Русский язык
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) на тему

Безударные гласные в корне слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezudarnye_glasnye_v_korne_slova.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: безударные гласные в корне слова.

Цели:

1. Развивать умение находить в ряде однокоренных слов проверочное слово для слов с безударной гласной в корне слова.

2. Повторить определения «корень слова», «однокоренные слова».

3. Развивать внимание, тезаурус, мышление.

4. Продолжать работу по формированию самооценки учащихся.

Ход урока:

1.Организационный момент.

    На данном этапе дети в разработанных самими учащимися с помощью учителя бланках отмечают свою готовность к уроку.

2.Минутка чистописания.

На доске записаны буквы : а, о, и.

- что объединяет эти буквы ( они обозначают гласные звуки, это гласные-мины, на которых можно взорваться ( если они безударные гласные в корне слова).

Учащиеся повторяют написание данных букв, после этого записывают эти буквы на строке ( можно отдельно каждую, можно в сочетании).

Задачей данного этапа в первую очередь является отработка каллиграфического навыка, а также актуализация знаний, необходимых для усвоения темы урока.

3.Словарная работа:

     Слова спокойно жили в книжке,

     Но книжку вдруг прогрызли мышки.

     От слов начала откусили,

     Из книжки в норку утащили.

На доске карточки с окончаниями слов из словаря:

 ( пе )тух, (со)бака,(мед)ведь,(ли)сица, (ка)пуста, (со)рока, (во)рона.

- Какие слова были испорчены мышками? Какое слово здесь лишнее? Почему?

-Запишите эти слова в тетрадь, выделите орфограмму « непроверяемая безударная гласная».

На данном этапе уместно ввести элементы критериального оценивания( детям очень нравится оценивать самих себя, они понимают,за что получают ту или иную оценку).

После того , как учащиеся закончили словарную работу, учитель открывает недостающие слоги в словах. Детям даётся время на проверку ( за каждое правильно написанное слово дети на полях тетради ставят плюсик). На доске появляется таблица оценивания:

      7 «+»  -  5 баллов

     6 «+»  - 4 балла

     5 «+» - 3 балла

     4 «+» - 2 балла.

Дети сами оценивают свою работу по данной таблице.

4.Упражнение на развитие речи «Деформированное предложение».

На доске вывешиваются карточки со словами предложения : « Бабушка посадила на огороде капусту» ( слова перепутаны). Дети восстанавливают предложение. Один ребёнок работает у доски : записывает предложение, обозначает знакомые орфограммы, находит главные члены предложения.

 - какое ещё словарное слово в этом предложении  встретилось?( огород)

 - меня очень заинтересовало слово « посадила», а почему, я скажу только после того , как вы ответите на вопросы:

      - что такое « корень слова»?

      - какие слова называются родственными?

      - какие гласные-мины могут встречаться в безударных корнях слов?

Данный блиц-опрос актуализирует знания учащихся, помогает подвести ребят к теме урока.

- Из какого гнезда родственных слов вылетело слово « посадила»?

-Какой корень в этом слове? Докажите.

-Гласная в корне слова ударная или безударная?

-Это гласная-мина, нам нужно быть очень осторожным, чтобы не взорваться!!!

5. Сообщение темы и цели урока.

- Как называются военные, которые обезвреживают мины?( сапёры)

- Если в русском языке существуют гласные-мины, значит должны быть слова-сапёры, которые помогут эти мины обезвредить.

-Сегодня на уроке мы будем учиться находить слова-сапёры, слова-помощники, проверочные слова.

    На доске вывешивается надпись:

  Проверочное слово должно быть:

( две следующие строки пока закрыты, они будут открываться в процессе работы)

Перед детьми чётко поставлена цель, они понимают, что должны узнать на этом уроке

6. Работа над новым материалом.

Даётся ряд слов:

    Лесной, лесник, лес, лесок, лесочек.

-Какие это слова? Они из одного гнезда? Докажите. Выделите корень в каждом слове.

- Поставьте ударение в каждом слове.

- Понаблюдайте, в каких словах есть в корне гласная-мина.

- А в каком слове гласная в корне слова слышится чётко?

- Как вы думаете, какое слово будет являться сапёром? Почему?

- Итак, можем ли мы сказать, какое слово будет сапёром для слов с гласной-миной?

Учитель открывает закрытые строки( дети комментируют):

        Проверочное слово должно быть:

- однокоренным

- ударение должно падать на гласную в корне слова.

Учащиеся на данном этапе под руководством учителя сами открывают новые знания

7. Первичное закрепление.

Дан ряд слов:

   Гриб, грибок, грибной, грибочек.

Задание: среди данных слов найти слово-сапёр.

- Что мы должны сделать?  

1. выделить корень в словах, определить, все ли слова родственные.        

2. поставить ударение.

3. найти слово- сапёр.

Работа проводится коллективно, в результате выясняем, что слово-сапёр –  «гриб»

Вывешивается плакат:

  Безударный гласный! Стоп!

  Писать его опасно!

  Чтоб развеять все сомнения,

  Ставьте звук под ударение!

8. Упражнение на развитие внимания.

- Вы убедились, чтобы не взорваться на мине, нужно уметь правильно находить проверочные слова (а оно должны быть однокоренными).

Сейчас вы выполните упражнение, которое поможет вам развить внимание, а также поможет развить умение находить однокоренные слова.

Каждый учащийся получает бланк с упражнением, перед началом учитель даёт инструкцию по выполнению задания, а также оговаривается время выполнения(7 минут).

- Слева в таблице записано слово, далее следует ряд слов. Вы должны в каждом ряду подчеркнуть только те слова, которые будут являться родственными со словом в левой колонке.

                                                                                                                                 «+»      

сад садик садовник Садко рассада посадил сады садовод  5

гора горы горка горочка гордый горький гористый город 3

лист листик листочек лисица листопад листы лесок лисонька 3

зима зимушка зимний зимы зимовка зимовать холодный  4

 

При проверке учитель напоминает, что существуют родственные слова и формы одного и того же слова.

На данном этапе можно также использовать элемент критериального оценивания( на этапе проверки)

9. Самостоятельная работа.

Выполняя упражнение , учащиеся уже самостоятельно учатся находить слово- сапёр в группе родственных слов.

Учащиеся ещё раз проговаривают, каким должно быть слово-сапёр.

На самостоятельную работу отводится чётко ограниченное время.

Цель данной работы: определить, как дети восприняли новый материал.

10. Игра « Помоги медвежонку».

На доске изображение плачущего медвежонка.

- Ребята, медвежонок не может правильно выполнить упражнение, которое ему задали в лесной школе, не может правильно написать слова с гласными-минами в корне слова. Поможем ему?

Гора ( гара), моря( маря), трава( трова), дела ( дила).

Дети в игровой форме учатся подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне слова.

11. Итог урока.

-Давайте вспомним, какие цели мы поставили перед собой на этом уроке.

- Достигли ли мы этих целей?

- Какие же слова будут являться словами-сапёрами?

Далее учитель просит оценить каждому свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.( « я хорошо сегодня поработал» - зелёный цвет, « я не очень доволен своей работой»- красный цвет).

12. Домашнее задание.

Домашнее задание может даваться по учебнику, а можно сделать его более интересным: учитель заготавливает разноуровневые карточки и предлагает детям самим выбрать себе карточку, учитывая свою работу на уроке.( Если учитель видит, что ребёнок выбирает карточку, которая для него ещё слишком сложна или наоборот,то необходимо в мягкой тактичной форме посоветовать ребёнку взять другую карточку).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...