Урок русского языка. ОС "Школа 2100",3 класс по теме :Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь.
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
Вашему вниманию представлен урок по теме « Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь » по предмету « Русский язык» в рамках программы «Школа 2100». Данный урок относится к разделу « Слово», является обязательным для изучения. На данную тему отводится 6 часа. Это первый урок по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_romanenko_o.a.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. педагога: Романенко О.А.
Урок русского языка ОС «Школа 2100» 3 класс .
Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь
Цель: ученики научатся писать слова с разделительными ъ и ь, объяснять выбор разделительного знака.
Задачи:
1.Актуализировать знания о роли разделительных ь и ъ знаков в словах.
2. Развивать умения различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук [й'].
3.Развивать умение выявлять различия в правописании букв разделительного ъ и ь.
4.Развивать умение работа над правилом и его применением в новой ситуации.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные УУД
1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс часть1 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева; листы А4 для работы в группах; карточки для работы в парах.
Сценарий урока.
I.Самоопределение к деятельности и актуализация знаний.
1.Организационный момент.
Скажите, какой праздник приближается? Кого мы поздравляем в этот день? Какой подарок вы можете сделать маме?
2. Определение темы, задач урока.
- У вас на столах лежат открытки, которые вы готовили на уроке технологии. Что мы должны добавить в них? Какой это должен быть текст? (красивый, используем ласковые слова) Что мы можем пожелать маме в этот праздник? (крепкого здоровья, счастья, объяснения в любви, съездить в путешествие, дружной семьи)
Один мальчик уже подписал открытку маме. Давайте вместе посмотрим на неё (дать текст с ошибками)
Дорогая мамочка!
Поздравляю тебя с праздником. Пусть у тебя будет много здоровья, счастя, любви. Желаю благополучия в семе, обязательно сьездить в отпуск.
Твой сын Саша.
Вы заметили в записанных словах ошибки? Какой вывод сделаем? (красивые слова знаем, но писать их грамотно умеют ещё не все) Какая орфограмма встретилась в словах? (разделительные ь и ъ знаки)
Что мы должны знать, чтобы правильно написать эти слова? (на доске – запросы детей).
Составляем план работы:
- Определить, надо ли писать разделительные ь и ъ знаки.
- Выбрать какую букву писать - разделительный ъ или ь знак.
- Учиться правильно обозначать орфограммы.
- Тренироваться в написании слов с разделительным ъ или ь знаками.
Дописываем цель для детей: Если мы выполним все пункты плана, то сможем подписать открытку маме без ошибок.
3. Актуализация знаний. Вспоминаем то, что знаем .
1. Наблюдение над словами с разделительным ъ и ь.
а) Упр. 163 – совершенствуется умение слышать звук [й'] в словах, определять, как он обозначен на письме. Выполняется под руководством учителя.
Рассуждение: в слове прибой звук [й'] слышится после гласного [о], на письме звук [й'] обозначен буквой «и краткое». В слове ладья звук [й'] слышится после согласного [д'] и перед гласным [а]. Звук [й'] обозначен буквой я, на наличие этого звука в слове указывает разделительный ь.
Ученики самостоятельно списывают слова и подчёркивают буквы, которые обозначают звук [й'].
– Почему урок, тема которого – разделительные ь и ъ, мы начинаем с повторения обозначения звука [й']? (Если после согласного звука перед гласным есть звук [й'], то в слове пишется ь или ъ.)
Посмотрите на план нашего урока. Ответили мы на первый вопрос? (если в слове после согласного перед гласным слышится звук й надо писать ъ или ь знак)
– Вспомните, какую «работу» выполняет ь в словах? (Обозначает мягкость согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки.)
Физминутка
Упр. 164 – развивается умение выявлять различия в правописании букв разделительного ъ и ь для указания на наличие звука [й'] в словах.
Выполняется по «шагам» – заданиям в упражнении.
– Чем отличаются слова в 1-м и 2-м столбике?
– Почему в 1-м столбике пишется буква ь, а во 2-м – ъ?
Вывод: разделительный ь пишется в корне слова, ъ – между приставкой и корнем.
– Вспомните и сформулируйте правило написания разделительного ь и ъ.
II. «Открытие» нового знания.
- Работа с правилом.Технология сотрудничества. «Снежный ком».
