Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме "Знаки препинания"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме "Знаки препинания". Можно использовать при проведении внеклассных мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok_znaki_prepinaniya.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка во 2 классе.

Учитель: Настина Вера Динатовна.

Тема урока :  «Знаки препинания»

Цель урока: Расширить знания детей о знаках препинания в предложениях.

                       Познакомить с историей появления знаков.

                       Развивать речь учащихся, учить выразительно читать тексты, ис-

                       пользуя постановку знаков препинания.

                       Закреплять знания о предложении и тексте.

                       Прививать интерес к русскому языку.

Оборудование:  телевизор, видео-сюжеты :«История появления знаков пре-

                               пинания», «Танцевальные упражнения»; проект со слайдами

                              «Знаки препинания»; карточки-тесты, карточки со знаками

                              препинания.

                       

                                                 Ход урока

  ӏ. Организационный момент.

      Физическая разминка перед началом урока.

       Просмотр видео-сюжета:  Упражнения для шеи и плеч.

  ӏӏ.  Минута чистописания.

                      М   Л   ….   ….   .  !  ?  ,   :   ;   .

  ӏӏӏ.  Сообщение цели урока.

        - Сегодня наш урок посвящён необычной теме. Хотя это продолжение, а

      точнее дополнение к темам: «Предложение и текст»

        - Что такое предложение?  (одно или несколько слов, соединённых по

        смыслу и выражающих законченную мысль)

        - Что такое текст?   ( два или несколько предложений, соединённых по

        смыслу и объединённых одной общей темой)

        - Из чего состоит текст?  ( из предложений)

       - И в предложении, и тем более в тексте, где много разных предложений,

         мы в письменной речи используем разные  знаки – знаки препинания.

       (слайд 1) – Тема:  Знаки препинания.(запись: Знаки препинания:  )

   ӏV.   Работа над новым материалом.

         - Мы их используем в письменной речи для того, чтобы озвучить текст

          правильно. Чтобы всем стало понятно, о чём мы говорим (читаем).

           В нужных местах мы при чтении делаем небольшие (или большие)

           остановки – паузы. Чтобы показать эту паузу, мы и ставим знаки –

           знаки препинания.

        - Мы на уроке должны ответить на вопрос:  «Зачем нам нужны знаки

        препинания?»

        - Знаки препинания помогают передать на письме смысл высказывания,

          его части, интонацию говорящего. Чтобы все одинаково понимали  за-

         писанную речь.  Для этого существуют правила постановки знаков  пре-

       пинания. Совокупность этих правил называется пунктуацией.

  V.  История появления знаков препинания.

         - И знаки препинания, и правила их постановки возникли не сразу.

        Они возникли достаточно давно. Точнее не современные знаки, а их

       предшественники, т.е. прообразы. Прообразы знаков препинания попа-

       даются уже в новгородских берестяных грамотах. В них некоторые ав-

       торы помечали начало письма крестиком. Изредка встречается такой

       знак, как точка. Она выполняла разделительную роль. Точки ставились

       между словосочетаниями или словами не очень регулярно, не очень

       последовательно.

          По-настоящему система ( т.е. не случайное употребление) пунктуации

       появилась уже после распространения книгопечатания.

          Наш великий российский учёный Ломоносов Михаил Васильевич

       ( слайд 2: фото М.В. Ломоносова) в своей «Российской грамматике»

       ввёл целый раздел, который был посвящён, как тогда говорили, строч-

      ным знакам – знакам препинания.

       - Недавно, 19ноября 2011г вся Россия отмечала 300-летие со дня рож-

       дения этого великого учёного.

      ( видео-сюжет из урока профессора Базылева)

  Vӏ.  Работа в тетрадях.

             Запись:

          М. В. Ломоносов – русский учёный мирового значения.

        - Что поставили в конце предложения? (точку)  - Какая у неё роль?

        (слайд 3)         - Загораживает путь,

                                     Предлагает отдохнуть.

          - Этот знак пришёл к нам (показ карточки), чтобы рассказать одну за-

       бавную историю.

        Брошенный кем-то тетрадный листок

        Божьей коровки вниманье привлёк.

        - Что здесь написано?

       Каждую строчку лапками щупала

       Долго она.

       И наконец обнаружила … точку!

        Божья коровка удивлена :

       - Кто умудрился, и главное, как

        Снять у меня со спины этот знак?

        ( 4 слайд) – Вечно думая над смыслом,

                              Изогнулся коромыслом?

        - О каком это знаке?

        Запись в тетрадь: Чем знаменит М. Ломоносов?

        - Что поставим в конце предложения? (карточка с ?)

          -  Разные вопросы задаю я всем: Как? Откуда? Сколько?

             Почему? Зачем?

         Где?  Куда?  Какая?  Отчего? О ком?

        Что? Кому? Который?

