя, они понимают,за что получают ту или иную оценку).
После того , как учащиеся закончили словарную работу, учитель открывает недостающие слоги в словах. Детям даётся время на проверку ( за каждое правильно написанное слово дети на полях тетради ставят плюсик). На доске появляется таблица оценивания:
7 «+» - 5 баллов
6 «+» - 4 балла
5 «+» - 3 балла
4 «+» - 2 балла.
Дети сами оценивают свою работу по данной таблице.
4.Упражнение на развитие речи «Деформированное предложение».
На доске вывешиваются карточки со словами предложения : « Бабушка посадила на огороде капусту» ( слова перепутаны). Дети восстанавливают предложение. Один ребёнок работает у доски : записывает предложение, обозначает знакомые орфограммы, находит главные члены предложения.
- какое ещё словарное слово в этом предложении встретилось?( огород)
- меня очень заинтересовало слово « посадила», а почему, я скажу только после того , как вы ответите на вопросы:
- что такое « корень слова»?
- какие слова называются родственными?
- какие гласные-мины могут встречаться в безударных корнях слов?
Данный блиц-опрос актуализирует знания учащихся, помогает подвести ребят к теме урока.
- Из какого гнезда родственных слов вылетело слово « посадила»?
-Какой корень в этом слове? Докажите.
-Гласная в корне слова ударная или безударная?
-Это гласная-мина, нам нужно быть очень осторожным, чтобы не взорваться!!!
5. Сообщение темы и цели урока.
- Как называются военные, которые обезвреживают мины?( сапёры)
- Если в русском языке существуют гласные-мины, значит должны быть слова-сапёры, которые помогут эти мины обезвредить.
-Сегодня на уроке мы будем учиться находить слова-сапёры, слова-помощники, проверочные слова.
На доске вывешивается надпись:
Проверочное слово должно быть:
( две следующие строки пока закрыты, они будут открываться в процессе работы)
Перед детьми чётко поставлена цель, они понимают, что должны узнать на этом уроке
6. Работа над новым материалом.
Даётся ряд слов:
Лесной, лесник, лес, лесок, лесочек.
-Какие это слова? Они из одного гнезда? Докажите. Выделите корень в каждом слове.
- Поставьте ударение в каждом слове.
- Понаблюдайте, в каких словах есть в корне гласная-мина.
- А в каком слове гласная в корне слова слышится чётко?
- Как вы думаете, какое слово будет являться сапёром? Почему?
- Итак, можем ли мы сказать, какое слово будет сапёром для слов с гласной-миной?
Учитель открывает закрытые строки( дети комментируют):
Проверочное слово должно быть:
- однокоренным
- ударение должно падать на гласную в корне слова.
Учащиеся на данном этапе под руководством учителя сами открывают новые знания
7. Первичное закрепление.
Дан ряд слов:
Гриб, грибок, грибной, грибочек.
Задание: среди данных слов найти слово-сапёр.
- Что мы должны сделать?
1. выделить корень в словах, определить, все ли слова родственные.
2. поставить ударение.
3. найти слово- сапёр.
Работа проводится коллективно, в результате выясняем, что слово-сапёр – «гриб»
Вывешивается плакат:
Безударный гласный! Стоп!
Писать его опасно!
Чтоб развеять все сомнения,
Ставьте звук под ударение!
8. Упражнение на развитие внимания.
- Вы убедились, чтобы не взорваться на мине, нужно уметь правильно находить проверочные слова (а оно должны быть однокоренными).
Сейчас вы выполните упражнение, которое поможет вам развить внимание, а также поможет развить умение находить однокоренные слова.
Каждый учащийся получает бланк с упражнением, перед началом учитель даёт инструкцию по выполнению задания, а также оговаривается время выполнения(7 минут).
- Слева в таблице записано слово, далее следует ряд слов. Вы должны в каждом ряду подчеркнуть только те слова, которые будут являться родственными со словом в левой колонке.
«+»
сад садик садовник Садко рассада посадил сады садовод 5
гора горы горка горочка гордый горький гористый город 3
лист листик листочек лисица листопад листы лесок лисонька 3
зима зимушка зимний зимы зимовка зимовать холодный 4
При проверке учитель напоминает, что существуют родственные слова и формы одного и того же слова.
На данном этапе можно также использовать элемент критериального оценивания( на этапе проверки)
9. Самостоятельная работа.
Выполняя упражнение , учащиеся уже самостоятельно учатся находить слово- сапёр в группе родственных слов.
Учащиеся ещё раз проговаривают, каким должно быть слово-сапёр.
На самостоятельную работу отводится чётко ограниченное время.
Цель данной работы: определить, как дети восприняли новый материал.
10. Игра « Помоги медвежонку».
На доске изображение плачущего медвежонка.
- Ребята, медвежонок не может правильно выполнить упражнение, которое ему задали в лесной школе, не может правильно написать слова с гласными-минами в корне слова. Поможем ему?
Гора ( гара), моря( маря), трава( трова), дела ( дила).
Дети в игровой форме учатся подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне слова.
11. Итог урока.
-Давайте вспомним, какие цели мы поставили перед собой на этом уроке.
- Достигли ли мы этих целей?
- Какие же слова будут являться словами-сапёрами?
Далее учитель просит оценить каждому свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.( « я хорошо сегодня поработал» - зелёный цвет, « я не очень доволен своей работой»- красный цвет).
12. Домашнее задание.
Домашнее задание может даваться по учебнику, а можно сделать его более интересным: учитель заготавливает разноуровневые карточки и предлагает детям самим выбрать себе карточку, учитывая свою работу на уроке.( Если учитель видит, что ребёнок выбирает карточку, которая для него ещё слишком сложна или наоборот,то необходимо в мягкой тактичной форме посоветовать ребёнку взять другую карточку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....