Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме "Знаки препинания"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме "Знаки препинания". Можно использовать при проведении внеклассных мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._urok_znaki_prepinaniya.docx | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка во 2 классе.
Учитель: Настина Вера Динатовна.
Тема урока : «Знаки препинания»
Цель урока: Расширить знания детей о знаках препинания в предложениях.
Познакомить с историей появления знаков.
Развивать речь учащихся, учить выразительно читать тексты, ис-
пользуя постановку знаков препинания.
Закреплять знания о предложении и тексте.
Прививать интерес к русскому языку.
Оборудование: телевизор, видео-сюжеты :«История появления знаков пре-
пинания», «Танцевальные упражнения»; проект со слайдами
«Знаки препинания»; карточки-тесты, карточки со знаками
препинания.
Ход урока
Физическая разминка перед началом урока.
Просмотр видео-сюжета: Упражнения для шеи и плеч.
ӏӏ. Минута чистописания.
М Л …. …. . ! ? , : ; .
ӏӏӏ. Сообщение цели урока.
- Сегодня наш урок посвящён необычной теме. Хотя это продолжение, а
точнее дополнение к темам: «Предложение и текст»
- Что такое предложение? (одно или несколько слов, соединённых по
смыслу и выражающих законченную мысль)
- Что такое текст? ( два или несколько предложений, соединённых по
смыслу и объединённых одной общей темой)
- Из чего состоит текст? ( из предложений)
- И в предложении, и тем более в тексте, где много разных предложений,
мы в письменной речи используем разные знаки – знаки препинания.
(слайд 1) – Тема: Знаки препинания.(запись: Знаки препинания: )
ӏV. Работа над новым материалом.
- Мы их используем в письменной речи для того, чтобы озвучить текст
правильно. Чтобы всем стало понятно, о чём мы говорим (читаем).
В нужных местах мы при чтении делаем небольшие (или большие)
остановки – паузы. Чтобы показать эту паузу, мы и ставим знаки –
знаки препинания.
- Мы на уроке должны ответить на вопрос: «Зачем нам нужны знаки
препинания?»
- Знаки препинания помогают передать на письме смысл высказывания,
его части, интонацию говорящего. Чтобы все одинаково понимали за-
писанную речь. Для этого существуют правила постановки знаков пре-
пинания. Совокупность этих правил называется пунктуацией.
V. История появления знаков препинания.
- И знаки препинания, и правила их постановки возникли не сразу.
Они возникли достаточно давно. Точнее не современные знаки, а их
предшественники, т.е. прообразы. Прообразы знаков препинания попа-
даются уже в новгородских берестяных грамотах. В них некоторые ав-
торы помечали начало письма крестиком. Изредка встречается такой
знак, как точка. Она выполняла разделительную роль. Точки ставились
между словосочетаниями или словами не очень регулярно, не очень
последовательно.
По-настоящему система ( т.е. не случайное употребление) пунктуации
появилась уже после распространения книгопечатания.
Наш великий российский учёный Ломоносов Михаил Васильевич
( слайд 2: фото М.В. Ломоносова) в своей «Российской грамматике»
ввёл целый раздел, который был посвящён, как тогда говорили, строч-
ным знакам – знакам препинания.
- Недавно, 19ноября 2011г вся Россия отмечала 300-летие со дня рож-
дения этого великого учёного.
( видео-сюжет из урока профессора Базылева)
Vӏ. Работа в тетрадях.
Запись:
М. В. Ломоносов – русский учёный мирового значения.
- Что поставили в конце предложения? (точку) - Какая у неё роль?
(слайд 3) - Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
- Этот знак пришёл к нам (показ карточки), чтобы рассказать одну за-
бавную историю.
Брошенный кем-то тетрадный листок
Божьей коровки вниманье привлёк.
- Что здесь написано?
Каждую строчку лапками щупала
Долго она.
И наконец обнаружила … точку!
Божья коровка удивлена :
- Кто умудрился, и главное, как
Снять у меня со спины этот знак?
( 4 слайд) – Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом?
- О каком это знаке?
Запись в тетрадь: Чем знаменит М. Ломоносов?
- Что поставим в конце предложения? (карточка с ?)
- Разные вопросы задаю я всем: Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?
Что? Кому? Который?
Чья? Каким? О чём? - Вот какой он мастак – вопросительный знак.
