Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по УМК " Перспективная начальная школа"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии со следующими нормативными документами: Законом РФ «Об образовании» ст.32 п.2.7, г Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования. Начальная школа. Начальное общее образование. МОРФ 2004 г.; примерной программой по русскому языку и на основе УМК «Перспективная начальная школа», авторской программы Р. Г. Чураковой, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук «Систематический школьный курс русского языка» образовательной программы «Перспективная начальная школа», разработанной авторским коллективом под руководством Р.Г. Чураковой., обязательным минимумом содержания образования . Русский язык, Базисным учебным планом – 2004 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus._yaz_pnsh_4.docx | 105.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии со следующими нормативными документами: Законом РФ «Об образовании» ст.32 п.2.7, г Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования. Начальная школа. Начальное общее образование. МОРФ 2004 г.; примерной программой по русскому языку и на основе УМК «Перспективная начальная школа», авторской программы Р. Г. Чураковой, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук «Систематический школьный курс русского языка» образовательной программы «Перспективная начальная школа», разработанной авторским коллективом под руководством Р.Г. Чураковой., обязательным минимумом содержания образования . Русский язык, Базисным учебным планом – 2004 г.
Основными задачами начального образования являются: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспи тание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-целостного позитивного отношения к себе и окружающим.
Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;
- формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части окружающего мира;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
- обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в 4 классе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
- овладение способами орфографического действия;
- развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;
- формирование учебной деятельности учащихся;
- формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая словари разного типа ( орфоэпического, обратного ( он включен в корпус УМК)).
- усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения.
Программа разработана и в соответствии с теми принципами, ко торые сформулированы в концепции «Перспективная начальная школа» (то есть принципами развивающего обучения, которые со четаются с традиционным принципом прочности).
Прописанное в концепции сочетание принципов развивающего обучения с традиционным принципом прочности вызывает к жизни необходимость, с одной стороны, обеспечения устойчивого орфо графического навыка, а с другой стороны — организацию работы, связанной с пониманием школьниками внутренней логики языка, за рождение интереса к языковым проблемам.
Принципы развивающего обучения, ориентированные на осо знанность процесса учения, стали основанием для выстраивания линии последовательной фонетической работы; для выявления ме ханизмов работы буквы в слове, слова — в предложении, предложе ния — в тексте. Традиционный принцип прочности, ориентирован ный на усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету, лег в основу организации многократного возвращения к одним и тем же теоретическим проблемам и, тем более, к реше нию одних и тех же орфографических задач.
Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школь ников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи, по русскому языку разработана сис тема работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебник «Литературное чтение».
На уроках русского языка и окружающего мира обучающиеся знакомятся с различными ви дами словарей. Школьник вынужден постоянно обращаться к словарям, решая конкретные язы ковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая обучающемуся ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в «другой» книге. Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возраста ет, в УМК продумана система работы, которая побуждает школьника постоянно самому добы вать информацию и оперировать ею. Речь идет о системе словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2 класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, ре шая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая школьнику от ветить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий «кусочек» знаний в «другой» книге.
Одним из свойств программы является интеграция, которая позволяет устанавливать связь между полученными знаниями и конкретной практической деятельностью обучающихся по при менению этих знаний. Интрига в учебниках русского язык позволяет практически осваивать сюжетно-композиционные особенности жанра волшебной сказки; побуж дает обучающихся постоянно удерживать в сознании два плана - план интриги и план решения учебной задачи, что является важным и полезным психологическим тренингом.
Решение проблем развития речи опирается на разделение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуатив на - это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматривают ся две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая ли ния позволит освоить основные жанры письменной речи, доступные возрасту: от поздравитель ной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.
В данном классе обучаются дети одного возраста, но с разным уровнем владения русским языком. В классе средний уровень развития учащихся. Поэтому ведущими технологиями обучения в данном классе по признаку взаимодействия учителя и ученика является технология сотрудничества, а по форме организации обучения – индивидуальная, групповая и коллективная. Этот вид работы помогает раскрыть творческие способности ребёнка, развивает умение отстаивать свою точку зрения, развивает мышление, самостоятельность, взаимовыручку и желание помочь другим. Разнообразны формы взаимодействия между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, особое внимание уделяется коллективным формам работы, работе в парах, группах, группах сменного состава, а также индивидуальным формам работы, требующим ответственного отношения и удобным для организации контроля и самоконтроля.
Рабочая программа рассчитана на 175 часов в год (5 часов в неделю). Из них 35 часов отведено на развитие речи. В курсе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний: самоконтроль – при введении нового материала, взаимоконтроль - в процессе его отработки, обучающий контроль – в системе обучающих самостоятельных и творческих работ, текущий контроль – при проведении контрольных работ в течение учебного года, итоговый контроль. В течении года прово дятся контрольные диктанты с грамматическим заданием, тесты, словарные диктанты, списывание. Также в течение года предусмотрены организационные формы, обу чающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять рабо ту друг друга, выполнять работу в малых группах.
Для реализации программного содержания использованы учебно - методический комплекс:
1.Каленчук, М. Л.,Чуракова, Н. А.,Байкова, Т. А.Русский язык. 4 класс.Учебник. В 3 ч. Части 1 и 3. - М.: Академкнига/Учебник
Каленчук, М. Л., Малаховская, О. В.,Чуракова, Н. А., Русский язык. 4 класс. Учебник. В 3 ч. Часть 2. - М.: Академкнига/Учебник
Байкова, Т. А.Рабочие тетради для самостоятельных работ № 1, 2. - М.: Академкнига/Учебник
Чуракова, Н. А., Байкова, Т. А., Малаховская, О. В.Русский язык. 4 класс.Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник.
Предлагаемый учебно-методический комплекс (УМК) «Перспективная начальная школа» исходит из того, что опыт ребенка - это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его укорененностью в природно-предметной среде. Младший школьник, живущий в селе, должен чувствовать, что тот мир, который его окружает, учитывается авторами УМК, что каждое пособие этого комплекса адресовано лично ему. УМК « Перспективная начальная школа» помогает мне раскрыть общие познавательные способности детей, индивидуальные особенности каждого ребёнка. Данный УМК направлен на оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраст, интересы, склонности, разный уровень владения русским языком, разный уровень развития детей в классе) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли организатора учебной ситуации
Учитывая все возможности УМК «Перспективная начальная школа», мною и был выбран данный учебно - методический комплекс для реализации учебной программы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Кол-во часов | Проверочные работы | К.р. | Тест. | ||||
Дик. | Изл. | Соч | Спи-сыва-ние | выполн. | |||||
1. | Фонетика и орфография. | 35 ч. | |||||||
2. | Морфемика и словообразование. | 15 ч. | |||||||
3. | Морфология и лексика. | 70 ч. | |||||||
4. | Синтаксис и пунктуация. | 20 ч. | |||||||
5. | Развитие речи. | 35 ч. | |||||||
ИТОГО: | 175ч. |
Содержание курса «Русский язык»
4 класс (175 ч)
Фонетика и орфография (35ч)
Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).
Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения.
Понятие о вариантах произношения. Наблюдения над некоторыми проявлениями «старшей» и «младшей» нормы (на материалах стихотворных текстов). Наблюдения над стилистическими орфоэпическими вариантами.
Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-).
Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и -ов-).
Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.
Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение).
