Рабочая программа по русскому языку (1 класс), УМК "Школа 2100", 2011-2012 уч.год
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Абрамян Лусинэ Аркадьевна

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык» . – М.:Баласс, 2011. Программа содержит пояснительную записку, календарно- тематическое планирование и список используемой литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Рабочая программа составлена учителем начальных классов МОУ СОШ № «Гармония» Абрамян Л. А.

 Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык» . – М.:Баласс, 2011

                                                                                          Пояснительная записка

Учебно-методический комплект представлен

Е.В.Бунеева, Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык. 1и 2 классы.Методические рекомендации для учителя.- Изд. 2-е, перераб.- М.: Баласс, 2011. – 256 с. ( Образовательная система «Школа 2100»)

Р.Н Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина Русский язык ( первые уроки). Учебник для 1 класса.- Изд. 2-е, перераб.- М.: Баласс 2011 .- 64с.:ил. ( Образовательная система «Школа 2100»)

Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 класса.- Изд. 3-е, переаб. - М.: Баласс, Школьный дом, 2011.- 48с.,ил. ( Образовательная система «Школа 2100»)

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык

в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:

чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Реализация программы основана на следующих принципах:

*личностно-ориентированное (знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру);

*культурно-ориентированные (человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей);

* деятельностно-ориентированные (решение проблемных и творческих задач);

Обучение русскому языку включает повторение и систематизацию пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходит в ходе обучения грамоте.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения русского языка на первой ступени начального образования (1 класс):

* развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии и с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

* освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

* овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

* воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Освещаемые подходы и программа обучения русскому языку в 1 классе охватывают период после обучения грамоте. Программа расширяет и углубляет сведения о соотношении между звуками и буквами, полученные в период обучения грамоте, их обобщение и систематизацию, о слове и предложении, формах речи и тесно связана с начальными сведениями по грамматике и правописанию.

Раздел «Связная речь» не представляет собой изолированного раздела обучения русскому языку, а должен быть целесообразной составной частью процесса обучения на каждом уроке и всей системы заданий и упражнений целостного курса в зависимости от доминирующего вида деятельности.

Раздел «Слово» включает в себя закрепление необходимого минимума понятий из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

Наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.

«Состав слова» — сквозная тема курса русского языка. В 1-м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами, однокоренные глаголы с разными приставками.

После завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме, отличие текста от набора предложений.

Программа предполагает систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на «чутье языка», обогащение речи новыми лексическими и грамматическим категориями. Развитие речи детей связано с характером коммуникативной деятельности и в первую очередь с развитием содержания потребности в общении: с развитием познавательных мотивов общения, интереса к явлениям мира и миру людей, личностных мотивов общения, т.е. направленностью на новые стороны действительности. В дошкольном детстве, непосредственно предшествующем школьному периоду, и в процессе обучения в начальной школе, особенно на первоначальном этапе, изменение содержания и формы детских высказываний зависит от изменения формы (уровня) общения. Но связь речи и особенностей общения двусторонняя: в свою очередь развитие речи обеспечивает развитие самой деятельности общения и смену ее форм.

В период после обучения грамоте сведения о языке и речи систематизируются через работу со словом, предложением, текстом, через наблюдение и сравнение их признаков. Первоклассники получают первоначальное представление о формо- и словообразовании, лексико-грамматических разрядах слов на основе различий в номинативной их функции, о связи значения слова с его формой. Организация практики устного общения, устные речевые упражнения, преобразующая речевая деятельность учащихся в форме письменной речи нацелены на связь языкового и речевого содержания курса, анализ языковых явлений, предложений, текстов, овладение навыками общения в различных формах и ситуациях.

Материал программы 1 класса рассчитан на овладение им в основном на уровне представлений, но включаются также некоторые формулировки правил правописания (перенос лов, большая буква в начале предложения и знаки препинания в конце предложения, правописание букв гласных звуков после согласных ж, ш, щ, правописание сочетаний чк, чн, щн, обозначение звонких и глухих согласных на письме)

Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесе, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.

