Рабочая программа по русскому языку (1 класс), УМК "Школа 2100", 2011-2012 уч.год
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык» . – М.:Баласс, 2011. Программа содержит пояснительную записку, календарно- тематическое планирование и список используемой литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по русскому языку | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа составлена учителем начальных классов МОУ СОШ № «Гармония» Абрамян Л. А.
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык» . – М.:Баласс, 2011
Пояснительная записка
Учебно-методический комплект представлен
Е.В.Бунеева, Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык. 1и 2 классы.Методические рекомендации для учителя.- Изд. 2-е, перераб.- М.: Баласс, 2011. – 256 с. ( Образовательная система «Школа 2100»)
Р.Н Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина Русский язык ( первые уроки). Учебник для 1 класса.- Изд. 2-е, перераб.- М.: Баласс 2011 .- 64с.:ил. ( Образовательная система «Школа 2100»)
Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 класса.- Изд. 3-е, переаб. - М.: Баласс, Школьный дом, 2011.- 48с.,ил. ( Образовательная система «Школа 2100»)
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык
в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:
чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Реализация программы основана на следующих принципах:
*личностно-ориентированное (знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру);
*культурно-ориентированные (человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей);
* деятельностно-ориентированные (решение проблемных и творческих задач);
Обучение русскому языку включает повторение и систематизацию пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходит в ходе обучения грамоте.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения русского языка на первой ступени начального образования (1 класс):
* развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии и с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
* освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
* овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
* воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Освещаемые подходы и программа обучения русскому языку в 1 классе охватывают период после обучения грамоте. Программа расширяет и углубляет сведения о соотношении между звуками и буквами, полученные в период обучения грамоте, их обобщение и систематизацию, о слове и предложении, формах речи и тесно связана с начальными сведениями по грамматике и правописанию.
Раздел «Связная речь» не представляет собой изолированного раздела обучения русскому языку, а должен быть целесообразной составной частью процесса обучения на каждом уроке и всей системы заданий и упражнений целостного курса в зависимости от доминирующего вида деятельности.
Раздел «Слово» включает в себя закрепление необходимого минимума понятий из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).
Наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.
«Состав слова» — сквозная тема курса русского языка. В 1-м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами, однокоренные глаголы с разными приставками.
После завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме, отличие текста от набора предложений.
Программа предполагает систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на «чутье языка», обогащение речи новыми лексическими и грамматическим категориями. Развитие речи детей связано с характером коммуникативной деятельности и в первую очередь с развитием содержания потребности в общении: с развитием познавательных мотивов общения, интереса к явлениям мира и миру людей, личностных мотивов общения, т.е. направленностью на новые стороны действительности. В дошкольном детстве, непосредственно предшествующем школьному периоду, и в процессе обучения в начальной школе, особенно на первоначальном этапе, изменение содержания и формы детских высказываний зависит от изменения формы (уровня) общения. Но связь речи и особенностей общения двусторонняя: в свою очередь развитие речи обеспечивает развитие самой деятельности общения и смену ее форм.
В период после обучения грамоте сведения о языке и речи систематизируются через работу со словом, предложением, текстом, через наблюдение и сравнение их признаков. Первоклассники получают первоначальное представление о формо- и словообразовании, лексико-грамматических разрядах слов на основе различий в номинативной их функции, о связи значения слова с его формой. Организация практики устного общения, устные речевые упражнения, преобразующая речевая деятельность учащихся в форме письменной речи нацелены на связь языкового и речевого содержания курса, анализ языковых явлений, предложений, текстов, овладение навыками общения в различных формах и ситуациях.
Материал программы 1 класса рассчитан на овладение им в основном на уровне представлений, но включаются также некоторые формулировки правил правописания (перенос лов, большая буква в начале предложения и знаки препинания в конце предложения, правописание букв гласных звуков после согласных ж, ш, щ, правописание сочетаний чк, чн, щн, обозначение звонких и глухих согласных на письме)
Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесе, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.