Написание о-ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение).
Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-.
Звукобуквенный разбор слова.
Морфемика и словообразование (15ч)
Производные и непроизводные слова. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Система способов словообразования в русском языке. Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии и детской речи.
Морфемная структура русского слова.
Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов.
Разбор слов разных частей речи по составу.
Морфология и лексика (70ч)
Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Категориальное значение имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен существительных в предложении.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе.
Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
Местоимение. Категориальное значение местоимений. Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений.
Синтаксическая роль местоимений в предложении.
Глагол. Категориальное значение глагола. Грамматическое значение глагола и система его словоизменения.
Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени.
Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений.
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Наблюдения над значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа выпишете — выпишите.
Синтаксическая функция глаголов в предложении.
Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.
Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова.
Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений). Тематические классы слов.
Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления. Система парадигматических отношений между словами.
Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи.
Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами.
Общенародная и не общенародная лексика. Наблюдения над терминами русского происхождения и заимствованными; над диалектными языковыми различиями.
Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.
Синтаксис и пунктуация (20ч)
Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения.
Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами.
Разбор простого предложения по членам предложения.
Представления о сложном предложении (наблюдения).
Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.
Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.
Развитие речи с элементами культуры речи (35ч)
Освоение изложения как жанра письменной речи.
Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.
Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение подтем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник
произведений. Определение основных идей (мыслей) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия».
Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения.
Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога.
Правила употребления предлогов О и ОБ (о ежике, об утке; об этом, о том; об изумрудном, о рубиновом).
Правила употребления местоимений ОБА и ОБЕ в разных падежных формах.
Требования к уровню подготовки обучающихся
по курсу «Русский язык» к концу четвертого года обучения.
Обучающиеся должны знать/понимать:
- общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;
- правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки;
- правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;
- правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;
- правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени;
- правописание суффиксов глаголов в повелительном наклоне нии;
- правописание определяемых программой словарных слов;
- части речи: существительное, прилагательное, глагол, место имение, предлог, союз;
- три типа склонения существительных;
- названия падежей и способы их определения;
- два спряжения глаголов;
- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), вто ростепенные (дополнение, обстоятельство, определение); однород ные члены предложения;
- особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение).
Уметь в процессе самостоятельной, парной работы:
- писать о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прила гательных, в корне слова.
- писать словарные слова в соответствии с заложенным в про грамме минимумом;
- правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфо эпического минимума, отобранного для изучения в 4-м классе;
- правильно употреблять предлоги о и об перед существитель ными, прилагательными, местоимениями;
- правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных па дежных формах;
- применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;
- производить звукобуквенный анализ слова; морфемный ана лиз слова (по составу); элементарный словообразовательный ана лиз; морфологический анализ имен существительных, прилагатель ных и глагола; синтаксический анализ простого предложения;
- сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообра зовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суф фикса одновременно, сложением основ с соединительным глас ным);
- определять спряжение глаголов по ударным личным окончани ям и глагольным суффиксам начальной формы глагола;
- обнаруживать регулярные исторические чередования («чере дования, видимые на письме»);
- определять и выделять на письме однородные члены предло жения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но;
- составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям;
- обнаруживать в реальном художественном тексте его состав ляющие: описание, повествование, рассуждение;
- составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и на блюдений текст с элементами описания, повествования и рассу ждения;
- доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
- владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками;
- составить аннотацию на отдельное литературное произведе ние и на сборник произведений;
- находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
Использовать приобретенные знания и умения в практиче ской деятельности и повседневной жизни для:
- работы со словарями;
- соблюдения орфографических и орфоэпических норм речи;
- устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
- написания письма с соблюдением норм речевого этикета.
Словарь.
Автомобиль, аннотация, беседа, библиография, библиотека, билет, биография, богатство, велосипед, галерея, гореть, горизонт, гражданин, диалог, желать, железо, завтра, здесь, инженер, искусный, искусство, календарь, коллектив, коллекция, корабль, костер, натюрморт, отечество, пейзаж, портрет, правительство, президент, привет, профессия, путешествие, салют, свобода, сегодня, сейчас, секрет, солдат, хозяин, цитата, экскаватор, электричество, эскалатор (всего 46 слов).
Календарно- тематическое планирование.
Раздел | № уро-ка | Содержание (тема) | К.ч | Дата проведения | Учебные материалы | Виды контроля | |||
план | факт | учебник | ТПО | Выполн. | |||||
