Конспект урока по русскому языку в 4 классе
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Жевлакова Неля Ивановна

Правописание безударных окончаний существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezud.okonchaniya_v_r.p._i_d.p..doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание безударных окончаний существительных

в родительном и дательном падежах.

( 4 класс. Программа «Школа России»)

Жевлакова Неля Ивановна

учитель начальных классов МОУСОШ пос. Знаменска

 Гвардейского района Калининградской области

 

Цели: 1. Обобщить знания об окончаниях существительных в Д. п. и Р. п.

        2. Формировать навык правописания окончаний в Р. п. и Д. п.

        3. Развивать умение сравнивать.

        4. Воспитывать уважительное отношение к родной школе.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, карточки со словосочетаниями для работы в парах.

Ход урока.

  1. Орг. момент

« О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух….»                  

                                          А. С. Пушкин

- Как вы понимаете слово «просвещение»? (сообщение, распространение знаний)

- Как вы думаете, почему я начала  урок с этих слов? (предположения детей о том, что каждый урок – открытие, узнаем, что - то новое для себя)

- И сегодня я желаю вам сделать для себя какое то новое открытие.

  1. Словарная работа.

П . нал, кла . . , б . бл . отека, т . традь, уч . ник, к . р . ндаш, р . бята, ру . . кий.

- Прочитайте слова.

- Какие это слова?

- Что мы знаем о словарных словах? (орфограммы надо запомнить)

- Спишите, дописывая нужную орфограмму и ставя ударение ( один ученик работает на доске)

- Кто не согласен с выполненным заданием?

- Почему не согласны? (объяснение ошибок)

- Какие слова вы назвали бы лишними?

        класс, русский - удвоенная СС, в остальных словах безударная гласная

        ученик, ребята – одушевленные существительные

        русский – прилагательное

- Слово русский разберите по составу ( один ученик работает на доске)

- Кто не согласен? Почему?

  1. Тема урока

- На какую общую тему эти слова? (школа)

- Прочитайте пословицы на доске, объясните их смысл.

      Грамот ...  учиться – вперёд пригодится.

      Кто любит науки, тот не знает скук …  .

- Какая орфограмма пропущена в этих словах? (безударные окончания имен существительных)

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные окончания имен существительных?

Памятка

  1. Определить падеж имени существительного.
  2. Определить склонение существительного.

а) поставить сущ. в И. п.

б) определить род сущ.                        

           в) определить окончание сущ.

     3.   Вспомнить и написать окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

- Рассуждая по памятке, объясним какое окончание нужно написать. ( Ученики объясняют у доски)

Грамоте – сущ. в Д. п. , грамота -1 склонение, окончание –Е

Скуки    - сущ в Р.п., скука -1 склонение, окончание-И

- Скажите, какая тема урока? ( безударные окончания существительных в Р. п. и Д. п.)

- Составим таблицу признаков этих падежей.

1. На какие вопросы отвечают?                                                        

2. С какими предлогами употребляются?                                                

3. Перечислите окончания существительных в этих падежах 1, 2, 3 склонений        .

4. Какими членами предложений являются существительные в Р.п. и Д. п.                

- Чем различаются эти падежи? (вопросами, предлогами, окончаниями)

- Чем они схожи? (окончания сущ. 3 склонения - И)

  1. Физ. минутка.

Учитель называет сущ., если в Р. п. – руки вперед, пальцы сжимают и разжимают

Если сущ. в Д.п. – встают на носочки, руки вверх, пальцы сжимают и разжимают

К другу, без дождя, до телефона, к зиме, по дорожке, около школы, про двойку («ловушка» -В.п.)

  1. Закрепление

( один листочек на парте, работа в парах)

Радуемся оценк . , вернулся из поездк . , нет тетрад . , идут по алле . , книги для библиотек . , рассказать учительниц . .

- Прочитайте словосочетания, допишите окончания, определив падеж и склонение существительного

- Проверяем с объяснением.

- 1 вариант пишет в тетради словосочетания с сущ. в Р.п., 2 вариант- с сущ. в Д. п.

 – Ребята, чему посвящен ноябрь месяц в нашей школе?

- В 1946 году, 60 лет назад, была образована наша школа. Тогда в ней было 13 педагогов, а сейчас 42 педагога обучают около 600 учащихся.

Многие из ваших родителей учились в ней. Подымите руку у кого?

«Нас каждый год встречает дорожка из рябин.

И ласково кивают соцветья георгин                .

И поезд рядом мчится, колесами стуча.        

А мы идем учиться, и каблучки стучат.        

Это наша Знаменская школа.        

Это наш оазис небольшой.        

Мы всегда тобой гордимся школа.

Ты согрела нас своей душой        .

        Проходит детство наше и юность в дверь стучит.

На выходе из школы получим мы ключи.                

Ключи ко всем наукам и в добрый путь пора                

 Спасибо - скажем школе - Ты много нам дала »        

стихи Кравчук В.Н.

- А как вы относитесь к нашей школе?

- Составьте предложения о школе, используя словосочетания на листочках.

Лучшее предложение записывается, разбирается, составляется схема предложения на доске и тетрадях.

5.Итог.

- Чему мы учились на уроке?

- Я буду диктовать слова, а вы через запятую записываете только окончания существительных.

 От деревни, к речке, от веточки, к веточке, на макушке, по тропинке, к беседке, около грядки, без помощи, по глупости.

 - Поменяйтесь тетрадями. Проверяем по записи на доске. Простым карандашом ставите оценку на полях.

- Кто не сделал ни одной ошибки? Молодцы. 

6. Домашнее задание. Оценки за урок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....