Работа по развитию речи начинается с первых дней обучения в школе и проводится систематически не только на уроках русского языка и чтения, но и на других уроках. Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений.
На протяжении всего начального обучения в 1 классе проводится словарная (лексическая) работа по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике. Необходимо постепенно приучать учеников пользоваться толковым и орфографическим словарями.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса в классно-урочной форме, уроков-игр, уроков-путешествий с использованием современных технологий: проблемно-поискового обучения и личностно ориентированного развивающего обучения. Процесс обучения представляет собой сотрудничество учителя и учащихся, детей между собой. В этом сотрудничестве и осуществляется первичное постижение родного языка как предмета изучения, анализа различных его сторон.
Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий – будь то разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение математической задачи или другое задание – показывает, что в этой форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать, — словом, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке». По своей мотивационной наполненности такого рода учебная работа близка к игровой деятельности с характерной для нее актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием. Естественно, что эмоционально положительное отношение детей к этой работе резко повышает ее эффективность и тем самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом.
Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
– обозначать мягкость согласных звуков на письме;
– определять количество букв и звуков в слове;
– писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
– ставить пунктуационные знаки конца предложения;
– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
– находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Календарно- тематическое планирование
№ п\п | Тема | Планируемые результаты | Виды деятельности | Кол-во час | Страница | Дата | |
Предметные | Личностные и метапредметные(УУД) | ||||||
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык. Первые уроки. 1 класс» | Знать: -обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; - основные понятия: «звук» и «буква»; звуки «гласные» и «согласные»; гласные: ударные и безударные; согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные; «слог», слогообразующая роль гласных; «ударение», слоги ударные и безударные; «корень слова» и « однокоренные слова» - «опасные места» при письме и все изучаемые орфограммы; - изучаемые словарные слова и лексическое значение слов; - правила переноса слов; Уметь: - выделять звуки в слове, находить слова с заданными звуками; -производить звукобуквенный анализ слов; -характеризовать гласные и согласные звуки по их основным признакам: (гласные- ударные, безуд., согласные- звонкие , глухие, твёрдые, мягкие, парные, непарные, шипящие); -правильно делить слова на слоги и ставить ударение, находить ударный и безударный слог; -правильно переносить слова по слогам; -определять роль гласных букв и мягкого знака, обозначающих мягкость согласных звуков на письме; - писать с большой буквы имена собственные; - правильно писать сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн; -находить однокоренные слова, выделять корень и подбирать проверочные слова в группе доступных однокоренных слов ; - находить « опасные места», видеть орфограмму в слове, правильно писать слова с изученными орфограммами
| Личностные: – осознавать роль языка и речи в жизни людей; -ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности; -способность к оцениванию своей деятельности. Метапредметные: 1.Регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий на уроке; –учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; -при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах; -оценивать правильность проведения разбора слова по составу. 2.Познавательные: Общеучебные: – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - поиск и выделение необходимой информации для составления слова; -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические: - проводить анализ объектов с целью выделения общих признаков при изучении однокоренных слов ; -разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; 3.Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнёра при работе в парах | - работа по учебнику; - работа в парах; - работа в тетрадях на печатной основе; тренировочные упражнения; -составление рассказа по картинке; - разгадывание ребусов, загадок и кроссвордов; дидактические игры ,игры на внимание;
- выполнение заданий по алгоритму | 1 | ||
2 | Повторение гласных звуков и букв | 1 | |||||
3 | Гласные буквы, обозначающие мягкость и твердость согласных звуков на письме | 1 | |||||
4 | Согласные звуки и буквы | 1 | |||||
5 | Что мы знаем о звуках и буквах | 1 | |||||
6-7 | Повторение слогов и ударения | 2 | |||||
8 | Перенос слов | 1 | |||||
9 | Развитие умения переносить слова | 1 | |||||
