урок обучения грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
<?xml:namespace prefix = v /??><?xml:namespace prefix = o /??><?xml:namespace prefix = w /??>ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УРОКА
ОС «ШКОЛА 2100»
УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Скатова Анна Анатольевна
учитель высшей категории
Раздел: Учим буквы –учимся читать.
Тема: Звук [Ш]. Согласная буква Ш. Строчная буква Ш
Формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД
Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.
2. Регулятивные УУД
Формирование умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.
3. Познавательные УУД
Формирование умения выделять и формулировать познавательную цель, умения строить речевое высказывание в устной форме, умения преобразовывать объект из чувственной формы в модель, умения анализировать объект с целью выделения признаков, построения логической цепи рассуждений, выдвижения гипотез.
4. Коммуникативные УУД
Формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли
Основная идея урока:
-познакомить со звуком [Ш], с буквой «Ш, ш»
-формировать умение выделять звук в речи
Основные понятия:
-звук
-буква
Логика построения урока
1.Постановка учебной задачи:
-подготовительная работа
-наблюдение и постановка проблемного вопроса
2. Деятельность учащихся по выполнению задачи:
-выделение нового звука
-знакомство с новой буквой
3.Подведение итогов деятельности:
-самопроверка, соотнесение с образцом выполнения
4.Контроль уровня выполнения
-на каждом этапе работы самооценка с помощью условных знаков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote.docx | 32.42 КБ |
prilozhenie_1.docx | 10.65 КБ |
prilozhenie_2.docx | 10.98 КБ |
prilozhenie_3.docx | 11.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная система «Школа 2100»
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
1 класс ІІ четверть
Тема: «Звук [ш]. Согласная буква Ш. Строчная буква ш»
Учитель: Скатова Анна Анатольевна
ГОУ СОШ № 467 1 «Д» класс
«Охраны и развития зрения»
23 ноября 2010 год
Санкт-Петербург
Тип урока: Изучение новых знаний и первичное закрепление.
Формирование универсальных учебных действий:
- Личностные УУД
Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.
- Регулятивные УУД
Формирование умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.
- Познавательные УУД
Формирование умения выделять и формулировать познавательную цель, умения строить речевое высказывание в устной форме, умения преобразовывать объект из чувственной формы в модель, умения анализировать объект с целью выделения признаков, построения логической цепи рассуждений, выдвижения гипотез.
- Коммуникативные УУД
Формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли
Основная идея урока:
-познакомить со звуком [Ш], с буквой «Ш, ш»
-формировать умение выделять звук в речи
Основные понятия:
-звук
-буква
Этапы урока. Задачи этапа. | Действия учителя | Действия учеников | Заметки |
1 мин 1.Организационный -собрать внимание -настроить психологически -формулирование учебной задачи на 1 мин. | -Долгожданный дан звонок. Начинаем наш урок, урок обучения грамоте. -А зачем нам нужен урок обучения грамоте? -Посмотрите на звуковичка. -Как вы думаете, у нас сегодня урок повторения или урок «открытия новых знаний»? Почему? -Мы будем знакомиться с новым звуком и новой буквой. -А почему звуковичок с восклицательным знаком? -Какой вопрос сразу возникает? -Попробуем на уроке найти ответ на этот вопрос. (прикрепляю вопрос) | -Хотим стать грамотными. Мы учим звуки, буквы, учимся писать слова, предложения. -Урок «открытия» новых знаний, т.к. схема пустая, в ней нет буквы. -Необычный звук. -Чем новый звук отличается от других звуков? | На левой доске: линии На магнитной доске: схема звука (пустая) с !