5 | 1 | Р.р Текст-рассуждение «Двадцать лет под кроватью» | 1 | 2 ч: 6-11 | |||||
1 | 2 | Правописание безударного гласного в корне проверяемого ударением | 1 | 1 часть 6-9 | 1 ч 3-4 | ||||
1 | 3 | Правописание безударного гласного в суффиксе проверяемого ударением | 1 | 9-13 | 5 упр.3 | ||||
1 | 4 | Правописание безударного гласного в приставке проверяемого ударением | 1 | 13-15 | 5-6 | ||||
5 | 5 | Р.р Составление текста-рассуждения с опорой на наблюдение (в виде доклада) | 1 | 2 ч:12-15 | |||||
1 | 6 | Контрольный диктант (1) «Правописание безударных гласных» | 1 | - | - | Дик.№1 | |||
3 | 7 | Работа над ошибками к/ диктанта Значения суффиксов | 1 | 15-18 | 6, 10 | ||||
3 | 8 | Суффиксы-синонимы и суффиксы-омонимы | 1 | 19-20 | 7-9 | ||||
1 | 9 | Правописание слов с удвоенной буквой согласного | 1 | 20-23 | 11-12 | ||||
5 | 10 | Р.р Составление текста-описания и текста-повествования (письменно по вариантам) по картине И. Фирсова «Юный живописец» | 1 | 2 ч:16-19 | Соч. | ||||
3 | 11 | Работа над ошибками сочинения Склонение слов ОБЕ, ОБА | 1 | 24-30 | 13 | ||||
2 | 12 | Словарный диктант (1) Однородные главные члены предложения | 1 | 30-32 | 13-14 | Слов.дик.№1 | |||
2 | 13 | Работа над ошибками сл/диктанта Однородные второстепенные члены предложения | 1 | 33-36 | 15-16 | ||||
2 | 14 | Знаки препинания при однородных членах предложения (бессоюзная связь) | 1 | 36-39 | 17-18 | ||||
5 | 15 | Р.р Составление текста-рассуждения (устно) «Размышление о моих увлечениях» | 1 | 2 ч: 20-22 | |||||
2 | 16 | Знаки препинания при однородных членах предложения, объединённых союзами | 1 | 39-43 | 19-21 | ||||
2 | 17 | Знаки препинания при однородных членах предложения, объединённых союзами | 1 | 44-45 | 22 | ||||
2 | 18 | Контрольный диктант (2) «Знаки препинания при однородных членах предложения» | 1 | - | - | Дик.№2 | |||
4 | 19 | Работа над ошибками к/ диктанта Спряжение глагола. Ударные и безударные личные окончания | 1 | 46-48 | 23-25 | ||||
5 | 20 | Р.р «Азбука вежливости»: учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям товарищей | 1 | 2 ч: 23-24 | |||||
4 | 21 | Личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям | 1 | 49-51 | 25-27 | ||||
4 | 22 | Учимся различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям | 1 | 51-53 | 27-28 | ||||
1 | 23 | Словарный диктант (2) Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | 54-58 | 28-30 | Слов.дик.№2 | |||
1 | 24 | Работа над ошибками сл/диктанта Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | 58-60 | 30-31 | ||||
5 | 25 | Р.р Учимся делать научное сообщение «Животные Арктики» (в виде доклада) | 1 | 2 ч: 25-27 | |||||
3 | 26 | Правило употребления предлогов О и ОБ | 1 | 60-63 | 32-33 | ||||
4 | 27 | Определение спряжения глагола по начальной форме | 1 | 64-66 | 34-35 | ||||
4 | 28 | Определение спряжения глагола по начальной форме | 1 | 66-67 | 36-37 | ||||
4 | 29 | Определение спряжения глагола с глагольным суффиксом –А по начальной форме | 1 | 67-68 | 38 | ||||
5 | 30 | Р.р Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением «Речка моего детства» | 1 | 2 ч: 27-30 | |||||
4 | 31 | Глаголы-исключения: гнать, держать, дышать и слышать. | 1 | 68-70 | 39 | ||||
4 | 32 | Определение спряжения глагола с глагольным суффиксом –Е по начальной форме. | 1 | 71-72 | 40 | ||||
4 | 33 | Словарный диктант (3) Определение спряжения глагола по начальной форме | 1 | 72-73 | Слов.дик.№3 | ||||
4 | 34 | Глаголы-исключения на –ЕТЬ и -АТЬ | 1 | 74-76 | |||||
5 | 35 | Р.р Письменное изложение «Куда лето прячется» | 1 | 2 ч: 31-32 | Изл. | ||||
4 | 36 | Работа над ошибками изложения Определение спряжения глагола по начальной форме | 1 | 76-78 | |||||
4 | 37 | Контрольный диктант (3) «Определение спряжения глагола по начальной форме» | 1 | - | - | Дик.№3 | |||
1 | 38 | Работа над ошибками к/ диктанта Подвижное ударение глаголов прошедшего времени | 1 | 80-81 | |||||
2 | 39 | Характеристика предложения и разбор слова как части речи Обозначение отношений между членами предложения | 1 | 82-84 | 40-41 | ||||
5 | 40 | Р.р Учимся делать научное сообщение «Растения и животные зоны лесов» (в виде доклада) | 1 | 2 ч: 33-34 | |||||
2 | 41 | Характеристика предложения и разбор слова как части речи Разбор существительного | 1 | 84-85 | 41-42 | ||||
2 | 42 | Характеристика предложения и разбор слова как части речи Разбор прилагательного | 1 | 85-87 | 42 | ||||
2 | 43 | Характеристика предложения и разбор слова как части речи. Разбор глагола | 1 | 87-89 | |||||
2 | 44 | Контрольный диктант (4) «Морфологический разбор предложения» | 1 | - | - | Дик.№4 | |||
5 | 45 | Работа над ошибками к/ диктанта Р.р Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением «Плёс» | 1 | 2 ч: 34-39 | |||||
4 | 46 | Спряжение глаголов БРИТЬ и СТЕЛИТЬ | 1 | 90-92 | 43-44 | ||||
4 | 47 | Глаголы с суффиксом –Я в начальной форме | 1 | 93-95 | 45-46 | ||||
1 | 48 | Правописание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени | 1 | 95-97 | |||||
1 | 49 | Словарный диктант (4) Правописание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени | 1 | 98-100 | Сло.дик.№4 | ||||
5 | 50 | Работа над ошибками сл/диктанта Р.р Работа с картиной И. Левитана «Тихая обитель» | 1 | 2 ч: 39-41 | |||||
3 | 51 | Суффиксы повелительной формы глагола | 1 | 101-105 | 46-47 | ||||
3 | 52 | Суффиксы повелительной формы глагола | 1 | 105-107 | 48-49 | ||||
4 | 53 | Различение повелительной формы мн. ч. и формы 2 лица мн. ч. глагола | 1 | 108-110 | 49-51 | ||||
4 | 54 | Трудности написания глаголов на –ЯТЬ в н.в (б.в) и в п.в | 1 | 111-113 | 51-53 | ||||
5 | 55 | Р.р Монолог и диалог Работа со школьной библиотекой: Л. Улицкая Капустное чудо» | 1 | 2 ч: 41-44 | |||||
4 | 56 | Трудности написания глаголов на –ЯТЬ в н.в (б.в) и в п.в. | 1 | 113-115 | 53-55 | ||||
4 | 57 | Как изменяются глаголы имеющие в начальной форме суффикс -ЧЬ | 1 | 115-116 | 55-56 | ||||
4 | 58 | Словарный диктант (5) Как изменяются глаголы имеющие в начальной форме суффикс -ЧЬ | 1 | 116-118 | Слов.дик.№5 | ||||
1 | 59 | Работа над ошибками сл/диктанта Правописание слов с удвоенной буквой согласного | 1 | 118-122 | 57-58 | ||||
5 | 60 | Р.р Письменное изложение «Одуванчик» | 1 | 2 ч: 45-46 | Изл. | ||||
3 | 61 | Работа над ошибками изложения Усекаемая и неусекаемая основ глаголов | 1 | 123-126 | 58-59 | ||||
3 | 62 | Усекаемая и неусекаемая основ глаголов | 1 | 127-130 | 60-61 | ||||
4 | 63 | Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ | 1 | 130-134 | 61-63 | ||||
4 | 64 | Контрольный диктант (5) «Правописание глаголов» | 1 | - | - | Дик.№5 | |||
5 | 65 | Работа над ошибками к/ диктанта Р.р Учимся делать научное сообщение «Солнечная система» (в виде доклада) Работа со школьной библиотекой и Интернетом | 1 | 2 ч: 46-48 | |||||
4 | 66 | Правописание О и Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных | 1 | 135-137 | 64-65 | ||||
1 | 67 | Правописание О и Ё после шипящих в корне слова | 1 | 138-140 | 66-68 | ||||