10 | Проверочная работа | 1 | |||||
11 | Пишу правильно (работа над ошибками) | 1 | |||||
12-14 | Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме | 3 | |||||
15 | Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь | 1 | |||||
16 | Повторяем написание большой буквы и мягкого знака в словах | 1 | |||||
17 | Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному – с большой и маленькой буквы | 1 | |||||
18 | Упражнение в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь | 1 | |||||
19-20 | Повторение написания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн в словах | 2 | |||||
21 | Повторяем тему «Корень слова» | 1 | |||||
22 | Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень | 1 | |||||
23 | Повторение правописания безударных гласных в корне слова | 1 | |||||
24 | Упражнение в подборе проверочных слов к словам с безударной гласной в корне | 1 | |||||
25 | Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением | 1 | |||||
26 | Проверочная работа | 1 | |||||
27 | Пишу правильно (работа над ошибками) | 1 | |||||
28-30 | Повторение слов, написание которых надо запомнить | 3 | |||||
31 | Словарный диктант. Повторение пройденного | 1 | |||||
Раздел 2 « Предложение и текст» 6ч. | |||||||
32 | Что мы знаем о предлогах и предложении. | Знать: -понятия : «предлоги», «предложение», «текст»; -признаки предложения, оформление предложения на письме. -отличие текста от набора предложений. - для чего нужны предлоги и как они пишутся; - правила оформления предложений на письме; Уметь: -составлять предложения из слов; -отличать текст от набора предложения; - составлять небольшой текст(3-4 предложения) на заданную тему и записывать его с помощью учителя; - правильно списывать слова, предложения, текст; проверять написанное, сравнивая с образцом; - безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов; -писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; - различать предложение, словосочетание, слово; -устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; -классифицировать предложения по цели высказывания; | Личностные: - осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой; -формирование чувства языка; - развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; Метапредметные: 1.Регулятивные: -адекватное восприятие и понимание оценки учителя; -внесение необходимых коррективов в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных орфографических и пунктуационных ошибок. 2.Познавательные: Общеучебные: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -постановка и формулирование проблемы; -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Логические: - выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический); -построение логической цепи рассуждений при составлении предложений (по картинке) и текстов. 3.Коммуникативные: - умение работать в парах, в группе. контролировать действия партнёра; -умение использовать речевые навыки и умения для регуляции своего действия; - задавать вопросы и формулировать собственное мнение и позицию. | 1 | |||
33 | Повторяем правила оформления предложений на письме. | 1 | |||||
34 | Проверочная работа по теме «Предложение. Текст». | 1 | |||||
35 | Работа над ошибками. Повторение по разделу «Предложение. Текст». | 1 | |||||
36 | Обобщение изученного за год. | ||||||
Литература
1. Александрова, Г. Занимательный русский язык. Нескучный учебник. – СПб.: Тритон, 1997.
2. Баев, П. М. Играем на уроках русского языка. – М., 1996.
3. Бунеева, Е. В., Комиссарова, Л. Ю., Яковлева, М. А. Русский язык. 1–2 классы (1–4): методические рекомендации для учителя. – Изд. 2-е, доп. – М.: Паласс, 2002.
4. Волина, В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
5. Волошина, О. И. Русский язык. Начальная школа. 1–3 классы. – М.: Просвещение, 1991.
6. Скопина, Е. В., Жиренко, О. Е., Обухова, Л. А. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс (1–4). – М.: Вако, 2004.
7. Школа 2100. Приоритетные направления развития образовательной программы. – Вып. 4. – М.: Баласс, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа 2100"
Составленная мною рабочая программа по русскому языку для 3 класса по учебнику Р.Н.Бунеева , Е.В.Бунеевой (Образовательная система "Школа 2100") содержит все необходимые разделы, в том числе подробные...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс "Школа 2100"
программа составлена в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа 2100
Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 1 класс, " Школа 2100", надомное обучение...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс "ШКОЛА 2100"
Рабочая программа по русскому языку 4 класс...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс школа 2100
Рабочая программа...
рабочая программа по русскому языку 4 класс ШКОЛА 2100
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса. Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе Федерального компонента государственн...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ШКОЛА 2100
Соответствует ФГОС нового поколенияОбразовательная система ШКОЛА 2100Объем: 4 часа в неделю...