         Чья? Каким? О чём?    -  Вот какой он мастак – вопросительный знак.

         Запись в тетрадь: (ответим на вопрос) –

         Он был поэтом, художником, историком, развивал русскую науку и

       экономику.

        ( 5 слайд) -   Бурным чувствам нет конца,

                               Пылкий нрав у молодца.

         -Обычно в предложении стою я для того,

          Чтоб выделить волненье, тревогу, восхищенье,

          Победу, торжество…!

           (карточка с ! )

         Запись :   Михаил Ломоносов – гордость России на все времена!

        - А теперь вспомним об одном значимом знаке, который мы сегодня

        уже использовали.

        ( 6 слайд)  -  Выйдет на дорожку,

                               Всем подставит ножку.

         ( карточка с , )

        -  Так о ней говорят враги. А она, наоборот, помогает  людям читать.

        Многие вежливые слова любят стоять рядом с нею, она выделяет их.

        ( 7 слайд )  -  Пожалуйста,      спасибо,      здравствуйте,    до свидания,

          ( Пожалуйста, будьте внимательны. Спасибо, я прочитаю эту книгу.)

        ( слайды 8 и 9 )  -  

         -  Прочитаем, соблюдая интонацию.

             - А как запятая выручила однажды! Послушайте историю.

         На доске:  Казнить, нельзя помиловать!

        - И сказал царь, что жизнь зависит от правильной постановки запятой.

      Но запятая была дружна с подсудимым и быстро встала в нужное место.

        На доске:  Казнить нельзя, помиловать!

         ( 10 слайд)   -   картинка с 4 знаками.

        - Вот главные знаки, которые мы должны знать уже сейчас.

      Vӏӏ.  Физминутка.  ( танцевальные упражнения)

      Vӏӏӏ.  Самостоятельная работа. ( по карточкам)

               - Вставьте в  нужный знак препинания:

                Закинул мальчик в речку удочку и ждёт  Почему не клюёт

         Вдруг поплавок запрыгал  Клюёт  Рыбак вытащил окунька  

        Плавники у окунька красные  спина зелёная  а на боках тёмные

        полоски

       ӏХ.   Дополнительный материал.

         - А теперь представлю остальные знаки.

          ( 11 слайд) – Стоят три кумушки рядком,

                                   Ведут беседу, но тайком.

                                   Какими-то далёкими

                                   Туманными намёками…      (каточка с многоточием)

        ( 12 слайд)  - Двоеточие глазастое ходит,

                                 Знаниями хвастая:

                                 Так и хочется ему

                                 Разъяснить нам, что к чему. (карточка с  : )

        ( 13 слайд )  -  Предложение ещё не закончено,

                                   Есть ещё что сказать.

                                   На мне остановись;  и можно продолжать. (карт. с  ; )

        ( ; - это «усиленная»  запятая  или «ослабленная» точка )

        ( 14 слайд )  -  Лягу палочкой на строчку:

                                 - Проходите по мосточку.   ( тире )

        ( 15 слайд )  - Всегда послушать норовят

                                  То, что другие говорят.  ( « »)

                  - Они выделяют всё, что пишущий считает нужным обозначить

                   как « чужое».

        ( 16 слайд )  -  Словам раскрывая объятья:

                                  - Ждём в гости вас, милые братья.  ( скобки )

             - Скобки – это всё, что пишущий отводит на второй план. ( пояснение,

             дополнение, не главное)

    Х.  Итог урока.

        (  17 слайд )   -  Знаки нужно уважать,

                                     Правильно употреблять…

                                     Никогда не забывать!

         (18 и 19 слайды )  -  Дорогие ребята, поздравляю вас с праздником

                                              Знаков препинания     .

                                            - Я заканчиваю строчку,

                                              Ставлю маленькую точку.

         - Этой маленькой точкой мы и завершим наш праздник.  Сегодня мы учились грамотно писать не отдельные слова и словосочетания, а предло-жения. Нам помогали знаки препинания.

 

         

       

     

 

     

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку 2 класс.

Разработка урока по теме "Суффикс" с презентацией....

Разработка урока по русскому языку 4 класс

В разработке представлен материал о формировании навоков правописания падежных окончаний имен существительных в Родительном,Дательном,Предложном падежах 1,2,3 склонений....

разработка урока по русскому языку 4 класс часть 2, Т.Г. Рамзаева ,Тема урока: "Личные местоимения 1, 2, 3-го лица"

разработка урока по русскому языку на тему: "Личные местоимения 1, 2, 3-го лица"...

Разработка урока по русскому языку 3 класс "Род имен существительных"

Разработка урока по русскому языку в 3 классе "Род имен существительных" по учебнику Т. Г. Рамзаевой...

Разработка урока по русскому языку 1 класс

Разработка урока по русскому языку 1 класс по программе "Школа России"Тема урока: Признаки предложенияТип урока: Урок рефлексии...

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...