1 | 68 | Правописание О и Ё после шипящих в разных частях слова | 1 | 141-143 | 69-70 | ||||
4 | 69 | Правописание кратких форм прилагательных с основой на шипящий | 1 | 144-148 | 71-72 | ||||
5 | 70 | Р.р «Азбука вежливости»: учимся отстаивать своё мнение в споре | 1 | 2 ч: 48-53 | |||||
4 | 71 | Образование наречий от прилагательных с основой на шипящий и их написание | 1 | 148-150 | 73-76 | ||||
1 | 72 | Контрольное списывание (1) «Правописание слов с основой на шипящий» | 1 | 151-153 | 76-78 | Контр. спис. | |||
4 | 73 | Повторение. Правописание глаголов | 1 | 154-157 | 78-81 | ||||
1 | 74 | Повторение. Правописание орфограмм в окончаниях разных частей речи | 1 | 157-161 | 83-85 | ||||
5 | 75 | Р.р Письменное сочинение-рассуждение «О чём рассуждает кот на окне?» по картине В. Джеймса «Кот на окне» | 1 | 2 ч: 53-56 | Соч. | ||||
2 | 76 | Работа над ошибками сочинения Повторение. Написание слов с буквой удвоенного согласного | 1 | 162-165 | 86-88 | ||||
2 | 77 | Повторение. Морфологический разбор предложения | 1 | 166-169 | 88-89 | ||||
2 | 78 | Повторение. Однородные члены предложения | 1 | 169-173 | 90-91 | Тест | |||
4 | 79 | Контрольный диктант (6) «Проверка правописания изученных орфограмм» | 1 | - | - | Дик.№6 | |||
2 | 80 | Работа над ошибками к/ диктанта Повторение. Использование однородных членов | 1 | 174-175 | 91-95 | ||||
5 | 81 | Р.р Продолжаем знакомиться с тексом-рассуждением «Я вспоминаю село Парижская Коммуна…» | 1 | 2 ч: 56-58 | |||||
2 | 82 | Повторение. Правописание слов с изученными орфограммами | 1 | 176 | - | ||||
4 | 83 | Части речи. Имя существительное | 1 | 3 часть 6-10 | 2 часть 3-6 | ||||
4 | 84 | Имя существительное | 1 | 10-13 | 6-9 | Тест | |||
5 | 85 | Р.р Письменное сочинение «Место, в котором я живу» | 1 | 2 ч: 58-60 | Соч. | ||||
4 | 86 | Работа над ошибками сочинения Имя прилагательное | 1 | 13-15 | - | ||||
4 | 87 | Имя прилагательное, род, падеж | 1 | 16-17 | 9-10 | Тест | |||
4 | 88 | Краткая форма прилагательных | 1 | 17-18 | 11-12 | ||||
3 | 89 | Синонимы (повторение) | 1 | 18-20 | 12-13 | ||||
5 | 90 | Р.р Как устроена книга | 1 | 2 ч: 60-62 | |||||
4 | 91 | Повелительная форма глагола | 1 | 20-23 | 13-14 | ||||
4 | 92 | Словарный диктант (6) Изменение глагола по временам | 1 | 23-24 | 15 | Сло.дик.№6 | |||
4 | 93 | Работа над ошибками сл/диктанта Глагол. Правописание безударных гласных в корнях и приставках | 1 | 24-26 | 16 | Тест. | |||
4 | 94 | Определение спряжения глагола | 1 | 26-29 | 16-17 | ||||
5 | 95 | Р.р Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением. Рассуждаем о нашем прошлом | 1 | 2 ч: 62-68 | |||||
3 | 96 | Устойчивые выражения | 1 | 29-31 | 17-20 | ||||
4 | 97 | Простая и сложная форма будущего времени глаголов | 1 | 32-37 | 20-21 | ||||
4 | 98 | Простая и сложная форма будущего времени глаголов | 1 | 38-41 | 21-22 | ||||
4 | 99 | Различение 2-го лица мн. ч. наст. времени и повелительной формы глагола | 1 | 41-45 | 23-24 | ||||
5 | 100 | Р.р Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением. Рассуждаем о нашем прошлом | 1 | 2 ч: 62-68 | - | ||||
1 | 101 | Правописание безударных гласных в корнях и окончаниях разных частей речи | 1 | 45-49 | 24-25 | ||||
4 | 102 | Контрольный диктант (7) «Простая и сложная форма глагола» | 1 | - | - | Дик.№7 | |||
4 | 103 | Работа над ошибками к/ диктанта Личные местоимения | 1 | 49-52 | 26-27 | ||||
4 | 104 | Личные местоимения, лицо, число, род | 1 | 52-55 | 27-29 | ||||
5 | 105 | Р.р Сочинение-описание (письменно по вариантам) «Колт звёздчатый» и «Черниговские колты» | 1 | 2 ч: 68-71 | Соч. | ||||
4 | 106 | Работа над ошибками сочинения Формы личных местоимений | 1 | 55-57 | - | ||||
3 | 107 | Словарный диктант (7) Порядок разбора слов по составу | 1 | 58-60 | 29-31 | Сло.дик.№7 | |||
3 | 108 | Работа над ошибками сл/диктанта Разбор по составу глаголов | 1 | 60-63 | 31-32 | ||||
3 | 109 | Разбор слова по составу | 1 | 63-66 | - | ||||
5 | 110 | Р.р Составление аннотации к книге А. Линдгрен «Три повети о Малыше и Карлсоне» Работа со школьной библиотекой | 1 | 2 ч: 71-76 | - | ||||
1 | 111 | Орфограммы в корнях слов, безударный гласный | 1 | 66-70 | 32-34 | ||||
1 | 112 | Орфограммы в корнях слов, парные согласные | 1 | 70-73 | 34-36 | ||||
1 | 113 | Орфограммы в корнях слов, непроизносимый согласный | 1 | 73-76 | 36-38 | ||||
1 | 114 | Орфограммы в суффиксах слов | 1 | 77-79 | 39-41 | ||||
5 | 115 | Р.р Письменное изложение «Самолётик» | 1 | 2 ч: 76-78 | Изл. | ||||
4 | 116 | Работа над ошибками изложения Существительные, беглый гласный в суффиксе | 1 | 79-83 | 41-42 | ||||
4 | 117 | Существительные, правописание суффиксов –ек, -ок | 1 | 83-85 | 42-43 | ||||
4 | 118 | Существительные, буквы О/Е после шипящих и Ц | 1 | 87- 87 | 43-46 | ||||
4 | 119 | Контрольный диктант (8) «Безударный гласный в суффиксе, проверяемый ударением» | 1 | - | - | Дик.№8 | |||
5 | 120 | Работа над ошибками к/диктанта Р.р Что такое монолог и диалог Работа со школьной библиотекой И. Пивоварова «О чём думает моя голова. Рассказы Люси Синицыной» «Бедная Дарья Семёновна» | 1 | 2 ч: 78-79 | |||||
4 | 121 | Прилагательные, буквы О/Е после шипящих и Ц. Образование прилагательных от существительных | 1 | 87-92 | 46-48 | ||||
4 | 122 | Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных | 1 | 93-97 | 49-51 | ||||
4 | 123 | Словарный диктант (8) Глагольные суффиксы | 1 | 97-99 | 51-53 | Слов.дик.№8 | |||
4 | 124 | Работа над ошибками сл/диктанта Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени | 1 | 99-100 | 54 | ||||
5 | 125 | Р.р Составление аннотации к поэтическому сборнику «Времена года» | 1 | 2 ч: 80-82 | |||||
4 | 126 | Орфограммы в окончаниях существительных | 1 | 101-105 | 55-56 | ||||
4 | 127 | Орфограммы в окончаниях прилагательных | 1 | 105-107 | 56-58 | ||||
4 | 128 | Орфограммы в окончаниях глаголов | 1 | 107-110 | 59-60 | ||||
4 | 129 | Орфограммы в окончаниях глаголов | 1 | 111-114 | 61-63 | ||||
5 | 130 | Р.р Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением: В. Песков «Сёстры» | 1 | 2 ч: 82-87 | |||||
4 | 131 | Орфограммы в окончаниях глаголов | 1 | 115-117 | 63-65 | ||||
4 | 132 | Словарный диктант (9) Орфограммы в окончаниях глаголов | 1 | 117-119 | 65-66 | Слов.дик.№9 | |||
4 | 133 | Работа над ошибками сл/диктанта Различение формы 2-го лица мн.ч и повелительной формы глагола | 1 | 120-123 | 66-68 | ||||
4 | 134 | Различение формы 2-го лица мн.ч и повелительной формы глагола | 1 | 124-127 | 68-69 | ||||
5 | 135 | Р.р Сочинение-описание «Дети» (письменно) по картине Н. Богданова-Бельского «Дети» | 1 | 2 ч: 87-90 | Соч. | ||||
1 | 136 | Работа над ошибками сочинения Орфограммы в приставках | 1 | 127-129 | 69-70 | ||||
1 | 137 | Правописание приставок на З/С | 1 | 129-131 | 70-71 | ||||
1 | 138 | Контрольный диктант (9) «Орфограммы в приставках и суффиксах» | 1 | - | - | Дик.№9 | |||