На магнитной доске: прикрепляется вопросительный знак |
3 мин. 2. Актуализация имеющихся и необходимых знаний. -подготовительная работа -наблюдение над звуками -анализ звуков на 4 мин. | Выделение нового звука. - Отгадайте загадки. -Произнесите ещё раз слова-отгадки (вместе). -Что общего в произношении этих слов? -Произнесите ещё раз этот звук. -Знакомились мы с этим звуком раньше? -Какая же тема нашего урока? - Возьмите карандаши и звуковичка. Дайте характеристику этому звуку и оденьте своего звуковичка. -Произнесите этот звук протяжно. На что похож звук? (как шумит чайник при кипении, как шуршат осенние листья под ногами, какой звук издаёт змея) -Вот почему этот звук ещё называют шипящим. | Подготовленные учащиеся загадывают загадки. См. приложение. 1 -Первый звук [ш]. -Нет. -Звук [ш], буква, которой он обозначается. -Согласный (т.к. воздух встречает преграду), глухой (звук произносится без голоса), твёрдый. Учащиеся работают за партой с индивидуальными звуковичками, по очереди выходят и оформляют схему звука (башмачок 1 – синий) -На звук, который возникает, когда шипит масло на сковороде, шипит змея, гусь. | На доске: картинки-отгадки: шуба, шкаф, шишка, шофёр На партах: индивидуальные звуковички. На магнитной доске: звуковичок. |
(0,5 мин) 3.Выявление проблемы. -постановка учебной задачи | -А можем ли мы найти ему мягкую пару? -Давайте подберём ещё слова с новым звуком и понаблюдаем за ним. | Предположения детей | |
5 мин. 4. Открытие нового знания. на 10 мин 2 мин | -Сейчас ребята покажут вам маленькую сценку, а вы запомните из неё как можно больше слов со звуком [ш]. Сценка «Как Мыша шалил» -Назовите слова из сказки со звуком [ш] и определите в какой части слова находится звук? -Дайте ему характеристику: твёрдый или мягкий. Игра «Доскажи словечко» -Назовите слова со звуком [ш]. -В какой части слова находится звук? -Дайте ему характеристику: твёрдый или мягкий. -Какой вывод делаем? -Кто попробует ответить на вопрос, чем так необычен звук [ш]? -Раскрасьте и второй ботиночек синим. -Ответили мы на наш вопрос? (Убираю вопрос) -Поставьте своего звуковичка на нашу лестницу знаний, покажите на какой вы ступеньке к вершине. На сколько вы довольны своей работой на уроке. -Я тоже очень довольна вашей работой. Физ.пауза. Знакомство с новой буквой. -Ну а теперь что мы должны узнать? (на доску выставляю знак вопроса) -Где мы можем найти ответ на наш вопрос? -Откройте букварь на стр.80. -Этот звук в русском языке обозначается буквой Ш,ш (ша) -Сравните заглавную и маленькую букву.
Игра «Моя Вообразилия» -На что похожа буква Ш? -Ах, табуретка хороша! перевернул- И буква «ша». -Шагает кошка не спеша, Коготки как буква «ша». -Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл. | Подготовленные учащиеся демонстрируют сценку. Учащиеся называют. -Твёрдый. Подготовленные учащиеся читают загадки. Учащиеся отгадывают, дают характеристику звуку и обозначают на магнитной доске синим кружком. -Звук всегда твёрдый. - Шипящий, всегда твёрдый.
Учащиеся работают за партой с индивидуальными звуковичками. -Да. Учащиеся по очереди выставляют на наборное полотно звуковичков. -Какой буквой обозначается этот звук в русском языке. -В букваре. -Они похожи, отличаются размером. -Гребешок, ковш экскаватора, вилы. | На магнитной доске: к звуковичку добавляются дополнительные синие ботинки. На доске: картинки-отгадки. На магнитной доске: прикрепляется вопросительный знак На магнитной доске: Буква Ш,ш. На наборном полотне: картинки: гребешок, ковш экскаватора, вилы. |
Домашнее задание на 13 мин | -Дома нарисуйте, на что похожа буква Ш (ша). | ||
2 мин 5. Первичное закрепление. на 15 мин. | Собираю с наборного полотна и раздаю ученикам звуковичков. -Возьмите своих звуковичков и напечатайте на них букву Ш Букварь. -Рассмотрите звуковичков на странице Букваря. -Почему они подружились? (При затруднении попросить произнести с закрытыми ушами) -Что нужно дорисовать? -Дорисуйте. -Почему звуковичок «Ш» держит восклицательный знак? Чем звук отличается от других глухих звуков? Чтение слогов с буквой Ш 1 столбик: -Что общего у слогов? 2 столбик: -Дополни слоги до слов. 3 столбик: -Чем отличается от предыдущего? -Познакомились мы с печатной буквой «Ш»? ( Убираю вопрос). -Покажите на лестнице знаний, как вы оцениваете свою активность на этом этапе урока. -Чему теперь мы должны научиться? Пропись. -Закройте Букварь. Откройте пропись на стр. 26. -Рассмотрите рисунок. -Назовите слова по рисунку со звуком [ш]. -Нанесите штриховку на эти предметы. Знакомство с написанием буквы ш -Сравните письменную и печатную букву «Ша». -Из каких элементов состоит? Сколько? -В каких буквах нам встречалась палочка с закруглением внизу? -Запишите элементы в таблице. -Что написано на строчке? Почему нам предложили такое задание? -Пропишите эту строчку. Вспомните, как считаем букву И. -Какое следующее задание? Почему? -Как будем считать букву «Ша»? Запись слогов. -Прочитайте слог. Какое соединение? -Запишите. | Берут звуковичков, печатают букву.