Работа по развитию речи начинается с первых дней обучения в школе и проводится систематически не только на уроках русского языка и чтения, но и на других уроках. Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений.

На протяжении всего начального обучения в 1 классе проводится словарная (лексическая) работа по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике. Необходимо постепенно приучать учеников пользоваться толковым и орфографическим словарями.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса в классно-урочной форме, уроков-игр, уроков-путешествий с использованием современных технологий: проблемно-поискового обучения и личностно ориентированного развивающего обучения. Процесс обучения представляет собой сотрудничество учителя и учащихся, детей между собой. В этом сотрудничестве и осуществляется первичное постижение родного языка как предмета изучения, анализа различных его сторон.

Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий – будь то разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение математической задачи или другое задание – показывает, что в этой форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать, — словом, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке». По своей мотивационной наполненности такого рода учебная работа близка к игровой деятельности с характерной для нее актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием. Естественно, что эмоционально положительное отношение детей к этой работе резко повышает ее эффективность и тем самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом.

Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

обозначать мягкость согласных звуков на письме;

определять количество букв и звуков в слове;

писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

ставить пунктуационные знаки конца предложения;

списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

находить корень в группе доступных однокоренных слов.

                                                                                                      Календарно- тематическое планирование

п\п

            Тема

                   Планируемые результаты

Виды деятельности

Кол-во час

Страница

Дата

            Предметные

Личностные и       метапредметные(УУД)

1

Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык. Первые уроки. 1 класс»

Знать:

-обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв  е, ё, и, ю, я, ь;

- основные понятия: «звук»  и  «буква»; звуки   «гласные» и «согласные»;

гласные: ударные и безударные;

согласные: звонкие и  глухие, твёрдые и  мягкие, парные и  непарные;  

«слог»,   слогообразующая  роль   гласных;  «ударение»,  слоги ударные и безударные;

«корень слова» и « однокоренные слова»

- «опасные места» при письме и все изучаемые орфограммы;

- изучаемые словарные слова и лексическое значение слов;

- правила переноса слов;

Уметь:

- выделять звуки в слове, находить слова с заданными звуками;

-производить звукобуквенный анализ слов;

-характеризовать гласные и согласные звуки по их основным  признакам:

(гласные- ударные, безуд., согласные- звонкие , глухие, твёрдые, мягкие, парные, непарные, шипящие);

-правильно делить слова на слоги и ставить ударение, находить ударный и безударный слог;

-правильно переносить слова по слогам;

-определять роль гласных букв и мягкого знака, обозначающих мягкость согласных звуков на письме;

- писать с большой буквы имена собственные;

- правильно писать сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;

-находить однокоренные слова, выделять корень  и подбирать проверочные слова в группе доступных однокоренных слов ;

-  находить

 « опасные места», видеть орфограмму в слове, правильно писать слова с изученными орфограммами

 

Личностные:

– осознавать роль  языка и речи  в жизни людей;

-ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности;

-способность к оцениванию  своей деятельности.

Метапредметные:

1.Регулятивные:

 -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

 -проговаривать последовательность действий на уроке;

–учиться высказывать своё  предположение  (версию) на  основе работы с материалом учебника;

-при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах; -оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

2.Познавательные:

Общеучебные:

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- поиск и выделение необходимой информации для составления слова;

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Логические:

- проводить анализ объектов с целью выделения общих признаков при изучении однокоренных слов ;

-разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

3.Коммуникативные:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме  (на уровне предложения или  небольшого текста);

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнёра при работе в парах

- работа по учебнику;

- работа в парах;

- работа в тетрадях на печатной основе;

тренировочные упражнения;

-составление рассказа по картинке;

- разгадывание ребусов, загадок и кроссвордов;

 дидактические игры ,игры на внимание;

 

- выполнение заданий по алгоритму

 1

2

Повторение гласных звуков и букв

1

3

Гласные буквы, обозначающие мягкость и твердость согласных звуков на письме

1

4

Согласные звуки и буквы

1

5

Что мы знаем о звуках и буквах

1

6-7

Повторение слогов и ударения

2

8

Перенос слов

1

9

Развитие умения переносить слова

1

10

Проверочная работа

1

11

Пишу правильно (работа над ошибками)