4 | 139 | Работа над ошибками к/диктанта Правописание Ъ после приставок на согласный перед гласными Е, Ё, Ю, Я | 1 | 131-136 | 71-72 | ||||
5 | 140 | Р.р Письменное изложение «Муравьишкин корабль» | 1 | 2 ч: 90-92 | - | Изл. | |||
4 | 141 | Работа над ошибками изложения Работа разделительного Ь | 1 | 136-139 | - | ||||
4 | 142 | Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос ЧЕЙ? | 1 | 140-143 | 72-73 | ||||
4 | 143 | Правописание разделительного Ь в притяжательных прилагательных ед.ч и мн.ч | 1 | 143-149 | 74 | ||||
4 | 144 | Правописание разделительного Ь в притяжательных прилагательных | 1 | 149-151 | 75 | ||||
5 | 145 | Р.р Составление аннотации к сборнику произведений любимого писателя из раздела «Сведения о писателях» | 1 | 2 ч: 92-94 | |||||
4 | 146 | Правописание разделительного Ь в притяжательных прилагательных | 1 | 151-153 | - | ||||
4 | 147 | Работа над смыслом однокоренных слов | 1 | 153-155 | 76-77 | ||||
4 | 148 | Словарный диктант (10) Правописание Ь после шипящих у существительных | 1 | 155-158 | - | Слов.дик.№10 | |||
4 | 149 | Работа над ошибками сл/диктанта Правописание Ь после шипящих у прилагательных краткой формы | 1 | 158-159 | 77-79 | ||||
5 | 150 | Р.р Рассматриваем старые фотографии «Дети из семьи Хейфец» | 1 | 2 ч: 95-98 | - | ||||
4 | 151 | Правописание Ь после шипящих в глаголах | 1 | 159-161 | - | ||||
4 | 152 | Правописание ТСЯ, ТЬСЯ в глаголах | 1 | 162-163 | 79-81 | ||||
2 | 153 | ТЕСТ «Проверка изученных орфограмм» | 1 | - | - | Тест | |||
4 | 154 | Работа над ошибками, допущенных при выполнении теста Глагол как часть речи | 1 | 163-165 | - | ||||
5 | 155 | Р.р Рассматриваем старые фотографии «Ноликовы» и «Сорокины» | 1 | 2 ч: 99-104 | |||||
2 | 156 | Распространённые и нераспространённые члены предложения. Однородные члены | 1 | 166-169 | 82 | ||||
2 | 157 | Разбор предложения по членам предложения | 1 | 170-171 | 82-83 | ||||
158 | Контрольный диктант (10) «Проверка правописания изученных орфограмм» | 1 | - | - | Дик.№10 | ||||
2 | 159 | Работа над ошибками к/диктанта Учимся давать характеристику предложению | 1 | 172-173 | 83-84 | ||||
5 | 160 | Р.р Письменное сочинение «О чём мне рассказала старая фотография» | 1 | 2 ч: 104 | - | Соч. | |||
2 | 161 | Работа над ошибками сочинения Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях | 1 | 173-177 | 84-85 | ||||
2 | 162 | Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами | 1 | 177-179 | 85 | ||||
2 | 163 | Постановка знаков препинания в сложных предложениях | 1 | 180-183 | 85-86 | ||||
3 | 164 | Повторение. Словообразование. | 1 | 183-186 | 87-88 | Тест | |||
5 | 165 | Р.р Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта по плану | 1 | 2 ч: 105-107 | - | ||||
1 | 166 | Повторение. Правописание орфограмм в разных частях слова | 1 | 186-189 | 89-90 | ||||
3 | 167 | Повторение. Разбор слова по составу | 1 | 189-191 | 91-92 | ||||
2 | 168 | Контрольное списывание (2) Правописание орфограмм в разных частях слова | 1 | 191-192 | 93 | Контр. спис. | |||
5 | 169 | Работа над ошибками списывания Р.р Письмо в клуб «Город, в котором я живу» | 1 | 2 ч: 107-110 | - | ||||
170 | Контрольный диктант №11(за год) | 1 | - | Дик.№11 | |||||
171 | Работа над ошибками диктанта. | 1 | |||||||
172-173 | Подведение итогов года. Части речи | 2 | Тест | ||||||
174-175 | Подведение итогов года. | 2 | Тест |
Содержание
1.Тема:«Фонетика и орфография» - 35часов
Обобщённые требования к ЗУН по теме:
Обучающиеся должны знать/понимать:
- общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;
- правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки;
- правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;
- правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;
- правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени;
- правописание суффиксов глаголов в повелительном наклоне нии;
- правописание определяемых программой словарных слов;
Уметь в процессе самостоятельной, парной работы:
- писать о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прила гательных, в корне слова.
- писать словарные слова в соответствии с заложенным в про грамме минимумом;
- правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфо эпического минимума, отобранного для изучения в 4-м классе;
- применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;
- производить звукобуквенный анализ слова; морфемный ана лиз слова (по составу); элементарный словообразовательный ана лиз; сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообра зовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суф фикса одновременно, сложением основ с соединительным глас ным);
- находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
Использовать приобретенные знания и умения в практиче ской деятельности и повседневной жизни для:
- работы со словарями;
- соблюдения орфографических и орфоэпических норм речи;
- устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
- написания письма с соблюдением норм речевого этикета
2. Тема:«Морфемика и словообразование» - 15часов
Обобщённые требования к ЗУН по теме:
Обучающиеся должны знать/понимать:
- общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;
- правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени;
- правописание суффиксов глаголов в повелительном наклоне нии;
Уметь в процессе самостоятельной, парной работы:
- применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;
- морфемный ана лиз слова (по составу); элементарный словообразовательный ана лиз; сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообра зовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суф фикса одновременно, сложением основ с соединительным глас ным);
- обнаруживать регулярные исторические чередования («чере дования, видимые на письме»);
- находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
Использовать приобретенные знания и умения в практиче ской деятельности и повседневной жизни для:
- работы со словарями;
- соблюдения орфографических и орфоэпических норм речи;
- устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
- написания письма с соблюдением норм речевого этикета
3. Тема:«Морфология и лексика» - 70 часов
Обобщённые требования к ЗУН по теме:
Обучающиеся должны знать/понимать:
- правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки;
- правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;
- правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;
- правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени;
- правописание суффиксов глаголов в повелительном наклоне нии;
- правописание определяемых программой словарных слов;
- части речи: существительное, прилагательное, глагол, место имение, предлог, союз;
- три типа склонения существительных;
- названия падежей и способы их определения;
- два спряжения глаголов;
Уметь в процессе самостоятельной, парной работы:
- писать о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прила гательных, в корне слова.