-Все эти звуковички обозначают глухие звуки. -Шляпы-цилиндры, башмачки. -Шипящий и твёрдый. Отдых для глаз. Упражнения для расслабления мышц глаза. читают по очереди -2слога читают по очереди -ша-р,шарф шо-у, шорох шу-м ши-шка, шина читают по очереди -Ш –на конце Учащиеся по очереди выставляют на наборное полотно звуковичков. -Писать письменную букву. -Шары, шутник, ширма, воздушные, шутит, штаны, шатёр. Самостоятельная работа. Отдых для глаз. Упражнения для расслабления мышц глаза. -Похожи, отличаются закруглениями. - Палочка с закруглением внизу -И, Л, М, Н, А,П -И -Похожи Пишут коллективно, под счёт. Анализ ошибок. Подчёркивание самой удачной буквы. Самостоятельная работа. (ша, шо, шу) | На доске: И, Л, М, Н, А,П |
7. Задания на закрепление (разные уровни сложности). Работа над лексическим значением, наблюдение над однокоренными словами, оттенками значений. | Букварь. Чтение и анализ слов. Пропись. 1.Знакомство с сочетанием ШИ. 2.Запись слов, выделение корня. | Самостоятельная работа. |
|
8. Рефлексия. | - Посмотрите на свою работу. -Покажите на лестнице, как вы старались в прописи. -Мне очень понравилось с вами сегодня работать. Спасибо. |
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
На сосну забрался мишка,
Там росла большая …
(шишка).
Есть у белки, есть у мишки,
У лисички, у зайчишки.
И в холодный день зимы
В ней гулять выходим мы.
(шуба)
Дверцы стеклянные,
Бока деревянные.
Книги за стеклом,
Там их дом.
Где они живут,
Как его зовут?
(шкаф)
На нитке машину гулять поведу,
На нитке домой я её приведу.
Почищу ей кузов, кабину, мотор.
Машину беречь должен каждый….(шофёр)
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные …(шары)
Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбу у ребятишек
Никому не нужно…(шишек)
Молоко пьёт,
Песенки поёт,
Часто умывается,
А полотенцем не вытирается.
(кошка)
Стоят в поле сестрички-
Жёлтый глазок, белые реснички.
(ромашки)
Живёт невидимая крошка,
Ловко мешки прогрызает.
Очень не любит кошку,
А кошка её обожает.
(мышь)
Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом ведёт-
Там заметку кладёт.
(карандаш)
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Как Мыша шалил.
Мышонок Мыша был страшным шалуном. Собирается, например, его папа куда-нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам: ищет свои шлёпанцы, штаны, шарф, шляпу, а их нигде нет.
- Мыша! Где мои вещи?! - грозно спрашивает папа.
- Я их съел…Нечаянно…
- Как съел? Ах, ты шалопай!
- Ну что ты шумишь? - заступается мама. – Он же пошутил.
- А шапку в прошлом году съел тоже в шутку?!
Или залезет Мыша за ширму и шуршит там:
-Шур- шур-шур-шур….
-Кошка!!! – визжит мама, и они вместе с папой шарахаются под шкаф.
Или возьмёт шпагат и тянет его через всю комнату.
- Змея… - шепчет папа и вместе с мамой падают в обморок.
- Это не жизнь, а кошмар! – возмущается папа. – Мы в своё время так не шалили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму
Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....