1

12-14

Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме

3

15

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь

1

16

Повторяем написание большой буквы и мягкого знака в словах

1

17

Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному – с большой и маленькой буквы

1

18

Упражнение в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь

1

19-20

Повторение написания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн в словах

2

21

Повторяем тему «Корень слова»

1

22

Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень

1

23

Повторение правописания безударных гласных в корне слова

1

24

Упражнение в подборе проверочных слов к словам с безударной гласной в корне

1

25

Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением

1

26

Проверочная работа

1

27

Пишу правильно (работа над ошибками)

1

28-30

Повторение слов, написание которых надо запомнить

3

31

Словарный диктант. Повторение пройденного

1

                                                                                      Раздел 2 « Предложение и текст» 6ч.

32

Что мы знаем о предлогах и предложении.

Знать:

-понятия : «предлоги»,

«предложение», «текст»;

-признаки предложения, оформление предложения на письме.

-отличие текста от набора предложений.

- для чего нужны предлоги и как они пишутся;

- правила оформления предложений на письме;

Уметь:

-составлять предложения из слов;

-отличать текст от набора предложения;

- составлять небольшой  текст(3-4 предложения) на заданную тему и записывать его с помощью учителя;

- правильно списывать слова, предложения, текст; проверять написанное, сравнивая с образцом;

- безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;

-писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

- различать предложение, словосочетание, слово;

-устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

-классифицировать предложения по цели высказывания;

Личностные:

- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

 -формирование  чувства языка;

 -  развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

Метапредметные:

1.Регулятивные:

-адекватное восприятие и понимание оценки учителя;

-внесение необходимых коррективов в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных орфографических и пунктуационных ошибок.

2.Познавательные:

Общеучебные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-постановка и формулирование проблемы;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Логические:

- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам

предложения, синтаксический);

-построение логической цепи рассуждений при составлении предложений  (по картинке) и текстов.

3.Коммуникативные:

- умение работать в парах, в группе. контролировать действия партнёра;

-умение использовать речевые навыки и умения для регуляции своего действия;

- задавать вопросы и формулировать собственное мнение и позицию.

          1

33

Повторяем правила оформления предложений на письме.

         1

34

Проверочная работа по теме «Предложение. Текст».

         1

35

Работа над ошибками. Повторение по разделу «Предложение. Текст».

         1

36

Обобщение изученного за год.

                                                                                                             Литература

1. Александрова,  Г.  Занимательный  русский  язык.  Нескучный  учебник. – СПб.: Тритон, 1997.

2. Баев, П. М. Играем на уроках русского языка. – М., 1996.

3. Бунеева, Е. В., Комиссарова, Л. Ю., Яковлева, М. А. Русский язык. 1–2 классы (1–4): методические рекомендации для учителя. – Изд. 2-е, доп. – М.: Паласс, 2002.

4. Волина, В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.

5. Волошина, О. И. Русский язык. Начальная школа. 1–3 классы. – М.: Просвещение, 1991.

6. Скопина, Е. В., Жиренко, О. Е., Обухова, Л. А. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс (1–4). – М.: Вако, 2004.

7. Школа 2100. Приоритетные направления развития образовательной программы. – Вып. 4. – М.: Баласс, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа 2100"

Составленная мною рабочая программа по русскому языку для 3 класса по учебнику Р.Н.Бунеева , Е.В.Бунеевой (Образовательная система "Школа 2100") содержит все необходимые разделы, в том числе подробные...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс "Школа 2100"

программа составлена в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа 2100

Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 1 класс, " Школа 2100", надомное обучение...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс "ШКОЛА 2100"

Рабочая программа по русскому языку 4 класс...

рабочая программа по русскому языку 4 класс ШКОЛА 2100

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса. Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе Федерального компонента государственн...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ШКОЛА 2100

Соответствует ФГОС нового поколенияОбразовательная система ШКОЛА 2100Объем: 4 часа в неделю...