Запись в тетрадь: (ответим на вопрос) –
Он был поэтом, художником, историком, развивал русскую науку и
экономику.
( 5 слайд) - Бурным чувствам нет конца,
Пылкий нрав у молодца.
-Обычно в предложении стою я для того,
Чтоб выделить волненье, тревогу, восхищенье,
Победу, торжество…!
(карточка с ! )
Запись : Михаил Ломоносов – гордость России на все времена!
- А теперь вспомним об одном значимом знаке, который мы сегодня
уже использовали.
( 6 слайд) - Выйдет на дорожку,
Всем подставит ножку.
( карточка с , )
- Так о ней говорят враги. А она, наоборот, помогает людям читать.
Многие вежливые слова любят стоять рядом с нею, она выделяет их.
( 7 слайд ) - Пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания,
( Пожалуйста, будьте внимательны. Спасибо, я прочитаю эту книгу.)
( слайды 8 и 9 ) -
- Прочитаем, соблюдая интонацию.
- А как запятая выручила однажды! Послушайте историю.
На доске: Казнить, нельзя помиловать!
- И сказал царь, что жизнь зависит от правильной постановки запятой.
Но запятая была дружна с подсудимым и быстро встала в нужное место.
На доске: Казнить нельзя, помиловать!
( 10 слайд) - картинка с 4 знаками.
- Вот главные знаки, которые мы должны знать уже сейчас.
Vӏӏ. Физминутка. ( танцевальные упражнения)
Vӏӏӏ. Самостоятельная работа. ( по карточкам)
- Вставьте в нужный знак препинания:
Закинул мальчик в речку удочку и ждёт Почему не клюёт
Вдруг поплавок запрыгал Клюёт Рыбак вытащил окунька
Плавники у окунька красные спина зелёная а на боках тёмные
полоски
ӏХ. Дополнительный материал.
- А теперь представлю остальные знаки.
( 11 слайд) – Стоят три кумушки рядком,
Ведут беседу, но тайком.
Какими-то далёкими
Туманными намёками… (каточка с многоточием)
( 12 слайд) - Двоеточие глазастое ходит,
Знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам, что к чему. (карточка с : )
( 13 слайд ) - Предложение ещё не закончено,
Есть ещё что сказать.
На мне остановись; и можно продолжать. (карт. с ; )
( ; - это «усиленная» запятая или «ослабленная» точка )
( 14 слайд ) - Лягу палочкой на строчку:
- Проходите по мосточку. ( тире )
( 15 слайд ) - Всегда послушать норовят
То, что другие говорят. ( « »)
- Они выделяют всё, что пишущий считает нужным обозначить
как « чужое».
( 16 слайд ) - Словам раскрывая объятья:
- Ждём в гости вас, милые братья. ( скобки )
- Скобки – это всё, что пишущий отводит на второй план. ( пояснение,
дополнение, не главное)
Х. Итог урока.
( 17 слайд ) - Знаки нужно уважать,
Правильно употреблять…
Никогда не забывать!
(18 и 19 слайды ) - Дорогие ребята, поздравляю вас с праздником
Знаков препинания .
- Я заканчиваю строчку,
Ставлю маленькую точку.
- Этой маленькой точкой мы и завершим наш праздник. Сегодня мы учились грамотно писать не отдельные слова и словосочетания, а предло-жения. Нам помогали знаки препинания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку 2 класс.
Разработка урока по теме "Суффикс" с презентацией....
Разработка урока по русскому языку 4 класс
В разработке представлен материал о формировании навоков правописания падежных окончаний имен существительных в Родительном,Дательном,Предложном падежах 1,2,3 склонений....
разработка урока по русскому языку 4 класс часть 2, Т.Г. Рамзаева ,Тема урока: "Личные местоимения 1, 2, 3-го лица"
разработка урока по русскому языку на тему: "Личные местоимения 1, 2, 3-го лица"...
Разработка урока по русскому языку 3 класс "Род имен существительных"
Разработка урока по русскому языку в 3 классе "Род имен существительных" по учебнику Т. Г. Рамзаевой...
Разработка урока по русскому языку 1 класс
Разработка урока по русскому языку 1 класс по программе "Школа России"Тема урока: Признаки предложенияТип урока: Урок рефлексии...
Открытый урок по русскому языку, 2 класс. Тема: "Знаки препинания в конце предложения"
В помощь учителю!...
Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"
Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...