– Прочитайте про себя правило на с. 134.
– Как с помощью схемы показать это правило?
- Работа в парах.
На партах лежат задания. Вам надо составить в парах схему к той части правила, которое обозначено у вас в задании.
Но сначала необходимо повторить правила работы в парах.
- Первый рассказывает второму, второй – первому.
- Говорим по очереди (договориться кто первый, кто второй).
-Один говорит и доказывает с помощью учебника – второй слушает и поддерживает (кивание головой). Готовится задать вопросы и исправить ошибку в случае необходимости.
- Если работа выполнена, то поднять руки вместе.
( работают в парах, составляют схему).
- Работа в четвёрках.
Объединитесь в четвёрки. Обсудите схемы, которые у вас получились. Внесите изменения, если это необходимо.
А правила работы в группе будут отличаться от правил работы в парах?
+ напомнить сигнал о затруднении и об окончании работы
Я буду наблюдать за вашей работой, как вы
- слушаете друг друга
- помогаете друг другу
- вместе решаете возникшую проблему
- Работа в группах.
Объединитесь по группам: 1 группа - те, кто работал со схемой к правилу - написание разделительного ь;
2 группа – те, кто работал с правилом написания разделительного ъ.
Вам необходимо внимательно рассмотреть схемы, обсудить и выбрать лучший вариант. Договоритесь, кто будет представлять работу вашей группы.
( в группах проверка, выделение лучшего)
Представление схемы от каждой группы.
III. Применение новых знаний по изученному алгоритму. Творческое применение полученных знаний с переносом на другой языковой материал.
Работа над алгоритмом и его применением.
а) Прочитайте название в рамке после правила.
– Что вы поняли из названия? Что будет вам предложено дальше?
(Алгоритм, последовательность действий, инструкция по применению правила.)
– Прочитайте алгоритм.
– Сколько в нём «шагов»?
– С чего нужно начинать поиск орфограмм-букв разделительного ь и ъ знака?
– От чего зависит выбор разделительного знака? (От места в слове.)
– Как проверить правильность написания? (Обозначить части слова, подчеркнуть буквы, перед которыми пишутся разделительный ъ и ь.)
б) Образец применения алгоритма.
1)Возвращаемся к словам, которые мы будем использовать для поздравления в открыткам. Доказываем выбор букв.
Давайте подпишем открытки. Не забудьте. Что это поздравления – пишем красиво, стараемся уйти от ошибок.
Оцените свои работы. Мы знаем как оцениваем - на5, на 4, на 3. Но какой критерий добавим к оценке работы? (аккуратность, старание)
IV. Рефлексия: эмоциональная и оценочная
Посмотрите на план урока. Все ли вопросы мы рассмотрели? Достаточно ли времени уделили тренировке в написании слов по данному правилу.
«ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ»
У вас на партах у каждого лежат сердечки. Прикрепите их на лесенку на ту ступеньку, которая соответствует вашему состоянию в конце урока.
Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки.
Комфортно
Уверен в своих силах
Хорошо
Плохо
Крайне скверно
VI. Домашнее задание.
с.140 упр.1, правило
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь.
Ученики выступают в роли исследователей института Грамматики....
Презентация к уроку русского языка на тему: "Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь".
Презентация к уроку....
Урок русского языка во 2-ом классе по теме «Разделительный мягкий знак».
Данный урок позволяет доступно объяснить учащимся правописания разделительного мягкого знака...
Урок русского языка во 2-м классе по теме "Разделительный Ь и Ъ знаки. Обобщение»
Отработка умения писать слова с разделительным ь и ъ знаками....
Сценарий урока "Звук "й" и и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ь и ъ."
Учащиеся проводят исследование над правописанием разделительных ь и ъ и делают вывод. На уроке используется парная ,групповая и индивидуальная фрмы работы. Также применяются формы самоконтроля и...
Конспект урока русского языка во 2-м классе на тему «Закрепление знаний о разделительном мягком знаке»
Формировать умение правильного употребления слов с разделительным Ь;совершенствовать навыки правописания слов с разделительным Ь;развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;воспитывать интерес к...
Технологическая карта урока русского языка во 2 «Б» классе по теме: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»»
Технологическая карта урока русского языка во 2 «Б» классе по теме:«Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»»...