- писать словарные слова в соответствии с заложенным в про грамме минимумом;
- правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфо эпического минимума, отобранного для изучения в 4-м классе;
- морфологический анализ имен существительных, прилагатель ных и глагола;
- определять спряжение глаголов по ударным личным окончани ям и глагольным суффиксам начальной формы глагола;
- находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
Использовать приобретенные знания и умения в практиче ской деятельности и повседневной жизни для:
- работы со словарями;
- соблюдения орфографических и орфоэпических норм речи;
- устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
- написания письма с соблюдением норм речевого этикета
4. Тема: «Синтаксис и пунктуация» - 20 часов
Обобщённые требования к ЗУН по теме:
Обучающиеся должны знать/понимать:
- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), вто ростепенные (дополнение, обстоятельство, определение); однород ные члены предложения;
Уметь в процессе самостоятельной, парной работы:
- производить синтаксический анализ простого предложения;
- определять и выделять на письме однородные члены предло жения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но;
- составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям;
Использовать приобретенные знания и умения в практиче ской деятельности и повседневной жизни для:
- работы со словарями;
- соблюдения орфографических и орфоэпических норм речи;
- устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
- написания письма с соблюдением норм речевого этикета
5. Тема: «Развитие речи» - 35 часов
Обобщённые требования к ЗУН по теме:
Обучающиеся должны знать/понимать:
- особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение).
Уметь в процессе самостоятельной, парной работы:
- правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфо эпического минимума, отобранного для изучения в 4-м классе;
- правильно употреблять предлоги о и об перед существитель ными, прилагательными, местоимениями;
- правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных па дежных формах;
- обнаруживать в реальном художественном тексте его состав ляющие: описание, повествование, рассуждение;
- составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и на блюдений текст с элементами описания, повествования и рассу ждения;
- доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
- владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками;
- составить аннотацию на отдельное литературное произведе ние и на сборник произведений;
- находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
Использовать приобретенные знания и умения в практиче ской деятельности и повседневной жизни для:
- работы со словарями;
- соблюдения орфографических и орфоэпических норм речи;
- устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
- написания письма с соблюдением норм речевого этикета
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
«Русский язык»
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | количество | примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно-методический комплект УМК «Перспективная начальная школа» для 4 класса (программа, учебники, рабочие тетради для самостоятельной работы) Примерная программа начального общего образования по русскому языку | К Д | Библиотечный фонд сформирован с учётом типа школы с русским языком обучения на основе федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) Минобрнауки РФ. |
Печатные пособия | ||
Словари по русскому языку: орфографический, грамматический, орфоэпический, толковый, фразеологический, этимологический и словообразовательный Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях по русскому языку | К К/Д | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Электронные справочники, электронные пособия | П | При наличии необходимых технических условий |
Технические средства обучения | ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Персональный компьютер Мультимедийный проектор | Д Д Д/П Д | |
Экранно-звуковые пособия | ||
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку Слайды, соответствующие тематике программы по русскому языку Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку | Д Д Д Д | |
Оборудование класса | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала | К Д Д Д |
Оценка письменных работ по русскому языку
Контрольный диктант
Первое полугодие | Второе полугодие | |
1 класс | - | 15-25 слов |
2 класс | 25-30 слов | 35-45 слов |
3 класс | 45-55 слов | 55-6- слов |
4 класс | 60-70 слов | 70-80 слов |
Оценки:
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Ошибки:
1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
3. Наличие ошибок на изученное правило по орфографии.
4. Существенное отступление от авторского текста при написании изложения, искажающее смысл произведения.
5. Употребление слов в несвойственном значении ( в изложении).
Недочеты.
1. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
2. Отсутствие «красной строки».
3. Неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило.
4. Незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Примечание
Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске.
При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания. В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов работы.
Оценки:
«5» – без ошибок.
«4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.
Первое полугодие | Второе полугодие | |
1 класс | - | 20-30 слов |
2 класс | 30-35 слов | 40-50 слов |
3 класс | 50-60 слов | 60-65 слов |
4 класс | 65-75 слов | 75-90 слов |
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.
АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ
1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).
2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.
4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).
5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.
7. Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.
8. Подчеркни орфограммы в словах.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Первое полугодие | Второе полугодие | |
1-й класс | - | 5-6 слов |
2-й класс | 8-10 слов | 10-12 слов |
3-й класс | 10-12 слов | 12-15 слов |
4-й класс | 12-15 слов | 15-18 слов |
Содержание словарных диктантов составляют слова, правописание которых не регулируется правилами. Словарный диктант проводится 1-2 раза в месяц с целью осуществления текущего контроля.
Оценки:
«5» – без ошибок.
«4» – 1 ошибка и 1 исправление.
«3» – 2 ошибки и 1 исправление.
«2» – 3–5 ошибок.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА.
К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляются и в классный журнал не заносится.
Во втором и третьем классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка – за содержание.
В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом – 2 контрольных изложения за год. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику. В четвертом классе за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.
ИЗЛОЖЕНИЕ
Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинения, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса; тексты для 4 класса – до 25-30 слов.
«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
СОЧИНЕНИЕ
«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
Примечание: В связи с развитием письменной речи изложение и сочинение носит обучающий характер, а не контролирующий.
Цель проведения изложения: определить формирование навыков письменной речи, передачу содержания текста, правильное построение предложений, соблюдение синтаксических норм.
Примечание
Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения с сочинения.
Контрольно – измерительные материалы
Контрольная работа №1
медвежата
Лёгкий треск сучьев удивил меня. Кто это утром в кустах? Охотник? Да это медведь! Вот за ним выкатились два малыша. Медвежата были как толстые щенки. Медведица стала ломать старый пень. Один из медвежат подбежал к ней. Другой стал бродить по полянке. Мордочка озорная. Сам такой мягкий и толстый. Взять бы его и потискать. Не верю глазам, что это лесной дикий зверь.* Вот прыгнула лягушка. Он подбежал и прижал её лапой.
(По Г.А. Скребицкому)
(70 слов)
Примечание: сообщается о постановке запятой в предложении, которое отмечено звёздочкой. Выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем.
Грамматическое задание
1 вариант
- Найди и подчеркни в тексте родственные существительное. Выбери из них слова, которые различаются родом. Покажи письменно, как одно из них образовалось от основы другого.
- 1-е предложение разбери по членам предложения.
2 вариант
- В 7-м предложении подчеркни существительные. Определи их падеж и укажи над словами.
- Последнее предложение разбери по членам предложения.
Контрольная работа №2
аистята
Однажды на дерево у нашего дома сели два аиста. Они построили гнездо. Скоро в гнезде вывелись аистята. Старые аисты целый день кормили аистят. Вдруг второй аист исчез. Один аист без отдыха летал за кормом. Птенцы требовали еды. Мы начали каждый день ловить рыбу. Улов мы отдавали аистятам.
Однажды аистята полетели с нами на болото. Там было много лягушек. Птенцы начали ловить их. С этого дня аистята сами стали летать на болото.
(По Г.А. Скребицкому)
(71 слово)
Примечание: выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем.
Грамматическое задание
1 вариант
- Последнее предложение 1-го абзаца разбери по членам предложения.
- Найди и подчеркни в 1-м абзаце разные формы существительного, которым выражено одно из дополнений разобранного тобой предложения. Определи падеж подчеркнутых существительных и укажи над словами.
