Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь.
план-конспект урока русского языка (3 класс) на тему
Ученики выступают в роли исследователей института Грамматики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdelitelnyy__i__znaki_3_klass.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь.
Цель:
- познакомить с правилами написания разделительных Ъ и Ь знаков;
- развивать умение сравнивать и различать слова с Ъ и Ь разделительными знаками;
- обогащать словарный запас учащихся, работать над развитием речи.
Задачи:
1. Обучающие:
- продолжать учить писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками;
- различать части слова;
- уметь находить и обозначать орфограмму в слове
2. Развивающие:
- обогащение словарного запаса;
- развитие логического мышления;
3. Воспитывающие:
- умение работать в малых группах (обсуждать, договариваться, приходить к единому мнению);
- уважительное отношение друг к другу;
- внимание;
- самостоятельность
Ход урока
- Организационный момент
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики!
- Тема и цели урока
(СЛАЙД 1)
- Сегодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. В нашем институте две лаборатории. Но вот над какой проблемой они работают, попробуйте догадаться.
Названия каких букв состоят из двух слов, одно из которых звучит одинаково? (Ъ и Ь).
- Верно! Одна лаборатория занимается изучением слов с разделительным Ъ знаком, а другая – с разделительным Ь знаком. (Появляются карточки).
3. Словарная работа.
Оладьи, съезд, варенье, подъем, листья, съемка.
(СЛАЙД 2)
Возникли ли какие –нибудь трудности при написании этих слов?
- Не подскажите ли тему урока?
(СЛАЙД 3)
- А какие цели будем преследовать на уроке? (Повторить и сравнить правила написания разделительных Ъ и Ь знаков, уметь различать знаки при написании слов с ними).
(СЛАЙД 4)
4. Новый материал.
- Итак, мы будем сопоставлять разделительные Ъ и Ь знаки.
1. (Чтение стихотворения. Инсценирование).
- Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Ь твёрдому на это отвечал.
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!..
- Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, -
Услышав этот спор, сказала буква А.
- Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.
- Что общего и чем интересны эти буквы? В чём их различие? На эти вопросы мы найдём ответы, проведя исследование.
2. Упр.163. Выполняется под руководством учителя.
Рассуждение: В слове прибой звук [й] обозначен буквой «и-краткое». В слове ладья звук [й] слышится после согласного [д] и перед гласным [а]. Звук [й] обозначен буквой я.
–Почему урок, тема которого разделительные ь и ъ, мы начинаем с повторения обозначения звука [й] ? (Если после согласного звука перед гласным есть звук [й], то в слове пишется ь или ъ.)
–Вспомните, какую «работу» выполняет ь в словах? (Обозначает мягкость согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки.)
3. Упр.164 САМОСТОЯТЕЛЬНО
- Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму и приготовьтесь к ответу по плану.
(СЛАЙД 5)
|
Расскажем об употреблении ъ и ь знаков и составим схему помощницу:
Вывод:
(СЛАЙД 6)
Что общего у разделительных Ъ и Ь знаков?
- Не допускают слияния гласного и согласного.
- В какой части слова пишется разделительный Ь знак?
-Разделительный Ь пишется в корне слова.
-В какой части слова пишется разделительный Ъ знак?
-Разделительный Ъ пишется между приставкой и корнем.
4. Работа с правилом.
- Сформулируйте правило правописания разделительных ь и ъ.
– Прочитайте про себя (затем вслух) правило на с. 113.
- Вы прекрасно справились с теорией. Можно и отдохнуть. А потом займёмся практической работой.
5. Физминутка
Мы с товарищем вдвоем шли на лыжах на подъем,
А потом с горы спускались, разъезжались и съезжались.
Объезжали все пеньки, доезжали до реки.
Снова лезли на подъем, чтобы съехать вниз потом
6. Чтение алгоритма и его освоение.
Теперь постараемся научиться пользоваться правилом с 133.
Упр. 165.Осложнённое списывание с проговариванием вслух. Например: Зав…южить. В этом слове я слышу звук [й] после согласного [в] и перед гласным [у]. Значит, здесь орфограмма – разделительный знак. Определяю, какую букву надо писать- ь или ъ. В слове корень –вьюж-. Орфограмма в корне, значит, надо писать разделительный ь. Пишу, обозначаю: завьюжило.
7. Закрепление. (Тренировочные упражнения)
Отгадывание загадок
Самостоятельная работа по карточкам, проверка в парах.
Игра «Замени одним словом»
Сжался, скорчился – (съежился)
Товарищи, приятели – (друзья)
Животное, от которого произошел человек – (обезьяна)
Спуск с горы – (съезд)
(СЛАЙД 7)
8. Самостоятельная работа. Упр. 166. (ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ)
Последовательность действий: Сил…но. В этом слове вообще нет звука [й], значит, нет орфограммы-разделительные ь и ъ. Звук [л] согласный, мягкий, для его обозначения на письме нужен ь. Пишу: сильно. Слово болеет. В этом слове произносится звук [й] после гласного [э],поэтому здесь нет изученной орфограммы.
9. Обобщение.
- Вспомните стихотворение, которое мы слышали в начале урока, о ссоре разделительных Ъ и Ь знаков. Мы закончили нашу исследовательскую работу и указали Ъ и Ь знакам их законные места. Давайте ещё раз вспомним об этом. Теперь они перестанут ссориться и никогда не забудут своё место в словах. Не путайте и вы их, ребята!
10. Подведение итогов.
- Оцените свою работу на уроке и поставьте отметку на полях в тетради.
11. Домашнее задание.
Упр. 1, с. 117, выучить правило на с. 113.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка на тему: "Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь".
Презентация к уроку....
Урок русского языка. ОС "Школа 2100",3 класс по теме :Звук [й\'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь.
Вашему вниманию представлен урок по теме « Звук [й\'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь » по предмету « Русский язык» в рамках программы «Школа 2100». Данный...
конспект урока по русскому языку 3класс «Правила правописания разделительных Ъ и Ь».
Даный конспект урока может быть применён на уроке русского языка в 3 классе по учебной программе "Школа 2100" . На этом уроке учащиеся знакомятся с правилом написания разделительных Ъ и ь знаков. В хо...
Сценарий урока "Звук "й" и и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ь и ъ."
Учащиеся проводят исследование над правописанием разделительных ь и ъ и делают вывод. На уроке используется парная ,групповая и индивидуальная фрмы работы. Также применяются формы самоконтроля и...
3 класс Открытый урок по русскому языку на тему: "Правила правописания разделительных ъ и ь знаков"
Данный урок русского языка способствует формированию навыков проектной деятельности....
Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" : Звук [й\'] и его обозначение на письме
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: : Звук [й\'] и его обозначение на письмеЦели урока: развитие умений слушать и вычленять в речи звуки [и] и [й\'], определять способы обозначения звука [й\'] на пи...
Тема: «Звук [й’] и его обозначениена письме».
Тема: «Звук [й’] и его обозначениена письме»....