2 вариант
- В 6-м предложении 1-го абзаца подчеркни существительные. Определи их падеж и укажи над словами.
- 2-е предложение 1-го абзаца разбери по членам предложения.
Контрольная работа №3
на озере
Над головой ярко синело небо. Кругом синела вода. На синей воде раскрыли свои золотые чашечки кувшинки. Они были как звёзды в небе. По воде весело бегали длинноногие водомерки.
Вдруг на открытой воде показалась серая птица. Она быстро плыла. За ней выплыли птенцы. Они спешили догнать мать. Вот птенцы нагнали птицу. Они оба влезли ей на спину. Влезли и уселись, как на лодочке.* Птица поплыла дальше. Скоро они скрылись в камышах. (По Г.А. Скребицкому)
(70 слов)
Примечание: сообщается о постановке запятой в предложении, которое отмечено звёздочкой. Выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем.
Грамматическое задание
1 вариант
- Найди и подчеркни в 1-м абзаце повторяющееся существительное. Определи падеж и укажи над словами.
- 1-е предложение 1-го абзаца разбери по членам предложения.
2 вариант
- В последнем предложении 1-го абзаца подчеркни существительные. Определи их падеж и укажи над словами.
2.Последнее предложение 2-го абзаца разбери по членам предложения.
Контрольная работа №4
научился
Рыбачу, а рыба не клюёт. В ямку у речки наловил мальков. Стали мальки наживкой, а рыба и на них не клюёт. Тут подлетел зимородок. Выхватил из ямки рыбёшку, съел. Поймал другую рыбку и улетел.
Вот опять длинноносый рыбак подлетел. С ним птенец. «Старый рыбак» нырнул в ямку и рыбку понёс птенцу. Тот рыбку съел. Да как бросится в ямку! Зацепил клювом рыбку. Взлетел, уселся и проглотил свою добычу. Вот и научился птенец сам рыбу ловить! (По Г.А. Скребицкому) (75 слов)
Слова для справок: зимородок, опять.
Примечание: заголовок диктанта диктуется учителем. Выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем. Сообщить учащимся о том, что подчеркнутое в диктанте словосочетание «старый рыбак» пишется в кавычках, так как обозначает в тексте зимородка.
Грамматическое задание
1 вариант
- Подчеркни во 2-м абзаце предложения с однородными сказуемыми.
- Найди и выпиши из текста сложное слово. Рядом в скобках запиши в начальной форме слова, от основ которых образовалось сложное слово. Выдели основы слов.
2 вариант
- Подчеркни простым карандашом в тексте глаголы, которые являются родственными словами. Выдели в них корни.
- В 3-м предложении 2-го абзаца подчеркни существительные. Определи падеж и укажи над словами.
Контрольная работа №5
У старой мельницы
Рожь уже поспела. По ней плыли лёгкие тени от облаков. Наша лошадь весело бежала по гладкой дороге. Мы проехали маленький лесок и выехали на берег речки.
На берегу речки была мельница. Лошадь мы поставили во дворе на мельнице. Я видел мельницу первый раз в жизни. Это маленький домик из дерева. Стена домика была у самой воды. К стене были приделаны два колеса из дерева. Мельница напоминала пароход. Чудилось, что мельница скоро поплывёт по речке.*
(По Г.А. Скребицкому)(74 слова)
Слова для справок: мельница, приделаны.
Примечание: выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем. Сообщается о постановке запятой в предложении, которое отмечено звёздочкой.
Грамматическое задание
1 вариант
- Найди и подчеркни в тексте разноспрягаемый глагол. Разбери его по составу. Напиши в форме 1 лица ед. ч. и 1 лица мн. ч.
- 6-е предложение разбери по членам предложения.
2 вариант
- Найди и подчеркни в тексте личные местоимения в именительном падеже. Укажи над ними лицо и число.
- Выпиши из текста 3 – 4 слова, в каждом из которых есть любые две орфограммы. Орфограммы подчеркни. Отметь принятыми обозначениями часть слова, в которой находится орфограмма.
Входная контрольная работа по русскому языку
4 класс (списывание текста)
НАПУТСТВИЕ
Попал я в зал индийского Аквариума. В этот день сюда на экскурсию пришли и дети. У дверей висело весёлое напутствие. Его написали работники Аквариума. Они надеялись, что все, кто побывал на их океанском дне, будут жить иначе. Не бросят камень в рыбу-камень. Не вздумают курить рыбу-трубку. Не пойдут на базар с рыбой-кузовком. Не захотят прокатиться на морском коньке или сыграть на рыбе-флейте. Не станут пришивать рыбу-пуговицу рыбой-иглой. Не будут заколачивать рыбу-гвоздь рыбой-молотом. Что сами мы не будем такими односторонними, как камбала.
(По Н.И. Сладкову) (82 слова)
Грамматическое задание:
1. Выпиши глаголы, стоящие в тексте в начальной форме.
2. Подчеркни в тексте глаголы с частицей НЕ.
3. 3-е предложение разбери по членам предложения, укажи части речи.
Входная контрольная работа по русскому языку
4 класс (диктант)
ОБВАЛЫ
В лесу начались обвалы.
Белка спала в своём гнезде на ветке ели. Вдруг снежный ком обрушился с дерева на крышу гнезда. Гнездо скрылось под снегом. Белка выскочила. Но её бельчата остались в гнезде.
Белка стала копать снег. Пушистый снег накрыл крышу гнезда. Круглое гнездо из тёплого мха осталось целым. Бельчата и не проснулись в нём. Они ещё голые и слепые. Маленькие они и глупые.
(По В.В. Бианки) (65 слов)
Слова для справок: ещё
Примечание: Выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем.
Грамматическое задание:
1. Разбери по членам предложения 2-е предложение в третьем абзаце.
2. Найди и подчеркни в тексте родственные слова. Выдели в них корень.
Выпиши родственные слова парами. Покажи стрелками, какое слово от какого образовалось. В словах, где есть чередование в корне, подчеркни буквы чередующихся согласных.
3. Выпиши из текста 5-6 слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Рядом напиши проверочное слово.
Контрольная работа по русскому языку
за I четверть
4 класс
УТРЕННИЙ ВЕТЕРОК
Была тихая летняя ночь. Всё спало. И ветерок заснул.
Но вот запылала утренняя зарница. Проснулся ветерок, выбежал из-под куста. Побежал он по берегу пруда, разбудил камышинку. Зашуршала камышинка, закачалась. А на ней спала бабочка. Проснулась она и полетела к селу. Всё пылает утренняя зарница. Вот и солнышко скоро взойдёт. Прилетела бабочка к цветку розы. Села на цветок. Проснулся цветок. Взглянул, а уже солнышко светит.
(По В.А. Сухомлинскому) (64 слова)
Слова для справок: зарница, из-под
Примечание: Выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем.
Грамматическое задание:
1. Найди предложения с однородными членами. Подчеркни в каждом основу предложения.
2. Найди и подчеркни в тексте родственные глаголы. Выдели в них корни.
3. Разбери 6-е предложение во втором абзаце по членам предложения.
Контрольная работа по русскому языку
(II четверть) 4 класс
ЛЕСНОЙ ШУМ
У каждого дерева свой вид. Сосна стройная. Берёза кудрявая. Ива развесистая. Дуб могучий. Ель величавая.
Лес - это тысячи деревьев.* Встречаются в лесу деревья чудесные. Вот у сосны раздвоился ствол, изогнулся. Стал похожим на лиру. А вот срослись две осины. Протянули осины друг другу руки. Встали дружно против ветра. У всех ёлок макушка пикой. А вот у этой вдруг макушка с завивкой. Причёска «ведьмина метла».*
Шумит лес разными голосами. Он дарит путникам рассказы о деревьях.
(По Н. И. Сладкову) (74 слова)
Слова для справок: против
Примечание: Выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем. Сообщается о знаках препинания (о тире и кавычках) в предложениях, отмеченные звёздочками.
Грамматическое задание:
1.Первое предложение в третьем абзаце разбери по членам предложения.
2. Найди 6-е предложение во втором абзаце. Определи, в каких словах есть известные тебе орфограммы. Выдели орфограммы.
Контрольная работа по русскому языку
за III четверть 4 класс
КАК ХОМЯК К ЗИМЕ ГОТОВИТСЯ
В глубокой норе живёт серый хомяк. Шубка у него мягкая, пушистая. С утра до вечера трудится хомяк. Он к зиме готовится. Бежит из норки в поле. Ищет колоски. Он молотит из него зерно и прячет его в рот. За щеками у него есть мешочки для зерна. Принесёт зерно в норку. Опять побежит в поле. Мало колосочков оставили люди. Трудно заготавливать еду хомячку. Насыпал хомячок зерна полную кладовую.
Слова для справок: хомяк, мешочки, заготавливать
Примечание: Выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем.
Грамматическое задание:
1. Первое предложение разбери по членам предложения, составь его схему.
2. Найди и подчеркни в тексте 2-3 глагола с безударными личными окончаниями. Выдели в них окончания. Запиши начальные формы глаголов. Выдели в начальных формах суффиксы. Укажи над ними спряжение.
Итоговая контрольная работа по русскому языку
(диктант) 4 класс
УТРЕННЯЯ ЗАРНИЦА
Одна за другой гаснут на небе звёзды. Синее небо на востоке стало голубым. Потом от горизонта поднялась розовая полоска и разлилась по всему небосклону. В эти минуты всё стало розовым. Порозовели вода в пруду и капельки росы на траве. И туман в долине розовый. Высоко в небо взлетел жаворонок. И крылышки стали розовые. Скоро из-за горизонта выплывет солнце. Жаворонок поёт о том, что он уже видит солнце.*
(По В.А. Сухомлинскому) (76 слов)
Слова для справок: зарница, долина, из-за
Примечание: Выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем. Сообщается о знаках препинания в предложениях, отмеченные звёздочкой.
За невыполненное дополнительное задание отметка за контрольную работу не снижается.
Грамматическое задание:
1.Выпиши из текста родственные слова. Напиши над словами, какими частями речи они являются.
2. 7-е предложение разбери по членам предложения, укажи части речи.
3. Подчеркни в тексте глагол-исключение. Выпиши его в начальной форме. Укажи над ним спряжение.
Итоговая контрольная работа по русскому языку
(диктант) 4 класс
ТЕНЬ
В лесу тишь. Лес отдыхает. Солнечные зайчики сидят смирно. Качается ленивая паутинка.
Хорошо идти от поляны к поляне. На каждой поляне свой тёплый настой. На одной - медовый, на другой - грибной.*
На поляне с брусничным настоем стоял медвежонок. Что он делал? Он махал головой, потом вдруг носом тыкался в землю. Кувыркался через тощий задок и скрёб когтями землю. Он что-то ловил и не мог поймать. И вдруг я всё понял! Медвежонок ловил свою тень!
(По Н.И. Сладкову) (74 слова)
Слова для справок: поймать, что-то
Примечание: выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем. Сообщается о постановке тире в предложении, отмеченном звёздочкой.
Грамматическое задание:
1. В 3-м предложении первого абзаца выдели все известные тебе орфограммы.
2. Четвёртое предложение первого абзаца разбери по членам предложения, укажи части речи.
3. Выпиши из первого абзаца глаголы с безударными личными окончаниями, выдели в них окончания. Рядом с каждым напиши его начальную форму. В начальных формах выдели суффиксы. Укажи спряжение.
Итоговая контрольная работа по русскому языку
(списывание) 4 класс
КОНВЕРТЫ С ПРИВЕТОМ
Продавали в Ленинграде конверты. На них был вид города. Над ним надпись: «Привет из Ленинграда». У Виталия Валентиновича Бианки была пачка этих конвертов. Редкие письма он писал в них.
Однажды такое письмо получил я. Жил я в ту пору в Грузии.
«Дорогой Николадзе! Прочитал я твой рассказ. Писал ты его, друг, левой ногой. Рассказы писать - вещь тонкая. Это тебе, брат, не медведей стрелять…»
Тут, друзья, я всё понял. Вот для кого эти конверты!
(По Н.И. Сладкову) (77 слов)
Грамматическое задание:
1. Найди и подчеркни в тексте все личные местоимения. Выпиши через запятую разные формы одного и того же личного местоимения. Над ними укажи лицо, число, падеж.
2. Последнее предложение последнего абзаца разбери по членам предложения. Укажи части речи.
3. Выпиши 2-3 глагола в прошедшем времени. Рядом с каждым напиши его начальную форму. Выдели глагольный суффикс и суффикс прошедшего времени.
Итоговая контрольная работа по русскому языку (списывание)
4 класс ПНШ
ГЛАВНАЯ ПЛОЩАДЬ РОССИИ
Всему миру известна Красная площадь. В центре площади Кремль. Его стены и башни строили из красного кирпича. Здания на площади почти все из красного кирпича. Но имя Красной площади с красным цветом не связано.
В старину слово «красный» ещё означало «красивый и славный». Мы зовём героев русских сказок красными девицами и молодцами. Ещё слово «красный» означало «самый дорогой, почётный, главный». Красная площадь - главная площадь России. Доли люди главной и красивой площади такое имя.
(По А. Карданову) (73 слова)
Грамматическое задание:
1. В первом абзаце подчеркни существительные с безударными окончаниями. Окончания выдели. Над словами укажи число и падеж.
2. 2-е предложение второго абзаца разбери по членам предложения. Укажи части речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 3 класса по УМК "Перспективная начальная школа"
В рабочей программе представлены следующие разделы: пояснительная записка, содержание разделов, требования к уровню подготовки, список литературы, календарно-тематическое планирование и контрольно-изм...
Урок русского языка 3 класс по УМК "Перспективная начальная школа"
Умение работать с картиной, составлять устно и письменно оформлять описание изображённого на картине по предложенному плану. Письменное сочинение....
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс по УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс по УМК "Перспективная начальная школа"...
Русский язык 3 класс Планирование УМК "Перспективная начальная школа" ФГОС
Русский язык 3 класс Планирование УМК "Перспективная начальная школа" ФГОС...
Рабочая программа по математике для 4 класса по УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по математике федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....
Рабочая программа по математике для 2 класса по УМК "Перспективная начальная школа"
Предлагаемое содержание начального курса по математике, в рамках учебников 1-4 классов, имеет целью ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, дать первоначальны...
Календарно тематическое планирование русский язык 1 класс к УМК Перспективная Начальная Школа
Календарно тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС...